Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О греховности




Весь смысл нашей жизни состоит в том, чтобы увидеть Христа прежде нашей смерти и так к этому стремиться, как стремился святой праведный Симеон, которому открылась тайна жизни и смерти в явлении Богомладенца - тайна того, что Бог должен принять нашу смерть.

Встреча с Богом неминуема для каждого человека, и она происходит здесь, на земле, прежде чем будет другая встреча- последняя и вечная. Все решается в жизни каждого человека в зависимости от того, как он относится ко Христу, и здесь не может быть никакой середины: или мы со Христом Богом, или против Него.

Спасение открывается пред лицом всех людей. Но спасутся только те, кто сохранят Ему верность, особенно во времена, когда все делается для того, чтобы никто не устоял.

Для того, чтобы человек мог возвратиться к Богу, ему необходимо не просто осознать невыразимую трудность того, что он может снова переродиться, но познать, что для этого нужно только величайшее чудо. Величайшее чудо! И таким чудом явится искупительная жертва Христова, когда Бог станет человеком, когда Он будет отвергнут родом человеческим и предан смерти потомками тех, кто отвергли Бога в раю.

Единый Безгрешный принимает от рук грешников смерть, и это означает, что мы должны отвергнуться себя, и даже своего естества, которое все пронизано грехом. В этом смысл любого поста. Не только в каком-либо воздержании, а в том, чтобы увидеть всю глубину того, что произошло с человеком и что совершается со всем родом человеческим.

Грех насквозь пронизывает наше естество, и потому мы подвластны смерти. Принять жертву Христову, последовать за Христом на Крест- вот возможность, которая дана роду человеческому и каждому из нас.

У диавола какая тактика? Он, зная, что какой-либо человек имеет грех более или менее тяжкий, старается, чтобы человек в нем не покаялся. С этой целью он всячески умаливает степень

тяжести греха, внушая такие мысли:

-Это неважно, Бог тебе это простит. - И тому подобное.

И даже старается так, чтобы человек забыл об этом грехе. Но когда этому человеку удается как-либо исповедать духовнику на исповеди грех, то диавол всячески увеличивает тяжесть греха, внушая, что грех этот настолько велик, что Бог даже никогда не простит. И старается диавол привести человека в уныние и отчаяние. Видите, как хитер враг. Он отлично знает, что исповедью смываются все грехи, поэтому и не допускает человека до исповеди, а если он исповедуется, то враг всячески смущает.

Первое, самое важное условие того, чтобы нам открылась новая жизнь и мы были способны общаться с Самим Богом, есть прощение наших грехов. Это единственное условие. И от нас тоже требуется одно единственное: чтобы мы сумели простить другого человека.

Если не простим, то и Бог никогда нас не простит. И если мы молимся в молитве Господней:

-... и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим..., понимая значение этих слов, и одновременно говорим: -Я никогда и ни за что не прощу этого человека, - значит, мы вполне сознательно просим Господа, чтобы Он никогда и ни за что не прощал нас и наши грехи.

Дай нам, Господи, понять одну единственную тайну, что это прощение достигается только даром Христовым и нашей устремленностью изо всех сил достигнуть другого человека; достигнуть Господа и преодолеть грех. Взаимное прощение друг друга не может быть легким.

Господь всегда дает нам возможность не только нашего спасения, не только того, чтобы нам открылся мир, всякий ум превосходящий - благодать Христова, но и способность даровать прощение другим людям этой благодатью Христовой именно в те моменты, когда, кажется, труднее всего простить.

Нам надо понимать, что только тогда, когда мы не идем ни на какой компромисс со злом, царствующим сегодня в мире, мы можем оказаться способными молиться даже за убивающих нас. В течение всей жизни мы будем приносить Господу покаяние в своих личных грехах.

Мы должны молить Господа, чтобы Он просветил наше понимание того, что произошло с нашей Церковью и с нашим народом в течение всех этих последних лет. Что ожидает нашу Церковь, может быть, уже в этом году или в самое ближайшее время? Какие новые испытания? И как мы можем устоять в них, если не будем понимать, о каком прощении говорит сегодня Церковь Божия и как оно приобретается?

И это означает, что всякий нераскаянный грех есть отвержение Господа и предательство Его, а всякий раскаянный грех есть мир с Господом и друг с другом. И в этом есть наше спасение.

После победы Христовой на Кресте, после Его Воскресения и после того, как Он стал абсолютно неуязвимым для всякого зла, оно, это зло, скрежещет своими зубами на тех, кто является последователями Христовыми. И с еще более лютой ненавистью обрушивается на Церковь с самого начала ее возникновения.

Всякое наше маловерие, всякое неверие, всякий наш грех отделяет нас от Церкви, чистой и непорочной. Но покаянием мы всегда возвращаемся ко Господу и делаемся едиными с Ним, спасаясь Его даром. И нам дается способность увидеть, что точно так же Господь любит всякого другого человека и хочет нашего участия в этом спасении - спасении, которое чем дальше, тем должно даваться более дорогою ценою. Оно должно даваться нам именно нашей готовностью принять все скорби, все последствия нашего избрания Христа в этом мире, лежащем во зле.

В духовной жизни существует порядок, и мы понимаем, что начинаем видеть свои грехи только тогда, когда в нашей жизни появляется хоть капля благодатного нетварного света. Когда этого света нет, нам кажется, что у нас все благополучно. Мы не видим грехов не потому, что их нет, а потому что так темно, что мы не различаем уже свет от тьмы, и только по мере нашего приближения к этому свету начинаем видеть в себе ту страшную тьму, которая присутствует в каждом грешном человеке, в каждом из нас.

