Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические и философские подходы к понятию краеведческих представлений




 

Для раскрытия сущности темы рассмотрим понятия “краеведения” и “краеведческие представления”.

Лихачёв Д. отметил, что воспитание любви к родному краю, родной культуре, родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Любовь начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. «Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, к её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре» [41, с. 37].

Настоящее время характеризуется небывалым всплеском краеведческой деятельности. Краеведение переживает процесс поиска новых форм, постановки первостепенных задач. Оно приобретает ярко выраженный социально-политический характер, особенно в связи с возросшим интересом к прошлому отдельных территорий, а также – ввиду обострения национальных, экономических, экологических проблем. О «Малой Родине» заговорили многие представители научных кругов, экологи, экономисты, педагоги, участники общественных движений.

Основы теории школьного краеведения заложены выдающимся русским педагогом Ушинским К. Он впервые даёт определение краеведению как педагогическому понятию, выделяя в нём общественно-экономический, образовательно-воспитательный и методический аспекты. Великий педагог впервые выражает мысль о том, что краеведение является важным способом осуществления межпредметных связей в обучении.

По мнению Гончаренко С. школьное краеведение заключается во всестороннем изучении части страны (области, района, города, и тому подобное). Эта образовательно-воспитательная работа проводится как на уроках, так и во внеклассной работе. Основным заданием школьного краеведения является изучение природы, населения, хозяйства, истории, и культурного наследия с познавательной, научной, учебной, воспитательной, практической целью. Краеведческий материал помогает раскрыть общие закономерности явлений, повышает интерес к учебному предмету, обогащает учеников знаниями о своём крае, помогает увидеть перспективу использования местных ресурсов. Краеведческая работа учеников дает ценный материал для науки и народного хозяйства (поиск полезных ископаемых, гидрологические наблюдения, определения почв, растительности, и т. п.) [16, с. 179].

Под краеведением Строев К. понимал «всестороннее изучение какой-либо определенной территории, проводимое на научной основе». Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, го­рода, района, области; природные условия, этнографические особенности [67, с. 9].

Трактовка определения краеведения отличается разнообразием подходов и суждений. Так, Мамонтов А. определяет краеведение как область человеческой деятельности по всестороннему изучению любой части страны, выделяемой по одному из способов районирования [84, с.18].

Известный краевед Иванов П. определяет краеведение как „целевое обогащение учащегося знаниями своего края и подготовку к краеведческой деятельности" [31, с. 8], тем самым, подчёркивая теоретическое и практическое значение изучения краеведения.

Одно из самых лаконичных определений краеведения находим у ЖукЛ.: „краеведение - это наука о нации, о человеке в его связях с языком, культурой" [26, с. 13].

В своих иссле­дованиях краеведы используют данные многих наук: истории, археологии, географии, геологии и литературы. Краеведение даёт возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Например, очень связывает краеведческая работа изучение географии и истории, что отмечал в своих работах Иванов П. Осуществление краеведческого принципа в преподавании помогает связать теоретические знания, приобретаемые в стенах школы с практическим применением, например: сбор полезных дикорастущих растений. При правильной организации краеведения в школе должен обеспечиваться тесный контакт учебных занятий с краеведческой работой.

Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности. Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы, в краеведческой работе многое выполняется коллективно. Возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Краеведение создаёт условия для работы исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Краеведение пробуждает в ребёнке пытливый, активный интерес к окружающему, интерес исследователя к явлениям и фактам жизни, раскрывает большие возможности в эстетическом воспитании. Оно помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края, а это имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств, любви к Родине, к родному краю [75, с. 3]. Краеведение – прямая дорога к достижению этой цели.

Таким образом, можно считать, что краеведение – изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей на научной основе.

Знания, которые получает младший школьник в процессе изучения окружающего мира, по степени своей обобщенности подразделяются на представления, понятия, закономерности. Общая логика развития знаний: от представлений к понятиям и закономерностям [46, с. 72].

Представления – это образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в памяти следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения; высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. Представление одновременно относится и к настоящему, и к прошлому [53, с. 994].

Формирование краеведческих представлений - важнейшая задача процесса обучения, ибо мышление человека в основе своей всегда имеет образы [28, с. 16].

В зависимости от приемов, которыми создаются образы, представления разделяются на представления памяти и воображения.

