Методика формирования краеведческих представлений у детей младшего школьного возраста
Но для формирования краеведческих представлений необходимы определённые педагогические условия, назовём следующие: 1. Использование индуктивного пути (от конкретного – к общему; от частного – к общему; от простого – к сложному), хотя возможен и дедуктивный путь. 2. Соблюдение поэтапности. 3. Использование символики, опорных схем. 4. Знание существенных признаков понятия (умение выделять существенные признаки). 5. Формирование у учащихся логических умений (отнесение к роду, обобщение и ограничение понятий). На этом этапе применялись такие формы и методы как уроки, беседы, тематические викторины, тесты, анкеты, классные часы. Рассмотрим фрагменты уроков, бесед, тематических викторин в 4 классе, на которых мы использовали разнообразные методы и формы формирования краеведческих представлений у детей младшего школьного возраста. Дети с интересом работали на уроках «Окружающий мир», были активны. На этапе проверки домашних заданий использовались дидактические карточки, которые предлагались детям выборочно. Они также применялись так же и для фронтального опроса. Выяснилось, что дети успешно усваивают знания краеведческой направленности.
Карточка 1. Тема: «Родной край на территории России» Отметь, в какой части РФ расположена область, в которой ты живешь: а) на востоке; б) на западе; в) на юге; г) на севере, в) в центре. 1. Укажи название природной зоны, где расположена область, в которой ты живешь: а) степ; б) лесостепь; в) смешанные леса; г) Южный берег Крыма; д) Карпаты. Карточка 2. Тема: «Родной край на территории РФ» 1. Как называется государство, в котором мы живем? а) Россия; б) Украина; в) Крым. 2. Как называется столица нашего государства? а) Париж; б) Москва; в) Симферополь. 3. Из каких цветов состоит наш флаг? а) синий / желтый; б) красный / белый / синий; в) белый / красный. 4. Кто изображен на гербе АР Крым? а) орел; б) грифон; в) лев. Карточка 3. Тема: «Родной край на территории РФ» Кто видел край, где роскошью природы Где весело шумят и блещут воды И мирные ласкают берега, Где на холмы под лавровые своды Не смеют лечь угрюмые снега... А.С. Пушкин Карточка 4. Задание 1. Какие особенности географического положения Крыма очень удачно подметил великий русский поэт в приведенном отрывке? Задание 2. Найдите на карте Крымский полуостров и определите: а) На каком материке и в какой части света он находится? б) В какой части России расположен Крымский полуостров? в) Какие моря омывают Крымский полуостров? Задание 3. Заполните пробелы в тексте. Выполняя данное задание, дети узнают, что Крымский полуостров расположен на юге. Крым омывают на западе и юге Черное море, а на востоке и северо-востоке Керченский пролив, Азовское море и его залив Сиваш. В сушу глубоко вдаются большие морские заливы: на западе Каркинитский и Каламитский, а на востоке - Арабатский, Феодосийский, Казантипский. Была поставлена цель, сформировать у детей знания о географическом положении Крыма. Все задания, полученные по карте они выполняют самостоятельно, ответы находят на физической карте. Карточка 5. Тема: «Полезные ископаемые в родном крае» Заполните кроссворд «Нерудные полезные ископаемые» (опирайтесь на полученные знания и «буквы-подсказки»).
Карточка 6. Тема: «Полезные ископаемые в родном крае»
Заполните схему, вписав в нее примеры наиболее известных полезных ископаемых. Полезные ископаемые Рудные Нерудные Топливные Химические Строительные Самоцветы В процессе ответов на вопросы у детей формируются представления о полезных ископаемых Крыма, об их видах. Задания, поданные в данной форме, побудили детей к активному поиску ответов на вопросы. Все учащиеся отлично справились с заданием. Карточка 7. Тема: «Погода в родном крае» 1. Что такое прогноз погоды? Для чего он составляется? 2. Назовите различные виды осадков. Какие более частые в вашем крае? 3. Какие стихийные природные явления наиболее часто случаются в 4. Почему меняется температура воздуха? В данном случае у детей формируются представления о том, что солнце нагревает земную поверхность неодинаково. В одних местах больше, в других - меньше. Теплый воздух легкий, поэтому он поднимается вверх. На его место перемещается воздух из холодных мест. Поэтому воздух все время движется над поверхностью Земли, и его температура меняется. Должны усвоить виды осадков: дождь, град, снег, роса, иней. Сформироваться понятие: прогноз погоды - это предвидение, какой будет погода в будущем. Карточка 8. Тема: «Почвы в родном крае» 1. Что такое почва? 2. Какие почвы распространены в вашем районе? 3. Какие сельскохозяйственные культуры позволяют выращивать 4. Какие мероприятия проводится в вашей местности для охраны почв В этом случае у детей расширяются представления о почвах распространенных в их районе, о сельскохозяйственных культурах которые выращивают в их местности. Определяют, какие мероприятия проводится в данной местности для охраны почв и повышения её плодородия. Все задания, которые они выполняют, учат их наблюдать, логически выражать свои мысли. Полученные знания они смогут применить на практике.
