Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровень сформированности краеведческих представлений младших школьников в рамках деятельностного критерия




Уровни Кол-во человек (%) Кол-во человек (%)
  Экспериментальный класс Контрольный класс
Высокий 3(20%) 2(13,3%)
Средний 6(40%) 7(46,7%)
Низкий 6(40%) 6(40%)

Из полученных данных мы видим, что высокий уровень составил в контрольном классе – 13,3%, в экспериментальном - 20%. Средний уровень в контрольном классе – 46,7%, в экспериментальном - 40%, низкий уровень в контрольном классе - 40%, в экспериментальной - 40%. Чтоб избежать случайности полученных результатов (исследования уровня знаний класса), было проведено дополнительное анкетирование в двух тех же классах, на контрольном этапе в качестве доказательства достоверности исследования (Приложение З).

Итогами анкетирования стали следующие данные:

- учащихся с высоким уровнем в контрольном классе 1 человек, в экспериментальном классе - 2 человека;

- количество со средним уровнем в контрольном классе 6 человек, в экспериментальном - 7 человек;

- учащихся с низким уровнем в контрольном классе8 человек, в экспериментальном - 6 человека. Выявление уровня сформированности краеведческих представлений у учащихся на стадии контрольного эксперимента. Из полученных данных мы видим, что высокий уровень составляет в контрольном классе – 11,1%, в экспериментальном – 17,8%. Средний уровень в контрольном классе- 48,9%, в экспериментальном – 44,4%. Низкий уровень в контрольном классе – 40%%, в экспериментальном – 37,8%.

Таблица 2.10

Уровни сформированности краеведческих представлений у детей младшего школьного возраста

Уровни Кол-во человек (%) Кол-во человек (%)
Экспериментальный класс Контрольный класс
Констатирующий Контрольный Констатирующий Контрольный
Высокий 15,5% 17,8% 20% 11,1%
Средний 40% 44,4% 46,7% 48,9%
Низкий 44,5% 37,8% 33,3% 40%

 

В экспериментальном классе после проведенного обучения произошли существенные позитивные изменения. Так, высокий уровень увеличился с 15,5% при констатации до 17,8 % - при контрольном обследовании. Средний уровень вырос до 44,4% после обучения (было - 40%). На низком уровне после проведенного обучения осталось 37,8% учащихся, тогда как до обучения было большинство (44,5%).

В контрольном классе существенных положительных изменений не наблюдалось. Высокий уровень во время контрольного обследования выявлен у 11,1 % (было - 20%); средний - у 48,9% (было – 46,7%); низкий - у 40% (было-33,3%).

Итак, анализ данных контрольного эксперимента показал, что уровень историко-краеведческих и экологических знаний возрос в обоих классах по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Но, если сравнивать показатели имеющихся краеведческих представлений в контрольном и экспериментальном классах, заметим, что уровень знаний в экспериментальном классе, намного выше уровня краеведческих знаний в контрольном классе. Это стало возможным благодаря проведенным занятиям краеведческой направленности.

Проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что, если систематически использовать уроки, творческие задания, практические работы краеведческой направленности, тогда расширятся и систематизируются понятия младших школьников о родном крае; будут формироваться навыки бережного отношения к объектам природы.

Сравнивая полученные результаты на первом и третьем этапах исследования (Рис. 2.10)выявляем, что уровень знаний учащихся и интерес детей к природе, истории родного края стал выше. И если систематически на должном уровне формировать краеведческие представления у детей, это приведет к воспитанию высоконравственных, духовных личностей.

 

Выводы ко второй главе

В результате проведенной исследовательской работы были сделаны следующие выводы:

Проведенная работа способствовала развитию у школьников краеведческих представлений, вызвала глубокий интерес к природному окружению. Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка младшего школьного возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в краеведческом и патриотическом воспитании младших школьников являются непосредственный контакт с природой, экскурсии, встречи со знаменитыми людьми города разной национальности знакомство с народными традициями.

Общение с природой, людьми положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшее чувства, формирует такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, доброжелательно относится ко всему живому, контактировать с людьми.

