Антонис ван Дейк. «Карл I на охоте». «Автопортрет». Франс Снейдерс. «Рыбная лавка». «Мясная лавка». «Натюрморт»
Антонис ван Дейк
«Карл I на охоте» Карл I предстаёт как элегантный придворный, который спешился на короткий отдых, пока двое пажей заботятся о лошади. Но при кажущейся небрежности полотно отражает королевское величие. Король, который стеснялся своего маленького роста, здесь он вовсе не кажется коротышкой. Он возвышается над пейзажем, его голова помещается на фоне неба фактически вровень с ветвями высокого дерева. При этом художник очень умно обрамил лицо шляпой, чтобы оно не терялось на фоне облаков. Эта картина в буквальном смысле воплощает элегантную небрежность. Поза короля — это тонкий компромисс между джентльменским безразличием и царственной уверенностью: одна рука горделиво упирается в бедро, её локоть вторгается в пространство зрителя, а другая лежит на трости — атрибуте благородства. Спешившись, Карл стоял лицом к горизонту, но повернулся, чтобы взглянуть на зрителя. Кажется, что он был погружён в свои мысли и бросил на нас мимолётный взгляд, даже не признавая наше присутствие, а как бы отмечая «Ах, да, конечно же, вы тут». Костюм правителя, несомненно, слишком хорош для охоты: широкополая шляпа, сапоги с отворотами и великолепный дублет, на серебристой ткани которого художник демонстрирует своё мастерство передачи световых эффектов. Карл I, чья фигура выведена на передний план на фоне слуг в тени, смотрит на пейзаж, который иллюстрирует разнообразие его королевства. Надпись на латыни Carolus I Rex Magnae Britanniae провозглашает, что он царствует над Великобританией, то есть Соединёнными королевствами Англии и Шотландии.
«Автопортрет» За тем, что можно ошибочно принять за самолюбование, мы видим на автопортрете Ван Дейка вполне исчерпывающую эмоциональную характеристику - живой темперамент, сплав легкомыслия и меланхолии, самоуверенности и беззащитности.
Всем нам наверняка не раз встречалось утверждение, что длинные, конически сужающиеся от основания к кончикам пальцы – это признак артистичности натуры. Антонис Ван Дейк в этом смысле – пример ярчайший. На всех автопортретах, где он изображает себя не погрудно, а по пояс или в рост, бросаются в глаза его удивительные пальцы – изящные, тонкие, с тщательно ухоженными, отполированными ногтями. Интереснее другое: Ван Дейк изображал так не только себя. Красивые удлинённые пальцы встречаются на многих его картинах, они станут «визитной карточкой» художника и узнаваемой приметой его героев, которым Ван Дейк приписывал качества, которыми те могли и не обладать: поэтичность, аристократизм, утонченность и возвышенность помыслов.
Франс Снейдерс «Рыбная лавка» В Эрмитаже хранится удивительное творение Франса Снейдерса «Рыбная лавка», которое завораживает своим изобилием морской и речной снеди. Художник мастерски скомпоновал на прилавке огромную массу обитателей подводного мира. От их изобилия просто разбегаются глаза. Здесь и готовые стейки красной рыбы, камбала и щука, угри и карпы, крабы и омары, окуни и различная крупная и мелкая рыбешка. Всевозможная рыба везде: на прилавке и под ним, в корзинах и на подвесном сооружении. Приглядевшись под прилавок, видим и черепаху, пытающуюся тихонько сбежать, и тюленя, оскалившегося на кота, и убегающих крабов, и касатку, невероятно малых размеров, бьющую хвостом по полу.
«Мясная лавка» Замысел натюрморта восходит к картинам XVI века (Питер Артсен, Иоахим Бекелар), но лишен нравоучительного подтекста (осуждение чревоугодия). Главным для Снейдерса является прославление земных благ. Как и во многих других композициях Снейдерса, в картине содержится намек на три из пяти чувств – обоняние, осязание, вкус. Фигура мясника, судя по сохранившемуся подготовительному рисунку, была написана самим художником. «Натюрморт» Что притягивает особое внимание зрителя так это то, что на ряду с мертвыми животными, птицами, рыбой написаны живые представители животного мира. Это обезьяны, попугаи, белки, кошки, охотничьи собаки, привлеченные запахом свежего мяса, орехов и сладких фруктов.
2) Русское искусство XIX века. Архитектура и скульптура в работах М. Месмахера, К. Росси, П. Клодта и А. Монферрана.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|