Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монахиня Симеона




Я прожила у батюшки почти весь свой отпуск, который уже подходил к концу. А я все никак не могла уехать, как будто меня кто-то не отпускает. В обители было много недоделок, и мне хотелось побольше потрудиться, чтобы был достигнут какой-то порядок.

А за меня очень переживала Мария Павловна. В то время она была мне как духовная наставница. Так как меня долго никто не видел, то уже решили вызывать милицию и ломать дверь.

Я хотела через наших каменских предупредить, чтобы обо мне не волновались, но батюшка не велел и меня от этого удерживал. А когда они уже собрались ломать двери, батюшка сказал:

-А вот теперь им сообщи, что ты в обители.

 

• • •

Однажды батюшка был на улице возле калитки, а в это время

с пастбища возвращались овечки. И вот они не забежали в карду, как обычно делали, а обступили батюшкину колясочку со всех сторон и начали тыкаться своими мордочками в его подрясник и в колени. Мы это все видели и спросили:

-Батюшка, что это они вас так обступили?

-Это они так радуются и говорят: наш хозяин, наш хозяин, наш хозяин.

В это время прокричал петух и батюшка продолжил:

-А вы думаете, петух просто так кричит ку-ка-ре-ку? Он всегда поет: «яко с нами Бог! »

 

• • •

В жизни нередко так бывает, что возле хороших людей всегда находятся и плохие, в том числе и те, которые им явно вредят. А при святых людях это почти всегда так и бывает. Как правило, от таких людей хотят избавиться. А наш батюшка однажды сказал:

-Никогда не уходите от своего креста. Несите его до конца. И не надо стараться избавиться от таких людей.

Батюшка и сам в своей жизни таких людей терпел и никого не выгонял.

 

• • •

Анна привезла свою мать в обитель. Батюшка был тогда на улице и в это время подъехал автобус кШуриному дому. Батюшка у меня спросил:

-Анна, а кто это приехал?

-Это родные Анны привезли ее мать.

Батюшка говорит Марии Субботке:

-Иди, скажи Анне, пусть немедленно этим же автобусом отвезет свою мать домой.

Но та не послушалась. Потом батюшка уже и самой Анне сказал:

-Анна, забирай свою мать и вези ее домой.

И родные тоже батюшку поддержали. Брат говорит:

-Раз батюшка сказал, значит, так и надо сделать.

А Анна как начала кричать на брата:

-Будешь ухаживать сам за ней. Я не приеду ухаживать.

Батюшка посмотрел на то, как она негодует, и больше не стал повторять. Так она и проигнорировала батюшкины слова. А ее мать и сама хотела домой:

-Верните меня домой, я хочу умереть дома.

Но Анна настояла на своем, и мать не увезла.

Я из-за этого сильно расстроилась и потом батюшку спросила:

-Батюшка, это как же так, ведь сам человек перед смертью просит.

И батюшка подтвердил мои слова:

-Да, обязательно надо исполнять то, что бы человек ни попросил перед смертью.

Так мать Анны и умерла в обители, а не в своем доме.

 

• • •

Еще когда только зарождается душа, а Господь для этой души уже все приготовляет: землю, жилище... Мы нередко боимся и переживаем, что будем есть, или что пить, или во что оденемся. А Господь уже все для нее определил.

Однажды батюшка приехал на Победу со своей мамой. Он сам ушел молиться, а мать Ангелина стала со мной разговаривать:

-Анна, Мишенька сказал, что ты ему нравишься как человек, который переживает за хозяйство и хорошо его ведет. Мишенька хочет, чтобы ты у него здесь осталась.

Я сразу же, не раздумывая, сказала:

-Я останусь.

Потом мы поговорили об этом и с батюшкой. Я еще его попросила:

-Батюшка, вы за меня помолитесь, чтобы мне ничего не думалась, и чтобы не жалеть ни о чем. Я ведь перед этим всего как три месяца получила хорошую квартиру. Да и то в ней толком не жила, а все ходила ночевать к Марии Павловне.

Батюшка помолился, и у меня появилось такое чувство, что как будто у меня абсолютно ничего нет. А вскоре, когда я уже рассчиталась и стала жить у батюшки, он меня подозвал и говорит:

-Анна, если бы ты тогда не согласилась остаться, то все равно ты бы на земле не жила. Матерь Божия взяла бы тебя от земли. А с чем бы тогда пошла туда?

 

• • •

Как-то батюшка сказал:

-Если к тебе придет какой-то человек с плохим разговором, то ты ему предложи: «Давай почитаем Евангелие». Пришедшему это не понравится, и он уйдет.

 

• • •

К батюшке нередко приходили люди, имеющие нескольких сыновей. И, к примеру, говорили:

-Один у нас хороший, а другой - плохой, выпивает.

