Таблица 5. Клиническая и акупунктурная диагностика
Таблица 5. Клиническая и акупунктурная диагностика
3. Диагностика. Прежде всего врач устанавливает, какое из Начал в организме преобладает — Инь или Ян. Определение производится по внешним признакам, клиническим симптомам, с помощью пульсовой диагностики и посредством опроса пациента об обстоятельствах заболевания и предшествовавшей жизни. 4. Терапия. При заболеваниях, вызванных внешними факторами, преобладает Ян, и потому Ян следует понизить посредством лечебного воздействия; как говорят иглотерапевты, «наказать Ян». Если же преобладает Инь, нужно снизить его потенциал в организме. Это именуется «изгнанием внешних причин болезней».
При болезни, развившейся в силу сугубо внутренних причин, поступать рекомендуется следующим образом: если ослабло Инь и преобладает Ян, необходимо усиливать всеми средствами именно Инь. При преобладании же Инь в данном случае следует усилить Ян. Такое воздействие называется «помощью внутреннему». 5. Фармакотерапия. В процессе изготовления лекарственных средств должна учитываться их полярная характеристика. Последняя может быть оценена по признакам места произрастания растения, вкусу и запаху исходных ингредиентов, по цвету и форме цветков травы и другим признакам. Ян-препаратами обычно исцеляют Инь-болезни и наоборот. 6. Иглотерапия. В этом разделе китайской традиционной медицины концепция Инь-и-Ян получила, по-видимому, наиболее глубокое и всестороннее теоретическое и практическое развитие. Каждый энергоканал имеет свою полярную характеристику — относится к Инь или к Ян. Учитывая многочисленные правила проведения иглотерапии, а также на основе модели Инь-и-Ян и при превосходном знании функционального значения энергоканалов и их активных точек, опытный специалист может с успехом управлять состоянием организма как целого — так же, как опытный программист способен управлять ЭВМ. Правда, тайны древней иглотерапии раскрываются далеко не каждому. Помимо «книжного знания», необходимы и наличие опытного наставника-практика, и элементарное везение в поиске учителей и наставлений, и природный талант, и особые способности интуитивного восприятия — умение слушать собственный «внутренний голос». 7. Профилактика. На основе регулирования Инь и Ян самыми различными средствами и с учетом энергетической (Инь или Ян) конституции пациента можно предотвратить возникновение и развитие большинства заболеваний. Для возрастания внутренней энергии «Ци», для повышения защитных сил организма, для совершенствования иммунитета древние медики тщательно разработали различные приемы профилактики: дыхание, гимнастика, диета и другие. И все они базируются на модели Инь-Ян. Сексология древнекитайских врачевателей была построена на модели Инь-Ян. Задачей соблюдения особого образа жизни и всяких тренировок является достижение полного баланса Инь и Ян в организме пациента, что и дает ему высокий иммунитет к любым внешним воздействиям.
Инь и Ян — антагонистические и в то же время взаимодополняющие факторы и стороны явлений. А состав каждой вещи сложен, к тому же процессы динамичны. Могут быть предложены и другие классификации Сил и Тенденций на основании анализа активности и движения, степени вибрационности и энергетизма явлений и процессов, особенностей физической и материальной природы.
Глава 7Психоэтика и патогенез
Во все времена неоспоримым являлось утверждение о психодуховном характере причин любых заболеваний. Болезнь рассматривалась эзотериками как неоспоримое свидетельство нарушения человеком законов гармоничного существования. Известно, что во все времена люди рассматривали всевозможные беды и несчастья, которые могут быть интерпретированы как заболевания в широком смысле слова, как месть разгневанных богов, карающих людей за нарушения данных свыше установлений. В этом смысле примечательным является заявление Карла-Густава Юнга о том, что «боги превратились в симптомы». Попробуем разобраться, в чем может заключаться смысл тех или иных нарушений порядка функционирования организма и психики. Для чего заболевания даруются людям? Какие выводы может и должен сделать заболевший человек в процессе осознания смысла ниспосланной ему болезни? 1. Жизнь человеческая может быть уподоблена кресту, горизонталь которого символизирует внимание к материальной жизни, социальным взаимосвязям и взаимодействиям с природной средой. Вертикаль же соответствует самосовершенствованию, самопознанию и сознательному исполнению миссиональных задач, от рождения определяющих основные стратегические программы развертывания конкретного индивидуума. В этом смысле болезнь является сигналом, подразумевающим необходимость пробуждения человека от излишней горизонтализации его бытия и напоминаем о необходимости восстановления вертикальности существования, понимаемой как гармоничное упорядочивание отношений с мировым целым и восстановление интереса к важнейшим нравственно-психологическим и интимно-духовным вопросам жизни.