Разработанная и апробированная система занятий по реализации краеведческого аспекта в процессе преподавания предмета «Окружающим мир» (четвёртые классы с четырехлетней программой обучения) позволила создать оптимальные организационно-педагогические и методические условия для формирования краеведческих представлений у детей младшего школьного возраста в условиях Крымского региона через использование эвристических, проблемных, исследовательских методов обучения.

В ходе исследовательской работы младшие школьники выполняли творческие задания, заполняли дидактические карточки, участвовали в решении проблемных ситуаций, на доступном для них уровне, и это способствовало развитию у них самостоятельного мышления, они учились доказывать свою точку зрения.

Учащиеся получили представления о истории, культуре, климатических условиях, полезных ископаемых, почвах, природных сообществах, промышленности и охране природы родного края.

Постепенное осознание ребенком моральных правил поведения в окружающей среде, понимание значения своих действий по отношению к другим активизирует желание ребенка, заботится о живых существах, о близких людях, охранять памятники прошлого, помнить историю своего рода и народа.

Краеведческое и культурное пространство учащихся экспериментального класса расширилось. Увеличилось число объектов природного мира, интересующих детей, повысился уровень осознанности практического отношения к природе, истории, этнографии. У ребят сформировалось чувство патриотизма и причастности к жизни родного края.

Разработана и апробирована система уроков, внеклассных мероприятий, экскурсий с использованием разнообразных методов, приемов, творческих заданий по формированию представлений при изучении тем по разделу «Твой родной край».

В экспериментальном классе после проведенного обучения произошли существенные позитивные изменения. Так, высокий уровень увеличился с 15,5% при констатации до 17,8% - при контрольном обследовании. На среднем уровне было 40%, стало – 44,4%. Уменьшился процент учащихся с низким уровнем (было – 44,5%, а стало – 37,8%).

Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что проведенная работа оказала положительное влияние на уровень сформированности краеведческих представлений у младших школьников. Это свидетельствует о позитивном влиянии разработанной нами методики по формированию краеведческих представлений у учащихся четвёртых классов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе осуществления исследовательской экспериментальной работы по теме «Формирования краеведческих представлений у детей младшего школьного возраста» были сделаны следующие выводы.

1. Был систематизирован, проанализирован и обобщён теоретический материал, который показал степень изученности данного вопроса, необходимость применения общеобразовательных программ, связанных с формированием краеведческих представлений. Краеведческое представления это представления о народном календаре, растениях и животных, птицах – символах своего народа и украинского, культуре земли, воды и огня у народов Украины, о лекарственных растениях и их использовании людьми разных национальностей, зелёных праздниках. В структура личности детей младшего школьного возраста можно отметить что познание окружающего мира связано с такими психологическими особенностями ребенка, как доброжелатель­ность, открытость, позитивная рефлексия. Дети этого возраста легко идут на контакт с другими людьми – взрослыми, сверстниками, любят выпол­нять совместную работу, умеют распределять обязанности, брать на себя роль лидера (руководителя, командира). Особенно важен уровень разви­тия эмпатических чувств, потому что именно они лежат в основе гуманно­го отношения ко всему живому, правильных взаимоотношений человека с окружающим миром.

2. Краеведческие представления об истории формируются во время специальных экскурсий, методами и приёмами рассказа и показа, использования наглядности, а также живых встреч и бесед с реальными участниками исторических событий. В процессе формирования краеведческих представлений происходит активное самостоятельное усвоение учебного материала, приобретаются навыки, необходимые в жизни. Разными упомянутыми в данной работе методами и приёмами учитель создаёт условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений и появляется возможность соединить не только разные методы, но и многие вопросы различных дисциплин связать с друг другом и использовать их в практических направлениях.

3. Определены критерии (познавательный, эмоционально-ценностный и деятельностный) и показатели, уровни (высокий, средний, низкий) сформированности краеведческих представлений у детей младшего школьного возраста, которые в результате проведённой работы с младшими школьниками, стали значительно выше.

4. Как показывают результаты работы, на современном этапе развития методики обучения заслуживают внимания преподавание таких предметов, которые воспитывают у учащихся чувство патриотизма, любви к своей Родине, своему краю, чувство сопричастности с окружающей природой, знакомят с этнографией своего народа, его историей, способствуют развитию общей культуры младших школьников.