Батюшка по этому поводу однажды сказал так:

-Если у вас два сына, один очень хороший, а другой плохо себя ведет, то вы как будто этого стесняетесь. А надо все делать наоборот. Этого надо больше жалеть и любить, и за него надо всегда молиться. А мы как будто его стесняемся и отстраняемся.

 

• • •

На Победе жила девица Мария. У нее не ладилась жизнь с зятем и с сестрой. Они ее обижали и выпроваживали из дома. Той некуда было деваться, и она пришла к батюшке.

Мария все ему рассказала про свою жизнь. Она была очень работящая и чистоплотная. Батюшка все выслушал и говорит:

-Мария, я тебя возьму к себе в Пензу. Работы тяжелой у тебя не будет. Ты будешь читать псалтирь моей маме.

Мария пошла домой и рассказала своим домашним, что батюшка ее зовет. Но родные ее к батюшке не пустили, и временно стали лучше с ней обращаться, чтобы она не ушла.

Прошло немного времени. Ее опять начали изживать. И она опять пришла к батюшке и стала проситься:

-Батюшка, возьми меня теперь уже хоть куда, хоть и в Пензу.

А батюшка ответил:

-Тогда я тебя звал, но ты не пошла, а теперь я тебя не возьму.

Когда Мария ушла домой, то батюшка мне сказал:

-Они теперь хотят, чтобы Мария жила на Победе в обители и им бы все доносила, что у нас делается.

Поэтому он ее теперь и не взял.

 

• • •

И вот к примеру, рождается мальчик или девочка. На мальчика Господь посылает только благословение. А для девочки дается особое благословение. На нее Господь налагает печать. Когда мальчик дружит с девочкой, то он не должен нарушать эту печать до того времени, пока они не договорятся о супружестве. И он не должен прикасаться к ней раньше венца.

А потом, если они повенчались, то Господь разрешает им снять эту печать. Когда все именно так получается, то семья живет счастливо. А когда парень снимает эту печать раньше времени, то потом у них уже не будет так хорошо. И он после этого обязан с ней жить, хотелось бы ему этого или нет. А если он ее бросит, да еще и будет насмешничать над ней, то в его жизни все будет кувырком или же все равно как-то плохо отразится на его детях.

Это он будет так страдать из-за того, что нарушил девичью печать.

И наш батюшка очень высоко ценил тех, кто сохранил девство. За это он и любил девственников - хоть парней, хоть девиц. Как-то при батюшке об этом завели разговор.

Батюшка про девиц сказал так:

-Есть девки, и есть девицы. Это большая разница. Девицы -это те, которые всю жизнь сохраняли свою чистоту. Девицам Сама Матерь Божия будет вручать голубые дополнительные венцы.

 

• • •

В простонародье так говорили, что когда Матерь Божия с Младенцем ходили по земле, то Им приходилось скрываться от преследователей. Однажды они укрылись в конюшне. Пресвятая Богородица положила Младенца Иисуса в ясли к лошади. И лошадь Его прикрыла.

А потом Матери Божией пришлось зайти в хлев, где находились свиньи. Она положила Младенца и закрыла, а свинья Его раскрыла и выкинула. И после этого стали считать, что свиньи -скверные животные и что свинину не положено есть.

Как-то на эту тему зашел разговор, и я батюшку спросила, правда ли, что свинину нельзя есть. А батюшка сказал:

-Можно. Она освящается на огне, когда ее опаляют соломкой. Тогда можно. А сейчас ведь так не делают. Лампой осмолят, а это ведь керосин. А на мясокомбинатах так с них просто сдирают шкуру и на этом все. И, конечно, это мясо не сравнится с опаленным.

И кролика ни в коем случае нельзя есть. Если кто его в пищу употреблял, то это считается все равно, что кошку съел.

 

• • •

 

У простого народа существует еще много преданий. Вот, к примеру, приходит Пасха и считается, что очень хорошо в пасхальные дни принести в церковь курицу или овечку, как подаяние.

Это означает следующее. У каждого человека очень много грехов. Бес грехи каждого человека записывает. Если человек принес живую жертву, то бес не может посчитать и записать точное количество грехов. Например, он уже сколько-то насчитал, а петух прокричит или овечка встрепенется, и этим они собьют бесу счет. И ему приходиться начинать счет сначала. Иными словами, эта живая милостыня уменьшает количество

грехов.

Когда я ходила в Каменскую церковь, то помню, что в то время приносили на пасхальную службу кур и петухов. Так они все службу и пропоют.

 

• • •

Я старалась соблюдать все посты. Но мне всегда очень хотелось есть, и я много съедала постной пищи. Перед последним Великим постом я поехала на могилку к батюшке и стала просить его подкрепления на пост.

