Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скорби есть преимущественный. удел иноков последнего времени




Скорби есть преимущественный

удел иноков последнего времени

Святые отцы, иноки первых времен христианства, совершенные христиане, исполненные Святого Духа, имели откровение Свыше о монашестве последнего времени и произнесли о нем пророчество, сбывающееся сейчас пред нашими очами. Все предречения святых отцов схожи между собою и возвещают, что монашество последних времен будет проводить жительство весьма слабое, что ему не будет предоставлено ни тех душевных и телесных сил, ни того обилия благодатных даров, какие были предоставлены первым монахам, и что самое спасение бу

дет для него весьма затруднительным.

Некий египетский святой отец однажды сделался зрителем духовного видения. Он видел: три монаха стояли на берегу моря. С другого берега раздался к ним голос: «Примите крылья и придите ко Мне». Вслед за гласом два монаха получили огненные крылья и быстро перелетели на другой берег. Третий остался на прежнем месте. Он начал плакать и вопиять. Наконец и ему даны были крылья, но не огненные, а какие-то безсильные, и он полетел через море с большим трудом и усилием. Часто ослабевал он и погружался в море; видя себя утопающим, начинал он вопиять жалостно, приподымался из моря, снова летел тихо и низко, снова изнемогал, снова опускался к пучине, снова вопиял, снова приподымался и, истомленный, едва перелетел через море. Первые два монаха служили изображением монашества первых времен, а третий - монашества времен последних, скудного по числу и по преуспеянию.

Итак, скорби по преимуществу удел наш, удел современного монашества, удел, назначенный нам Самим Богом. Да будет это сведение источником утешения для нас. Да ободряет и укрепляет оно нас при всех постигающих нас разнообразных скорбях и искушениях. Всею душою предадим себя обучению скорбями, при тщательнейшем исполнении евангельских заповедей: такова о нас воля Господа Бога нашего. Наши скорби большею частью весьма утончены, так что при поверхностном взгляде на них нельзя и признать их скорбями. Но это лишь злохитрость врага нашего, стяжавшего в борьбе с немощным человеком необыкновенную опытность и искусство от долговременного упражнения в борьбе. Мы увидим, что слабые по силе искушения, но придуманные и исполняемые с адским лукавством, действуют гораздо успешнее, чем искушения тяжкие, но очевидные и прямые.

Перелетая чрез греховное море, мы часто ослабеваем, часто в изнеможении падаем и погружаемся в море, подвергаясь опасности потонуть в нем. Состояние наше, по причине недостатка в руководителях в живых сосудах Духа, по причине безчисленных опасностей, которыми мы окружены, достойно горького плача и неутешного рыдания.

Мы крайне слабы. Окружающие нас соблазны умножились и усилились чрезмерно: в обольстительном разнообразии и привлекательности они предстоят болезненным взорам ума и сердца, притягивают их к себе и отвращают от Бога.

Горе миру от соблазн: нужда бо есть приити соблазном, предвозвестил Господь. И пришествие соблазнов есть попущение Божие, и нравственное бедствие от соблазнов есть попущение Божие. К концу жизни мира соблазны должны настолько усилиться и расплодиться, что по причине умножения беззакония иссякнет любовь многих, и Сын Человеческий, пришед, обрящет ли веру на земли?

Святые отцы сказали о иноках последнего времени: «В последнее время те, которые воистину будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением». В самом деле: каков ныне самый благонадежный путь спасения для инока? Тот путь, который способен охранить его от влияния соблазнов извне и внутри. Он заключается в изучении и исполнении евангельских заповедей, или, что то же, в изучении и исполнении воли Божией и в безропотном и благодушном терпении всех скорбей, попускаемых Промыслом Божиим, при признании себя от искреннего сердца достойным этих скорбей.

Жительство по Боге соделается очень затруднительным из-за обширности и всеобщности отступления от Бога. Умножившиеся отступники, внешне называясь и представляясь христианами, еще сильнее будут преследовать истинных христиан. Они окружат истинных христиан безчисленными кознями, противопоставят безчисленные препятствия их благому намерению спасения и служения Богу, как замечает святой Тихон Задонский, епископ Воронежский. Они будут действовать против рабов Божиих и насилием власти, и клеветою, и злохитрыми кознями, и разнообразными обольщениями, и лютыми гонениями.

Спаситель мира едва нашел малозначащий и отдаленный Назарет, чтобы укрыться от Ирода и от возненавидевших Его книжников, фарисеев, священников и первосвященников иудейских. Так и в последнее время истинный инок едва найдет какой-либо отдаленный и неизвестный приют, чтобы в нем с некоторою свободою служить Богу и не увлекаться насилием отступления и отступников в служении сатане.

Некогда святые отцы Египетского скита пророчески говорили о последнем роде человеческом.

-Что сделали мы? - говорили они.

Один из них, великий авва Исхирион, отвечал:

-Мы исполнили заповеди Божии.

Спросили его:

-Что сделают те, которые будут после нас?

-Они, - сказал авва, - будут исполнять делание вполовину против нас.

Еще спросили его:

-А что сделают те, которые будут после них?

Авва Исхирион отвечал:

-Они отнюдь не будут иметь монашеского делания; но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших.

И еще старцы говорили:

-Последние монахи уже ничего нашего, монашеского, делать не будут, а будут жить, как живут нынешние мирские христиане.

На вопрос о мирских христианах Пахомий ответил:

-А мирские будут жить хуже скотов.

-Как же спасутся они? - Вопросили старцы.

-Придут скорби на них, и обрящутся выше отец своих.

-Почему же? - опять вопросили старцы.

Вот почему, -отвечал Пахомий. - В настоящее время по преизбыточествующей в нас благодати Божией и по усердию нашему к делу спасения между нами находятся многие Богодухновенные, прозорливые рабы Божии. Если падет кто-нибудь из нас - брат или сестра, то, как бы ни было тяжко его падение, никто из нас, по преизобилующей в нас Божественной любви к ближнему, не поленится и на четырехверстное путешествие, и на все великие трудности пойти, чтобы воздвигнуть падшего или падшую. Нам, следовательно, и много лучше, и много легче теперь, ибо брат от брата помогаем, удобь побеждает грех. А в те лютые и многобедственные времена монахи и монахини не только не станут помогать друг другу, но еще и сами друг друга станут повергать в гибель, и тогда придется всякому из любящих Бога спасать свою душу и пещись о ней, как пустыннику или пустыннице.

Если предстоит трудное испытание, вспомни, что и оно имеет конец, скажи себе:

И это пройдет. За все тяжкое, пережитое ради Бога, обязательно ждет награда, и чем труднее, тем светлее венец. Представь себе это -и возрадуешься. Поэтому - благодари. Благодари всегда. И чем труднее, тем больше благодари.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...