Скорби есть преимущественный. удел иноков последнего времени
Скорби есть преимущественный удел иноков последнего времени Святые отцы, иноки первых времен христианства, совершенные христиане, исполненные Святого Духа, имели откровение Свыше о монашестве последнего времени и произнесли о нем пророчество, сбывающееся сейчас пред нашими очами. Все предречения святых отцов схожи между собою и возвещают, что монашество последних времен будет проводить жительство весьма слабое, что ему не будет предоставлено ни тех душевных и телесных сил, ни того обилия благодатных даров, какие были предоставлены первым монахам, и что самое спасение бу дет для него весьма затруднительным. Некий египетский святой отец однажды сделался зрителем духовного видения. Он видел: три монаха стояли на берегу моря. С другого берега раздался к ним голос: «Примите крылья и придите ко Мне». Вслед за гласом два монаха получили огненные крылья и быстро перелетели на другой берег. Третий остался на прежнем месте. Он начал плакать и вопиять. Наконец и ему даны были крылья, но не огненные, а какие-то безсильные, и он полетел через море с большим трудом и усилием. Часто ослабевал он и погружался в море; видя себя утопающим, начинал он вопиять жалостно, приподымался из моря, снова летел тихо и низко, снова изнемогал, снова опускался к пучине, снова вопиял, снова приподымался и, истомленный, едва перелетел через море. Первые два монаха служили изображением монашества первых времен, а третий - монашества времен последних, скудного по числу и по преуспеянию. Итак, скорби по преимуществу удел наш, удел современного монашества, удел, назначенный нам Самим Богом. Да будет это сведение источником утешения для нас. Да ободряет и укрепляет оно нас при всех постигающих нас разнообразных скорбях и искушениях. Всею душою предадим себя обучению скорбями, при тщательнейшем исполнении евангельских заповедей: такова о нас воля Господа Бога нашего. Наши скорби большею частью весьма утончены, так что при поверхностном взгляде на них нельзя и признать их скорбями. Но это лишь злохитрость врага нашего, стяжавшего в борьбе с немощным человеком необыкновенную опытность и искусство от долговременного упражнения в борьбе. Мы увидим, что слабые по силе искушения, но придуманные и исполняемые с адским лукавством, действуют гораздо успешнее, чем искушения тяжкие, но очевидные и прямые.
Перелетая чрез греховное море, мы часто ослабеваем, часто в изнеможении падаем и погружаемся в море, подвергаясь опасности потонуть в нем. Состояние наше, по причине недостатка в руководителях в живых сосудах Духа, по причине безчисленных опасностей, которыми мы окружены, достойно горького плача и неутешного рыдания. Мы крайне слабы. Окружающие нас соблазны умножились и усилились чрезмерно: в обольстительном разнообразии и привлекательности они предстоят болезненным взорам ума и сердца, притягивают их к себе и отвращают от Бога. Горе миру от соблазн: нужда бо есть приити соблазном, предвозвестил Господь. И пришествие соблазнов есть попущение Божие, и нравственное бедствие от соблазнов есть попущение Божие. К концу жизни мира соблазны должны настолько усилиться и расплодиться, что по причине умножения беззакония иссякнет любовь многих, и Сын Человеческий, пришед, обрящет ли веру на земли? Святые отцы сказали о иноках последнего времени: «В последнее время те, которые воистину будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением». В самом деле: каков ныне самый благонадежный путь спасения для инока? Тот путь, который способен охранить его от влияния соблазнов извне и внутри. Он заключается в изучении и исполнении евангельских заповедей, или, что то же, в изучении и исполнении воли Божией и в безропотном и благодушном терпении всех скорбей, попускаемых Промыслом Божиим, при признании себя от искреннего сердца достойным этих скорбей.
Жительство по Боге соделается очень затруднительным из-за обширности и всеобщности отступления от Бога. Умножившиеся отступники, внешне называясь и представляясь христианами, еще сильнее будут преследовать истинных христиан. Они окружат истинных христиан безчисленными кознями, противопоставят безчисленные препятствия их благому намерению спасения и служения Богу, как замечает святой Тихон Задонский, епископ Воронежский. Они будут действовать против рабов Божиих и насилием власти, и клеветою, и злохитрыми кознями, и разнообразными обольщениями, и лютыми гонениями. Спаситель мира едва нашел малозначащий и отдаленный Назарет, чтобы укрыться от Ирода и от возненавидевших Его книжников, фарисеев, священников и первосвященников иудейских. Так и в последнее время истинный инок едва найдет какой-либо отдаленный и неизвестный приют, чтобы в нем с некоторою свободою служить Богу и не увлекаться насилием отступления и отступников в служении сатане. Некогда святые отцы Египетского скита пророчески говорили о последнем роде человеческом. -Что сделали мы? - говорили они. Один из них, великий авва Исхирион, отвечал: -Мы исполнили заповеди Божии. Спросили его: -Что сделают те, которые будут после нас? -Они, - сказал авва, - будут исполнять делание вполовину против нас. Еще спросили его: -А что сделают те, которые будут после них? Авва Исхирион отвечал: -Они отнюдь не будут иметь монашеского делания; но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших. И еще старцы говорили: -Последние монахи уже ничего нашего, монашеского, делать не будут, а будут жить, как живут нынешние мирские христиане. На вопрос о мирских христианах Пахомий ответил: -А мирские будут жить хуже скотов. -Как же спасутся они? - Вопросили старцы.
-Придут скорби на них, и обрящутся выше отец своих. -Почему же? - опять вопросили старцы. Вот почему, -отвечал Пахомий. - В настоящее время по преизбыточествующей в нас благодати Божией и по усердию нашему к делу спасения между нами находятся многие Богодухновенные, прозорливые рабы Божии. Если падет кто-нибудь из нас - брат или сестра, то, как бы ни было тяжко его падение, никто из нас, по преизобилующей в нас Божественной любви к ближнему, не поленится и на четырехверстное путешествие, и на все великие трудности пойти, чтобы воздвигнуть падшего или падшую. Нам, следовательно, и много лучше, и много легче теперь, ибо брат от брата помогаем, удобь побеждает грех. А в те лютые и многобедственные времена монахи и монахини не только не станут помогать друг другу, но еще и сами друг друга станут повергать в гибель, и тогда придется всякому из любящих Бога спасать свою душу и пещись о ней, как пустыннику или пустыннице. Если предстоит трудное испытание, вспомни, что и оно имеет конец, скажи себе: И это пройдет. За все тяжкое, пережитое ради Бога, обязательно ждет награда, и чем труднее, тем светлее венец. Представь себе это -и возрадуешься. Поэтому - благодари. Благодари всегда. И чем труднее, тем больше благодари.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|