Реставрационная работа с кружевом: исторический опыт
Говорят, что портнихи уничтожили больше отличного кружева, чем все деструктивные факторы, вместе взятые. По прихоти моды даже лучшие образцы таких дорогостоящих сортов, как алансон или бурано, подгонялись по выкройке, обрезались и надставлялись до нужного размера. В то же время именно портнихи сохраняли жизнь обрывкам старинного кружева, с большим искусством соединяя их в единое декоративное полотно. Такая техника к концу XIX – началу XX века стала новой, относительно самостоятельной ветвью производства кружева. При этом недостающие фрагменты могли быть возмещены – изготовлены специально для этой цели или подобраны из имеющегося в наличии «донорского» материала. В силу сложившегося метода работы допускались небольшие отклонения во внешнем виде дополнений. Другой областью работ, которые также выполняли портнихи прошлых веков, было восстановление старинного кружева. Наиболее простым в работе было поновление кружева на ветхом фоне из соединительных брид. Элементы рисунка осторожно отделялись от фона и собирались заново новыми бридами либо сеткой. При этом мастерица могла изменить изначальные размеры кружева, располагая элементы узора более свободно; в основном этот прием касался увеличения недостаточной ширины прошв и оборок. Особые трудности возникали при реставрации тюлевой сетки ручной работы, в особенности плетеной. Шитая сетка в таких кружевах, как алансон, аржантан, брюссель, бурано, малин и лилль, была относительно несложна для реставрирования в силу технологии ее изготовления. Плетеная же сетка была мало пригодна для реставрации, поэтому дыры в ней – особенно видные именно на тюлевой сетке – обыкновенно пытались замаскировать вставками подходящего размера и узора. Иногда для починки большого, но изношенного полотна мастерица могла пожертвовать его размерами, отрезав «донорский» материал от края. При использовании такой технологии разница в технике исполнения основы и вставок отсутствовала, но взамен появлялись лишние, не предусмотренные первоначальным замыслом и не обусловленные рисунком швы.
В самом крайнем случае кружево переносили на тюлевую сетку машинной работы, но нужно отметить, что, отреставрированное таким образом, оно много теряло в цене. Восстановленное таким образом кружево на последнем этапе работы зачастую окрашивалось, чтобы скрыть разницу в оттенках нескольких «доноров». Так в мире «восстановленного» кружева появился редчайший черный хонитон, никогда не существовавший прежде.
Метод сборки цельного полотна кружева из отдельных полос на шифоне. Лицевая и изнаночная сторона. Работа начала XX века
Технические указания по работе с кружевом
Аппретирование новых работ. В главе о кружевах, вязанных иголкой, было сказано, что этого рода работы по окончании должны быть разглажены. Но это глаженье должно быть сделано с соблюдением некоторых правил. Отпоров кружево от клеенки, его кладут лицом вниз на тонкую белую фланель; затем опускают в воду новый кусок чистой и сильно аппретированной кисеи, и как только он пропитается водой, вынимают, слегка выжимают, чтобы с него не капало, и, сжав мокрую кисею комочком, постукивают ею по изнанке работы (не трут), пока последняя не сделается равномерно сырой. После этого разглаживают кружево не очень горячим утюгом очень медленно, так, чтобы влажность, сообщенная ему тампоном из кисеи, постепенно испарялась. Следует снять кружево с фланели только тогда, когда убедятся, что оно совсем сухое. Нет лучшего способа, чтобы придать готовому кружеву ту еле заметную степень жесткости, которой только и отличаются новые кружева от старых.
