Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические задания. Задание 1. Примечание. « – А наше поколение, как ты думаешь, способно на подвиг, на жертвы? . –  Жертвенность? Вздор! Дикое слово! Что мы, язычники?




Практические задания

Задание 1

  Проанализируйте два отрывка из повести Василия Аксёнова «Коллеги» (1960). Как исполь­зуется в нем разговорная речь, официально-деловой стиль, высокая публици­стическая лексика? Выпишите синонимы. Составьте с ними предложения.

 

« – А наше поколение, как ты думаешь, способно на подвиг, на жертвы?

–  Жертвенность? Вздор! Дикое слово! Что мы, язычники?

– Ну не жертвенность, так долг. Это тебе понятно?

– Обязанность?

– Нет, братец, именно долг, наш гражданский долг. Чувство
своего окопчика.

У Максимова погасла сигарета. Никак не мог раскурить ее на ветру. Возился со спичками и говорил сквозь зубы:

–Ух, как мне это надоело! Вся это трепология, все эти высокие словеса... Давай обойдемся без трепотни».

 

                 * * *                                           

 

«Первый день работы. Первый день трудовой деятельности. Первый день самостоятельной жизни. Обычный жаркий августовский день. Не гремели фанфары с небес, и даже тучные, усталые деревья не шелохнулись. Начался этот день с аудиенции у началь­ника...

– Трудности неизбежны, – говорит он. – Яговорю вам это для того, чтобы вы не настраивались на легкую жизнь, а потом не хны­кали и не помышляли об уходе. Нам нужен крепкий кадровый костяк, а не гастролеры.

Начальник вырывает лист из блокнота, что-то пишет.

 – Пока я откомандировываю вас в распоряжение санитарно-карантинного отдела. Там у меня опытные специалисты. Они познакомят вас с санитарной техникой судов и с нашими гигиеническими установками. Что? Хотите заниматься хирургией? Никаких совместительств! Это мне не нравится, товарищ Карпов. Как лечебники вы не снизите квалификацию. Вы сможете периодически по­вышать ее в нашей клинической больнице. Но главное в морской медицине – про-фи-лак-тика. Ясно? Ну, вот. Сейчас идите в отдел кадров заполнять выездные дела. Анкеты, пожалуйста, пишите четко – папа, мама и тэдэ».

Примечание

 

гастролер – употреблено в переносном значении: человек, часто меняющий место работы

аудиенция – официальный прием у лица, занимающего высокий пост

кадровый костяк – основная часть предприятия, организации, коллектива

совместительство – одновременная работа в нескольких местах

лечебник – лечащий врач; имеющий врачебную практику

отдел кадров – отдел предприятия, управляющий персоналом предприятия, его составом,  приемом на работу, увольнением и т. д.

выездное дело – документы, которые необходимо оформить в связи с выездом на работу в другой город, страну

тэдэ – так далее, употребляется после перечисления

 

Задание 2

В каких словах в приведенном отрывке из повести В. Аксенова «Коллеги» (1960) проявляются фатическая и метаязыковая функции? В чем заключается эстетическое воздействие этих слов? Выпишите слова, имеющие в тексте яркую стилистическую окраску. Подберите к ним синонимы.

 

«Возле главных ворот боец охраны...

– Идите, сынки, идите, хихикнул старый боец. – Протрясетесь как следует, аппетит будет отменный, правда жрать там нечего.

– Не ехидничай, папаша Церберд, – хлопнул его по плечу Максимов. – Оревуар!

– Гуд бай, – неожиданно сказал старик.

Максимов и Карпов переглянулись. Заморское слово в устах усатого сторожа как бы возвестило о том, что в эту минуту они вступают в особенный уголок земли, доступный голосам фантастически далеких стран, что сейчас они пойдут по последним бетони­рованным выступам суши, пойдут по территории порта, где хлопа­ют флаги наций, где всерьез звучат слова из детских книжек: «Тра­ви конец! Самый малый! Вира! Майна! Каррамба! Доннерветтер! »

 

Задание 3

Проанализируйте, как используется в приведенном отрывке из рассказа Л. Разгона «Кузнецкий мост, 24» (1988) повтор? Какие дополнительные смыслы приобретают в тексте повторяющиеся слова? Как использу­ется  прием антитезы? Какой образ является здесь доминирующим? Проследите его развитие.

« – Ну, вот и все. Пожалуйста, подпишите. И тут я глупо спросил:

– Где подписывать?

Майор посмотрел на меня и вдруг начал хохотать. Он хохотал совершенно искренне, он сразу утратил свой деловой вид и приобрел черты человечности.

    – Почему вы смеетесь?

– Боже мой, боже мой, как устроен человек, как быстро он, оказывается, способен забыть! Выстолько раз подписывали показания и уже забыли, что их надо подписывать в конце каждого листа...

Ох, дьявол! Как же в самом деле я мог такое забыть! Мнестало стыдно, и этот стыд не проходил, пока майор любезно прощался со мной, провожал до лифта.

Стыд терзает меня и теперь каждый раз, когда я вспоминаю хохот этого майора. Неужели он так и остался в уверенности, что все проходит, все забывается? Как сказано в поговорке: «Тело заплывчиво, память забывчива». И я помог ему увериться в этой неправ­де!

Забывает только тот, кто хочет забыть. Я ничего не забыл. И   не хочу забывать. Ипоэтому, наверно, испытал какое-то отчаяние, когда видел, как рушат этот дом, вместивший столько горя, столько слез. Я не хочу, чтобы он исчезал. В нем наши жизни, наша память».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...