2. Многие из нас, подобно камню, увлекаемому вниз силой тяготения, самопроизвольно подпадают под власть стереотипов, шаблонов и неконструктивных последовательностей малопродуктивных действий. Утрачивается видение подлинного предназначения собственного бытия и сужения восприятий целостного мира. Болезнь всегда приходит подобно грому, набату, взрыву. Болезнь всегда нарушает привычный ход жизни и реально способствует выпрыгиванию человека из беличьего колеса повседневных привычек и скучных клише. Разумеется, заболевания лишь создают условия, необходимые для восприятия откровения о ценности свободы и полноты переживания счастья. Но совершить этот переход к качественному уровню собственной жизни может лишь сам человек, ответственный и свободно разбирающий духовный смысл болезни. 3. Болезнь всегда предоставляет возможность глубокого осознания собственной смертности и бренности телесных основ существования. Фактически она является помощником, мобилизующим ресурсы и отрезвляющим разум, оказывающим нам неоценимую услугу в разрешении актуальных проблем собственного развития, от которого мы по лености и нерадивости чаще всего пытаемся уклониться. 4. Болезнь неизменно пробуждает внимание человека к необходимости неукоснительного соблюдения космических установлений, этаких «правил бытия», вне следования которым игра под названием «жизнь» рискует превратиться в нечто уродливое и безобразное. Каждый этап собственной жизни характеризуется свои собственным набором правил и порядком разрешения конкретных задач развития. Поэтому болезнь может всегда рассматриваться как проблема, безотлагательное разрешение которой императивно предлагается человеку.
5. Наконец, забывшие об уважении к реальности современники невротически страшатся смерти и не желают принимать иные болезни в качестве благодати, способствующей долгожданному освобождению человека от мучительных тягот воплощенного бытия. Разумеется, заболевания как сигнал обратной связи, способствующие восстановлению естественного течения жизни и направленные на этапную гармонизацию отношения заболевшего как с самим собой так и с окружением, могут поражать не только индивидуальное существо, но и семьи, роды и даже целые этносы. Правда, лечение заболеваний сообществ является предметом внимания особой эзотерической дисциплины, рассмотрение принципов и методов которой в силу ряда причин не может быть предпринято в настоящей книге. Теперь несколько слов о конкретных причинах заболеваний, чаще всего выступающих в обличии ошибок, нарушений и даже подлинных преступлений против жизнеутверждающего порядка вещей. 1. Издревле известны т. н. «священные болезни», весьма обстоятельно описанные в книгах Учения Живой Этики. Их развитие связано с непониманием особо чувствительным человеком указаний живого мира, претерпевающего особые катаклизматические преобразования и нуждающегося в сознательной поддержке происходящих изменений со стороны осознающего смысл процесса человека. «Священные болезни», чаще всего проявляющиеся в виде скачков артериального давления, сильных жгучих болей или нарушения деятельности желез внутренней секреции и нервных сплетений, лечению не подлежат по определению, т. к. являются условием безопасности протекания общемировых процессов. Однако существует множество охранительных приемов, позволяющих сделать трансформационные напряжения организма менее интенсивными. 2. Нарушение гигиенических норм ухода за телом и за психикой неизбежно приводит к тем или иным дисфункциям в деятельности организма. Человек отличается от своих животных собратьев многим, но более всего тем, что его забота о благополучии собственного организма не может быть целиком инстинктивной. Дело в том, что интенсивная психоэнергетическая активность человека, связанная с самим фактом наличия у человека сознания, сопровождается бурным выделением множества т. н. психохимических веществ, среди которых встречаются как благодатные, так и патогенные. Накопление первых растит иммунитет организма и всесторонне укрепляет адаптационные возможности индивидуума. Однако концентрация психохимических ядов внутреннего происхождения не только отравляет организм, их породивший, но и имеет тенденцию распространяться во внешнее окружение, способствуя отравлению и ближних, и самой биосреды. Поэтому человек по природе своей обязан старательно выполнять множество непростых гигиенических предписаний, системы которых гармонично включались во все времена в любые психокультурные традиции, как светские, религиозные или эзотерические. Согласие же на активное продуцирование психоядов, связанное с бескультурьем в переживанием негативных и деструктивных эмоций и культивирование жизнененавистнических помыслов обрекало непутевого представителя вида «человека разумного» на скорое и мучительное заболевание, интенсивно выключающее его из круга жизни или по крайней мере ослабляющее его возможность активно вмешиваться в жизнь соплеменников. Так эгрегорные целостности сообществ посредством инспирирования болезни по каналам влияния коллективного бессознательного защищались от наиболее опасных и заразительных в психохимическом плане членов.