К своему великому удивлению, я стала принимать мало пищи и есть мне не хотелось. Пост прошел, а я даже и не заметила в себе желания к пище.

 

• • •

 

Через некоторое время церковь была уже почти построена. Кирпичного забора тогда вокруг нее еще не было. Батюшка благословил меня и Ирину Рузаевскую вокруг церкви сделать канавку, как в Дивеево. И он еще предупредил, чтобы нас никто не видел.

И вот мы с ней в два часа ночи пошли копать канавку. Она была неглубокая, на сколько брала лопата. Обычно у нас в поселке ночью тихо. А тут, как только мы начали копать, разъездились. То мотоцикл проедет, то машина. И люди всю ночь ходили. Мы с Ириной, как только кого-то увидим, так сразу на землю падаем и лежим, чтобы нас никто не видел.

Так до утра мы всю церковь обошли и канавку прокопали. Мы потом по ней и крестным ходом с иконой ходили. И что интересно, канавка эта долго-долго не зарастала.

 

• • •

 

Как-то у нас зашел разговор про новые паспорта. Батюшка одним благословлял их получать, а другим- нет. Почти всем пожилым насельницам обители, уже получавшим пенсию, батюшка сказал:

-А вы и со старыми доживете.

Однажды я батюшку спросила про свой паспорт, что мне с ним делать, а он мне ответил:

-А ты, Анна, положи паспорт так, чтобы и сама не знала, где он лежит. Зачем он тебе?

Совсем недавно я решила найти свой паспорт, но так и не смогла его найти. Как батюшка сказал, так и получилось.

 

• • •

 

Мы некоторое время жили в обители вдвоем с нижегородской Ольгой. Бывало, что часто ссорились и не уступали друг другу.

Однажды батюшка приехал и попросил нас принести книгу «Невидимая брань». Он взял книгу и стал ее листать. Листал, листал, а потом мне говорит:

-Тебе, Анна, страница 165, здесь для тебя написано. Потом он опять стал листать книгу и назвал номер страницы для Ольги:

-А здесь для тебя написано.

И он нам велел прочитать те страницы, которые указал. Когда я прочитала, то убедилась, что там действительно были перечислены все мои грехи и страсти.

 

• • •

 

В обитель, во время сенокоса, всегда приезжало много людей. Так и однажды на выходные дни приехали люди. Среди них был один мужчина из Каменки. Как-то завязался разговор, и он стал рассказывать, что совсем недавно ездил учиться. Батюшка его переспросил:

-Чему учиться?

Тот ответил, что у него сильно болел отец, и он ездил учиться лечить людей. Теперь он лечит людей, дает советы, и этим зарабатывает себе на жизнь.

Батюшка велел ему бросить это занятие и сказал, что не благословляет его этим заниматься. Батюшка еще сказал, что это занятие Богу не угодно. Тогда этот мужчина стал говорить, что уже не может бросить это дело. А батюшка его уже строго предупредил:

-Если не бросишь, то пропадешь.

Потом этот мужчина рассказывал про свой сон, что ему являлась Божия Матерь. И он спросил у батюшки:

-Правда, что это была Она?

-Да, это была Сама Матерь Божия.

 

• • •

 

Когда на предприятиях еще только стали давать ваучеры, то многие люди приезжали к батюшке и спрашивали, можно ли брать. Считалось, что ваучер - ничего не значащая бумажка.

Батюшка ответил так:

-Птичка попадает в сетку сначала лишь одним коготком, а потом она начинает барахтаться, и вся запутывается в этой сетке. И тогда уже никуда не сможет улететь. Так и вы. Начинается все с малого. А ваучеры - это только начало.

 

• • •

 

Два года назад православные граждане со всех районов Пензы выступили против ИНН. Они подали в суд на налоговую инспекцию с требованием, чтобы с них сняли эти номера. Но суд в иске отказал.

Когда верующие пошли к одному из священников брать благословение на судебный процесс, то он их не благословил и сказал так:

-Если узнаю, что вы пойдете судиться из-за ИНН, то я вас до причастия не допущу.

Однажды мы с моей знакомой смотрели кассету под названием «У порога вечности». В ней врач-психолог по имени Елена несколько раз была «на том свете» и видела такую картину: идут священники с хоругвями и иконами, а за ними идет народ. И она видит, что впереди их пропасть. Она говорит:

-Куда вы их ведете, там же ад. А они отвечают: «Ты кто такая, уйди, не мешай».

Еще она говорила, что ИНН и новые паспорта брать нельзя. Это можно сравнить со скользкой ступенькой, с которой уже трудно подняться. А священники эти не специально туда ведут, у них просто уже нет веры.