Представления памяти образуются на основе непосредственного наблюдения объектов природы или их отображений и изображений в средствах обучения - картинах, кинофильмах и так далее. Чем точнее изображение передает внешний облик объекта или явления, тем адекватнее представление о нем. Возникают представления в процессе созерцания либо целенаправленного наблюдения объекта, когда учитель путем постановки вопросов обращает внимание детей на те или иные стороны (признаки) наблюдаемого [51, с. 56].

Немов Р. отмечал, что представления воображения - это образы, которые возникают без непосредственного восприятия объекта [51, с. 58]. В их основе лежит естественное (письменное или устное) описание. Представления воображения всегда более расплывчаты и в большей мере, чем представления памяти, отражают индивидуальность восприятия описания объекта учеником [56, с. 63].

В процессе обучения природоведения, кроме представлений и понятий об объектах и явлениях формируются пространственные представления о величине объекта, его форме, положении по отношению к сторонам горизонта и т.д. В формировании этих представлений огромную роль играют наглядные средства обучения. Овладение представлениями и понятиями требует использования фактического материала и ознакомления учащихся с основными научными идеями в данной отрасли знания. Природоведческие понятия и представления необходимы для формирования определенных закономерностей [18, с. 25].

Важную роль в процессе формирования представлений и понятий играют умения учащихся. Это умения читать, выполнять различные виды наблюдений, практические работы, ставить опыты [63, с. І08].

Симонов подчёркивает, что дидактическая задача учителя состоит в накоплении у школьников запаса представлений, необходимых для формирования соответствующих понятий, обеспечении их полноценного характера для того, чтобы на основе полученных представлений формировать понятия [62, с. 42].

К первой группе относится окружающие нас природные и социальные объекты: деревья, кустарники, травы в соседнем парке, в ближайшем лесу, некоторые животные, погодные явления, солнце, луна и звезды на небе, события, происходящие в семье, в школе, в своем населенном пункте и т.п. Формирование таких представлений может и должно осуществляться путем организации непосредственных наблюдений с использованием наглядности при участии словесных методов. Многие такого рода представления школьники получают на экскурсиях [18, с. 27].

Ко второй группе относятся представления, непосредственные наблюдения по которым в природном и социальном окружении школьника организовать представляется невозможным. К таковым, в первую очередь, относятся исторические представления. Исторические представления создаются о фактах прошлого, охватывающих все стороны жизни общества: материальной жизни (ремесла украинцев; отрасли хозяйства и др.); выдающихся исторических личностях; историко-культурной жизни (быте народа, искусстве и т.д.).

Важнейшим источником краеведческих представлений являются окружающие школьника природные, социальные объекты и взаимоотношения с ними человека. Другим источником представлений являются наглядные пособия, поскольку многие изучаемые объекты и явления невозможно воспринять непосредственно. Также важным источником представлений является живое слово учителя, значение которого особенно велико при изучении истории. С помощью яркого, образного рассказа на уроке можно создать представление о тех или иных исторических событиях, Крымских горах, представителях животного мира, занесенных в Красную книгу.

Большую роль в формировании краеведческих представлений играет окружающая среда. Выдающийся педагог Сухомлинский В. придавал этому большое значение. «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры, - говорил В. Сухомлинский, - мир окружающий ребенка, это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе» [71, с. 132].

В Книге «Сердце отдаю детям» В. Сухомлинский дает учителям совет: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами». Он отмечает, что вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке, - дело значительно более сложное, чем провести уроки [70, с. 213], так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания, как на организацию урока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии «спустя рукава», не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать, что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами. В. Сухомлинский отмечает: «Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово - не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слова воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать» [70, с. 123]. Отношение детей к объектам природы известный педагог, тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

Степанова Н. считает, что представления впоследствии будут трансформироваться в понятия путем отбора и синтеза существенных признаков изучаемого объекта, поэтому при формировании представлений необходимо обратить внимание детей именно на эти существенные признаки [66, с. 52].

Важную роль в процессе формирования представлений играет организация упражнений по узнаванию и распознаванию изучаемых объектов и явлений. Для этого детям приходится воспользоваться такими приемами умственной деятельности, как деление целого на части, выделение признаков, свойств предметов и явлений природы. Дети находят общие и отличительные признаки.

Таким образом, можно считать, что краеведческие представления – это представления о народном календаре, растениях и животных, птицах – символах своего народа и украинского, культуре земли, воды и огня у народов Украины, о лекарственных растениях и их использовании людьми разных национальностей, зелёных праздниках.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...