Использовались и проблемные ситуации, так как эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе, расширению краеведческих представлений и позволяет с детьми обсудить разные проблемные ситуации. Они использовались с целью мотивации учебной деятельности, закрепления пройденного материала, восприятия и усвоения новых знаний. Мной использовались такие, как: 1. Тема урока: «Родной край на территории РФ» (на этапе восприятия и усвоения новых знаний). Создание проблемной ситуации. Теперь, когда мы знаем, где именно в России расположен наш родной край, какие существуют формы земной поверхности, какие водоёмы, леса, луга в нем есть и в каком направлении от нашего населенного пункта они расположены, мысленно отправляемся на экскурсию и вспоминаем, что нам необходимо взять с собой вместо карт, чтоб не заблудиться. - Правильно, нам понадобятся компасы - для ориентирования на местности. Проблемные вопросы. - А если нет компасов, или мы их забыли, спеша на экскурсию. Можно ли определить сторону горизонта без них? - Как можно ориентироваться без компаса, солнца и звезд? 2. Тема урока: «Полезные ископаемые в родном крае» (на этапе мотивации учебной деятельности). Создание проблемной ситуации. Дети, посмотрите вокруг себя, вспомните, что окружает нас в жизни. Это дома из кирпича и бетона, стеклянные окна, дороги из гравия и асфальта, по которым мчатся легковые и грузовые машины, а по железным путям -поезда, в наших квартирах светло и тепло; мел в классе возле доски, карандаш с графитным стержнем, нож и еще много-много других предметов, без которых нельзя представить жизнь современного человека. Они пришли к нам из подземных кладовых. Проблемные вопросы. - Что это за подземные кладовые, что это за богатства, которые делают жизнь современных людей приятной, доскональной? 3. Тема урока: «Почвы в родном крае» (на этапе закрепления пройденного материала). Создание проблемной ситуации. По мнению ученых, впервые человек на нашем полуострове появился около 250 тыс. лет назад. Это были древнейшие люди. Примерно 40 тыс. назад в Крыму уже обитали люди современного облика. Проблемный вопрос. - Как вы думаете, почему Крымский полуостров привлек себе внимание первобытных людей? 4. Тема урока: «Охрана природы в родном крае» Проблемные вопросы.
- Дети нарвали большой букет ландышей. Учитель на них рассердился. Почему? - Ягоды (по одной) в лесу собирать долго, проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать? - Из гнезда выпал птенец. Какие меры ты предпримешь? и т. д. Детей заинтересовали ситуации, поставившие перед ними проблемы, требующие решения. Они с удовольствием высказывали свои мнения, и в процессе беседы мы приходили к одному общему решению. Стремилась закрепить в сознании нормы и правила поведения в природе, расширить краеведческие представления у детей о охране окружающей среды, памятников истории, культуры и старины. В выполнение домашней работы включались творческие задания, для того чтоб ребенок мог проявить свои возможности, опираясь на свои знания. Это своеобразный путь к открытиям, поиску интересующей информации применяемой для ответов на вопросы. Были использованы следующие творческие задания: Тема: «Родной край на территории РФ» Творческое задание: найти в дополнительной литературе и изобразить разные уголки природы Крыма (нарисовать). Данное задание использовалось с целью воспитать у детей интерес к природе Крыма. Тема: «Полезные ископаемые в родном крае» Творческое задание: собрать образцы разноцветного песка, глины, кусочки торфа, каменного угля, известняков или других полезных ископаемых своей местности для изготовления классной коллекции полезных ископаемых. Задание использовалось с целью побудить детей к самостоятельному поиску полезных ископаемых родного края; самообучению учащихся. Дети отнеслись к заданию с большим интересом, так как каждый хотел внести свой вклад в классную коллекцию полезных ископаемых. Тема: «Пресный водоём - природное сообщество» Творческое задание: подготовить сообщение о пресном водоёме летом, описать растение и животное водоёма твоего края. Целью задания было расширить представления и понятия о пресном водоёме летом, растениях и животном мире водоёмов родного края, опираясь на собственные наблюдения и знания. Побудить учащихся к чтению дополнительной литературы. Тема: «Животноводство в родном крае» Творческое задание: подобрать факты и иллюстрационный материал о животноводстве, и промышленности родного края, работе своих родителей. Данное задание использовалось с целью расширить кругозор детей о