 

• • •

 

Когда мы с Николаем были неверующими, то у нас все в жизни было хорошо. Мы жили, можно сказать, припеваючи.

Потом я стала болеть. Пошли искушения. Начала искать, кто бы мне помог. И по бабкам ходила. Мне говорили, что это мне «делают» плохие люди.

Я как-то батюшку спросила:

-Батюшка, зачем нам люди плохо делают? Мы ведь сами никого стараемся не обижать.

-Да это ведь так попущено, чтобы к вам приходили плохие люди. Вы спите, а Матерь Божия вас за ниточку тянет, чтобы вы пришли к Богу.

Я не боялась плохих людей, так как считала, что без воли Божией они ничего плохого не сделают. Но иногда сомнения в этом возникали. Когда батюшка был у нас в доме, я его об этом спросила. Батюшка ответил:

-Мария, без Господа волос с головы не упадет. А если человек не исправляется и продолжает грешить, то его так и будут посещать плохие люди. Человек снаружи, кажется, исправился, а внутри не так просто исправиться. Так и вы.

Внешне у вас все хорошо, но если бы вы только видели ваши души. Поэтому вам Господь посылает болезни и искушения, чтобы очистить ваши души. А как же ты, Мария, думаешь спасаться без искушений и болезней?

 

• • •

 

У моей сестры Людмилы были сильные сердечные приступы. В это время я по состоянию здоровья работала уже не маляром, а на пульте.

На работе ко мне подошла мастер смены и со слезами рассказала, что ее сестра Галина лежит в онкологической больнице и уже долгое время не встает. Врачи у нее признали белокровие. Я пообещала спросить у батюшки про ее сестру. Заодно я и за свою сестру хотела попросить.

Вечером того же дня я приехала к батюшке и рассказала про больных. Батюшка ответил, что помолится за них. Потом он добавил:

-Галину надо пособоровать и причастить.

-Батюшка, она ведь уже не встает.

-Встанет, встанет. И еще ходить будет.

В это время послушница принесла одну бутылку с водой, и я решила напомнить:

-Батюшка, у меня же двое больных. Мне две бутылки надо, Людмиле и Галине.

А кто тебе Галина?

-Батюшка, это сестра моего мастера. А мастер у меня такая хорошая.

Батюшка посмотрел на меня и улыбнулся:

-Для Марии все хорошие.

Батюшка воду благословил и подал мне бутылку со словами:

-Половину бутылки нальешь Людмиле, а половину - Галине.

Пока я шла до остановки, то все размышляла:

-Почему же батюшка так сказал? Он ведь ничего просто так не говорит.

Через два дня Галину привезли из больницы домой. И она ходила своими ногами. Жила она после этого еще около года. Но ее так и не пособоровали, и не причастили.

А батюшкины слова в скором времени сбылись. Мастер поставила на мое место свою знакомую, а меня отправила на стройку. Я была просто убита ее поступком. Ведь я к ней так хорошо относилась. Я проработала на предприятии более тридцати лет. И получилось, что меня просто выкинули за ненадобностью.

Я на стройке год отработала. Совершено подорвала свое здоровье, и мне пришлось совсем уволиться.

И насчет воды я тоже поняла. Мы должны одинаково любить своих родных и врагов. Поэтому батюшка мне и дал одну бутылку на двоих.

 

• • •

 

Я была у батюшки на послушании примерно за месяц до его кончины. В это же время к нему приехала одна монахиня из монастыря. Батюшка меня благословил ей в помощницы.

Она была очень добрая, и батюшка хотел, чтобы она совсем у него осталась. Во время работы она мне рассказала, что тоже ухаживает за престарелым старцем. Она очень переживала и плакала, что не может из-за этого остаться у нашего батюшки.

Когда она уехала, батюшка мне наедине сказал:

-Вот видишь, какая преданная монахиня. Она не смогла оставить своего батюшку. А меня многие оставят и предадут. Даже мои близкие.

 

• • •

 

Я всегда старалась каждое батюшкино слово запомнить и применять к себе. Как-то он сказал примерно следующее:

-Бывает, что люди часто болеют. В это время многие ничего не делают, ссылаясь на болезнь. И из-за этого попадают во вражьи сети. А если человек будет превозмогать свои болезни и продолжать трудиться, то это очень будет угодно Господу, а, кроме того, он может и исцеление получить.

Я всегда помнила эти батюшкины слова, и хотя часто болела, но старалась по мере сил трудиться.

