Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 4. Структура и функции управления




Контрольные вопросы

 

1. Каковы характерные особенности управления как социального процесса?

2. Какие социальные роли выполняет современный управляю­щий?

3. Каковы специфические особенности управленческого труда?

4. Какими принципами руководствуется современное управле­ние?

 

 

ГЛАВА 4. Структура и функции управления

Двумя исходными, первичными компонентами управленческой структуры являются субъект и объект управления.

Субъект управления - это лицо, группа лиц или специ­ально созданный орган, являющийся носителем управленче­ского воздействия на социальный объект (управляемую под­систему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение его нормального функционирования и успешного движения к заданной цели.

Объект управления - это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив и т. п. ), на кото­рую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функ­ций и задач, успешного достижения к запланированной це­ли (целям).

Объекты управления характеризуются большим раз­нообразием. Их можно типологизировать по нескольким основаниям.

По масштабам и уровням управленческого воздейст­вия объекты управления подразделяются следующим обра­зом: страна, отрасль, регионы, предприятия и т. п.

По видам регулируемой деятельности объекты управления дифференцируются на: производственную, со­циальную, политическую, социокультурную деятельность.

По адресату управленческого воздействия объекты управления подразделяются на: население и все организа­ционные структуры страны, выступающей в качестве еди­ной и целостной социально-территориальной общности: население областных, районных, городских социально-территориальных общностей; персонал министерств и ведомств; персонал предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений, пер­сонал органов здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразде­лений и т. п.

Одна из основных задач управленческой деятельно­сти, а следовательно, и очень важный компонент ее струк­туры - определение основной цели или дерева целей (для многоуровневой) организации, выработка стратегии дейст­вий по ее достижению и формулирование концепции дея­тельности и развития данной организации - корпорации, фирмы и т. п.

Вторая существенная задача управления и, стало быть, соответствующий ей структурный элемент - форми­рование корпоративной культуры, т. е. объединение персонала вокруг общефирменной цели (или целей).

 

Третья важная задача управления и, соответственно, весьма существенный ее структурный компонент - хорошо продуманная и рационально Организованная мотивация персонала на достижение цели фирмы (организации) и ус­пешное решение стоящих перед нею проблем.

Четвертая задача управления и определяемый ею структурный элемент управленческой деятельности - фор­мирование в фирме, корпорации и т. п. организационного по­рядка, т. е. системы относительно стабильных, долговремен­ных иерархических связей, стандартов, норм и должностей.

Пятая задача и соответствующий структурный эле­мент управленческой деятельности - разработка и осуще­ствление технологии изменений.

Шестая управленческая задача и соответствующий ей структурный механизм управленческой деятельности – четкое определение диагностики управления или, говоря иными словами, определение точек наибольшей и наи­меньшей управляемости и - вполне вероятно - точек не­управляемости, которые имеются или могут возникнуть в каждой организации.

Седьмая важная задача и соответствующий ей струк­турный элемент управленческой деятельности - четкое представление о том, какова должна быть реализация управленческого решения.

И, наконец, восьмая задача и структурный механизм управленческого процесса - разработка системы контро­ля за выполнением принятого решения, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсис­темой целей и задач.

В организационной структуре управления выделяют­ся следующие основные элементы: уровни (ступени) управления, его звенья и связи горизонтальные и верти­кальные.

Под уровнем управления понимается иерархическая соподчиненность подразделений и звеньев управленче­ской деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления.

Руководители низового звена (операционные руково­дители) в основном осуществляют контроль за выполнени­ем производственных заданий, отвечают за непосредствен­ное использование выделенных им людских, финансовых, материально-технических и иных ресурсов. Типичные представители этого, низового уровня управления, - мастер смены, сержант, старшая медсестра, заведующий отделом и т. д.

Руководители среднего звена чаще всего возглавляют крупное подразделение или отделение в организации, а ха­рактер их работы определяется, прежде всего координиро­ванием и управлением работой руководителей низового звена, подготовкой информации для решений, принимае­мых руководителями высшего звена, последующей транс­формацией полученных сверху решений в технологически удобную форму в виде конкретных заданий руководителям низового звена, а также осуществлением этих решений. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), де­кан (в университете), директор филиала, армейский офи­цер от лейтенанта до полковника.

Руководители высшего звена - это высший организа­ционный уровень управления. Они отвечают за принятие и осуществление важнейших решений на уровне социального института или крупнейших его подразделений, координи­руют деятельность нижестоящих уровней управления, на­правляя ее к единой цели.

В соответствии со структурированием системы управления по уровням, эта система принимает вид пира­миды, в которой на каждом последующем уровне находит­ся меньше людей, чем на предыдущем (см. схему 1).

 

 

Кроме того, в системе управления существуют и горизонтальные связи, характеризующиеся расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразде­лений. Например, на многих предприятиях имеются на­чальники производственного отдела, финансового отдела, энергетической, конструкторской службы, службы марке­тинга (см. схему № 2).

 

 

 

Одна из основных функций управленческой деятельности заключается в обеспечении целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством выдвижения 1) целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организа­ции людей, групп и подразделений; 2) целей-заданий – планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией; 3) целей-систем, обеспечивающих стабиль­ность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективиро­ванной структуры данной организации- фирмы, предпри­ятия, корпорации и т. п.

Вторая функция управления - административная, отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т. п.

Управленческая деятельность неосуществима без выполнения информационно-аналитической функции, ко­торая обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой органи­зации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпо­рации и т. п., без чего невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.

Четвертая функция управления - социальная, заклю­чающаяся в социальной поддержке и защите работников, создании условии для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.

Пятая функция управленческой деятельности - прогно­зирование, заключающаяся в определении возможных изме­нений в окружающей социальной среде, например, конъюнк­туры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации, а также внутренних измене­ний в самой организации, в том числе ее кадровом потен­циале, в подготовке, переподготовке и повышении квалифи­кации работников, в планировании их служебной карьеры.

Шестой функцией управления является планирова­ние, представляющее собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

Для своей успешной реализации управленческая дея­тельность должна включать в себя мотивационно-стимулирующую функцию, предполагающую создание необхо­димых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др. ). Побуждаю­щих сотрудников к активной и эффективной трудовой дея­тельности посредством экономических (зарплата, премия и т. п. ), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др. ) и иных рычагов, в первую очередь, с учетом необхо­димости оценки работы в соответствии с ее качеством, эф­фективностью и результатом.

Восьмая функция управления — корректирующая деятельность управляемой системы (организации), направленная на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.

 

Девятая функция управленческой деятельности - удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспе­чивающее сохранение ее целостности, качественной спе­цифики и динамической устойчивости.

Десятая функция управления - обеспечение компе­тентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.

Одиннадцатая функция управленческой деятельности - осуществление контроля всех подразделений данной организации, обеспечивающего упорядочивающее и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью норма­тивного (в том числе правового) регулирования.

 

Двенадцатая функция управленческой деятельности - создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации, способствующего достижению вы­соких результатов в деятельности, данной организации.

Тринадцатая функция успешной управленческой дея­тельности воплощается в обеспечении целостности систе­мы (организации), сохранении и упрочении ее качествен­ной специфики и динамичного устойчивого развития.

Четырнадцатая функция управления - повышение качества и эффективности служебной деятельности. Она включает в себя разработку прогнозных оценок внешнесредовых и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствова­нию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности ее деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...