3. Нередко дезорганизованность или извращенность смысловых и ценностных структур психики достигает столь высоких значений, что эзотерики предпочитают говорить о «кармических завалах», большая часть губительного потенциала которых подспудно действует в сфере бессознательного, оттого нисколько не становясь менее сильными и реальными. Всякого рода незавершенности, ложные стереотипы и вытесненные из сферы сознания сожаления, обиды и разочарования со временем образуют весьма взрывоопасную массу, разрядить которую можно лишь при условии телесной манифестации проблем в виде тех или иных телесных симптомов, совокупность которых складывается в определенную картину болезни. Такая картина непременно будет индивидуальной, достаточно явно свидетельствующей о характере неразрешенных кармических проблем и намекающей на наиболее приемлемые пути «искупления», точнее переориентации позиций и расстановки приоритетов, необходимых для исцеления и обретения гармонии. Именно кармической диагностикой и последующим освобождением пациентов от внутренних проблем, в буквальном смысле слова заявивших о себе во внешних симптомах, и занимаются эзотерические целители, в частности, описываемые в 13-й главе АСР-терапевты. 4. Нередко источником проблем конкретного человека может стать т. н. «родовое наследие», связанное с теми или иными противоестественными поступками или негативными установками предков индивидуума, многие из которых, как уже доказано современными психогенетиками, способны генетически транслироваться и оказывать мощное воздействие на потомков. Нередко наследуются даже кризисные ситуации, случившиеся однократно с кем-либо из пращуров. Порой сценарии рода вступают в конфликт с реальными обстоятельствами жизни конкретного человека. Учитывая глубину и укорененность первых в хромосомном наборе и их несомненно императивный характер влияния на восприятия и поведение человека, можно лишь догадываться о интенсивности такого рода глубинных конфликтов. Одним из вариантов противостояния родовых психогенетических установок необходимости удовлетворять насущные повседневные потребности является упорное нежелание человека принимать во внимание специфику родовой и этнической миссий и следовать их директивам. 5. Современное человечество, как целое, сегодня подвержено множеству метазаболеваний, в патогенетические механизмы которых вовлечены те или иные масштабные людские сообщества. Согласно известной поговорке «где тонко — там и рвется» наиболее чувствительные и наиболее ослабленные индивидуумы проявляют феноменальную восприимчивость ко всем тем искажениям и диссонансам, которыми столь насыщена коллективная карма сегодняшних землян. Частными случаями такого хода вещей можно считать добровольное принятие на себя проблем родственника или друга в соответствии с известным девизом «мы с тобой одной крови», либо осознанное пережигание «кармического мусора», состоящего из великого множества запутанных проблем, порожденных нарушением взаимоотношений людей с Землей. Мистики правы, непрестанно напоминая всем нам о необходимости спасения планеты, в буквальном смысле зараженной ошибками, недоработками и злоупотреблениями. Кстати, наиболее преданных делу спасения планеты от людской глупости сторонников движения «Грин-пис» можно смело аналогизировать с отважными лейкоцитами, самоотверженно вступающими в схватку с бациллами, победа которых грозит смертью всему организму человечества. Здесь же для сравнения уместно было бы привести перечень причинных факторов, рассматривающихся в качестве источников заболеваний средневековыми герметическими медиками.