профессии их родителей и родителей их товарищей. На основе фактов и иллюстрационного материала о животноводстве, и промышленности родного края сформировать представления о разных профессиях. При проверке выполнения творческих заданий использовался групповой способ организации учащихся на этапе проверки домашнего задания. Целью было решить обучающую задачу: определить объем знаний по данной теме, закрепить изученный материал, проверить сформированность представлений при выполнении различных заданий; развивающую: развивать творческое мышление, представления о родном крае; воспитательную задачу: научить работать, взаимодействовать, общаться в группах. Класс условно делится на 5 групп по 3 человека. Работа проходит в три этапа: 1.Организационный этап работы: определение задания, его мотивирование, возможны указания по выполнению, определение временных рамок. 2.Этап самостоятельной работы: самостоятельное выполнение группой предложенного задания. 3.Итоговый этап: анализ результатов, выявление и исправление ошибок, определение лучших работ. При проведении необходимо предоставить для группы карточку с изложенным заданием, а также лист бумаги для выполнения заданий. Следует соблюдать все этапы и, особенно, не упускать этап подведения итогов, для полной завершенности (ответ у доски или с места, демонстрация или сообщение о своих результатах). Урок-путешествие “Незнайка у нас в гостях” Цель урока — повторить изученный материал по краеведению, вспомнить расположение крупнейших городов Крыма, их особенности, сообщить учащимся новые знания, способствовать положительному восприятию краеведческого материала через игровые приёмы. Ход занятия Как вы думаете, легко Незнайке будет найти наш город? (Нет). Поможем ему в этом? Что вы видите на доске? (Карту Крыма). Посмотрите, кружки закрывают наибольшие города нашего полуострова. Поможем Незнайке посетить все города и дойти до нашей Ялты. Но это не так й просто. Нам нужно будет пройти много испытаний, ответить на вопросы, выполнить задания и поиграть. Начнём? Каждый из вас получит фломастер своего цвета. Чем больше пометок своим цветом вы сделаете, тем больше надежды на победу. К вам просьба: не кричать, а поднимать руку. Желаю вам удачи. 1. Первая кружок - макушка нашего полуострова, первый город. Как он называется? (Армянск). Что вы знаете об этом городе? (Дети рассказывают материал, изученный ранее). Открываем первый город, а под кружком скрывается кроссворд «Деревья Крыма» (Приложение З). Кроссворд разгадывается следующим образом: участники отвечают по очереди, по рядам. Если ученик, чья очередь отвечать, не знает ответ, ход переходит к следующему. И так, пока не найдётся правильный ответ. За каждый верный ответ делается пометка на листе учёта баллов. 2. Теперь, когда мы с Незнайкой побывали в Армянске, отправляемся в следующий город. Что это за город? (Джанкой). Чем интересен Джанкой? (Звучит небольшой рассказ кого-либо" из участников). Здесь новое задание. Нужно помочь Наташе добраться к подружке в гости. А где живёт эта подружка - легко догадаться - это следующий город, который есть на пути у Незнайки. Будем по очереди проходить препятствия, отвечая на вопросы и помогая ей в пути. (На доске плакат с изображением двух девочек, которые находятся на разных концах тропинки. На дорожке расположено 20 фотографий людей и объектов, исторически связанных с Крымом. Задача детей - назвать все изображения). Не забываем об уважении друг к другу. За каждый вопрос у вас есть возможность получить 2 балла. (Идёт игра). 3. Вот мы и в Евпатории. Евпатория известна под разными названиями. Как ещё называют этот древний крымский город? Здесь нас ждёт новое испытание. (Под игрушкой написано: «Кто это?») Это игра, в которой по портретам мы должны назвать имена деятелей искусства, учёных, военных и других личностей, сделавших свой вклад в развитие, изучение и рекламу Крыма. 4. Из Евпатории мы с Незнайкой перемещаемся в следующий город. В древности он назывался Кафа, а как он называется сейчас? (Феодосия). Кто из знаменитых деятелей культуры здесь жил? Я буду показывать различные изображения, связанные с городом, а вы должны отгадать, что это (например, репродукция картины «9 вал» или алую ткань, которая символизирует произведение А. Грина «Алые паруса» и т.п.) 5. Ну, вот мы и прибыли в сердце Крыма. Этот город - столица Крыма. Молодцы, справились с заданием. Незнайка может отправляться в следующий город. Интересен город тем, что в его окрестностях в разные времена проживали различные народы. По очереди будем называть народы, населявшие Крым с древних времён до наших дней. Эта игра называется „Этнические цепочки". За каждый верный ответ даётся по 1 баллу, устанавливается флажок (канцелярская кнопка) на карте по направлению к Севастополю. 