Основные теории дивидендной политики
1. Теория независимости дивидендов (авторы Ф. Модильям и М. Миллер - ММ). Авторы утверждают, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость акций, ни на благосостояние акционеров, так как доходность предприятия зависит не столько от величины капитализируемой прибыли, сколько от избранной инвестиционной политики. Для будущих инвесторов важна общая доходность. Эта теория подвергалась критике, оппоненты утверждают, что инвестору не безразличен доход на акцию или доход на капитал, так как эти доходы облагаются налогом по разным ставкам, и привлечение капитала по акциям дороже по сравнению с реинвестированием прибыли, поскольку возникают затраты, связанные с эмиссией. 2. Теория предпочтительности дивидендов («Синица в руках». Авторы М.Гордон и Д. Линтнер). Авторы данной теории утверждают, что дивидендная политика влияет на благосостояние акционеров. Инвесторы предпочитают минимальный риск и поэтому хотят получить дивиденды сейчас, нежели в будущем. К тому же, чем ниже требуемая доходность капитала (r) и выше дивиденд (Д) тем выше рыночная стоимость предприятия. Согласно этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации прибыли. 3. Сигнальная теория дивидендов. Согласно этой теории высокие дивиденды «сигнализируют» о том, что предприятие на подъеме, следовательно, ожидается существенный рост прибыли, что является привлекательным для инвесторов и акционеров. 4. Теория налоговой дифференциации. С позиций акционеров приоритетной является не дивидендная, а катализируемая доходность, так как дивиденды облагаются большим налогом, чем катализируемая прибыль, имеющая налоговую защиту. Но такой подход не устраивает многочисленных мелких акционеров с низким уровнем дохода, которые нуждаются в текущих дивидендных выплатах. Вследствие этого может упасть спрос на акции с небольшим уровнем дивидендов.
Существуют и другие теории дивидендной политики. До сих пор нет единого мнения на этот счет. Оптимальная дивидендная политика определяется многими факторами, в том числе и психологическими. К основным факторам, влияющим на дивидендную политику, относятся следующие: - инвестиционные возможности предприятия; - стоимость привлечения дополнительного капитала; - наличие резерва собственных средств, сформированного в предыдущем периоде; - доступность кредитов на рынке; - уровень налогообложения дивидендов, имущества, прибыли; - эффект финансового рычага; - ликвидность (недостаток денежных средств затрудняет выплату дивидендов; предприятие может взять кредит под выплату дивидендов, но это крайне невыгодно); - уровень дивидендных выплат фирм-конкурентов (низкий уровень дивидендов может привести к массовому «сбросу» акций; может возникнуть риск захвата предприятия конкурентом). Перечисленные факторы следует оценивать комплексно, прежде, чем избирать тип дивидендной политики.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные составляющие собственного капитала. 2. Какие источники формирования собственных средств Вам известны? Назовите более существенные из них. 3. Какие показатели характеризуют эффективность использования собственного капитала? 4. Какой принцип положен в основу деления издержек на постоянную переменную часть? 5. В чем заключается экономический смысл деления издержек на постоянную и переменную части? 6. В чем состоит суть операционного анализа и какие элементы он включает? 7. В чем проявляется действие операционного расчета?
8. От каких факторов зависит сила воздействия операционного рычага? 9. С чем связан предпринимательский риск? 10. Что понимается под «порогом рентабельности»? 11. Если у предприятия высокий запас финансовой прочности, как это отражается на его экономическом и финансовом состояниях? Какова зависимость между запасом финансовой прочности и предпринимательским риском? 12. Чем обусловлен финансовый риск для предприятия? 13. Докажите, что между предпринимательским и финансовым рисками существует взаимосвязь? 14. Почему в финансовом планировании следует учитывать сопряженный эффект от операционного и финансового рычагов? 15. Чем обусловлена необходимость выбора дивидендной политики на предприятии? 16. Охарактеризуйте наиболее распространенные теории дивидендной политики. 17. Какие факторы могут оказывать влияние на выбор дивидендной политики?
Тесты к теме 3.3
1. Операционный анализ позволяет установить зависимость между: а) показателями «выручка-издержки-прибыль – объем продаж»; б) показателями «постоянные – переменные – смешанные издержки» в) предельными показателями «доход – издержки - выручка».
2. Операционный рычаг применяется для планирования: а) прибыли от продаж; б) затрат; в) выручки от продаж.
3. Операционный рычаг позволяет влиять на величину чистой прибыли путем: а) управления структурой затрат; б) управления источниками финансирования; в) управления структурой заемного капитала.
4. Сила воздействия операционного рычага указывает на: а) степень предпринимательского риска; б) отклонение фактического объема продаж от критического; в) соотношение постоянных и переменных издержек в себестоимости.
5. Операционный рычаг рассматривается как меры предпринимательского риска: а) всегда; б) в случае роста выручки от продаж; в) в случае снижения выручки от продаж
6. Порог рентабельности (точка безубыточности) указывает на: а) долю постоянных затрат в валовой марже; б) критический объем продаж; в) долю прибыли в валовой марже.
7. В критической точке маржинальный доход: а) равен 0; б) отрицательный; в) положительный.
8. Запас финансовой прочности показывает:
а) во сколько раз изменится чистая прибыль при изменении выручки от реализации на 1 %; б) на сколько фактический выпуск продукции больше или меньше критического; в) степень влияния структуры затрат на чистую прибыль.
9. Финансовый риск зависит от: а) цен на заемный капитал; б) структуры капитала; в) величины валовой прибыли; г) всего перечисленного.
10. Уровень сопряженного эффекта операционного и финансового рычага позволяет ответить на вопрос: а) на сколько процент изменится чистая прибыль на 1 акцию при изменении прибыли от продаж прибыли на 1%; б) на сколько процент изменится чистая прибыль на 1 акцию при изменении объема продаж на 1%; в) на сколько изменится рентабельность активов при изменении объема продаж на 1%.
11. Сущность дивидендной политики заключается в: а) установлении оптимальной пропорции между капитализируемой прибылью и направляемой на выплату дивидендов; б) обеспечении роста рыночной стоимости акций; в) обеспечении темпов прироста дивидендов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|