Как писал Гете, «в нас расцветает то, что мы питаем». В свете выше перечисленных нравственно-психологических причин развития заболеваний особенным образом понимается высказывание Вильгельма Фон Гумбольдта: «Со временем болезни будут расцениваться как следствие извращенного образа мышления и поэтому болеть будет считаться позорным». Конечно, наше тело усердно саморегулируется, да и душа непрестанно ищет для себя наилучших условий существования, во всяком случае в тех направлениях, которые соответствуют ведущим биопрограммам индивидуального психокомпьютера, но если мы закрыты для собственного внутреннего голоса, пусть тихо, но неотступно и непрестанно твердящего нам о неистинности нашей жизни, он неотвратимо материализуется в несчастьях и заболеваниях. Как указано в одной из книг учения Живой Этики — «даже невозможно представить себе чудовищность дисгармонии здоровых тел и окультуренных сердец». «То, что делает нас больными, необязательно считать самым вредным для нас. Оно может быть также самым полезным. Но если эти силы и сообщения не принимаются, если двери и окна закрыты, если они должны пробивать себе дорогу, то в ходе дела может быть повреждена вся жизнь» (Витмонт). Людям, мало знакомым с достижениями современной медицинской астрологии, представляется несбыточно фантастичным факт теснейшей взаимосвязи конфигурации индивидуального гороскопа, склонности человека к индивидуально-специфическому спектру заболеваний и сроков их возможного развития. Карл Изард писал: «При эмоциональных состояниях в большей или меньшей степени включаются все нейрофизиологические системы и подсистемы тела, такие изменения неизбежно влияют на восприятие, мысли и действия субъекта: эмоция активирует автономную нервную систему, которая изменяет ход работы эндокринной и нервно-гуморальной систем, регулирующая деятельность которых непосредственно сказывается на благополучии конкретных тканей, органов и клеток». Индивидуальный гороскоп в самом первом приближении свидетельствует о напряжениях и слабостях эфирного (биополевого, психоэнергетического или голографического) тела, влияние которых через нарушение нервной эндокринно-сосудистой регуляции неизбежно транслируется не только в определенные симптомокомплексы тех или иных заболеваний, но даже влияет на характер и локализацию травм. Нетрудно понять, что астрологически акцентированные слабости тех или иных участков организма причинно связаны с функциональными нарушениями кровоснабжения, иннервации и энергосостояния в этих регионах тела. Потому-то при всякой перегрузке и при любом агрессивном внешнем воздействии именно эти органы и участки тела дестабилизируются в первую очередь в связи с тем, что они частично выключены из целостной схемы эффективной спонтанной саморегуляции организма. Известно, что Парацельс, Авиценна и Гиппократ, подобно всем другим великим представителям цеха врачующих использовали для лечения все возможности влияния на организм заболевшего. Нижеприводимый перечень, известный средневековой целительской традиции как «семь врат к здоровью» вряд ли стоит воспринимать как архаичный осколок наивных заблуждений искателей прошлого. Всякий натуропат, сколь-нибудь знакомый с достижениями совеременной физики и владеющий передовыми психотерапевтическими методами, наверняка установит полную аналогичность лечебных методов, использовавшихся средневековыми врачевателями, и современного системного подхода к комплексному лечебному воздействию. Заметим лишь, что наиболее радикальным, но в то же время опасным и требующим высочайшего профессионализма целителя путем спасения от заболевания является первый метод, а наиболее простым и общеприменимым — последний. Приводимые способы лечебного воздействия по мере нарастания их порядкового номера являются все менее оккультными и все более доступными в применении. Правда, целители прошлого использовали все приемы, особенно в тех ситуациях, когда они могли применить наиболее мощные методы влияния: 1. Заклинания и вызывания духов (экзорсист с призыванием имени Иисуса Христа). 2. Вибрационное воздействие, направляемое на гармонизацию тонких тел организма (мантры, ритмы, пение, музыка, цвета, ароматы, танец). 3. Талисманы, амулеты и зачарованные украшения (оперативный месмеризм, усиленный астрологически подбираемыми металлами и самоцветами). 4. Астрологически подбираемый состав целебных растений, рассматриваемых не столько как источники исцеляющих веществ, сколько как особого рода резонаторы, проводящие в организм заболевшего необходимые для исцеления планетные влияния. 5. Прямое взывание исцеляющего к Господу (непрерывная продолжительная молитва, усиленная надлежащим исполнением всех церковных установлений, обетов и ритуалов). 