Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русское искусство XIX века. Максимиллиан Месмахер. Академия Штиглица. Карл Росси. Ансамбль дворцовой площади. Арка Главного штаба




Русское искусство XIX века

В первой половине 19 века русское изобразительное искусство развивается в рамках академической школы живописи. Большое распространение получают исторический и батальный жанры, что связано с победой в Отечественной войне 1812 года и подъемом национального самосознания. С середины 60-х годов 19 века русские художники обращаются к темам народной жизни, в изобразительном искусстве появляется социально-бытовой жанр. В последние десятилетия века он частично заменяется пейзажем в стиле импрессионизма, в живописи русских художников появляются черты неоклассицизма и модерна.

Академическая школа живописи в начале 19 века занимала прочные позиции законодательницы художественных стилей и направлений. Основным методом был классицизм, основными жанрами – портрет, декоративный пейзаж и историческая живопись. Молодые художники были недовольны непримиримым консерватизмом Академии и, чтобы не писать картины на библейские и мифологические сюжеты, обращались к портретному жанру и пейзажу. В них все чаще появлялись черты романтизма и реализма.

Максимиллиан Месмахер

Академия Штиглица

По архитектурному стилю здание относят к историзму, одному из направлений эклектики. Месмахер соединил в его облике композиционные приемы и элементы декора, позаимствованные из шедевров итальянской архитектуры XVI века, таких как библиотека Сан-Марко архитектора Якопо Сансовино в Венеции и базилика Палладио в Виченце. Творчески переработав формы исторических построек, архитектор создал обобщенный образ ренессансной итальянской архитектуры. Взгляните, например, на массивный нижний этаж с полукруглыми арочными окнами и суровой рустовкой: его облик навеян флорентийскими палаццо раннего Возрождения.

Проходящий вдоль второго этажа ряд сдвоенных окон — мотив, также часто встречающийся в итальянской архитектуре. На фризе изображены грифоны, держащие цепи с цветными мозаичными вставками и медальонами, выполненными преподавателем Училища скульптором А. Г. Бауманом. В мозаике выложены имена выдающихся архитекторов, художников, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства: тут упомянуты Жак Картуа, Пинтурикьо, Андреа Брустолоне и другие. В скульптурных медальонах содержатся профильные портреты Рафаэля, Альбрехта Дюрера, Лоренцо Гиберти, Петера Фишера, Луки делла Роббиа, Андре Ленотра, Иоганна Бетгера, Бернара Палисси, Антонио Филарете и других прославленных деятелей западноевропейского искусства.

Мощный карниз над фасадом заимствован из флорентийской архитектуры, а балюстрада — излюбленный мотив венецианских зодчих XVI века. Центр фасада выделен ризалитом с треугольным фронтоном, на котором помещен горельеф с изображением аллегорий живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства.

Карл Росси

Ансамбль дворцовой площади. Арка Главного штаба

Великолепное классическое строение, возведенное напротив императорской резиденции, завершило формирование ансамбля Дворцовой площади, придав ей особый статус административного центра столицы. В западном крыле здания разместилось военное ведомство – Главный штаб, восточное крыло было отведено для гражданских министерств Российской империи: Министерства финансов и Министерства иностранных дел.
Росси положил в основу проекта идею соединения двух независимых зданий в единое целое. Плавно изогнутые крылья восточного и западного корпусов объединяет двойная арка, находящаяся на одной оси с центральной частью Зимнего дворца. Арку венчает скульптурная композиция «Колесница Славы», олицетворяющая триумф России в войне 1812–1814 гг. Скульптуры и декоративная пластика фасадов были выполнены С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским.
Дуга главного фасада, выходящего на Дворцовую площадь, составила 580 м. Архитектор избежал монотонности в его решении, разместив полуколонны коринфского ордера в центральной части и на боковых фасадах обоих крыльев. Второй по протяженности фасад, обращенный на набережную реки Мойки, принадлежит восточному корпусу здания.
Планировка Главного штаба решена с учетом нужд государственных учреждений. В здании гражданских министерств, ныне принадлежащем Эрмитажу, одиннадцать широких каретных проездов соединяли площадь с пятью внутренними дворами, разделенными флигелями. Каждый из департаментов имел свой отдельный въезд. Система внутренних коммуникаций – коридоры, лестницы, также обеспечивала функционирование казенных ведомств. Служебные помещения министерств – приемные и присутственные места, размещались в анфиладах, опоясывающих здание по периметру.
В 1988 г. восточное (левое) крыло Главного штаба было передано Государственному Эрмитажу. В 2008 г. началась реставрация исторического строения и его приспособление под музейную функцию. Грандиозный проект был завершен к 250-ти летнему юбилею Эрмитажа в 2014 г. В ходе работ были отреставрированы помещения, сохранившие свою отделку. Особую ценность имеют оформленные К. И. Росси в стиле ампир парадные апартаменты квартиры министра иностранных дел К. В. Нессельроде. В этих залах размещена выставка, посвященная искусству этой эпохи.
Для создания в Главном штабе музейных пространств был использован общий для всех зданий Эрмитажа принцип анфиладности экспозиционных залов. В анфиладах помещений восточного крыла Главного штаба разместились экспозиции искусства XIX–XXI вв. Залы четвертого этажа, где находится галерея памяти С. Щукина и братьев Морозовых, имеют специально устроенные световые фонари. По оси здания в центральной его части на втором этаже появилась Новая Большая Анфилада, состоящая из чередующихся пространств крытых атриумов и выставочных залов. В нее ведет новая парадная лестница, берущая начало в самом большом атриуме. Еще одна новая лестница расположена в последнем и самом малом по площади дворе. Обе веерообразные мраморные лестницы задумывались как дополнительное общественное пространство для проведения различных публичных акций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...