Однажды у меня болела спина так, что мужу пришлось доставать меня из машины. А у батюшки в то время в доме шел ремонт. И я весь день, превозмогая боль, шпатлевала в его доме стены. Когда я собиралась уезжать, то батюшка мне сказал:

-Мария, твое послушание дошло до Господа, как стрела. Всегда старайся так трудиться. И старайся от чистого сердца, чтобы душа радовалась. И какое бы послушание тебе ни давали, никогда не перечь и не ропщи. И за всех молись так же, как будто это все твои родные.

-А я, батюшка, и молиться-то не умею.

-Учись. Твои родные всегда трудились молча и с душой. Они всех любили. И молились они умиленно.

Батюшка про нас все знал. В детстве, когда мне было три года, мои ноги были недвижимые. Они были как ватные. И у меня начинал расти горб. Мама возила меня по врачам, но мне ничего не помогало.

Моя бабушка жила в семи километрах от нас. На праздник Троицы она пришла к нам и принесла охапку цветов. Зашла и сказала моей маме:

-Анна, сегодня Пресвятая Троица, давай искупаем Марию в цветах. Мы сами ничего не знаем, а Господь может и исцелить ее.

Видимо, ей было такое откровение. Меня искупали в воде с этими цветами, и после этого я стала быстро поправляться. Вскоре я стала ходить своими ногами, и мой горб пропал.

Моя бабушка и мои родители были очень умиленные. Они были добрые и трудолюбивые. Нашему батюшке это все было открыто, и он сказал, что они меня вымолили. И еще он сказал, что меня к нему Матерь Божия привела. Я батюшку спросила:

-А маляром меня тоже Матерь Божия поставила трудиться?

-Да.

Мне очень нужно было от батюшки это услышать. Дело в том, что когда я начала работать по этой специальности, то у меня были очень сильные искушения. Надо мной издевались. Мной пренебрегали. Затаптывали все, кому было не лень. По-всякому обзывали. Даже и колдуньей называли.

Я приезжала домой, плакала и на коленях перед образом Матери Божией просила:

-Укрепи меня, Матерь Божия. Дай мне силы все перетерпеть и любить их так, как своих родных.

Со мной на заводе работала одна женщина. Ей было тридцать лет, так же, как и мне. В то время я еще в обители не жила. Как-то она мне сказала, что хочет окреститься, но что у нее нет на это денег, и она вообще не знала, как это сделать.

Я решила ей помочь. Отвела ее в церковь, заплатила за ее крещение и стала ее крестной. И в ту же ночь мне приснился сон.

Как будто стоит мой дом чистый, красивый и побеленный. Ковровая дорожка в доме красивая - зеленая, а по бокам бордовые полосы. Потом я увидела девочку лет трех, нарядную, в красивом платье, в таком обычно «на елку» детей наряжают, волосы кудрявые. Она схватила меня за юбку и зовет:

-Мама! Мамочка! Пойдем папу встречать.

Вот такой был сон.

Потом, когда я узнала батюшку, то у него в доме я увидела такую же дорожку - зеленую, с бордовыми полосами по бокам, как в моем сне.

Вообще, это очень полезно для души, если человек кому-то поможет окреститься. Или убедит некрещеного человека это сделать, или заплатит за его крещение. Особенно это приносит пользу тем женщинам, которые в своей жизни делали аборты. А кто в наше время может сказать, что их не делал?

Еще скажу, что женщинам, которые делали аборты, очень полезно для своей души давать милостыньку. Очень хорошо раздавать детские распашонки и крестильные рубашки.

Но самое главное, это если они пожертвуют и отнесут в церковь сорок крестиков. И когда кого-то будут крестить, то эти люди будут надевать ваш крестик.

 

• • •

 

Однажды мы сидели за обительским столом и трапезничали. Зашел разговор о крещении. Монахиня Варвара говорит:

-Батюшка, у меня есть золовка, которая до сих пор не крещеная.

-А где она живет и сколько ей лет?

-Она живет в Карелии, и ей сейчас уже 70 лет.

Услышав это, батюшка даже не дал Варваре доесть, а сказал,

чтобы она немедленно вставала из-за стола и ехала крестить свою золовку. И еще он ей вслед добавил:

-Поторопись, поторопись, и окрести ее обязательно.

Она тут же собралась и уехала. Потом мы узнали, что после того, как она свою золовку окрестила, та в скором времени умерла.

Видимо, поэтому батюшка ее так и торопил.

У батюшки как-то спросили, можно ли в крестные брать женщину, которая находится в положении. Батюшка ответил:

-Нет, не положено.

 

• • •

Я пришла к батюшке еще только в самый первый раз и стала под благословение. А в то время волосы я закручивала на затылке и так их закалывала. Он положил свою руку мне на голову и спросил:

-Что это у тебя на голове?

-Волосы.

-Ну-ка, снимай косынку.

