Существует ли эффективная терапия расстройства поведения?
В нескольких последних исследованиях были выделены четыре основных стратегии лечения при расстройствах поведения: 1) программы, направленные на родителей и членов семьи, особенно, тренинг родительских навыков; 2) социально-когнитивные программы; 3) программы, ориентированные на сверстников и школьное окружение; 4) программы на уровне муниципалитетов и местных властей. Тренинг родительских навыков (ТРИ) ориентирован на улучшение межличностных отношений родителей и ребенка в кругу семьи и коррекцию негативных проявлений агрессивного и антисоциального поведения. ТРИ оказался эффективным в клинических выборках. Потенциальная проблема, ограничивающая использование ТРИ, состоит в том, что родители ребенка зачастую неспособны к участию в программе из-за собственной психопатологии, зависимости от психоактивных веществ или скандалов в семье. Тренинг социально-когнитивных навыков или навыков по решению проблем предполагает, что изменение восприятия и отношения к возникшей ситуации приводит к улучшению социальной поведенческой адаптации ребенка. Дети и подростки с расстройством поведения обнаруживают недостаточное развитие навыков решения проблем, несовершенные представления о своем окружении. Например, агрессивные дети скорее будут воспринимать намерения и действия окружающих как враждебные; у них, вероятно, будут слабее развиты социальные отношения со сверстниками, учителями и родителями. Они, зачастую, обладают ограничен- 378 VII. Диагностика и лечение психических расстройств детского и подросткового возраста ным словесным и поведенческим репертуаром, что и обусловливает такого рода ответные реакции на ситуации значительной аффективной напряженности. Таким образом, когнитивно-поведенческий подход направлен на улучшение и расширение этого репертуара; чтобы помочь молодым людям, страдающим расстройствами поведения, правильно вести себя в ситуациях, провоцирующих гнев, а также лучше контролировать импульсивное поведение. Несмотря на то, что терапия с помощью тренинга когнитивных и социальных навыков доказала некоторую эффективность, долговременность достигнутого улучшения при использовании данной методики не подтверждена. Более успешным представляется поведенческий подход, направленный на выработку практических навыков по решению проблем.
Программы, ориентированные на сверстников и школьное окружение, направлены на улучшение взаимоотношений со сверстниками и школьным окружением, играющем значительную роль в формировании поведенческих расстройств и антисоциального поведения. Теоретической основой данных программ является положение о том, что с развитием личности, рОДИТеЛЬСКИе фаКТОрЫ, ИГраВШИе ОСНОВНУЮ РОЛЬ В ДОШКОЛЬНОМ возрасте, в период началь-НОЙ и средней школы, постепенно теряют свое значение, а все большую значимость приобретает школьное окружение и сверстники. До 40% детей, отвергаемых сверстниками, агрессивны, и у них высок риск развития антисоциального поведения в подростковом возрасте. Таким образом, данный вид терапии направлен на тренинг социальных навыков общения, ориентированных на уменьшение агрессивного поведения, улучшение взаимоотношений со сверстниками и учителями и профилактику формирования антисоциального поведения. Имеются данные, подтверждающие кратковременный эффект этой терапии, однако долговременное стойкое улучшение не обнаружено. Помощь со стороны общества (под обществом в США в данном контексте понимаются представители местной власти, чаще муниципальных и правительственных учреждений. — Примеч. пер.). Стратегии общественного вмешательства представляют собой улучшение способности общества способствовать социализации и предупреждать антисоциальное и делин-квентное поведение путем совершенствования существующих систем общественной поддержки. Некоторые из многообещающих подходов, чья эффективность подтвердилась эмпирическим путем (например, межсистемное воздействие и функциональная семейная терапия), сочетают активное вмешательство общественных структур, интенсивную семейную терапию и специфические поведенческие подходы, направленные на сокращение кримино-генности, делинквентных подростковых группировок, злоупотребления психоактивными веществами и организацию активности молодежи на улице. Эти виды воздействия обладают, вероятно, наиболее выраженным и длительным воздействием на поведение молодых людей.
