Существует и противоположность - ошибка излишней требовательности, доходящая до уровня жесткости и выражающаяся в тенденции занижено оценивать всех и вся.
Существует и противоположность - ошибка излишней требовательности, доходящая до уровня жесткости и выражающаяся в тенденции занижено оценивать всех и вся. Нередко в практике управления проявляется ошибка личной предрасположенности, при которой руководитель в отношении к подчиненному больше полагается на личное пристрастие, чем на саму по себе работу этого подчиненного. Ошибка нимба возникает под воздействием " эффекта ореола", когда в своем отношении к подчиненному начальник руководствуется в первую очередь общим впечатлением (хорошим или плохим), произведенным данным работником; а не результативностью его служебной деятельности. Ошибка по свежести впечатлений выражается в стремлении руководителя оценивать подчиненного и его работу только по событиям последнего времени вместо того, чтобы анализировать и оценивать её результативность за более длительный период времени. Каждая из этих ошибок способна существенно ухудшить отношения руководителя с подчиненными, привести к возникновению противоречий и конфликтов, что может снизить эффективность деятельности данной организации, фирмы, предприятия; затруднить его продвижение к намеченной цели. Наоборот, знание этих ошибок, учёт особенностей отношений, складывающихся между работниками, а также между ними и их руководителем (руководителями), существенно расширяет возможности совершенствования системы управления, повышает её эффективность.
Контрольные вопросы
1. Каковы особенности социальных отношений? 2. По каким основаниям можно типологизировать социальные отношения? 3. Чем отличаются официальные отношения от не официальных?
4. Что представляют собой социальные отношения в системе управления (дать определение)? 5. Чем характеризуются отношения власти, господства и подчинения? 6. Какие типы господства существуют в обществе? / 7. Каковы характерные черты идеального типа управления отношениями в организации, предложенного М. Вебером? 8. Чем характеризуются шесть типов социальных отношений в системе управления? 9. Какие типы социальных отношений между руководителями и подчиненными Вы знаете? 10. Каковы типичные ошибки, возникающие в отношении руководителя к подчиненным? ГЛАВА 7. Место и роль коммуникации в системе управления Коммуникация - это процесс обмена сообщениями, информацией между различными личностями, их социальными группами, общностями, организациями.
Коммуникация между отдельными людьми, их группами, организациями, государствами, культурами осуществляется в процессе общения как обмен специальными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, программы деятельности общающихся сторон. Коммуникационный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет в добавление ко всему сказанному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе. Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает четыре основных взаимосвязанных задачи:
интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних - в единую и целостную систему общества; внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов; отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций; создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения. В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации. Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации, разработанная известным американским социологом Г. Лассуэлом и включающая пять элементов: Кто? (передает сообщение) – коммуникатор Что? (передается) - сообщение Как? (осуществляется передача) - канал Кому? (направлено сообщение) – аудитория С каким эффектом? - эффективность В этой модели выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса: 1) источник коммуникации (коммуникатор); 2) содержание; 3) канал коммуникации; 4) мишень (приемник); 5) эффект. В середине 50-х годов XX века появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом. В чем же суть этой модели? Интеракционистская модель исходит из того, что субъекты коммуникации- и коммуникатор и реципиент -равноправны, связаны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как реализация такого интереса с помощью передаваемых сообщений. Эффект же коммуникационного взаимодействия проявляется в сближении или отдалении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что фактически означает расширение, либо, напротив, сужение возможностей их взаимопонимания и сотрудничества. Третий этап усложнения и обогащения коммуникационных взаимодействий, согласно Маклуэну, начался изобретением И. Гутенбергом в XV в. печатного станка, что привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, а это сопровождалось распространением рационализма.
Новым этапом в коммуникативных процессах, утверждал Г. Маклуэн, стало широкое распространение современных аудиовизуальных средств коммуникации. Телевидение и другие аудиовизуальные средства радикально преобразуют саму среду, в которой живет и общается со-, временное человечество, резко расширяют масштабы и интенсивность его коммуникационных связей со всем миром. Четвертую коммуникационную модель - аутопотетическую - разработал выдающийся немецкий социолог Никлас Луман. Что такое аутопотетическая система в его понимании? Это - система, отличающаяся оперативной закрытостью и состоящая из множества коммуникативных элементов, каковыми являются потоки информации, причем каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему. Именно вследствие интегрирования информации, сообщения и понимания социальная система приобретает свои специфические свойства: 1) способность к самоограничению, т. е. к различению самой себя и окружающей среды; 2) способность самовоспроизводства; 3) самоорганизацию; и 4) самореференцию, т. е. самопредставление. Если психическая система (например, личность) самоорганизует и самореференцирует себя, т. е. приходит к самопониманию, посредством сознания, то социальная система (общество), согласно Н. Луману, осуществляет этот процесс посредством коммуникации. Поскольку социальная система состоит из самовоспроизводящихся и самореференцирующихся элементов коммуникации, считает Н. Луман, постольку " общество является всеобъемлющей системой всех коммуникаций, воспроизводящих себя аутопотетически, в то время как она производит все новые (и все время другие) коммуникации" (5^34). А это означает, что понятие коммуникации становится решающим фактором для определения понятия общества. " Лишь с помощью понятия коммуникации, - подчеркивает немецкий социолог, - социальную систему можно мыслить как аутопотетическую систему. которая состоит из элементов, а( именно: из коммуникаций, производящих и воспроизводящих себя посредством сети именно этих элементов, посредством сети коммуникаций".
В процессе выработки, а особенно - в осуществлении управленческих решений очень широко используются межличностные коммуникации. Это такой тип коммуникационного взаимодействия, при котором в роли, как отправителя, так и получателя сообщения выступают отдельные индивиды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|