Практические задания. Задание 1. Примечание. « – А наше поколение, как ты думаешь, способно на подвиг, на жертвы? . – Жертвенность? Вздор! Дикое слово! Что мы, язычники?
Практические задания Задание 1 Проанализируйте два отрывка из повести Василия Аксёнова «Коллеги» (1960). Как используется в нем разговорная речь, официально-деловой стиль, высокая публицистическая лексика? Выпишите синонимы. Составьте с ними предложения.
« – А наше поколение, как ты думаешь, способно на подвиг, на жертвы? – Жертвенность? Вздор! Дикое слово! Что мы, язычники? – Ну не жертвенность, так долг. Это тебе понятно? – Обязанность? – Нет, братец, именно долг, наш гражданский долг. Чувство У Максимова погасла сигарета. Никак не мог раскурить ее на ветру. Возился со спичками и говорил сквозь зубы: –Ух, как мне это надоело! Вся это трепология, все эти высокие словеса... Давай обойдемся без трепотни».
* * *
«Первый день работы. Первый день трудовой деятельности. Первый день самостоятельной жизни. Обычный жаркий августовский день. Не гремели фанфары с небес, и даже тучные, усталые деревья не шелохнулись. Начался этот день с аудиенции у начальника... – Трудности неизбежны, – говорит он. – Яговорю вам это для того, чтобы вы не настраивались на легкую жизнь, а потом не хныкали и не помышляли об уходе. Нам нужен крепкий кадровый костяк, а не гастролеры. Начальник вырывает лист из блокнота, что-то пишет. – Пока я откомандировываю вас в распоряжение санитарно-карантинного отдела. Там у меня опытные специалисты. Они познакомят вас с санитарной техникой судов и с нашими гигиеническими установками. Что? Хотите заниматься хирургией? Никаких совместительств! Это мне не нравится, товарищ Карпов. Как лечебники вы не снизите квалификацию. Вы сможете периодически повышать ее в нашей клинической больнице. Но главное в морской медицине – про-фи-лак-тика. Ясно? Ну, вот. Сейчас идите в отдел кадров заполнять выездные дела. Анкеты, пожалуйста, пишите четко – папа, мама и тэдэ».
Примечание
гастролер – употреблено в переносном значении: человек, часто меняющий место работы аудиенция – официальный прием у лица, занимающего высокий пост кадровый костяк – основная часть предприятия, организации, коллектива совместительство – одновременная работа в нескольких местах лечебник – лечащий врач; имеющий врачебную практику отдел кадров – отдел предприятия, управляющий персоналом предприятия, его составом, приемом на работу, увольнением и т. д. выездное дело – документы, которые необходимо оформить в связи с выездом на работу в другой город, страну тэдэ – так далее, употребляется после перечисления
Задание 2 В каких словах в приведенном отрывке из повести В. Аксенова «Коллеги» (1960) проявляются фатическая и метаязыковая функции? В чем заключается эстетическое воздействие этих слов? Выпишите слова, имеющие в тексте яркую стилистическую окраску. Подберите к ним синонимы.
«Возле главных ворот боец охраны... – Идите, сынки, идите, хихикнул старый боец. – Протрясетесь как следует, аппетит будет отменный, правда жрать там нечего. – Не ехидничай, папаша Церберд, – хлопнул его по плечу Максимов. – Оревуар! – Гуд бай, – неожиданно сказал старик. Максимов и Карпов переглянулись. Заморское слово в устах усатого сторожа как бы возвестило о том, что в эту минуту они вступают в особенный уголок земли, доступный голосам фантастически далеких стран, что сейчас они пойдут по последним бетонированным выступам суши, пойдут по территории порта, где хлопают флаги наций, где всерьез звучат слова из детских книжек: «Трави конец! Самый малый! Вира! Майна! Каррамба! Доннерветтер! »
Задание 3 Проанализируйте, как используется в приведенном отрывке из рассказа Л. Разгона «Кузнецкий мост, 24» (1988) повтор? Какие дополнительные смыслы приобретают в тексте повторяющиеся слова? Как используется прием антитезы? Какой образ является здесь доминирующим? Проследите его развитие. « – Ну, вот и все. Пожалуйста, подпишите. И тут я глупо спросил: – Где подписывать? Майор посмотрел на меня и вдруг начал хохотать. Он хохотал совершенно искренне, он сразу утратил свой деловой вид и приобрел черты человечности. – Почему вы смеетесь? – Боже мой, боже мой, как устроен человек, как быстро он, оказывается, способен забыть! Выстолько раз подписывали показания и уже забыли, что их надо подписывать в конце каждого листа... Ох, дьявол! Как же в самом деле я мог такое забыть! Мнестало стыдно, и этот стыд не проходил, пока майор любезно прощался со мной, провожал до лифта. Стыд терзает меня и теперь каждый раз, когда я вспоминаю хохот этого майора. Неужели он так и остался в уверенности, что все проходит, все забывается? Как сказано в поговорке: «Тело заплывчиво, память забывчива». И я помог ему увериться в этой неправде! Забывает только тот, кто хочет забыть. Я ничего не забыл. И не хочу забывать. Ипоэтому, наверно, испытал какое-то отчаяние, когда видел, как рушат этот дом, вместивший столько горя, столько слез. Я не хочу, чтобы он исчезал. В нем наши жизни, наша память».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|