Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третий этап (1843). Результаты и последствия реформы. Проблемы образования. Длительный период руководства ведомством народного просвещения связан с именем графа Сергея Семеновича Уварова (министр в 1833—1849 гг.). Выходец из придворной аристократии, Уваро




Третий этап (1843)

   

1 июня 1843 года начался заключительный этап, с подписания Манифеста «О замене ассигнаций и других денежных представительств». Этот документ подводил итог под изменениями финансов. Прежде всего, он отменял ценные бумаги (кредитные и депозитные), которые выпускались с 1839 года. Также отменялись необеспеченные банкноты. Манифест обязывал обменивать старые деньги на новые, государственные, обеспеченные серебром. Печатать новые деньги начали в 1843 году, сразу после публикации манифеста. В России вводились деньги от 1 до 100 рублей.

На последнем этапе реформы Россия получила новые деньги, обеспеченные серебром. Следовательно, за ненадобностью была ликвидирована Депозитная касса. Дополнительно был издан закон, ликвидировавший Государственный ассигнационный банк. Этот процесс осуществлялся постепенно, но с 1 января 1848 года все средства этих финансовых учреждений были переданы Экспедиции государственных кредитных билетов, которая теперь занималась выпуском денег.

Результаты и последствия реформы

Главный итог денежной реформы Канкрина - Россия сумела преодолеть дефицит бюджета, и сумела избавить от огромного количества денежных ассигнаций, выпущенных еще в прошлом столетии.

Отказ от бесконтрольного печатания бумажных денег, эмиссией которых предыдущие правительства пробовали выйти из различных финансовых кризисов.

Из обращения исключена огромная масса ассигнационных рублей, не имевших должного обеспечения и затруднявших расчёты. Исключён пересчёт «на монету» и «на ассигнации», поскольку кредитные билеты обменивались на серебряную монету по номиналу. Российский рубль теперь обладал полным обеспечением серебром и частично - золотом. В России создана устойчивая денежная система, основанная на серебре – серебряный монометаллизм.

Денежная реформа Ефима Канкрина обычно позитивно оценивается историками. Действительно, поставленные цели она решила, но к долгосрочной стабилизации финансовой ситуации это не привело. Причина в Крымской войне, которая началась в 1853 году. Финансово Россия к войне оказалась не готовой. Только в течение первого года было выдано новых кредитов на сумму в 401 млн рублей. Сумма огромная, поэтому государство запретило обменивать бумажные деньги на золото. В 1858 аналогичный запрет был введен на серебро. Поэтому все позитивные моменты, достигнутые Канкриным, были ликвидированы войной и ее последствиями.

 

 

Проблемы образования

Император стремился укрепить систему народного просвещения на сословных началах.

Ø Учрежденный в мае 1826 г. «Комитет по устройству учебных заведений» призван был выработать новые принципы школьного образования. 19 августа 1827 г. последовал рескрипт министру народного просвещения о запрете принимать в гимназии крепостных крестьян. 8 декабря 1828 г. был утвержден «Устав гимназий и училищ уездных и приходских», согласно которому уровень образования должен был соответствовать сословной принадлежности учащегося. В конце 1820-х гг. были ужесточены ограничительные требования к частным учебным заведениям.

Указ Сенату от 18 февраля 1831 г. запрещал молодым людям до 18 лет получать образование за границей.

Длительный период руководства ведомством народного просвещения связан с именем графа Сергея Семеновича Уварова (министр в 1833—1849 гг. ). Выходец из придворной аристократии, Уваров был широко образованным человеком, занимался научными изысканиями в области греко-римской филологии, был широко известен в европейских научных кругах, с 1818 г. являлся президентом Императорской Академии наук. В 1810-е гг. Уваров был известен и как деятельный участник литературного общества «Арзамас».

 В 1832—1833 гг. в отчете о ревизии Московского университета и всеподданнейшем докладе Уваров вывел формулу «православие, самодержавие, народность», долженствующую, по его мнению, стать краеугольным камнем всей образовательной системы.

Главный посыл Уварова клонился к мысли, что образовательные программы гимназий и университетов должны основываться на представлении о связи национального самосознания с православием и преданностью престолу. Иными словами, Уваров полагал возможным поставить российское образование вровень с европейским, однако на самобытных началах русской культурной традиции, дав «перевес отечественному воспитанию над иноземным». Для этого предполагалось усилить преподавание русской истории и литературы, ограничив влияние иностранных наставников на подрастающее поколение.

В 1833 г. было приостановлено открытие новых частных пансионов, с 1834 г. домашние наставники и учителя считались состоящими на государственной службе и подотчетными ведомству народного просвещения. В то же время усилиями Уварова были введены обязательные заграничные стажировки за казенный счет для выпускников, предназначенных к преподаванию в университетах, поощрялось открытие губернских «благородных пансионов», создаваемых дворянскими обществами при поддержке правительства.

  В 1835 г. был издан новый «Общий устав императорских российских университетов». Устав лишил университеты руководства гимназиями. Напротив, роль попечителей учебных округов в надзоре за университетскими учебными программами усилилась. Была ограничена внутренняя автономия университетов: назначения на должности ректоров, деканов и профессоров утверждались министром народного просвещения, который также получил возможность назначать профессоров самостоятельно. Инспектор университета назначался попечителем учебного округа, вводилась должность помощника инспектора для надзора за студентами.

Видеть в университетской политике 1830-х гг. лишь ограничительные меры неверно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...