Когда я сняла косынку, то батюшка посмотрел на меня и сказал:

-Чтобы с завтрашнего дня заплетала две косы.

Потом батюшка еще добавил:

-Девица должна заплетать одну косу, а замужняя женщина -две косы.

А нам ведь этого никто никогда и не говорил.

 

• • •

 

К батюшке часто приходили и священники. Батюшка их благословлял, отвечал на их вопросы и давал какой-нибудь совет. А покойный владыка Серафим не разрешал священникам приходить к нашему старцу. Многие из них говорили, что они бы ходили к батюшке, но боятся Владыки.

Однажды мы поехали в Пайгармский монастырь. У источника, который расположен рядом с монастырем, к батюшке подошла мама о. Сергия и стала говорить:

-Батюшка, вы не ругайте моих сыновей, что они к вам не ходят и что им приходится от вас отговаривать. Простите и их, и меня.

-Ничего, Валентина, ничего. Я все знаю. Они не виноваты. Их Владыка не пускает.

 

• • •

 

10 ноября был день рождения нашего батюшки. И он не хотел, чтобы об этом знали. Он всегда старался это скрывать, так как не хотел к себе внимания. Однажды в этот день батюшка приехал в обитель, а мы и сами не знали о его дне рождения. Батюшка велел нам, чтобы мы затопили печку, а сам пошел молиться. Матушка Ангелина мне говорит:

-Анна, давай кашки сварим в чугунке.

Она сказала мне, сколько надо положить пшена на этот чугунок, а потом добавила:

-Запомни, Анна, как я буду делать, может тебе это потом пригодится.

Мы все с ней подготовили, а потом стали разжигать печку. Мы тогда еще совсем недавно стали здесь жить и ни разу печь не топили. Возможно, в ней был забит дымоход, или что-то другое было, но ни одна дыминка в трубу не пошла, а все в дом. Батюшка сидел и молился в соседней комнате, так его из-за дыма и не было видно. В это время матушка Ангелина и говорит:

-Мишенька, вот так ты справляешь свой день рожденья. Весь в дыму. Тебя и не видать.

И только после этих слов мы узнали о дне рождения нашего батюшки.

 

• • •

 

Батюшка как-то сказал, что монаху в бане нужно мыться только двадцать минут и никогда не надо после бани говорить: «С легким паром».

 

• • •

 

Однажды нам батюшка открыл, что в апреле есть один календарный день, в который Господь распялся, и в этот день еже-годно всем обительским также надо воздерживаться от пищи. Он еще сказал, что об этом дне никто из духовенства не знает. Ни один священник не знает...

Батюшка назвал нам это число. Ему было открыто все. Вообще никогда не было такого, чего бы батюшка не знал. И он еще многое нам открыл. Но он же и вложил в нас мысль, что до времени об этом не надо разглашать, а когда придет время, то все само собою откроется.

 

• • •

 

Мой родной брат раньше в нашего батюшку не верил. Как-то раз он зашел ко мне. Я тогда исполняла послушание: работала в церковной лавке. У него тогда были какие-то искушения, и он немного посетовал.

Я ему посоветовала помолиться нашему батюшке, как сама это обычно делала. Надо сказать, что так делали все, кто в него верил. События эти происходили за два года до того, как батюшка отошел ко Господу.

На мой совет брат ответил, что он сам молится. А все старцы, мол, в эти времена находятся в обольщении. Я говорю, что пусть это будет кто угодно, но наш батюшка-настоящий старец.

Но брат так и остался непреклонен.

После этого и недели не прошло, как мой брат, в прямом смысле слова «погорел». Он получил ожог 75 процентов кожи. При чистке кровли в гараже он получил разряд от высоковольтных проводов. Одежда на нем вся вмиг сгорела. Новые ботинки лопнули и слетели с ног. Но Господь не хотел его смерти, а таким путем приводил брата к вере.

В результате этого брат попал в реанимацию. Все ожидали летального исхода. Несмотря на крики со всех сторон, я не сдавалась. Вместо того чтобы ехать в больницу, я сначала позвонила нашему батюшке. На мои слезы он меня успокаивает. В

трубке едва был слышен не совсем понятный батюшкин голос:

-Полегче будет, полегче будет, полегче будет.

Я позвонила на Победу с просьбой отслужить литургию «о едином» и только потом, поехала в больницу.

На следующий день в больнице я разговаривала с дежурным врачом и просила разрешения привезти к брату священника для исповеди и причастия. Жена брата была со мною рядом. Она тоже находилась в раздвоении: то ли поверить, что произойдет чудо, то ли готовиться к худшему. Мы брату передали немного воды из батюшкиного колодца. Эту воду батюшка при мне благословлял и погружал в нее свой пальчик. Только «случайно» я эту воду не выпила раньше.