В связи с этим была разработана методика формирования краеведческих представлений у младших школьников, которая состоит это этапов (подготовительный, деятельностный, рефлексивный) были к каждому этапу были определены цели, задачи, содержание работы, а также были предложена система внеклассных мероприятий с использованием разнообразных методов, приёмов, творческих заданий по формированию краеведческих представлений «Твой родной край».

Апробация методики показала, что разработанный комплекс мероприятий, уроков и экскурсий: позволяет систематизировать понятия в области краеведения; реализует историко-краеведческую, природоведческую направленность содержательной линии «Родной край»; способствует эффективности процесса формирования краеведческих представлений в 4 классе.

На основе исследования были разработаны методические рекомендации по активизации интереса к истории, природе, традициям народов, проживающих в родном крае, способствующие более интенсивному формированию краеведческих представлений у младших школьников.

Полученные результаты экспериментальной работы позволяют надеяться, что задачи исследования решены, цель достигнута.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашкуров В. Н. Историческое краеведение / В. Н. Ашурков, Д. В. Кацюба, Г. Н. Матюшин; под ред. Т. Н. Матюшина. – М.: Просвещение. – 1980. – 192 с.

2. Aлиевa Л.В. Туристскo-крaеведческaя деятельнoсть кaк средствo рaзвития личнoсти ребенкa / Л.В. Aлиевa. − Л.: Пoдрaзделение oперaтивнoй печaти, 2013. – 128 с.

3. Бaбaновa Т.A. Эколого-крaеведческaя рaботa с млaдшими школьникaми/ Т.А. Бабанова // Нaчaльнaя школa. – 2007. – №9. – С. 16–17.

4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – М.: Академия, 2002. – 426 с.

5. Борисов Н. С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н. С. Борисов, В. В. Дражинников, Б. В. Иванов, Д. В. Коцюба. – М.: Просвещение. 1982. – 224 с.

6. Брыкинa Н.Т. Нестaндaртные и интегрирoвaнные урoки пo курсу «Oкружaющий мир». / Н.Т. Брыкинa, Л.П. Бaрылкинa, O.Е. Жиренкo. – М.: Вaкo, 2008. – 174 с.

7. Венгер Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М.: Просвещение. 1998. – 336 с.

8. Веселова Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала / Т. М. Веселова // Начальная школа. – 2003. – №2. – С. 110–113.

9. Винoгрaдoвa Н.Ф. Oкружaющий мир. Метoдикa oбучения / Н.Ф. Винoгрaдoвa. – М.: Изд. центр Вентaнa – Грaф, 2012 – 240 с.

10. Водарский Я. Е. Историческое краеведение: проблемы и задачи / Я. Е. Водарский // Историческое краеведение в СССР: вопросы теории и практики: сб. статей / – К.: Наукова думка. – 1991. – С.16–18.

11. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / [Л. Ф. Мельчаков]. – М.: Просвещение. 1981. – 158 с.

12. Волощук Н. В. Крым. Соцветие национальных культу: традиции, обычаи, праздники, обряды / Н. В. Волощук, Н. Н. Малышева. – Симферополь: Бизнес-Информ. 2003. – 400 с.

13. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика. 1991. – 480 с.

14. Гaйдинa Л.И. Изучaем «Oкружaющий мир» с увлечением. / Л.И. Гaйдинa, A.A Кoчергинa. – М.: Прoсвещение, 2009. – 224 с.

15. География Крыма: учеб. пособие для 9 кл. – Симферополь: Крымское учебно-пед. гос. изд-во. 1995. – 224 с.

16. Гетьман В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2 и 3 классах /
В. Ф. Гетьман. – К.: Рад. школа. 1983. – 96 с.

17. Гоноболин Ф. Н. Психология / [под ред. Н.Ф. Добрынина]. – М.: Просвещение. 1973. – 240 с.

18. Гoрбунoв Н.A. Метoдикa препoдaвaния естествoзнaния в нaчaльнoй шкoле: Пoсoбие для учителей нaчaльнoй шкoлы и учaщихся педaгoгических училищ / Н.A. Гoрбунoв. − М.: Прoсвещение, 2007. – 182 с.

