Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопрос и задания




1. Дайте определение нарушениям темпа речи.

2. Дайте краткий анализ развития проблемы о наруше­ниях темпа речи.

3. Определите механизм и структуру дефекта при брадилалии, тахилалии, баттаризме и полтерн.

4. Объясните основные разделы комплексного обследо­вания лиц с нарушениями темпа речи.

5. Каковы основные принципы комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с нарушениями темпа речи?

6. Назовите и охарактеризуйте основные разделы и со­держание методик коррекционно-педагогической работы при брадилалии, тахилалии и ее разновидностях.

Литература

1. Беккер К.П. Совак М. Логопедия. М., 1981.

2. Волкова ГЛ. Логопедическая ритмика. М., 1985 и др.

3. Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалией) //Расстройства речи в детском возрасте. М., 1962.

4. Кочергина B.C. Брадилалия, тахилалия, спотыкание// Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969.

5. Оганесян Е.В. Логопедическая ритмика. М., 1998.

6. Селиверстов В.И. Заикание у детей. М., 1979.

Тяпугин Н.П. Заикание. М., 1966.

 

ГЛАВА 10. ЗАИКАНИЕ

 

Заикание — нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речево­го аппарата. Синонимы: balbuties, disphemie, spasmophemie, laloneurosis.

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в ис­тории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с ко­торых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого рас­стройства.

В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гип­пократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признава­ли Гален, Цельс, Авиценна.

На рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, на­пример, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом нёбе, через которое якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это ненормальным углублением в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при своем дви­жении; Эрве-де-Шегуан — неправильным соотношением между дли­ной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой уздечкой.

Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в фун­кционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несогласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т. д. Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов. Например, Блюме считал, что заикание возникает от того, что человек или мыслит быстро, так что речевые органы не поспевают и потому спотыкаются, или же, наоборот, речевые движения «опережают процесс мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это несоответствие мыш­цы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное состояние».

В начале XIX в. ряд французских исследователей, рассматривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата. Так, врач Вуазен (1821) механизм заикания связывал с недостаточнос­тью церебральных реакций на мускульную систему органов речи, т. е. с деятельностью центральной нервной системы. Врач Дело (1829) объяснял заикание как результат искажения звукопроизношения (ротацизм, ламбацизм, сигматизм), органического поражения голо­сового аппарата или неполноценной работы головного мозга. Он пер­вым отметил сосредоточение акустического внимания заикающего­ся на своей речи. Врач Коломба де л'Изер считал заикание особой контрактурой мышц вокального аппарата, возникающей вследствие его недостаточной иннервации.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский, 1889; И. К. Хмелевский, 1897; Э. Андрее, 1894 и др.), или определяли его как страдание чисто психическое, выража­ющееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д. Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).

К началу XX в. все многообразие понимания механиз­мов заикания можно свести к трем теоретическим направ­лениям:

1) Заикание как спастический невроз координации, про­исходящий от раздражительной слабости речевых цен­тров (аппарата слоговых координации). Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского, который писал: «Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в од­ном из отделов речевого аппарата как физиологичес­кого целого». Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппа­рата, управляющего слоговой координацией. В даль­нейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание — это судорогоподобные спазмы.

2) Заикание как ассоциативное нарушение психологичес­кого характера. Это направление выдвинуто Т. Непфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либман,
Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

3) Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфлик­тов с окружающей средой. Сторонниками этой теории
были А. Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заика­нии, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окру­жающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.

Таким образом, в конце XIX — начале XX в. все опреде­леннее становится мнение, что заиканиеэто сложное психофизическое расстройство.

По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологичес­кого характера, а психологические проявления носят вторичный ха­рактер (А. Гутцман, 1879; А. Куссмауль, 1878; И. А. Сикорский, 1889 и др.)- Другие первичными считали психологические особенно­сти, а физиологические проявления следствием этих психологичес­ких недостатков (Хр. Лагузен, 1838; А. Коэн, 1878; Гр. Каменка, 1900; Г. Д. Неткачев, 1913 и др.). Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноцен­ности, навязчивый невроз и пр.

К 30-м годам и в последующие 50—60-е гг. XX в. механизм заика­ния стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о выс­шей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме не­вроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю. А. Флоренская, Ю. А. Поворинский и др.), дру­гие — как особую его форму (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев,И. П. Тяпугин, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и др.).