Лечение сопутствующих расстройств, таких как злоупотребление психоактивными веществами, депрессивные нарушения, РДВГ и расстройства обучения, также является необходимой. Специфические методы терапии сопутствующих состояний следует использовать в сочетании с тренингом, направленным на решение поведенческих проблем; такое сочетание повышает эффективность лечения расстройства поведения. В целом, имеющаяся литература указывает на то, что вмешательство на ранних стадиях оказывается более эффективным. Для данного контингента индивидуальная психотерапия и психоанализ, по всей видимости, неэффективны. Поскольку для терапии тяжелых поведенческих расстройств одного вида лечения недостаточно; наиболее эффективен, вероятно, мультисистемный подход, направленный на конкретную проблему (т.е. криминальное поведение, нарушение взаимоотношений в семье, неадекватное исполнение своих родительских обязанностей, взаимоотношения с девиантными сверстниками, успеваемость в школе). 9. Доказано ли наличие при расстройстве поведения специфических нейрохимических отклонений или связанных с ним признаков? Да. Накопленные данные указывают на наличие нарушений серотонинергической регуляции головного мозга при расстройствах поведения детского возраста. Сниженный уровень серотонина обусловливает раннее развитие импульсивного насильственного поведения, возникновение стойкой импульсивности, агрессии и злоупотребления психоактивными вещее-
Глава 58. Обсессивно-компульсивное расстройство детского и подросткового возраста 379 твами — все эти явления обнаруживаются при расстройствах поведения. Среди молодых людей, страдающих расстройством поведения, высока распространенность депрессивных состояний и суицидальных тенденций, что также может быть связано с низким уровнем серо-тонина в головном мозге. Тем не менее, имеющихся в настоящее время данных недостаточно для установления эффективности серотонинергических препаратов в терапии расстройства поведения. Получены результаты, которые указывают на то, что литий, неизбирательно улучшающий функцию 5НТ-рецепторов, по сравнению с плацебо, лучше нормализует поведение у детей с агрессивным расстройством поведения, а также снижает агрессию у взрослых. Для изучения потенциальных структурных и нейромедиаторных (например, дофаминовых) отклонений требуются дополнительные сканирующие и нейрохимические исследования. ЛИТЕРАТУРА 1. Bukstein OG, Brent DA, Kaminer Y: Comorbidity of substance abuse and other psychiatric disorders in adolescents. Am J Psychiatry 146:1131-1141,1989. 2. Crick NR, Dodge KA: A review and reformulation of social information processing mechanisms in children's social adjustment. Psychol Bull 115:74-101, 1994. 3. Crowley TJ, Riggs PD: Adolescent substance use disorder with conduct disorder, and comorbid conditions. In Adolescent Drug Abuse: Clinical Assessment and Therapeutic Interventions. NIDA, Research Monograph Series, 1995. 4.Kazdin AE: Psychosocial treatments for conduct disorder in children. J Child Psychol Psychiatry 38:161—178, 1997. 5.Lewis DO: Conduct disorder. In Lewis M (ed): Child and Adolescent Psychiatry: A Comprehensive Textbook. Baltimore, Williams & Wilkins, 1991. 6. Moffitt ТЕ: The neuropsychology of conduct disorder. Dev Psychopathol 5:135—151, 1993. 7. Moffitt ТЕ: Adolescence — limited and life-course-persistent antisocial behavior: A developmental taxonomy. Psychol Rev 100:674-701, 1993. 8. Offord DR, Bennett KJ: Conduct disorder: Long-term outcomes and intervention effectiveness. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 33:1994. 9. Raine A, Lenez T, Bihrle S, LaCass L, Colletti P: Reduced prefrontal gray matter volume and reduced autonomic activity in antisocial personality disorder. Arch Gen Psychiatry 57:119—127, 2000. 10. Riggs PD, Whitmore EA: Substance use disorders and disruptive behavior disorders. In Henderson R (ed): Disruptive
Behavior Disorders in Children and Adolescents. Washington, DC, American Psychiatric Association Press, 1999. 11. Robins LN, Regier DA (eds): Psychiatric Disorders in America. The Epidemiologic Catchment Area Study. New York, Macmillan, 1991. 12.Rutter M, Giller H, Hagell A: Antisocial Behavior in Young People. Cambridge, UK, Cambridge University Press, 1998. 13.Steiner H: Practice parameters for the assessment of children and adolescents with conduct disorder. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 36(10 Suppl):122S-139S, 1997. 14. Zubieta JK, Alessi NE: Is there a role of serotonin in the disruptive behavior disorders? A literature review. J Child Adolesc Psychopharm 3:1993. Глава 58. ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Frederick В. Hebert, M.D. 1. Дайте определение обсессивно-компульсивного расстройства. Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) ранее считалось редким расстройством, имеющим плохой прогноз. В настоящее время известно, что ОКР является одним из наиболее хорошо поддающихся лечению психических расстройств. ОКР продолжается на протяжении всей жизни больного, протекает с улучшениями и обострениями и часто осложняется депрессивными нарушениями и тревожными состояниями. Несмотря на то, что ОКР относится к тревожным расстройствам, его симптомы включают обсессии или компульсии, а иногда — и то, и другое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|