6. Соблюдение диеты и ведение правильного образа жизни согласно формуле «принимай должное — избегай вредного». 7. Собственно практическая медицина, начиная от физического очищения организма и вплоть до непосредственно хирургического вмешательства; рассматривалась как низший вид лечения, не слишком эффективный и небезопасный, доводить до необходимости применения которого считалось недопустимым. В известной мере правы те, кто считают человека венцом творения, уж во всяком случае в пределах нашей планеты. Однако, как все в этом Мироздании, люди не могут быть отделены от мирового целого. Они попросту не в состоянии свершать свой путь, на каждом шагу нарушая законы Вселенной. В этом контексте эзотерическая медицина, в равной степени как и древняя, так и ожидаемая нами в будущем, может быть определена как «Искусство космического послушания». В этом случае особенно уместна максима «Незнание закона не снимает ответственности за его нарушение». Сколь бы сентиментально мы ни умилялись доброму теплу заботливых рук врача и радушной улыбке сострадательной медсестры, все же в целом медицинский эгрегор символически соответствует зодиакальному знаку Скорпион, 8 дому и Плутону. Попробуем перечислить аргументы, свидетельствующие о правоте столь неожиданного заявления: 1. Всякий исцеляемый неизбежно испытывает страх, определяющий его отношение к тем страданиям, дискомфорту и ограничениям, которые неизбежно связаны с любым заболеванием, пропорционально его тяжести и легкости избавления от него. В том или ином смысле всякий пациент не ментально, но именно экзистенциально при соприкосновении с самим фактом болезни переживает всю остроту реальности грани, разделяющей жизнь и смерть. Всякое заболевание можно рассматривать как двуединые врата, предоставляющие возможность выбора между дорогой к более полноценной жизни или путем к смерти. В конце концов, любое заболевание — это всегда немножечко смерть. 2. Сколь бы ни был талантлив и психоэнергетически состоятелен целитель, так или иначе пациент неизбежно предоставляет ему возможность прямого, непосредственного воздействия на плотный план его существования, то есть на изменение жизни физического тела. Чем невежественнее, слабее и амбициознее врачующий, тем более грубым и травмирующим оказывается это влияние. Но в любом случае сам факт прямой работы с плотным телом сомнению не подлежит, различие имеет место лишь в степени насильственности и обоснованности такого воздействия. 3. Всякий целитель может рассматриваться в качестве магического оператора, манипулирующего управляющими энергиями различных планов, на которых параллельно и одновременно разворачивается жизнь пациента. Здесь мы сталкиваемся с подразумеваемым всеправием и всевластием медика. Без абсолютного доверия врачующему со стороны пациента, проявляющемуся свободно, либо оказываемому вынужденно под давлением страха смерти, эффективное взаимодействие врача и исцеляемого может быть поставлено под вопрос, а то и вовсе оказаться невозможным. 4. Даже самое бережное целительное воздействие неизбежно подразумевает обязательное более или менее радикальное преобразование всей жизни человека, при этом следует учитывать, что изменение состава и структуры плотного тела, протекающее при достаточной пассивности клиента, при жесткой внешней активности врачующего, в конечном итоге оказывается все же менее глубоким и потрясающим преобразованием, нежели изменение картины мира, системы ценностей и смысловых ориентаций, являющимися принципиально важными именно для эзотерического целительства. В настоящее время даже профанная медицина мало-помалу становится все более бережной, безболезненной и ненасильственной. Но если мы вспомним некоторые из широко распространенных в недавнем прошлом врачевательных приемов (частые кровопускания, успокаивающие мегадозы опиума, средневековые дома умалишенных, проводимые без анестезии ампутации конечностей и мучительные многодневные голодания), то мы поймем, что в той или иной форме и степени в медицинской практике всегда звучат отчетливые нотки стенаний казнимых мучеников. Взять хотя бы страдания сотен тысяч молодых матерей, совершенствующих недюжинное терпение в длиннющих очередях к участковому врачу или вечные выкрики невыносимых псевдоначальствующих санитарок: «Эй, больной, зачем же вы так нагадили». Сознательно или подспудно, но всякий без исключения пациент непрестанно распинаем чувством вины за допущенное заболевание и ощущением иррациональной зависимости от добросовестности, одаренности и профессионализма своего спасителя. Кстати, достаточно чувствительные и совестливые врачи так же распинаемы между минздравовскими инструкциями и боязнью потерять с таким трудом добытый диплом и элементарным состраданием и здравомыслием, присущими всякому