Мы молимся о том, чтобы Господь избавил нас не просто от праздности, уныния и празднословия, а от духа зла, которым живы ЭТИ грехи. И чтобы Он даровал нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, - тот свет, который нам дано было ощутить как новую жизнь, ради которой Бог воплотился и принял все, что есть в нашей человеческой судьбе.

Этот свет, эта благодать дают нам понять, почему в нашей главной молитве Великим постом Церковь молится словами, которые являются печатью всех прошений:

-Господи, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.., -Чтобы понимать, что каждый человек призван Господом к вечности, и ради каждого из нас Господь воплотился и принял страдания.

Самое главное в духовной жизни, и начало святости - видеть свои грехи. Когда мы молимся:

-Господи, даруй мне зрети моя прегрешения..., - мы просим Господа дать нам силу увидеть, что же с нами происходит. И тогда, - говорят святые отцы, - ты узнаешь, что это больше, чем видеть ангелов. Больше, потому что «зреть» свои прегрешения означает видеть Крест Христов.

Матерь Божия стоит у Креста Господня, молясь за всех нас, и говорит о том, чтобы мы поняли, что свершилось. Она говорит о том, как страшен грех, и что после того, что совершил Господь, грех не имеет права на существование. Это не значит еще, что грехи наши прекратятся, так как мы глубоко повреждены. Но все зависит от того, каким будет наше покаяние. Чем больше мы будем стараться исполнить заповедь Божию, чем больше будем противостоять греху, тем с большей потрясенностью будем осознавать, когда мы терпим поражение, что мы наделали. И тем более истинным будет наше покаяние.

И нам надо понять, что каждый человек, все люди безконеч

но дороги Божией Матери. И добрые, и злые. И ходящие путями Христовыми, и спотыкающиеся в преткновении. И безпутные, и заблудшие... И как дороги все, без исключения, дети земной матери, так и Небесной нашей Матери дороги все люди. Вот в эту тайну мы призваны проникнуть, принося подлинное покаяние в наших грехах, поклоняясь Кресту Христову и узнавая, что именно за всех нас распят наш Господь.

То есть чем больше мы стремимся к совершенству, чем больше сражаемся за правду и чистоту нашей жизни, чем больше противостоим мы греху, тем больше познаем самих себя, а значит, свою греховность, и тем яснее становится, что мы никогда своими собственными силами не в состоянии выбраться оттуда, где пребываем. Наоборот, мы нисходим все ниже и ниже - до дна адова, в конце концов, пока не достигнем уже последней ступени: то есть пока не поймем, что ад окружает нас на самом деле, и в каждом грехе присутствует вечная, неизбывная, безысходная духовная смерть.

Этот путь и есть лестница восхождения, которое у разных людей совершается по-разному, но по одному закону: все большим познанием своей немощи, все более глубоким, искренним, сознательным исповеданием того, что говорим мы каждый раз перед Чашей Христовой, повторяя вслед за святым Иоанном Златоустом:

... от них же (грешников) первый есмь аз.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит:

-Мы не будем осуждены на Страшном Суде за то, что не совершали чудес, и за то, что не богословили. Мы будем осуждены за то, что не плакали о своих грехах.

Наше тело - инструмент, через который враг хочет сделать Душу уступчивой злу. Сластолюбцы не могут быть мучениками за Христа, но только возлюбившие чистоту, как свидетельствует жизнь Церкви от святого мученика Вонифатия до преподобномученицы Елисаветы.

Наступают трудные времена для христиан. Но те, кто ищут чистоты и истины, милостью Божией обретают способность к сопротивлению. Бог сократит, сокращает уже эти времена, и мы призываемся понять, что духовное сопротивление в сегодняшней России важнее всякого другого.

Мы должны готовиться не к пыткам, не к голоду или чему-нибудь подобному, мы должны готовиться духовно и нравственно к тому, как сохранить душу свою и свое лицо (Божий образ в человеке) незамутненными.

Мы живем в мире, где у людей все меньше и меньше чувство греха. Можно подумать, что в «безгрешном обществе» есть одна забота - чтобы был «безопасный грех». Современного человека уже не тревожит грех, его безпокоят последствия греха: болезни, катастрофы, войны, внутренняя пустота и отчаяние. Пока мы будем тратить все силы на то, чтобы победить последствия греха, пряча грех; пока мы не принесем его Богу в смиренном покаянии, последствия греха будут делать нашу жизнь все более несчастной.

Люди теряют чувство греха. Например, древний грех прелюбодеяния воспринимается сейчас большинством как выражение любви и свободы, и поэтому это вовсе не грех, а добродетель.

И еще две очевидных и существенных закономерности. Чем больше в мире греха, тем меньше грех ощущается как грех. Но, самое главное, что мы должны запомнить сегодня и навеки: как бы ни был велик грех, есть нечто большее греха, это - Божия благодать.

Никогда, быть может, еще не была явлена сила Христова Его Церкви так, как сегодня. И призываются войти в эту славу, как никогда, грешники кающиеся, ибо, как никогда, приблизилось Царство Небесное.

Господь пришел к нам, чтобы разделить с нами все, что с нами происходит, кроме греха. Он возлюбил нас до смерти, и, вознесшись на Небеса, любит нас тою же сжигающей сердце любовью, какую явил Он на земле. Он уже заранее взял на Себя все наши грехи на Кресте в этой уже реально отданной за всех жизни.

Покаяние - это ответная любовь, и не хватит нам никаких

страданий, никакой нашей жизни и смерти, чтобы хоть в какой-то мере ответить на любовь Христову.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...