Третий этап (1843). Результаты и последствия реформы. Проблемы образования. Длительный период руководства ведомством народного просвещения связан с именем графа Сергея Семеновича Уварова (министр в 1833—1849 гг.). Выходец из придворной аристократии, Уваро
Третий этап (1843)
Проблемы образования Император стремился укрепить систему народного просвещения на сословных началах. Ø Учрежденный в мае 1826 г. «Комитет по устройству учебных заведений» призван был выработать новые принципы школьного образования. 19 августа 1827 г. последовал рескрипт министру народного просвещения о запрете принимать в гимназии крепостных крестьян. 8 декабря 1828 г. был утвержден «Устав гимназий и училищ уездных и приходских», согласно которому уровень образования должен был соответствовать сословной принадлежности учащегося. В конце 1820-х гг. были ужесточены ограничительные требования к частным учебным заведениям. Указ Сенату от 18 февраля 1831 г. запрещал молодым людям до 18 лет получать образование за границей. Длительный период руководства ведомством народного просвещения связан с именем графа Сергея Семеновича Уварова (министр в 1833—1849 гг. ). Выходец из придворной аристократии, Уваров был широко образованным человеком, занимался научными изысканиями в области греко-римской филологии, был широко известен в европейских научных кругах, с 1818 г. являлся президентом Императорской Академии наук. В 1810-е гг. Уваров был известен и как деятельный участник литературного общества «Арзамас».
В 1832—1833 гг. в отчете о ревизии Московского университета и всеподданнейшем докладе Уваров вывел формулу «православие, самодержавие, народность», долженствующую, по его мнению, стать краеугольным камнем всей образовательной системы. Главный посыл Уварова клонился к мысли, что образовательные программы гимназий и университетов должны основываться на представлении о связи национального самосознания с православием и преданностью престолу. Иными словами, Уваров полагал возможным поставить российское образование вровень с европейским, однако на самобытных началах русской культурной традиции, дав «перевес отечественному воспитанию над иноземным». Для этого предполагалось усилить преподавание русской истории и литературы, ограничив влияние иностранных наставников на подрастающее поколение. В 1833 г. было приостановлено открытие новых частных пансионов, с 1834 г. домашние наставники и учителя считались состоящими на государственной службе и подотчетными ведомству народного просвещения. В то же время усилиями Уварова были введены обязательные заграничные стажировки за казенный счет для выпускников, предназначенных к преподаванию в университетах, поощрялось открытие губернских «благородных пансионов», создаваемых дворянскими обществами при поддержке правительства. В 1835 г. был издан новый «Общий устав императорских российских университетов». Устав лишил университеты руководства гимназиями. Напротив, роль попечителей учебных округов в надзоре за университетскими учебными программами усилилась. Была ограничена внутренняя автономия университетов: назначения на должности ректоров, деканов и профессоров утверждались министром народного просвещения, который также получил возможность назначать профессоров самостоятельно. Инспектор университета назначался попечителем учебного округа, вводилась должность помощника инспектора для надзора за студентами. Видеть в университетской политике 1830-х гг. лишь ограничительные меры неверно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|