порядочному индивидууму. Кстати, не в этом ли кроется причина массового исхода многих советских медиков в сферы литературы и искусства, деятельность в которых они осуществляют по прежнему с врачевательным пафосом? Взять хотя бы, к примеру, будоражащие душу баллады Александра Розенбаума или драматургические мистерии Григория Горина. В отличие от инженерных наук или практики компьютерного программирования, в практическом врачевании в определенной степени присутствует известная толика непонимания происходящего (кстати, характерного не только для медика, но и для его клиента). Диагноз всегда неполон, ибо масштабность и величие человеческого микрокосмоса трудно себе вообразить. Сами действия нередко осуществляются в печальном соответствии пресловутой формуле: «Хотели как лучше — получилось как всегда». В конце концов и медик, и пациент голорафически включены в многочисленные эгрегорные сообщества, обратное влияние которых при тех или иных результативных изменениях в паре «врач — пациент» предсказуемы лишь в незначительной степени. Такая загадочность лечебного процесса, разумеется, с одной стороны, возбуждает интерес к происходящему и способствует мобилизации энергии и воли. Но с другой стороны, не так уж легко привыкнуть к непрестанному ощущению неизбывной частичности своих пониманий и возможностей контроля над происходящим, ведь речь как никак идет о жизни человека. Вообще, медицинское действо всегда насыщено осколками тайн и головоломками загадок, разгадать которые порой медики попросту не успевают. Дай Бог, если их деятельность несома водами интуитивно устремляющегося по верному руслу потока Дао, с жизнью которого успешно сочетает свое существование целитель, но иногда о подлинных механизмах своего влияния и о перечне конкретных обстоятельств действия, определяющих успешность той или иной лечебной процедуры, даже опытные врачи иногда лишь смутно догадываются. Сколь бы то ни было неуместно, но все же хочется в связи с вышесказанным вспомнить об одной замечательной и незаслуженно забытой юмористической зарисовке, опубликованной на 16 странице «Литературной газеты» в середине 80-х: «Прокопий Кузьмич, наскоро похмелившись поутру, ощутил игривое бурление взбодренной крови. Ему захотелось пошутить. Он достал из шкафа пронафталиненный прадедушкин цилиндр, разбил в него 2 сырых яйца, с некоторым сожалением влил стакан красного вермута, обильно посолил и плюнул. Из цилиндра, задорно кукарекая, с трудом выбрался большущий петух... С тех пор Прокопий Кузьмич с неизменным аншлагом выступал с этим номером на самых престижных площадках Советского Союза и Европы. И всякий раз, когда его коллеги допытывались о секрете этого удивительнейшего фокуса, он с неизменной гордостью, приосанясь и подбоченясь, назидательно заявлял: «Думать надо! » После чего шел домой думать... » С Плутонианским характером медицинского эгрегора, определяемого как коллективная энергосмысловая система, объединяющая всех целителей — от массажистов, инструкторов по аэробике до авторов проектов исцеления экономических систем — связан весьма характерный для многих современников феномен страдальчества. В одном из своих публичных выступлений известный кинорежиссер Владимир Меньшов так сформулировал ответ католического исповедника на его вопрос о синтетическом определении человеческой природы: «Взрослых людей не бывает». Феномен страдальчества многолик и многосложен. Хотелось бы упомянуть лишь о некоторых из его составляющих, размышление над которыми в ряде случаев помогает избавиться от бесплодных саможалений и откровенно деструктивных самообвинений: 1. В качестве компенсации комплекса неполноценности, формируемого неграмотными и безответственными родителями в раннем детстве, у многих из нас нередко развивается хроническое ощущение чрезмерной собственной важности, весомости, значимости. Нам нестерпимо хочется вне зависимости от наличия на то веских оснований считать себя «пупом земли», то есть рассматривать все случающиеся с нами неприятности как катастрофы планетарного масштаба. 2. Многие из нас, сами того не подозревая, успешно внедрили принципы рыночных отношений в контекст собственных взаимоотношений с окружающими. Многие из нас в силу ряда известных причин стали своего рода «менялами» да «ростовщиками». Из-за этого мы нередко намеренно взращиваем и без того малоприятные, дискомфортные переживания в тщетной надежде на то, что такого рода усиленными страданиями взамен мы просто обязаны получить что-то ценное. Парадокс этого идиотизма заключается в том, что даже не получая позитивного подкрепления, то есть не обретая желанных вознаграждений, мы тем не менее старательно продолжаем намеренно страдать то ли в надежде на посмертные дивиденды, то ли банально стремясь к самовозвышению, рассматривая излишние претерпевания как духовный подвиг. 