19. Гoрoщенкo В.П. Книгa пo прирoдoведению. Oснoвы и метoдикa прирoдoведения: Учеб. пoсoб. для педaгoгических училищ / В.П. Гoрoщенкo, A.М. Мaтвеевa, С.A. Пaвлoвич. − М.: Прoсвещение, 2008. – 210 с.

20. Демидко Т. Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир» / Т. Н. Демидко // Начальная школа. – 2013. ‑ № 1. – С. 70-71.

21. Дюличев А. Рассказы по истории Крыма / А. Дюличев. – Симферополь: Бизнес-информ. 1996. – 285 с.

22. Захлебный А. Н. Общение и экологическое образование: единство принципов и реализации / А. Н. Захлебный // Советская педагогика. –1984. – № 9. – С. 16–22.

23. Иванов П. В. Основы школьного краеведения / П. В, Иванов. – Петрозаводск: ПТУ, 1977. – 106 с.

24. Иванов П. В. Современное школьное краеведение / П. В. Иванов // Советская педагогика. – 1990. – № 10. – С. 27–30.

25. Ильина Т. А. Педагогика / Т. А. Ильина. – М.: Просвещение. 1984. – 496 с.

26. Историческое краеведение / [под ред. Г.Н. Матюшина]. – М.: Просвещение. 1980. – 176 с.

27. Историческое краеведение / [под ред. Н.П. Милонова]. – М.: Просвещение. 1982. – 225с.

28. Историческое краеведение в Крыму (2 пол. XIX – нач. XX веков): библиогр. указ. / Симферопольский гос. ун-т – Симферополь. – 1995 – 64 с.

29. Краеведческая работа в начальных классах / [сост. И.В. Соколова]. – М.: Просвещение. – 1987. – 224 с.

30. Краеведение: пособие для учителя / [под ред. А. В. Даринского]. – М.: Просвещение. 1987. – 156 с.

31. Крым. Соцветие национальных культур: традиции, обычаи, праздники, обряды: в 2 кн. / сост.: Н. В. Малышева, Н. Н. Волощук. – Симферополь: Бизнес-информ. 2003. – Кн. 1. – 376 с.

32. Лихачёв Д. С. Беседы о культуре / Д. С. Лихачёв. – М.: Академия наук СССР. 1982. – 376 с.

33. Леонтьева Н. Н. Анатомия и физиология детского организма / Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова. – М.: Просвещение. 1986. – 288 с.

34. Методика историко-краеведческой работы в школе: пособие для

35. учителей / [под ред. Н. С. Борисова]. – М.: Просвещение. 1982. – 223 с.

36. Минаева В. М. Развитие отечественной методики преподавания природоведения: Хрестоматия / В. М. Минаева. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. – 66 с.

37. Мирoнoв A.В. Метoдикa изучения oкружaющегo мирa в нaчaльных клaссaх / A.В. Мирoнoв − М.: Педaгoгическoе oбществo Рoссии, 2012. − 351с.

38. Михайлов В. А. Географические названия, термины Крыма / В. А. Михайлов // Природа. – 2010. – №2. – С. 4–10.

39. Народоведение Крыма: экспериментальный учебник для учащихся 2 классов / авт.-сост.: В. Е. Потехин, Д. В. Потехин. – Симферополь: Бизнес-информ. 1997. – 54 с.

40. Немов Р. С. Психология / Р. С. Немов. – М.: Просвещение. 1990. –
302 с.

41. Нефедoвa Е.A. Тесты пo курсу «Oкружaющий мир» к учебнику A.A. Плешaкoвa «Oкружaющий мир» зa 4 клaсс / Е.A. Нефедoвa, O.A. Узoрoвa. – М.: Издaтельствo Aстрель, 2007. – 89 с.

42. Новый энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ КЛАССИК. 2004. – 1456 с.

43. Нoвицкaя, М.A. Oкружaющий мир. Учебник для 4 клaссa. / М.A. Нoвицкaя, A.A. Плешaкoв. – М.: Прoсвещение, 2010. – 228 с.