На следующий день брата перевели в общую палату из реанимации со словами:

-Сегодня - сюда, завтра - отсюда.

Они этим намекали, что он не доживет и до следующего дня.

Потом была исповедь и причастие. Через некоторое время брат выписался из больницы раньше всех находящихся в той палате, несмотря на то, что был самый безнадежный.

Теперь мой брат очень верит в нашего батюшку.

 

• • •

 

Когда я еще только начала жить у батюшки, то мирские привычки при мне остались. Ведь мы все как привыкли: когда очень хочется есть, можем что-то перекусить или конфетку положить в рот. В миру когда мы что хотим, то и делаем. А у батюшки с этим строго.

Иногда по послушанию пойдешь на рынок или еще куда-то и что-нибудь купишь. Однажды я купила немного конфет и положила себе в сумочку. Как-то мне пришлось в отдельной комнате послушание исполнять. Есть хочу до тошноты. Достаю конфетку и ем.

Не раньше, не позже, а в этот самый момент открывается дверь и входит матушка. Батюшка в это время сидел в трапезной. Я понимаю, что это он ее послал. Я стою с конфетой во

рту и деть ее никуда не могу. Матушка спрашивает:

-Что делаешь?

Я с полным ртом отвечаю:

-Конфету ем.

Матушка тут же батюшке кричит:

-Батюшка, у нее тут тайноедение.

Батюшка мне сразу поклоны назначил. Так я тайно и наелась конфет. И надолго.

 

Иеромонах Гавриил

Мы обычно как думаем: если место святое, то должно быть все тихо и мирно. Ведь здесь батюшка, и здесь непрестанно идет молитва. А лукавый здесь, наоборот, восстает еще больше. Где святость- там и враг. Как-то во время поста матушка за столом рассказывает:

-Великий пост. Страстная седмица. А миряне гуляют и, как принято, песни поют. Обычно не очень громко. Но как только к батюшкиному дому подходят, так во всю мощь песни загорланят. Пройдут мимо дома и опять замолкают.

Вроде мелочь, а как враг восстает там, где святость.

 

• • •

 

К батюшке не всегда можно было свободно подойти что-нибудь спросить или хотя бы благословиться. Обязательно нужно было спросить разрешения. Однажды мне пришлось у него принародно исповедаться.

Помню, батюшка сидел тогда при выходе из обители, прямо у калитки. Вокруг него были люди. Я проходил мимо, и вдруг меня какой-то непреодолимой силой повернуло к батюшке -и вот я уже перед ним на коленках. А ведь я спешил куда-то, и люди батюшку теснили, и разрешения-то я у него даже не спросил. Конечно, это батюшка сам все так устроил.

Я благословился и, как всегда, попросил батюшкиных молитв в борьбе с помыслами:

-Батюшка, простите и благословите. Помолитесь, чтобы у

меня не было тщеславия и гордости...

Батюшка руку не отпускает, а побуждает меня продолжать:

-Еще говори!

И я начал перечислять все свои страсти и духовные немощи. Только остановлюсь, а батюшка даже своей ручкой пристукнет и все поторапливает:

-Давай, еще говори.

Так я вслух всю свою греховность при народе и открыл...

Мы никогда заранее не знали, когда батюшка будет проводить исповедь. Бывало, что ждешь-ждешь, а ее все не было. А иногда не ждешь, и вдруг батюшка внезапно станет исповедовать.

Иногда батюшка возьмет твою руку и держит в своей. А потом начнет перебирать по косточкам пальцев. Нажмет и отпустит... как бы массаж делает.

И ты одновременно с этим чувствуешь, что в твоей душе все меняется. Становится радостно и безмятежно. Так бы никуда и не уходил...

Мы все читали, что в монастырях, где процветало старчество, в таких, например, как Оптина пустыня, преуспевание послушников происходило во многом благодаря откровению помыслов старцу. Меня это немного печалило, и я переживал, что у нас нет такой возможности. Старец есть, а помыслы открыть не всегда можно. А оптинские послушники каждый день их открывали по окончании дня.

Однажды я об этом батюшку спросил:

-Батюшка, можно мне ежедневно в какое-то строго определенное время, к примеру, в 22 часа, когда уже закончатся все дела, в своей келье шепотком открывать Вам свои помыслы и называть грехи, совершаемые в течение дня?

Я по своей неопытности думал, что батюшка одновременно не может быть духом во всех местах и поэтому надо назвать конкретный час, когда я ему буду открывать помыслы. А батюшка чуть улыбнулся, наверное, из-за этого и сказал:

-Открывай свои помыслы в любом месте и в любое удобное

для тебя время. Я тебя всегда услышу. И хоть шепотом, хоть про себя.