3. Многим с детства прививается безответственная пассивно-инфантильная жалость к самим себе, в основе которой лежит упорное нежелание осознать истинные причины наших собственных утеснений и отсутствие сколь-нибудь выраженного стремления постичь смысл преодоления недуга, ограничившего нашу физиологическую и духовную свободу. Разумеется, страдание есть особого рода категория, экзистенциально присущая человеческому существованию. По-видимому в истории планеты не рождалось ни одного мыслителя, пророка или подвижника, не сформулировавшего в своих писаниях или в самой своей жизни того или иного отношения к страданию как таковому. Однако истинная ценность страдания может быть воспринята или применена лишь духовно зрелыми индивидуумами. Чего только стоит фраза Георгия Гурджиева, всю свою жизнь непрестанно напоминавшего ученикам об эволюционной необходимости сознательных претерпеваний и добровольно принимаемых утеснений: «Развитие человека в принципе невозможно без страданий и жертв. Но первое, что вы должны принести в жертву ради собственного реального возрастания, есть само страдание». Итак, здоровье человека в значительнейшей, если не абсолютной степени зависит от духовно-нравственного благополучия индивидуума. Однако следует учесть, что речь идет не только о сознательно декларируемом (наперекор глубинным тревогам и вытесненным страхам) благополучии душевного мира, но о системном, целостном и всесторонне гармоничном микрокосмическом порядке, собственно и порождающем те переживания благостности и умиротворенности, которые синонимичны абстрактному термину — счастье. К сожалению, профанически поданная теософами восточная доктрина кармы как-то уж очень примитивно отрезонировала в механицистски устроенных мирах современников и на деле отвратила людей от целительного осознания реальности причинно-следственной связанности дисгармонии душевного мира и нарушений функционирования плотного тела. Чего только стоят абстрактные утверждения о законе Кармы вроде — «если карма не так уж тяжела, она отыгрывается быстро, а потому по шее получаешь, не отходя от кассы; если же гад жирует на твоих глазах, а грех его воистину невыносим, то оплачены эти прегрешения могут быть лишь в последующей жизни, так как в настоящее время этот гад слабоват, да и слишком тесно связан с ближними». Хотелось бы в связи с темой настоящей главы упомянуть о нескольких наиболее значимых «заморочках», которые связаны с извращенными представлениями о сути феномена Кармы: 1. Никогда, нигде и никем ошибки, просчеты и огрехи человека в принципе не могут быть сняты и ликвидированы кем-то другим. Иногда свои проблемы можно свалить на другого, отяготив тем самым его собственный путь. Однако такого рода действиями карма вовсе не перекладывается, но преумножается. По определению, проработка так называемых кармических проблем является первейшим и наиглавнейшим содержанием труда самого человека. 2. Внешние события (несчастья, столкновения, страдания, горести и потери), объективно регистрируемые окружающими, далеко не всегда адекватно соответствуют структуре и содержанию действительного кармического груза, несомого индивидуумом. Карма тождественна не событиям внешним, но состояниями внутренним. Если человек воистину умиротворен и спокоен, целостен и благополучен духовно, можно смело заявлять о его освобожденности от кармических тягот. 3. Карма никогда не может быть исчерпана до конца, если не вести речь об абстрактной математической категории абсолютного предела. Процесс избавления от кармы представляет собой некоторую ритмически заданную асимптоту, вечно колеблющуюся в приближении к идеалу, но лишь стремящуюся к нему. Освобождение духа всегда этапно и ситуационно. Человек есть возможность, но не констатация. Пока жив индивидуум, он по определению кармичен. Конечно, лучшим средством от головной боли является усекновение оной. Но стоит ли игра свеч? 4. Кармическая ответственность носит не юридический, но духовно-нравственный характер. Она скорее принадлежит сфере совести и внутренней честности, а не магических манипуляций или психотехнологических трюков. Кстати, само по себе понимание этого утверждения уже способствует избавлению человека от многих глупостей и заблуждений, синтетическая вязь которых именуется кармой. 5. Изолированной кармы не существует. Это верно не только в силу сущностной коллективности человеческих существ как таковых, но и вследствии неотвратимой голографической включенности всего самобытийно существующего в некие более масштабные, а значит более живые, более организованные и более разумные целостности. Взять хотя бы конфессиона
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|