44. Пакулова В. М. Методика преподавания природоведения / В. М. Пакулова, В. И. Кузнецова. – М.: Просвещение. 1990. – 192 с.

45. Плешaкoв A.A. Прoгрaммa и темaтическoе плaнирoвaние пo урoку oкружaющегo мирa / A.A. Плешaкoв. – М.: Прoсвещение, 2008. – 62с.

46. Плешaкoв A.A. Мир вoкруг нaс: Учебник для 4 клaссa нaч.шк. Ч. 1. / A.A. Плешaкoв. – М.: Прoсвещение, 2001. − 160 с.

47. Подласый И. П. Педагогика: в 2 кн. / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС. 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

48. Подласый И. П. Педагогика: в 2 кн. / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС. 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.

49. Редькина Л. И. Народоведение / Л. И. Редькина. – К.: Педагогічна преса, 2002. – 164 с.

50. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии \ С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком. 1999. – 720 с.

51. Симонов Л. П. Задания по экологии для младших школьников / Л. П. Симонов // Начальная школа. – 1998. – № 2. – С. 42–50.

52. Сластенин В. А. Общая педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Гуманист, ВЛАДОС. 2003. – 288 с.

53. Смирнов В. Г. Художественное краеведение в школе / В. Г. Смирнов.– М.: Просвещение. 1987. – 144 с.

54. Спутник краеведа / сост.: С. К. Сосновский, А. А. Столбунов. –Симферополь: Таврия, 1991. – 272 с.

55. Степанова Н. А. Работа по экологии и краеведению / Н. А. Степанова // Начальная школа. – 2003. – № 3. – С. 17–19.

56. Строев К. Ф. Краеведение. / К. Ф. Строев. – М.: Просвещение. 1974. – 144 с.

57. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в начальной школе / М. Т. Студеникин, В. И. Добролюбова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

58. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – 4-е изд. – К.: Радянська школа. 1973. – 288 с.

59. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. – К.: Радянська школа. 1975. – 276 с.

60. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника / В. А. Сухомлинский.– К.: Радянська школа. 1974. – 248 с.

61. Суматохин С.В.Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности / С. В.Суматохин // Биология в школе. – 2013. ‑ № 5. – С. 60 – 67.

62. Тонкошкурова С. Ю. Место и роль краеведения в учебно-воспитательном процессе. / С. Ю. Тонкошкурова // Педагогическая жизнь Крыма. – 2006. – №10. – С. 42.

63. Туристско-краеведческие кружки в школе / И. А. Верба, Я. Б. Галкин, А. П. Радищев; [под ред. В. В. Титова]. – М.: Просвещение. 1988. – 160 с.

64. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. – М.: Академия педагогических наук РСФСР. 1954. – 658 с.

65. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – 4-е изд. – М.: Гардарики. 1999. – 520 с.

66. Хуторской А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. – М.: Высш. шк. 2007. – 640 с.

67. Цветкова И. В. Экология для начальных классов. Игры и проекты: популярное пос. [для родителей и педагогов] / И. В. Цветкова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с.

68. Федерaльный зaкoн «Oб oбрaзoвaнии в Рoссийскoй Федерaции» [Электрoнный ресурс]: [oт 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. oт 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013)]. // Рoссийскaя гaзетa. – 31.12.2012. – № 258. – Режим дoступa: [Кoнсультaнт плюс]. – Зaгл. с экрaнa.

69. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования / Μинистерство образования и науки РФ. – Μ.: Просвещение, 2010. – 31 с.

70. Шмидт С. О. Без краеведения нет России! / С. О. Шмидт // Мир библиографии. – 1999. – № 1. – С. 18–25.

71. «Экология Крымa. Спрaвочное пособие» / под ред. Бaгровa Н. В., Боковa В.A. – Симферополь: Крымское госудaрственное учебно-педaгогическое издaтельство. – 2003. – 85 с.

72. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. [Пер. с англ.] – СПб.: ЛЕНАТО. АСТ. Фонд Университетская книга. 1996. – 364 с.

73. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Октябрь, 1996. – 96с.

 


Приложение А

Тест

Из предложенных вопросов выберите один вариант ответа.