Чистая вода не придает ниткам достаточно твердости, а разведенный крахмал часто слишком густ; очень редко удается приготовить его как раз так, как нужно, между тем как употребляя кисею, никогда не рискуют ошибиться в пропорции. То же самое делают и с работами, вышитыми по филе, причем их увлажняют, пока они еще не сняты с пялец, а снимают только тогда, когда они совершенно высохнут. Ажурные вязанья крючком или спицами прикалываются булавками к гладильной доске, смачиваются также пропитанной водой кисеей и затем разглаживаются. Советуем поступать так же и с вышивками по полотну. Но если последнее сильно измято, с твердыми складками, то на полотно накладывают мокрую тряпку, а лучше всего намоченную и хорошо выжатую салфетку, и гладят сверх этого. Как стирать обыкновенные кружева. Берут цилиндрическую бутылку, наматывают на гладкую часть ее кружево, прихватывают его, если кусков несколько, двумя‑ тремя стежками и затем покрывают куском белого муслина, который тоже пришивают. Затем наливают в какую‑ нибудь посудину столько холодной воды, чтобы бутылка была покрыта ею. Прибавляют в воду кусочек простого мыла, и, если кружева уж очень грязны, щепотку соли. Все это ставится на плиту и кипятится не менее часа. Чтобы бутылка не двигалась во время кипения, ее можно насыпать песком до половины. Когда вода станет совсем грязной, ее меняют, повторяя это до тех пор, пока получится совсем чистая вода при кипении. Тогда кружево будет чистым, и, прополоскав его несколько раз в холодной воде, его, наконец, отпарывают, развертывают и сушат. Как стирать тонкие кружева. Поступают совершенно так же, но так как обыкновенно эти кружева стираются реже, чем простые, то они бывают желтоваты и, от неосторожного с ними обращения, часто очень уж непрочны. Вследствие этого, если на кружеве есть пятна или оно жирно, так что требуется очень упорная чистка, то его сначала опускают на несколько дней в хорошее прованское масло. Это делается затем, чтобы вернуть ниткам кружева их первоначальную мягкую упругость, потерянную от носки и частого беления. После этого моют кружево так же, как сказано выше.
Как крахмалить кружево. Когда кружево совсем высохло, приготовляют жидкий крахмал, чтобы придать им некоторую жесткость. Для этого берут чистый пшеничный крахмал, а не рисовый, и делят взятую порцию на две части, которые обе разводят в холодной воде, а одну часть затем кипятят. После очень недолгого кипения, снимают крахмал с огня и мешают до тех пор, пока больше не будет пару. Затем смешивают обе жидкости, и разбавляют их еще водой до консистенции густого молока. Если кружева должны быть желтоватые, то прибавляют к крахмалу несколько капель кофе, или немного чая, или капли две шафранного отвара. От кофе получается темно‑ кремовый оттенок, от чая – чуть‑ чуть зеленоватый, а от шафрана – чисто желтый. Приготовив таким образом крахмал, опускают в него кружева и потом осторожно, не выкручивая, выжимают их. Затем кладут кружево на одну руку, а другой похлопывают по нему, чтобы оно пропиталось хорошенько крахмалом. Опять опускают в крахмал и опять выжимают. Повторив все это раза два, завертывают кружево в тонкую белую тряпочку, в которой оно и остается до тех пор, пока его начинают гладить или накалывать булавками, смотря по роду и качеству его. Глаженье кружев. После того как кружево полежит часа два в сухой тряпке, его можно гладить, если оно механического производства, или накалывать, если это вязаное иголкой кружево или кружево филе‑ гипюр. Перед тем как гладить какое‑ либо кружево, его берут в левую руку за верхний край, а правой потягивают другой край, расправляя постепенно на нем все пико. Это очень важно, потому что только расправленное так кружево получает вновь свой красивый вид. Вытянув его так по всей длине, кладут на белую фланель и гладят не слишком горячим утюгом. Утюг следует держать на кружеве до тех пор, пока оно станет совсем сухое, и только тогда подвигать его дальше. Если как‑ нибудь выйдут фальшивые складки, смачивают бархатную губку водой, к которой подлито несколько капель крахмала, в котором мочили кружево, слегка увлажняют кружево и проводят по ней опять утюгом.
