Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В процессе функционирования системы управления возникают шесть основных типов социальных отношений. Их характерные особенности сводятся к следующему.




В процессе функционирования системы управления возникают шесть основных типов социальных отношений. Их характерные особенности сводятся к следующему.

 Наиболее распространенным типом взаимодействий между людьми в процессе управления являются служебные отношения, которые отличаются своей несимметрично­стью. Эта особенность проявляется в том, что в процессе функционирования системы управления складывается од­носторонняя зависимость подчиненного от начальника. Наиболее существенным признаком служебных отноше­ний является полномочие решать, что и как должен делать подчиненный в рабочее время, и определять задания, кото­рые подчиненный должен выполнять.

Функциональные отношения. От служебных отно­шений следует отличать функциональные отношения, со­пряжения которых могут, но не должны перекрываться с сопряжениями служебных отношений. Функциональные отношения строятся таким образом, что функционально обусловливающий субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект. Роль функ­ционально обусловливающего субъекта заключается скорее в совете, помощи, чем в выдаче распоряжений. В рамках функциональной связи не действуют распоряжения. При­мером здесь могут служить отношения между директором учреждения и юрисконсультом или советником. Директор посылает проект какого-либо договора или распоряжения на заключение, юрисконсульт обязан высказать свое мнение, а директор - ознакомиться с ним. Но согласится директор с заключением или нет - зависит только от него самого.

Технические отношения. В многоуровневых систе­мах управления большое значение приобретает взаимоза­висимость в действиях и функциях членов коллектива. Каждый должен четко выполнять свои функции и доби­ваться столь же четкого выполнения другими сотрудника­ми их функций, иначе невозможно добиться всесторонне согласованной и эффективной деятельности. Именно в этом заключается третий вид отношений в системе управ­ления - технических отношений.

Информационные отношения - это отношения, связанные с односторонними или взаимными процессами информирования обо всех состояниях объекта и об изменени­ях состояний, о которых информирующий знает, а инфор­мируемый должен знать, чтобы иметь возможность эффек­тивно выполнять свои обязанности.

Специализированные отношения - вид отношений, связанный с разделением труда (распределением целей и действий по их достижению) в управлении многосторонней конфигурации деятельности данной системы - организации, фирмы, учреждения и т. п. Речь идет о связи управляющей подсистемы или ее отдельных звеньев со специализирован­ными компонентами, звеньями, участками. Специализиро­ванные отношения могут принимать разную степень интенсивности. Некоторые участки, звенья управляемой подсис­темы могут быть сильнее или слабее связаны с разделением труда, как между собой, так и с управляющей подсистемой.

Иерархические отношения - это отношения между звеньями или ячейками системы, расположенными на раз­личных ступеньках управленческой лестницы (управленче­ской вертикали), при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню управления.

В зависимости от характера взаимосвязи между ру­ководителями и подчиненными социальные отношения в системе управления могут быть представлены в четырех основных разновидностях: бюрократические, патерналистские, фратерналистские и партнерские отношения.

Бюрократические (от франц. бюро - канцелярия + греч. кратос - власть, буквально - господство канцелярии) отноше­ния, базируются на административной иерархии.

При патернализме (от лат. " падре" - отец) четко выра­жена иерархичность отношений, а права " хозяина", который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы. От подчиненных требуется и ожидается лояльность по отноше­нию к начальнику. " Хозяин" бдительно контролирует дейст­вия своих подчиненных, но при необходимости принимает на себя часть возложенных на них функций.

В случае фратернализма (от англ, фразер- брат) ие­рархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается. Господствует стремление принимать решения коллегиально после их коллективного обсуждения.

В случае партнерства (от франц. партнер-участник совместной деятельности) иерархические отношения хотя и существуют, но ярко не выражены. Решения принимаются на основе обсуждения, где каждый вносит предложения в соот­ветствии со своей квалификацией и сферой компетентности. Руководитель не приказывает, а координирует общие действия.

Знание особенностей складывания и функционирования социальных отношений в системе управления помогает избе­гать типичные ошибки, возникающие в практике деятельности некоторых руководителей. Одной из наиболее распростра­ненных в практике управления является ошибка излишней снисходительности, проявляющаяся в тенденции оценивать своих подчиненных выше реального уровня и качества их служебной деятельности, что, в конечном итоге, приводит к снижению их творческой активности и к самоуспокоенно­сти, а это снижает эффективность деятельности организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...