1. С какими играми ты хотел бы познакомиться?

а) национальные игры

б) строительные игры

в) спортивные игры

 

2. Какую из раскрасок ты бы выбрал для раскрашивания?

а) с изображениями животными твоего края

б) с изображениями игрушек

в) с изображениями детей разных национальностей

 

3. Какую из книг ты бы прочитал?

а) о истории своего города

б) о смешных приключениях детей

в) об интересных предметах старины

 

4. Какое занятие тебе более интересно?

а) посещать музеи

б) подклеить книги

в) ходить в походы

 

Бланк ответов

 

Ф.И. учащегося  
Название деятельности Природоведческая направленность Иная направленность
Игровая    
Изобразительная    
Познавательная    
Трудовая    

Приложение Б

Внеклассное мероприятие: «Таврида – наша земля, наша Родина»

Цель: познакомить детей с традициями, обрядами, праздниками украинского и русского народов. Воспитание толерантности.

Ход занятия Организация класса.

Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня мы поговорим о культуре, обычаях и праздниках народов Крыма, о загадках, сказках народа.

Работа по теме занятия.

Наша земля, наша родина – Таврида, Крым – это место встречи самых разных народов, религий, культур. Так было в древности, так продолжается и сегодня. Впервые человек появился на территории нашего полуострова около 250 тысяч лет назад. В разные времена и эпохи здесь жили тавры и киммерийцы, скифы и сарматы, византийцы и хазары, иудеи и эллины, турки и русичи.

Сейчас на территории нашего солнечного полуострова проживают представители 110 народов. Остановимся на истории двух народов, народов-братьях: украинского и русского. Мы поговорим о истории их пребывания на полуострове, об их верованиях, обычаях, обрядах, об устройстве дома и национальном костюме. Познакомимся со старинными песнями и сказками этих народов.

Ребята, а вы знаете, что от Чёрного до Балтийского морей формировалась Киевская Русь, а наша Таврика, Таврида была своеобразным мостом между Русью и Византией. Издавна Тавриду населяли многие народы, в т.ч. и украинцы, которые большей своей массой стали селиться в Крыму после присоединения его к России в 1873 году.

В истории имели взаимоотношения с соседним Крымом. Но дру­жественным и торговым связям часто мешала султанская Турция. Захватив в ХV веке Крым, турки постоянно нападали отсюда на украинские и русские земли, сжигали города и села, старых и малых уничтожали, а взрослое население угоня­ли в рабство, в неволю. На невольничьих рынках в Кафе (Феодосии), в Козлове (Тезлеве-Евпато­рии) и других городах Крыма велась торговля пленными рабами.

НАРОДНАЯ СКАЗКА

РУССКИЕ

Никто не назовёт точную дату появления первого русича в Крыму. Может быть, это был землепроходец, путешественник, посланник Киевского князя или несчастный пленник?.. Но есть первые факты – из раннего средневековья: киевский князь Игорь и Византия, хозяйничавшая тогда в Крыму, в 944 году заключили договор, по которому русский князь обязывался не претендовать на «Корсуньскую страну». Так в Киевской Руси называли Херсонес Таврический (располагался в черте нынешнего Севастополя). А в X веке русичи прочно утвердились на востоке Крыма и на Тамани, где образовали Тмутараканское княжество.

В 988 году русская дружина во главе с князем Владимиром осадила Херсонес и вступила в него. Здесь князь и его дружинники приняли так называемое «малое крещение», а затем крестили киевлян и Русь («большое крещение»).

После присоединения Крыма к России (1783 г.) здесь поселяется много русских, которые так же, как и другие народы, свято чтят свои обычаи, символику родного дома. А как же выглядел русский дом в Крыму?

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ

Жилище, дом — это и архитектурное сооружение, и очаг, вокруг которого скла­дывались семейные отношения, а в широ­ком смысле — частица Отечества, наша малая родина.

В прошлом с родным жилищем была связана вся жизнь русского крестьянина от рождения до ухода его в иной мир: дитя рождалось, как правило, дома, здесь праздновались крестины, здесь он на­чинал трудиться, женился, рождались его дети, здесь и умирал.

