Внешние характеристики поршневых ДВС
Поршневые двигатели внутреннего сгорания без специальных устройств имеют жесткую характеристику, поэтому уменьшение или увеличение момента сопротивления приводит к аналогичному изменению мощности двигателя. Основные характеристики неустановившейся нагрузки — период или частота изменения нагрузки и степень неравномерности нагрузки. Степень неравномерности нагрузки, характеризующая изменение момента, определяется по формуле
где Мmax, Мmin— максимальное и минимальное значения момента; ∆ М — амплитуда колебания крутящего момента относительно его среднего значения Мcp. Мгновенное значение крутящего момента на роторе определяется из уравнения где т — круговая частота изменения нагрузки, т=2π /Т; Т — период изменения нагрузки. Эксплуатационные качества поршневых двигателей внутреннего сгорания оцениваются по их характеристикам. Существуют различные характеристики ДВС — скоростные, винтовые, нагрузочные, универсальные, регулировочные и др. Наибольшее распространение получили скоростные характеристики. Они дают представление о показателях работы двигателя (эффективной мощности Ne крутящем моменте Мe удельном расходе топлива ge, и т. д. ) в зависимости от изменения частоты вращения вала n. Эти характеристики получаются при предельной, максимальной подаче топлива или топливно-воздушной смеси и при подачах, меньших максимальной. В соответствии с этим характеристики называются внешними и частичными, или дроссельными. Таким образом, поле возможных режимов двигателей внутреннего сгорания ограничивается кривой максимально возможного момента (мощности) по внешней скоростной характеристике и ординатами максимальной и минимальной устойчивой частоты вращения коленчатого вала (рис. 2. 7).
Рис. 7. Внешняя характеристика дизеля со специальным корректором подачи топлива (1) и без корректора (2)
Установившийся скоростной режим двигателя определяется условием равенства движущего момента двигателя Мe и момента сопротивлений Мc (рис. 7). Если вследствие изменения одного или нескольких факторов (крепости проходимых долотом горных пород при роторном бурении, изменения гидравлического сопротивления системы циркуляции бурового раствора и т. д. ) изменится момент сопротивлений (сместится вверх — пунктирная линия), то новый скоростной режим двигателя установится из условия нового равенства момента двигателя моменту сопротивления. Указанное изменение Мc связано с изменением частоты вращения коленчатого вала двигателя на величину ∆ n (рис. 7). При менее выраженном падении Мe изменение частоты вращения вала двигателя становится больше (∆ n2). При некоторых условиях режим работы двигателя становится неустойчивым, когда справа от точки пересечения линий моментов Мe и Мc (характеристика 3 ) линия Мe имеет большие ординаты, чем линия моментов сопротивлений Мc. В этом случае при некотором увеличении Мc хотя бы очень небольшом и связанном с этим уменьшением n, разрыв в значениях моментов все увеличивается по мере отхода от первоначального скоростного режима и, если не воздействовать на орган управления, двигатель остановится. При уменьшении момента сопротивлений Мc двигатель пойдет вразнос. Для оценки устойчивости режима работы двигателя используются следующие характеристики: фактор устойчивости Fд и коэффициент приспособляемости Кп. Фактор устойчивости режима работы двигателя — это отношение дисбаланса ∆ (∆ М) =∆ Мс— ∆ Ме (разность изменений моментов сопротивлений и двигателя сравнительно с установившимся) к соответствующему отклонению частоты вращения от установившегося.
Характер сил, появившихся при выводе коленчатого вала из состояния равновесного вращения, определяется знаком Fд. Если , то характеристика сопротивлений круче характеристики двигателя и режим устойчив. Фактор устойчивости при этом положителен и двигатель имеет положительное самовыравнивание. Если же , то Fд < 0, режим неустойчив и двигатель обладает отрицательным самовыравниванием. Сравнительная оценка устойчивости режимов работы карбюраторных двигателей и дизелей показывает: при работе по внешней характеристике режим карбюраторного двигателя устойчивее; по мере перехода от внешней характеристики на частичные (дроссельные) устойчивость режима работы карбюраторного двигателя повышается, у дизелей переход с внешней характеристики на частичные почти не влияет на устойчивость режима. Коэффициент приспособляемости определяется как отношение максимального крутящего момента по внешней характеристике к крутящему моменту при частоте вращения, соответствующей максимальному значению мощности Nе = mах
Для карбюраторных двигателей коэффициент приспособляемости Кп=1, 25 — 1, 45; для дизелей без специальных приспособлений, улучшающих этот показатель, Кп = 1, 15. Характеристики поршневых двигателей внутреннего сгорания могут быть улучшены при использовании электрических, гидравлических передач и специальных корректоров подачи топлива.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|