Но в обоих случаях эти сложные и многообразные меха­низмы развития заикания идентичны механизмам разви­тия неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, воз­никает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса. Заика­ние — это не симптом и не синдром, а заболевание централь- v ной нервной системы в целом (В. С. Кочергина, 1962).

В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенап­ряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий мо­жет быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы, а с дру­гой — неблагоприятными экзогенными факторами, на зна­чение которых в генезе заикания указывал еще В. А. Гиля­ровский. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — речи, что проявляется в нарушении коорди­нации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первич­ным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлек­торных механизмов, которые регулируют деятельность под­корковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры нарушается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важ­на, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание воз­никает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают понимание механизма невротического заикания как своеобразного нарушения корково-подкорковых отноше­ний (М. Зееман, Н. И. Жинкин, С. С. Ляпидевский, Р. Лухзингер и Г. Арнольд, Э. Рихтер и др.).

Стремление исследователей рассматривать заикание с позиций павловского учения о неврозах находит своих последователей за рубежом: в Чехословакии — М. Зееман, М. Совак, Ф. Досужков;Досталова, А. Конделькова; в Болгарии — Д. Даскалов, А. Атанасов, Г. Ангушев; в Польше — А. Митринович-Моджеевска; в Германии — К. П. Беккер и др.

У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов, механизм заикания целесообразно объяснить с позиций ре­активного невроза и невроза развития (В. Н. Мясищев, I960). Реактивный невроз развития понимается как острое нарушение высшей нервной деятельности. При неврозе раз­вития образование патологических стереотипов происходит постепенно, в неблагоприятных условиях среды — перераз­дражения, подавления, изнеживания. Заикание развития возникает в раннем возрасте на фоне задержанного «физио­логического косноязычия» при переходе к сложным фор­мам речи, к речи фразами. Иногда оно является результа­том речевого недоразвития разного генеза (Р. М. Боскис, Р. Н. Левина, Е. Пишон и Б. Мезони). Так, Р. М. Боскис называет заикание заболеванием, в «основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего вы­ражения фразы» [5, с. 279—290]. Речевые затруднения мо­гут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык, случаями патологического развития личнос­ти с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необхо­димостью выразить сложную мысль и пр.

P. E. Левина, рассматривая заикание как речевое недо­развитие, видит сущность его в преимущественном наруше­нии коммуникативной функции речи. Изучение исследова­телями общего речевого развития ребенка, состояния его фонетического и лексико-грамматического развития, соот­ношения активной и пассивной речи, условий, при кото­рых заикание усиливается или ослабевает, подтверждает наблюдения Р. М. Боскис, Е. Пишон, Б. Мезони и др. Рече­вые затруднения, по мнению Р. Е. Левиной, зависят от раз­личных условий: с одной стороны, от типа нервной систе­мы, с другой — от разговорной среды, от общего и речевого режимов. Первые проявления заикания характеризуются эффективной напряженностью, сопровождающей еще непосильную умственную операцию поиска слов, грамматичес­кой формы, оборота речи. Н. И. Жинкин с физиологичес­ких позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерыв­ности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулиров­ки в управлении речедвижениями на уровне слога.

Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы: при алалии и афазии; постконтузионное заикание; у олигофренов; у больных различными психоза­ми; при тяжелых нарушениях звукопроизношения и при задержке развития речи; органическое (В. М. Аристов, А. В. Шокина, 1934; А. Аллистер, 1937; Е. Пишон и Б. Ме­зони, 1937; Р. М. Боскис, 1940; П. Н. Аникеев, 1946; Ю.А.Флоренская, 1949; А. Я. Страумит, 1951; Э. Гард, 1957; Б. Г. Ананьев, I960 и др.).

Так, Е. Пишон выделяет две формы органического заикания: пер­вая по типу корковой афазии, когда нарушаются системы ассоциа­тивных волокон и страдает внутренняя речь; вторая представляет своеобразную моторную недостаточность речи по типу дизартрии и связана с поражением подкорковых образований. Проблема органи­ческого заикания до настоящего времени остается нерешенной. Одни исследователи полагают, что заикание в целом включается в катего­рию органических заболеваний центральной нервной системы и на­рушения мозгового субстрата прямо затрагивают речевые области мозга или связанные с ними системы (В. Лав, 1947; Э. Гард, 1957; С. Скмоил и В. Ледезич, 1967). Другие рассматривают заикание как преимущественно невротическое расстройство, расценивая сами орга­нические нарушения как «почву» для срыва высшей нервной дея­тельности и речевой функции (Р. Лухзингер и Г. Ландольд, 1951; М. Зееман, 1952; М. Совак, 1957; М. Е. Хватцев, 1959; С. С. Ляпидевский и В. П. Баранова, 1963 и др.).

Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, от­мечают у заикающихся различные вегетативные изменения.

Например, М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. По мнению Szondi, из 100 заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидные нарушения. Он считает, что заикающиеся рождаются вазоневротиками. Gerdner объективно показал изменение нейровегетативной ре­акции у заикающихся во время приступов: в 100% случаев у них; наблюдается расширение зрачков (мидриоз), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает не­которое их сужение (миоз).

В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной системы собственно заикание отступает на второй план, пре­обладают страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напряженность, склонность к дрожанию, потливости, по­краснению. В детском возрасте у заикающихся наблюдают­ся нарушения сна: вздрагивание перед засыпанием, утоми­тельные, беспокойные неглубокие сны, ночные страхи. Заикающиеся более старшего возраста стараются связать все эти неприятные переживания с нарушением речи. Мысль о ее расстройстве приобретает устойчивый характер в соот­ветствии с постоянно нарушенным самочувствием. На фоне общей возбудимости, истощаемости, неустойчивости и по­стоянных сомнений речь обыкновенно поддается улучше­нию лишь на короткое время. На занятиях у заикающихся часто отсутствует целеустремленность и настойчивость. Соб­ственные результаты ими недооцениваются, так как улуч­шение в речи мало облегчает их общее самочувствие.

В 70-е годы в психиатрии были предложены клиничес­кие критерии для разграничения невротических и неврозоподобных расстройств, а также наметилась тенденция и к разграничению заикания на невротическую и неврозопо-добную формы (Н. М. Асатиани, Б. 3. Драпкин, В. Г. Каза­ков, Л. И. Белякова и др.).

До настоящего времени механизм заикания исследова­тели пытаются рассматривать не только с клинических и физиологических, но и с нейрофизиологических, психоло­гических, психолингвистических позиций.

Представляют интерес нейрофизиологические исследо­вания заикания при организации речевой деятельности (И. В. Данилов, И. М. Черепанов, 1970). Данные исследова­ния показывают, что у заикающихся во время речи доминантное (левое) полушарие не может достаточно стойко вы­полнять свою ведущую роль по отношению к правому полу­шарию. Положение о взаимосвязи заикания с нечетко вы­раженной доминантностью речи подтверждают данные В. М. Шкловского.

Исследования организации функции зрения у заикаю­щихся (В. Суворова с соавт., 1984) показали, что им свой­ственна нетипичная латерализация речевой и зрительной функций. Выявленные аномалии можно рассматривать как следствие недостатков билатеральной регуляции зрительных процессов и отклонений в межполушарных отношениях.

Актуальна разработка проблемы заикания в психологи­ческом аспекте для раскрытия его генезиса, для понима­ния поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особеннос­тей. Изучение внимания, памяти, мышления, психомото­рики заикающихся показало, что у них изменена структу­ра психической деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уров­ня автоматизации (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заи­кающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную за­дачу, требующую произвольного контроля.

Некоторые исследователи считают, что заикающиеся от­личаются большей инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны явления персе­верации, связанной с подвижностью нервной системы.

Перспективно исследование личностных особенностей- заикающихся как с помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-психологических мето­дик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный харак­тер, подозрительность, фобическое состояние; неуверенность, замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонитель­ные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект.

Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заикания с позиций психолингвистики. Данный аспект изуче­ния предполагает выяснение того, на какой стадии порож­дения речевого высказывания возникают судороги в речи заикающегося.

Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

• наличие потребности в речи, или коммуникативное
намерение;

• рождение замысла высказывания во внутренней речи;

• звуковая реализация высказывания.

В разных структурах речевой деятельности эти фазы раз­личны по своей полноте и длительности и не всегда одно­значно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит сопоставление задуманного и осуществленного.

И. Ю. Абелева считает, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормаль но. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает j включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося «ло­мается» весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе.

Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, | можно сделать основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны.

В одних случаях заикание трактуется как сложное не­вротическое расстройство, которое является результатом сшибки нервных процессов в коре головного мозга, нару­шения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голо­са, дыхания, артикуляции).

В других случаях — как сложное невротическое рас­стройство, явившееся результатом зафиксированного реф­лекса неправильной речи, первоначально возникшей вслед­ствие речевых затруднений разного генеза.

В третьих — как сложное, преимущественно функцио­нальное расстройство речи, появившееся вследствие обще го и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В четвертых — механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной сис­темы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и пси­хологического характера, составляющие единство.

Причины заикания

Еще X. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наслед­ственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подража­ние) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчи­вых у детей речевых механизмов. Г. Д. Неткачев (1909) при­чину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и залас­канное воспитание.

Зарубежные исследователи в числе причин возникнове­ния заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию организма вследствие ин­фекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).

Таким образом, в этиологии заикания отмечается сово­купность экзогенных и эндогенных факторов (В. А. Гиля­ровский, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, Н. И. Красногорс­кий, Н. П. Тяпугин, М. Зееман и др.).

В настоящее время можно выделить две группы причин: I предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут как спо­собствовать развитию заикания, так и непосредственно вы­зывать его.

К предрасполагающим причинам относятся следующие:

• невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или де­зорганизующие функции центральной нервной системы);

• невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональ­ная напряженность);

• конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);

• наследственная отягченность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может пере­даваться по наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных
факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетает­ся с неблагоприятными воздействиями окружающей среды;

• поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

• Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся:

• физическая ослабленность детей;

• возрастные особенности деятельности мозга: большие полу­шария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочка­ми обусловливает более выраженную неустойчивость их не­рвной системы;

ускоренное развитие речи (3—4 года), когда ее коммуника­тивная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих де­тей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (ите­рации), имеющее физиологический характер;

• скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания;

• недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;

• недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимикоартикуляторных движений.

При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раз­дражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

В группе производящих причин выделяются анатомо-физиоло­гические, психические и социальные.

Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями; травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомле­ние нервной системы в результате интоксикаций и других заболева­ний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обме­на; болезни носа, глотки и гортани; несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

Психические и социальные причины: кратковременная — одно­моментная — психическая травма (испуг, страх); длительно действу­ющая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, не­ровное воспитание, воспитание «примерного» ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, посто­янно закрепляемых конфликтных ситуаций:

· острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию, состояние ужаса, чрезмерной радости;

  • неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;
  • перегрузка детей младшего возраста речевым материалом, не соответствующее возрасту усложнение речевого материала (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: часто одновременное овладение в раннем возра­сте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
  • подражание заикающимся.

Различают две формы такой психической индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося;

· переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического со­стояния с возникновением заикания;

· серьезную роль играет неправильное отношение к ребен­ку: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика — это может служить толчком для появления за­икания.

Симптоматика заикания

Отечественные исследователи подходят к изучению заикания с диалектических позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины заикания физио­логические и психические моменты, первичными считают расстройства физиологического характера.

На основе физиологических расстройств формируются психологические особенности личности заикающегося, ко­торые усугубляют заикание. Психологические изменения нередко выступают на первый план.

Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889). Проявления заикания у лиц в разные возрастные периоды изучали М. Е. Хватцев, М. Зееман, Э. Фрешельс, В. А. Гиля­ровский, Н. П. Тяпугин, С. С. Ляпидевский и многие другие. В настоящее время условно выделяются две группы симп­томов, находящихся в тесной взаимосвязи:

• биологические (физиологические);

• социальные (психологические).

К физиологическим симтомам относятся речевые судо­роги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и ре­чевой моторики. К психологическим — речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психоло­гические особенности.

Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в сред­них случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд. Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешан­ные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуля­ционные и смешанные) и по частоте. При тонических судо­рогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «тополь». При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус: «то-то-тополъ. Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосоартикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи ра­ботает как нерасчленимое целое. В зависимости от преобла­дания судорог в тех или иных органах речи различают ды­хательные, голосовые и артикулярные.