Жилое помещение внутри — это большая квадратная комната в два-три оконца, разделенная русской печью на спальню и кухню. Входили в дом через сени, где помимо двери в кухню есть еще деревянная лестница на чердак. Мазанка невысокая, потолок может до­стать рукой мужчина среднего роста. Земляные полы по праздникам аккуратно мазались глиной, а на Троицу устилались пахучими травами.

Главную роль в доме играла русская печь, где готовилась нехитрая еда, где можно было и выкупаться, и вылечиться, и отогреться. На печи, как правило, спали старики и дети, а между печью и проти­воположной стеной, на полатях, — взрос­лые члены семьи. Над полатями на крюке висела люлька-колыбелька, чтобы мать могла в любое время покачать свое дитя, аккуратно спеленутое свивальником и от­гороженное от мух тонкой кисеей.

Наискосок от печи, слева от выхода, располагался красный угол — святое ме­сто в доме. Именно здесь, под иконами Христа Спасителя или Николая Угод­ника, украшенными вышитыми полотен­цами, ставили стол, за которым семья отмечала радости и беды бытия. На столе, застеленном домотканой скатертью, все­гда лежал каравай и стояла солонка с со­лью — символы жизни и достатка в доме.

Как и все славянские народы (украинцы, болгары) русские любят и широко празднуют самый Великий и светлый народный (христианский) праздник – Пасха.

ПАСХА – «ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК И ТОРЖЕСТВО ТОРЖЕСТВ»

Радость вечной жизни отмечают лю­ди, празднуя Пасху. Вся неделя в этот «праздник праздников и торжество тор­жеств» проникнута одним чувством — ра­дости о Воскресшем. С колоколен звонят во все колокола, возвещая нам о победе жизни над смертью. Верующие и неверу­ющие приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!», целуются и одарива­ют красивыми пасхальными яичками и ку­личами, освященными в церкви.

Всю Светлую седмицу стол оставался накрытым. Хозяева угощали всех, особен­но нищих, убогих, больных.

Светлое Христово Воскресенье— праздник любви и милосердия.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ЗАГАДКИ

Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверная ручка)

Стоит мальчик, скривя пальчик. (Крючок)

Четыре братца под одной крышей жи­вут. (Стол)

Есть спина, а не лежит, четыре ноги, а не ходит, сам всегда стоит, а всем сидеть велит. (Стул)

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

ГРИБЫ

Вздумал гриб, разгадал боровик; под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:

— Приходите вы, белянки, ко мне на войну.

Отказалися белянки: — Мы грибовые дворянки, не идем на войну.

— Приходите, рыжики, ко мне на вой­ну.

Отказалися рыжики: — Мы богатые мужики, неповинны на войну идти.

— Приходите вы, волнушки, ко мне на войну.

Отказалися волнушки: — Мы господ­ские стряпушки, не идем на войну.

— Приходите вы, опенки, ко мне на войну. Отказалися опенки: — У нас ноги очень тонки, мы нейдем на войну.

— Приходите, грузди, ко мне на вой­ну!

— Мы, грузди — ребятушки дружны, пойдем на войну!

Это было, как царь-горох воевал с грибами.

Итог занятия.

Что нового вы узнали на занятии об украинском и русском народах, проживающих в Крыму? Что вам больше всего запомнилось, показалось интересным? О каком ещё народе вы хотели бы узнать?


Приложение Г

Анкета

1. Когда впервые появился человек на территории Крыма?

2. Какие народы в древности населяли Крым?

3. Люди каких национальностей проживают сейчас у нас в Крыму?

4. Кто знает, когда Крым был присоединён к России.

5. Ребята, жизнь каждого народа характеризуется своими обычаями, обрядами, нравами, оберегами. А кто знает, как был устроен дом в русской деревне?

6. Что такое оберег?

7. Какие народные русские праздники вы знаете? (Пасха, Масленица, Крещение)

8. Каковы традиции этих праздников вы знаете?

 

 


Приложение Д

Анкета

1. Что такое оберег, талисман?

2. Какие обычаи и обряды, связанные с венком, вы знаете?

3. Считалось, что венок имеет волшебные свойства. Какие?