Разгладив один раз кружево, его потягивают вновь по всей длине подряд, сначала слева направо, а потом справа налево, а затем еще раз отглаживают. Потягивая так кружево вкось в двух противоположных направлениях, уничтожают излишнюю жесткость, остающуюся всегда после крахмаления. Как накалывать кружева булавками. Чтобы хорошо накалывать кружева, надо завести себе деревянный барабан высотой около 30 см, и шириной в 50–60 см, так как его кладут на колени. Снаружи барабан обшивается чем‑ нибудь мягким и покрывается серым или белым тиком. Булавки для прикалывания пико должны соответствовать вполне по толщине этим последним. Так, для валансьен или кружев, вязанных иголкой, берут очень тонкие булавки, для других кружев – более толстые, но всегда белые металлические булавки, а не стальные, которые могут заржаветь и испортить кружево. Барабан же покрывают хорошей синей бумагой, которая не так утомляет глаза, а из тряпки вынимают только столько кружева, сколько его считают возможным успеть наколоть так, чтобы оно не высохло заранее. Остальная часть завернута в тряпку. Край (или основание) кружева кладется по прямой линии и укрепляется булавками, воткнутыми на одинаковом расстоянии друг от друга; потом прикалывают отдельно каждое пико другого края, стараясь не развернуть их, если они еще сохранили свою первоначальную форму, и, напротив, вновь завертывая их, если они открылись. Если нельзя сделать все это очень быстро, пока кружево не высохло, то опять прибегают к помощи губки, смачивая ею и сухие пико, и сухие части кружева. Никогда не следует вкалывать булавку в сухое кружево, потому что рискуют разорвать пико и таким образом испортить кружева, часто очень дорогие. Некоторые рельефные кружева кроме накалывания еще должны быть выдавлены с изнанки специальным прибором вроде костяного крюка, нарочно изготовляющимся для этого. Многие кружевницы выдавливают так и кружева валансьен, но мы думаем, что этого не следует делать, так как этот вид кружева не имеет никакого рельефа. Приколотые части кружева остаются на барабане до тех пор, пока он не покрыт кругом, или если кружева были большими кусками, и пока они не высохли, если куски небольшие. После того как скалывают булавки, следует старательно закрывать уже расправленное кружево, а отколотые части запрятывают в мешок из синей бумаги, чтобы все куски оставались одинаково чистыми. Наконец, мы очень советуем приниматься за чистку кружева только тогда, когда можно с уверенностью располагать временем для этого, так как весьма важно не прерывать начатое дело, а особенно накалывание кружева.
Опыт работы Русского музея: по материалам 1925 года
Кружева мылись обычным образом во взбитой мыльной пене и с применением обычных осторожных приемов мытья нежных тканей. После промывки кружево осторожно вытягивалось, выравнивалось, расправлялось и еще полусырое прикалывалось стальными булавками на покрытый холстом войлок. Эта часть работы над кружевами самая главная. Очень помятые кружева слегка обрабатывали аппретурой из желатина, но чаще всего достаточно было старательно вытянуть их и костяной палочкой или деревянной стекой выдавить рельеф. Большие куски кружева навертывались, за неимением необходимых валиков, на бутылку, и промывались в мыльной воде, путем перекатывания в руках бутылки, чем удавалось избегать прорывов, что легко случается при подобных обработках.
Уход за золото‑ серебряным кружевом и позументами
Чистка золотого или серебряного кружева. Приготовить кашицу из нашатырного спирта и тертого мела; смазать ею кружево посредством щеточки, после чего очистить сухой щеткой и сухим мелом. Серебрение потускневших галунов и позументов. Растворить в четырех золотниках крепкой водки серебряный гривенник или пятиалтынный, расколотый на кусочки. Когда серебро растворится в крепкой водке (азотной кислоте), вылить раствор в крепкий рассол (столовая ложка соли на стакан воды). Тотчас же образуется осадок в виде белых хлопьев. На другой день жидкость сливают с остатка, наливают его свежей водой и опять сливают. Просушив осадок на бумаге, смешивают его в ступке с золотником кремортартара и взятыми на кончик ножа испанскими белилами. Для серебрения галунов надо немного смочить порошок и натирать им вещь, при помощи тонкой тряпки. Когда натертая вещь высыхает, чистить мягкой зубной щеткой и потом вытряхнуть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|