Отмечаются три формы нарушения дыхания при заика­нии: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием) и респиратор­ная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

Судороги в голосовом аппарате характеризуются следу­ющим образом: смыкательная (судорожно-сомкнутые го­лосовые складки не могут своевременно разомкнуться —голос внезапно прерывается, или же образуется клоничео| кая или затяжная судорога — получается блеющий пр орывающийся («А-а-аня») или толчкообразный гласный) звук («а. а. ал); размыкательная (голосовая щель остает«| ся открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или! шепотная речь); вокальная, свойственная детям (впервьш выделена И. А. Сикорским). Дети протягивают гласные в словах.

В артикуляционном аппарате различаются судороги: губные, язычные и мягкого нёба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т, д); реже и менее напряженно — щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявиляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу синтагму или абзац. Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой самих трудных зву­ков, большую роль играют грамматические факторы: поло­жение слова во фразе, структура текста и т. п. При этом надо учитывать содержание высказывания, так как извест­но, что заикание усиливается по мере семантического и эмо­ционального усложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных рассуждениях и спорах. Ученики меньше заи­каются при пересказе хорошо подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты заи­кания имеет ритм речи.

В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нару­шения. Распространенность фонетико-фонематических на­рушений заикающихся дошкольников составляет 66,7%, среди младших школьников — 43,1%, средних — 14,9% и старших — 13,1%. Среди заикающихся дошкольников по­мимо нарушений звукопроизношения в 34% случаев отме­чаются отклонения в развитии речи, в сроках появления слов, в формировании фразовой речи.

Нарушаются словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоцио­нальным состоянием заикающегося.

Изучение нестабильной частотности пароксизмов заика­ния позволяет обосновать понятие о сохранных участках правильной речи, об определении уровня сохранной речи в зависимости от разной степени сложности речевой деятель­ности и речевых ситуаций. Выявление уровня сохранной речи имеет определяющее значение для основных коррек-ционных задач на каждом этапе последовательной логопе­дической работы.

В проявлениях заикания характерными являются так­же различные нарушения речевой и общей моторики, кото­рые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными улов­ками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.

Нередко отмечается общее моторное напряжение, скован­ность движений или двигательное беспокойство, растормо-женность, дискоординация или вялость, переключаемость и пр. Некоторые исследователи указывают на связь заика­ния с амбидекстрией (леворукостью).

Еще в начале XX в. Т. Гепфнер и Э. Фрешельс подчеркивали, что«специфической основой заикания» является то психическое состо­яние, на основании которого возникает «сознание расстройства речи». Впоследствии Ф. Штоккерт, Ю. А. Флоренская, М. И. Пай-кин, М. Е. Хватцев, А. М. Смирнова, Н. А. Власова, Н. И. Жинкин и другие также отмечали усугубляющую роль зафиксированного вни­мания заикающихся на своем дефекте.

Одним из основных явлений, из которых развивается невроти­ческое расстройство, является чувство собственной неполноценнос­ти. И чем больше фиксируется больным внимание на своем болез­ненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется порочный круг, из которого больной никак не в состоянии выбрать­ся: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается и еще более приковывает к себе внимание больного. Н. И. Жинкин, рассматри­вая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее наруша-1 ется речевая саморегуляция. Это состояние через несколько повторе­ний превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится цирку: лярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.

Классификация заикания

В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности заикания детей дошкольного и школьного возраста. )

Первые попытки создания классификации относятся 1937 году. A. Alister (1937, 1956) разделила всех заикающихся по этиологическому признаку с учетом клиничес­кой картины нарушения на 4 группы: 1) заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции: органов, участвующих в речи; 2) связанное с левшеством; 3) по подражанию; 4) сопровождающееся эмоциональной не устойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др. По этиологическому признаку классифицировали заикание Ф. Досужев (1957, 1963), Ю. Берендее (1963).

По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С. Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей: 1) дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх; 2) дети со стриарным синдромом — им при­суща психофизическая заторможенность, нервно-психичес­кие нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт.

По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Вла­совой (1958)и др.

Так, В. С. Кочергина выделяет детей, у которых неурав­новешенность поведения появилась вследствие заикания; детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их лич­ности, а развитие заикания способствует усилению их не­уравновешенности и появлению черт общей детской нервно­сти; детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутроб­ного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистые за­болевания, эндокринные расстройства, дистрофии, и, нако­нец, — детей, у которых до заикания имелись признаки тя­желого невроза, склонность к истерическим реакциям.

В класси

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...