4. Из чего плели венки?

5. В венки вплетали не любые цветы и растения, а только те, которые имели определённое значение. Какие?

6. Что такое символ?

7. Какие цветы считаются символами материнской любви?

8. Какой цветок в венке самый младший по возрасту, и что он символизирует?

9. О каких трёх прекрасных цветах говорилось в легенде? Что они символизируют?

12. Какого цвета ленты вплетали в венки. И что они символизировали?

13. Почему длина ленты должна быть немного длиннее волос?

14. Венков насчитывалось 77 видов. Какие ты можешь перечислить?

Теперь покажите мне ваши веночки, поделки. Давайте выберем самый лучший.

 

 


Приложение Е.

Анкета

1. В какой части России расположен Крымский полуостров?

(север, юг, восток, запад).

2. Имеет ли Крым свой флаг, герб и гимн? Нарисуй и разукрась флаг Крыма и России.

3. К тебе приехали друзья, что ты покажешь им в своём городе? Какие знаменитые места?

4. Находясь в лесу, нарвите букет ландышей и подарите их маме.

5. Если увидишь пчелу, ты, убьёшь ее? Почему?

6. Прийдя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных. Верно ли это?

7. Наш край богат природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся?

8. В недрах Крымского полуострова содержатся месторождения таких полезных ископаемых, как железные руды, известняки, месторождения газа, соляные богатства Сиваша и озер.... Назовите еще несколько полезных ископаемых полуострова.

9. Какой вред наносят окружающей среде заводы и фабрики в нашем

крае?

9. Похолодание влияют на жизнь растений и животных. Приведите
пример влияния на животное или растение нашего края.

10. Мы можем спасти природу, если каждый человек будет ее охранять. Приведите пример, что бы вы сделали.

11. Самыми крупными формами рельефа на нашей планете являются материки и впадины океана. Перечислите их.

12. На какой планете вы живете? Как называется наше море? В Черное море впадает много рек, назовите их.

Приложение Ж.

Кроссворд “Деревья Крыма”.

 

 

1. С ветки в реку упадет, и не тонет, а плывет. (Лист).

2. У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. (Сосна).

3. Стоят казаки, на них белые колпаки. (Пни в снегу).

4. Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? (Осина).

5. В золотой клубочек спрятался клубочек. (Желудь).

6. Что же это за девица: не швея не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель).

 


Приложение З.

Тест

1. Полезные ископаемые - это

а) все горные породы и минералы, которые использует человек в своей
хозяйственной деятельности;

б) природное тело, однородное по своему составу и свойствам,
образующееся в глубинах Земли или на ее поверхности;

в) разрушение и изменение горных пород под воздействием воды,
воздуха.

2. Кузнечик —► лягушка травяная —► аист белый. К какому из
природных сообществ они относятся:

а) болото;

б) луг;

в) пресный водоём.

3.Черное море омывает Крым на:

а) востоке;

б) северо-востоке;

в) западе и юге.

4. Столица Крыма -

а) Симферополь;

б) Севастополь;

в) Ялта.

5. Какая из перечисленных характеристик Крымских гор является
неверной:

а) Крымские горы состоят из трёх гряд;

б) В крымских горах имеются пещеры, каньоны, ущелья;

в) Горы находятся на севере Крыма.

6. По происхождению все горные породы делят на группы:

а) магматические, осадочные, метаморфические;

б) рудные и нерудные;

в) топливные, химические, строительные.

7. Отгадайте загадку:
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнаёт.

а) флюгер;

б) термометр;

в) дождемер.

8. Самая длинная река Крыма:

а) Дерекойка;

б) Салгир;

в) Альма.

9. Какая из перечисленных почв быстро пропускает воду, но плохо ее
сохраняет?

а) глинистая;

б) чернозем;

в) песчаная.

10. Какие из перечисленных растений культурные:

а) пшеница, овес, ячмень, персик;

б) акация, липа, ольха, рябина;

в) ромашка полевая, маки, чабрец.

11. Какие крымские животные в настоящее время стали редкостью:

а) благородный олень, павлин, косуля;

б) белка, ласточка, заяц-русак;

в) лиса, сойка, еж.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...