Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К 1832 г. на основе Полного собрания был подготовлен Свод законов в 15 томах, который включал только действующее законодательство. Впоследствии Свод законов пополнялся и переиздавался, в 1830—1840-е гг. были подготовлены также «Свод военных постановлений»




К 1832 г. на основе Полного собрания был подготовлен Свод законов в 15 томах, который включал только действующее законодательство. Впоследствии Свод законов пополнялся и переиздавался, в 1830—1840-е гг. были подготовлены также «Свод военных постановлений», «Свод законов Остзейских и Западных губерний», «Свод законов Великого княжества Финляндского» и другие.

Наибольшее значение в общественно-политической жизни николаевского времени играло Третье отделение — высшая тайная полиция. Третье отделение осуществляло надзор за общественными настроениями, принимало многочисленные жалобы и доносы подданных, контролировало деятельность центральной и губернской бюрократии. В декабре 1826 г. был учрежден секретный комитет для рассмотрения вопросов внутреннего управления. Дела Третьего отделения были поделены между четырьмя экспедициями, в штате которых служили сначала 16, а к 1830-м гг. более 30 чиновников.

Важнейшим звеном реорганизации высшей полиции в 1826—1827 гг. стало подчинение главному начальнику III Отделения вновь учрежденного Корпуса жандармов с учреждением управлений жандармских округов и губернских жандармских штаб-офицеров. Служебные обязанности жандармских чинов регламентировались секретными инструкциями. По проекту первого шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа, они были поставлены в независимое положение от губернской администрации.

Сфера компетенции Третьего Отделения была весьма обширна, включая собственно политический сыск (дела по политическим преступлениям), надзор за иностранными подданными, дела по фальшивомонетчикам и раскольникам и так далее. Центральное место в компетенции Третьего отделения занимал сбор сведений о настроениях в разных слоях общества (отсюда и особое внимание Третьего отделения к художественной литературе и периодической печати) и негласный надзор за деятельностью центральных и местных государственных учреждений.

В 1826 г. император утвердил Цензурный устав, который современники назвали «чугунным». Был учрежден Главный цензурный комитет, который подчинялся Министерству народного просвещения. Цензурный контроль, помимо Цензурного комитета, осуществляли самые разные ведомства: Синод, Академия наук, Министерство императорского двора, университеты. Была цензура театральная, духовная, военная. Верховный надзор был обязанностью III Отделения, для которого общественное безмолвие было свидетельством успеха в овладении умами.

 

Важными преобразованиями 1830-х гг. явились также финансовая реформа (денежной единицей вместо бумажных ассигнаций стал серебряный рубль и был установлен фиксированный курс ассигнаций по отношению к рублю), реформа казенной деревни, университетская реформа.

Решение крестьянского вопроса

Годы правления Николая I в различное время действовали одиннадцать секретных комитетов по крестьянскому вопросу, но практические результаты их работы оказались незначительными. Наибольшее значение имел секретный комитет 1839 г. во главе с министром государственных имуществ П. Д. Киселевым. Киселев полагал возможным решить крестьянский вопрос путем регламентации отношений между помещиками и крестьянами.

Подготовленный комитетом Указ об обязанных крестьянах 1842 г. предполагал освобождение крепостных крестьян только с согласия помещиков с условием передачи земли крестьянам не в собственность, а в пользование и выполнения определенных повинностей в пользу помещика. В категорию «обязанных крестьян» к концу 1850-х гг. перешли более 27 тыс. крестьян мужского пола.

Киселев видел в указе об обязанных крестьянах первый шаг широкой реформы крепостных отношений, которая в николаевское время не состоялась. Но в целом политика правительства в крестьянском вопросе имела тенденцию в сторону дальнейшего послабления крепостного права.

- В 1827 г. была запрещена продажа крестьян без земли,

-  запрещено отдавать крепостных крестьян на заводы,

-  в 1828 году ограничено право помещиков на самовольную ссылку крестьян в Сибирь.

- В 1841 г. дворянам, не имевшим своих имений, было запрещено покупать крестьян без земли.

-  В 1847 г. Министерство государственных имуществ получило право покупать за счет казны дворянские населенные имения.

Таким путем было выкуплено и переведено в сословие государственных крестьян более 50 тыс. душ крепостных. По подсчетам И. В. Ружицкой, в николаевское время было принято более ста законодательных актов, так или иначе регулировавших переход крепостных в свободное состояние и ограничивавших власть помещиков над крепостными крестьянам и. В результате этих правительственных мероприятий относительная численность крепостного крестьянства в сравнении с иными социальными группами неуклонно падала. В то же время административно-полицейская власть помещиков над крепостными крестьянами во второй четверти XIX в. не была поколеблена (Ружицкая И. В. Законодательная деятельность в царствование императора Николая I. М., 2005. 90).

Важным мероприятием по решению крестьянского вопроса стала так называемая инвентарная реформа в Западном крае. Более решительные действия правительства в этом регионе были обусловлены тем, что основную часть помещиков здесь составляли польские дворяне, и правительство стремилось ослабить их экономическое доминирование.

В конце 1840-х гг. были выработаны «Правила для управления имениями по утвержденным для оных инвентарям» и составлены инвентари — то есть описания помещичьих имений с фиксацией крестьянских наделов и точного объема барщинной повинности. Инвентарная реформа была введена сначала в 1847—1848 гг. на Правобережной Украине (Волынская, Киевская, Подольская губернии), а в 1852—1855 гг. на территории современной Белоруссии (Витебская, Гродненская, Могилевская, Минская). По своему содержанию эти мероприятия были схожи с реформой в Остзейском крае 1804 г.

Секретные комитеты по крестьянскому вопросу второй четверти XIX в. хотя и не имели значимых практических результатов, но оформили теоретическую базу для последовавшей крестьянской реформы. Именно в ходе прений в секретных комитетах возобладала точка зрения об освобождении крестьян с землей, была подготовлена правовая база для ликвидации крепостнических отношений. (Ружицкая И. В. Указ. соч. 96)

В 1830—1840-е гг. правительство начало ориентироваться на поддержку крестьянской общины, что сдерживало расслоение в крестьянской среде. Под влиянием работ влиятельного немецкого экономиста А. фон Гакстгаузена в правительственной среде и общественном мнении возобладал взгляд на передельную общину как традиционный и уникальный институт, обеспечивающий социальную стабильность в деревне. Такой идеализированный взгляд на общину оставался доминирующим вплоть до начала XX в. — по мнению ряда историков, этот подход сковывал возможности социально-экономической модернизации страны. (Христофоров И. А. Великие реформы... )

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...