6. Вот мы и добрались к городу на берегу Чёрного моря. Это - город- Севастополь известен как город боевой славы. Но в нём хорошо развита и культура. Здесь есть несколько театров. Мы попробуем свои актёрские данные в новом задании. Оно называется „Пантомима". По очереди вы будете выходить, а я вам давать задание (изобразить что-либо). Если вы покажете удачно, то по 1 очку получит и тот, кто показывает и тот, кто отгадал. Можно брать в помощники 1 человека. Надо показать следующие слова и выражения:... (примерные задания - флот, степной орёл, подснежник, наездник, горы, море и т.п.) Путешествие из Севастополя в Ялту происходит благодаря игре „Цепочки слов". Необходимо по очереди называть слова, связанные с Крымом, его историей, начинать с буквы А и так до Я (Алупка, Балаклава и т.д.). На уроках применялись кроссворды, которые повышали мыслительную деятельность учащихся, давали возможность подать материал в более интересной для детей форме. Использовалось большое количество наглядностей», которые помогали воспринимать новый материал, облегчали его сложность, делали более доступным. Применялись аудиовизуальные (диафильмы «Торф», «Нефть», «Каменный уголь») и визуальные (работа с географическими картами (карта полушарий, физическая карта Украины и Крыма, природных зон Украины и Крыма), дидактические средства; препараты натуральных объектов (гербарий растений лугов и коллекции насекомых), коллекции полезных ископаемых и картин местных художников (коллекция ЯИЛМ – Басова Я., Цветковой В., Олейник А.). Краеведческий принцип преподавания предмета «Окружающий мир» был реализован в логичности проведения урока (материал строился от общего к частному - «обычно так, а как у нас» или от частного к общему «у нас так, а как обычно»). Второй этап – деятельностный. Цель данного этапа: расширить краеведческие представления об истории и культуре родного края. В краеведческом образовании важен системный подход, который подразумевает введение краеведческого компонента в образовательную программу школы. Структура краеведческого компонента, включает самостоятельный краеведческий курс, краеведческий компонент в других учебных курсах, краеведческий компонент во внеклассной работе. На данном этапе применялись такие методы, как практическая работа, опыт, экскурсии в музеи, внеклассные часы в музее. Изучая темы: «Полезные ископаемые в родном крае» и «Почвы в родном крае», проводились опыты, которые давали детям представления о почве и полезных ископаемых. Опыт 1. Тема: «Полезные ископаемые в родном крае» 1. Рассмотри полезное ископаемое (торф, каменный уголь, нефть или др.). В каком состоянии оно находится в природе: твердом или жидком? 2. Определи его цвет. 3. Понюхай полезное ископаемое. Имеет ли оно запах? 4. Если полезное ископаемое твердое, попробуй его разломать. Определи его хрупкость. 5. Брось полезное ископаемое в стакан с водой и взболтай. Определи - растворимое или не растворимое оно в воде. 6. Вместе с учителем наблюдай: горит ли полезное ископаемое. Каким пламенем? Образуется ли дым во время горения? Сколько остается пепла? 7. Сделай вывод о свойствах полезного ископаемого. По данному образцу уметь последовательно характеризовать полезные ископаемые, определять их свойства. Знать его предназначение. Опыт 2. Тема: «Почвы в родном крае» 1. Рассмотреть почву и определить ее цвет. 2. Взять стакан с водой и бросить в нее почву. Наблюдать за 3. Взять пустой стакан. Насыпать туда почву. Налить сверху большое количество воды. Наблюдать, как почва пропускает воду: быстро или медленно. 4. По установленным признакам назвать почвы, которые существуют в местности, где ты живешь. Опыт проводился с целью - узнать, какие почвы существуют в данной местности. Для этого, необходимо было взять образцы разных почв и провести с ними опыты. Опыты вызывали у детей огромный интерес к изучению родного края, его исследованию, а также активизировали познавательную деятельность учеников. Проведение опытов мы использовали для того, чтобы выявить знания учащихся о признаках, свойствах предметов и явлений природы. Кроме того, проверялись умения учащихся выполнять опыты, пользоваться приборами, которые необходимы для исследования. В ходе исследования были организованны следующие экскурсии в город Симферополь: Таблица 2. 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|