Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существует и противоположность - ошибка излишней тре­бовательности, доходящая до уровня жесткости и выра­жающаяся в тенденции занижено оценивать всех и вся.




Существует и противоположность - ошибка излишней тре­бовательности, доходящая до уровня жесткости и выра­жающаяся в тенденции занижено оценивать всех и вся.

Нередко в практике управления проявляется ошибка личной предрасположенности, при которой руководитель в отношении к подчиненному больше полагается на личное пристрастие, чем на саму по себе работу этого подчиненно­го.

Ошибка нимба возникает под воздействием " эффекта ореола", когда в своем отношении к подчиненному началь­ник руководствуется в первую очередь общим впечатлением (хорошим или плохим), произведенным данным работником; а не результативностью его служебной деятельности. Ошиб­ка по свежести впечатлений выражается в стремлении руко­водителя оценивать подчиненного и его работу только по событиям последнего времени вместо того, чтобы анализи­ровать и оценивать её результативность за более длительный период времени.

Каждая из этих ошибок способна существенно ухуд­шить отношения руководителя с подчиненными, привести к возникновению противоречий и конфликтов, что может сни­зить эффективность деятельности данной организации, фир­мы, предприятия; затруднить его продвижение к намеченной цели. Наоборот, знание этих ошибок, учёт особенностей от­ношений, складывающихся между работниками, а также между ними и их руководителем (руководителями), сущест­венно расширяет возможности совершенствования системы управления, повышает её эффективность.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы особенности социальных отношений?

2. По каким основаниям можно типологизировать социальные отношения?

3. Чем отличаются официальные отношения от не официальных?

4. Что представляют собой социальные отношения в системе управления (дать определение)?

5. Чем характеризуются отношения власти, господства и подчи­нения?

6. Какие типы господства существуют в обществе? / 7. Каковы характерные черты идеального типа управления отношениями в организации, предложенного М. Вебером?

8. Чем характеризуются шесть типов социальных отношений в системе управления?

9. Какие типы социальных отношений между руководителями и

подчиненными Вы знаете?

10. Каковы типичные ошибки, возникающие в отношении руководителя к подчиненным?

ГЛАВА 7. Место и роль коммуникации в системе управления

Коммуникация - это процесс обмена сообщениями, информаци­ей между различными личностями, их социальными груп­пами, общностями, организациями.

 

Коммуникация между отдельными людьми, их груп­пами, организациями, государствами, культурами осуществ­ляется в процессе общения как обмен специальными знако­выми образованиями (сообщениями), в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки, ценностные ориента­ции, программы деятельности общающихся сторон.

Коммуникационный процесс представляет собой не­обходимую предпосылку становления, развития и функ­ционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет в добавление ко всему сказанному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализует­ся власть в обществе.

Социальная коммуникация в процессе своего осуще­ствления решает четыре основных взаимосвязанных зада­чи:

 интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних - в единую и целостную систему общества;

 внутреннюю дифференциацию общества, состав­ляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;

 отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осозна­нию ими своей специфики, к более эффективному выпол­нению присущих им функций;

 создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и осуществления управленческо­го решения.

В процессе социологического исследования комму­никационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации. Широкое признание и распро­странение получила линейная модель коммуникации, разработанная известным американским социологом Г. Лассуэлом и включающая пять элементов:

 Кто? (передает сообщение) – коммуникатор

 Что? (передается) - сообщение

 Как? (осуществляется передача) - канал

 Кому? (направлено сообщение) – аудитория

 С каким эффектом? - эффективность

В этой модели выделяются следующие компо­ненты коммуникационного процесса: 1) источник коммуникации (коммуникатор); 2) содержание; 3) канал коммуникации; 4) мишень (приемник); 5) эффект.

В середине 50-х годов XX века появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом. В чем же суть этой модели?

Интеракционистская модель исходит из того, что субъекты коммуникации- и коммуникатор и реципиент -равноправны, связаны как взаимными ожиданиями и уста­новками, так и общим интересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как реализация такого интереса с помощью передаваемых сообщений. Эффект же комму­никационного взаимодействия проявляется в сближении или отдалении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что фактически означает расширение, либо, напротив, сужение возможностей их взаимопонима­ния и сотрудничества.

Третий этап усложнения и обогащения коммуника­ционных взаимодействий, согласно Маклуэну, начался изобретением И. Гутенбергом в XV в. печатного станка, что привело к торжеству визуального восприятия, форми­рованию национальных языков и государств, а это сопро­вождалось распространением рационализма.

Новым этапом в коммуникативных процессах, ут­верждал Г. Маклуэн, стало широкое распространение со­временных аудиовизуальных средств коммуникации. Те­левидение и другие аудиовизуальные средства радикально преобразуют саму среду, в которой живет и общается со-, временное человечество, резко расширяют масштабы и ин­тенсивность его коммуникационных связей со всем миром.

Четвертую коммуникационную модель - аутопотетическую - разработал выдающийся немецкий социолог Никлас Луман. Что такое аутопотетическая система в его понимании? Это - система, отличающаяся оперативной за­крытостью и состоящая из множества коммуникативных элементов, каковыми являются потоки информации, причем каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему. Именно вследствие интегрирования информации, сообщения и понимания социальная система приобретает свои специфические свойства: 1) способность к самоогра­ничению, т. е. к различению самой себя и окружающей сре­ды; 2) способность самовоспроизводства; 3) самоорганиза­цию; и 4) самореференцию, т. е. самопредставление. Если психическая система (например, личность) самоорганизует и самореференцирует себя, т. е. приходит к самопонима­нию, посредством сознания, то социальная система (обще­ство), согласно Н. Луману, осуществляет этот процесс по­средством коммуникации.

Поскольку социальная система состоит из самовос­производящихся и самореференцирующихся элементов коммуникации, считает Н. Луман, постольку " общество яв­ляется всеобъемлющей системой всех коммуникаций, вос­производящих себя аутопотетически, в то время как она производит все новые (и все время другие) коммуника­ции" (5^34). А это означает, что понятие коммуникации становится решающим фактором для определения поня­тия общества. " Лишь с помощью понятия коммуника­ции, - подчеркивает немецкий социолог, - социальную систему можно мыслить как аутопотетическую систему. которая состоит из элементов, а( именно: из коммуникаций, производящих и воспроизводящих себя посредством сети именно этих элементов, посредством сети коммуникаций".

 

В процессе выработки, а особенно - в осуществлении управленческих решений очень широко используются межличностные коммуникации. Это такой тип коммуника­ционного взаимодействия, при котором в роли, как отпра­вителя, так и получателя сообщения выступают отдельные индивиды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...