Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение. Приложения. 1. Дискурс в музейном пространстве. Первичная атрибуция кружева и атрибуция схожих видов




Заключение

 

В настоящем исследовании впервые предпринята попытка системного изучения истории кружева, основанная на критическом осмысливании как подлинных вещевых источников, так и изобразительного и нарративного материала по проблеме.

Освещая заявленную в заглавии тему, мы рассматривали историю кружева как непрерывный поток культурных обновлений: существующих стилевых и жанровых исканий, эстетических норм, традиционных технологий и форм деятельности. Дополнительным результатом стал сведенный воедино редкий и разрозненный отечественный материал по атрибуционной практике. В этой работе к нему был приобщен и проверенный временем опыт зарубежных коллег.

Настоящая работа открывает перспективы изучения кружева не только как одной из многочисленных разновидностей текстиля, к которой исследователи обращались на протяжении всей истории его бытования многократно. Будучи рассмотрена в качестве культурного текста, специфика кружева, обусловленная не только сложной техникой его исполнения, но и наслоением различных заимствований на вневременные константы, на сложные взаимовлияния культур, их полиэтничность и региональные особенности, делает объект нашего изучения ярким и оригинальным явлением на фоне прочих видов текстиля.

В рамках проведенного исследования кружево также предстает как аттрактивный и значимый элемент костюма, в значительной степени обусловивший его самобытность. Это ценный источник информации, дающий широкое представление о культуре одежды самых разных эпох и народов, ее изготовления и бытования. Но поскольку одежда – часть не только внешнего облика и мира вещей, но и нематериального мира, она в не меньшей степени раскрывает и внутреннюю, духовную жизнь как отдельного человека, так и социума в целом.

Не менее интересно, что кружево, как разновидность декоративно‑ прикладного искусства, всегда выражает генетическую связь с культурой, его породившей. В этом качестве оно предлагает исследователю повод еще раз осмыслить историю человечества и осознать значимость сохранения и популяризации культурного достояния как результата сложного пройденного исторического пути. В данном случае обращение к истории кружева помогло нам найти ответ на вопрос, сформулированный столетие назад П. К. Степановым в работе «История русской одежды»: «Какую культуру дали нам древние обитатели… и какое отношение мы, современные обитатели, имеем к этой культуре? »

В этом плане более чем показательна история русского кружева 1870‑ х годов, когда на волне внимания и российского, и мирового общества ко всем отраслям русской народной культуры феномен русского кружева был высоко оценен не только отечественной, ранее исключительно западно‑ ориентированной аристократией, но и мировым сообществом. В дальнейшем его популярность привела не только к включению в западноевропейский костюм других элементов традиционного русского костюма, но – шире – к моде на «русское» платье в Старом и Новом Свете.

Таким образом, историю кружева можно изучать не только ради ее самой, но и для того, чтобы получить данные, подтверждающие или опровергающие те или иные исторические события и характеризующие те или иные исторические личности. В то же время автор выражает уверенность, что история кружева постепенно завоюет признание и как самостоятельная сфера научного знания, аккумулирующая коллективную культурную память.

 

Приложения

 

1. Дискурс в музейном пространстве

 

 

Первичная атрибуция кружева и атрибуция схожих видов

 

На сегодняшний день существует несколько обстоятельств, которые препятствуют как изучению подлинных предметов, так и интерпретации фотодокументов и изобразительных источников с изображением кружева.

Первым из этого ряда является недостаточная доступность для изучения музейных собраний и частных коллекций. Известно, что только начальный этап этой работы может основываться на иллюстрированных альбомах‑ каталогах и на экспонатах, размещенных в витринах. Всякое настоящее исследование начинается с непосредственного контакта с предметом, который можно не только рассмотреть при достаточном освещении и значительном увеличении, но и ощущать тактильно.

Второе препятствие – это намеренное введение потребителя (и, увы, исследователя) в заблуждение, что было особенно свойственно мастерицам некоторых периодов в истории кружева. В такие периоды более дешевые виды кружева изготавливаются, намеренно подражая другим, более модным и, следовательно, более дорогим сортам. Так, например, раннее punto in aria и раннее плетеное кружево имитировали узоры более сложной техники шва по прорези. Французские шитые кружева времен ранних Королевских мануфактур копировали венецианские образцы, а русские кружева начала XVIII века – фламандские прототипы. Фламандским кружевам, в их «золотой век», подражала и Италия. Ранние образцы фламандского бенш и валансьен также очень близки между собой.

Наблюдается схожесть до полного смешения и у многих других видов. К тому же зачастую для обогащения внешнего вида работы разные методы декорирования комбинировались в одной вещи. Этот принцип, которому следовали многие кружевницы, также затрудняет и без того сложный вопрос идентификации близких по внешнему виду сортов кружева.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...