Сначала я так и делал. По окончании дня стану на коленочки перед Евангелием и прошу:

Господи, приими мою исповедь. Батюшка, отец мой духовный, разреши мои грехи и помыслы.

И все их назову...

Через какое-то время я подумал:

-Что же это я буду ждать окончания дня, может что-то потом и забудется? Грех-то не забудешь, а с помыслами ведь сложней. Ведь батюшка же сказал, что он в любом месте и в любое время слышит.

 

• • •

 

Когда я еще только стал жить в обители, у нас после окончания вечерних молитв пелось песнопение: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших... Пресвятая Богородица, спаси нас... », и так далее.

Потом мы пели несколько тропарей, которые батюшка нам благословил. Один из них был тропарь иконе Божией Матери «Знамение»: «Яко необоримую стену... »

Я, по правде сказать, тогда еще не знал, что это за тропарь. Просто пели и пели. Объяснение этому нашлось лишь год спустя.

Как я уже ранее рассказывал, еще в первой книге, приехал я к батюшке из Тюмени. В то время оттуда приезжало много батюшкиных почитателей, прямо-таки потоком ехали. Не было даже такого времени, чтобы в обители не было кого-то из Тюмени.

Всех приезжавших оттуда направлял и благословлял только один священник. Он и сам батюшку любил и радовался, что к нему ездят и помогают столько людей. В том числе он и меня благословил.

Когда я поехал первый раз, он, помню, меня попросил передать батюшке земной поклон и целую коробку минеральной воды «Ессентуки». Батюшка ее всегда пил, так как у него сильно болел желудок, и эта вода ему хоть немного помогала. Мы со священником перед моим отъездом еще поговорили о батюшке, и он рассказал о своем отношении к старцу и сказал, что очень его любит. Наверное, и он был духовным чадом батюшки.

Через некоторое время этот священник приезжал батюшку навестить и был с нами на сенокосе. Батюшка очень хорошо и с любовью его встретил и был ему рад. Помню, священник целый день провел тогда с нами на сенокосе и даже хотел сам покосить. Батюшка ему на это сказал так:

-Сено и без тебя накосят, а ты уж нас лучше порадуй, спой нам что-нибудь. Я знаю, ведь ты очень хорошо поешь.

Пел он действительно очень умилительно. И мы все с радостью его слушали. Потом он уехал.

Время шло своим чередом. Я постоянно стал жить у батюшки. Из Тюмени так и продолжали приезжать... И вдруг однажды я услышал от старца слова, которые меня очень смутили. Батюшка сказал:

-Скоро Тюмень меня оставит. Ручеек перекроют. Ни один человек больше не приедет.

Я был потрясен этими словами. И все никак не мог до конца поверить: -неужели такое может случиться? Но, к сожалению, это случилось. Батюшкины слова подтвердились.

В то время у нас был уже построен храм, но в нем служили не постоянно, а лишь изредка, если приезжал кто-то из священников. Батюшка молился Господу и Матери Божией и просил, чтобы у нас был свой постоянный священник и чтобы в обители постоянно совершались службы.

Он часто ездил и искал Архиерея, который бы мог совершить наше рукоположение. И такой Архиерей вскоре нашелся. Господь послал.

В 1995 году, во время Рождественского поста и состоялось наше рукоположение. В числе прочих рукоположили и меня: 6 декабря в диакона, а через три дня- во иерея. Так же, соответственно, через промежуток дней, этот Владыка рукоположил и нашего батюшку. Рукоположение батюшки в схиигумена как раз выпало на 10 декабря, на день памяти иконы Божией Матери «Знамение».

Я до сих пор в мельчайших подробностях помню, как это происходило. Так как батюшка сам не мог обходить своими ножками вокруг престола, то его диакон Александр брал на свои руки и обносил вокруг престола. И батюшка, так же как и все мы, к нему прикладывался. Это было для нас и для всей обители большим и очень значительным делом. Такая милость нам была послана от Господа и от Матери Божией.

Поэтому икона Божией Матери «Знамение» и день ее памяти всегда торжественно празднуется и отмечается в обители. После этого мне стало понятно, почему батюшка благословил задолго до рукоположения петь тропарь этой иконе. Этот тропарь поется у нас всегда и во время Великого входа на Божественной Литургии.

С того времени у нас в обители стали регулярно совершаться службы. Исконному врагу нашего спасения это было, конечно, нестерпимо. И он навел на батюшку и на всю обитель сильнейшую брань.

Пока батюшка был просто схимником, многих это еще как-то устраивало. А когда он был рукоположен в схиигумена, тут и начались эти крики, что, мол, не канонически рукополагать старца, сидящего в колясочке. В том

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...