О прощении
Некоторые выражают желание высшей монашеской жизни, высших подвигов. А что может быть выше прощения обид, оскорблений, терпения скорбей и немощи братской?! Все, вероятно, помнят случай из жития преподобного Пахомия. К нему приходит инок и говорит: -Авва, благослови меня, я хочу идти и предать себя на мучение, дабы иметь мученический венец. А преподобный Пахомий говорит: -Ни, отче! Советую тебе оставаться в обители, нести всю тесноту иноческого жития и немощи собратий и отрекаться от своей воли -и это вменится тебе в мученичество. Видите: значит, всякий монах, терпящий все благодушно, имеет мученический венец. Дай нам, Господи, постигнуть смысл слов царя-мученика в письме, отправленном из Тобольска царской дочерью: -Отец просит передать всем, на кого он может иметь влияние, чтобы они не мстили за него, что зло, которое в мире, будет еще сильней, но не зло победит, а любовь. Многим известные стихи, переписанные в заточении великой княжной Ольгой: ... И у преддверия могилы Вложи в уста Твоих рабов Нечеловеческие силы Молиться кротко за врагов. Нельзя никого заставить простить, так же как нельзя никого заставить любить. И Господь нас не заставляет прощать, Он говорит: -Вы можете не прощать, вы можете поступать так, как вы хотите. -Потому что если бы Он заставил нас простить, то прощение, которое мы давали бы другим людям, не было бы нашим прощением. Это не было бы нашим, это было бы Божиим, а к нам не имело бы никакого отношения. Подлинную цену имеет только то, что делается свободно, вольно, сознательно, когда сам человек понимает, что он должен простить. Бог не простит нам наших грехов, потому что мы не прощаем другим людям. Где мы в дальнейшем будем, если не будем прощать другим людям? Тяжесть наших грехов - и крупных, и самых мелких, которые, как горы, накапливаются изо дня в день - будет возрастать у нас, а когда мы перейдем в вечность, то и в вечности это будет возрастать и давить нас вечною безысходною тяжестью.
Прощение - чудо. Прощение нельзя создать. Его получают сверх сметы, сверх меры, сверх всего ожидаемого. Оно возникает из ничего. Оно - благодать. Здесь точка нашего личного соприкосновения с Богом. И с Крестом. Ибо где умножился грех, там преизобилует благодать. И эта благодать нас преобразила, сделала другими. И только сами получив от этой жизни с избытком, мы можем щедро дать другому. В самом деле, как молиться за убивающих нас, если прощение не исходит от Бога? Это дар Бога, не наше достижение. Потому наше примире-ние друг с другом утверждается в Таинстве Исповеди - Таинстве Покаяния, и оно должно быть особенно глубоким Великим постом. Один опытный пастырь говорил: -В наших житейских ссорах, как правило, обе стороны виноваты, но самолюбие человека нашептывает ему, что он прав, а виноват другой, и что ему не в чем просить прощения. И потому, если мы хотим примириться, не надо заниматься никаким выяснением отношений, потому что можно запутаться и поссориться еще больше, но просто поклониться друг другу, попросить прощения, молясь в сердце Господу о помощи, и тогда все, что разделяло и мучило, исчезнет, и будет легко. Дай нам, Господи, эту легкость сердца, простим сразу, сейчас, выбросим все камни! И будем, испрашивая прощение друг у друга, молиться молитвой Господней о прощении наших грехов, о покаянии всех. Каким же должен быть наш пост, чтобы стать, как говорят святые отцы, лекарством для души и тела? Снова и снова мы слышим в храме пение и чтение Постной Триоди о том, что пост наш тогда только святой, когда он не ограничивается воздержанием от скоромной пищи, но является воздержаниием от зла. Христиане должны поститься от лжи, от злословия, от скупости и жадности, от зависти, от ненависти, от развращенности, от всякого зла. Пост, который ограничивается воздержанием от определенной пищи, но сопровождается грехами и пороками, не христианский пост. Лучше сказать, это диавольский пост, потому что даже диавол постится строгим постом, ничего не вкушая, но весь исполнен зла.
Рассудите сами, какая польза человеку поститься от мяса в течение поста и тут же включать телевизор и пожирать глазами всякую нечистоту; как тот блудный сын, садиться за один стол с грязными, шумно чавкающими свиньями и быть участником бесовской трапезы. Будем помнить о том, что Господь - Тот, Кто всегда видит каждого из нас. Он везде присутствует и всегда смотрит на нас, что бы мы ни делали, что бы ни говорили, о чем бы ни думали. Одна эта мысль может дать человеку утешение в самом безнадежном отчаянии. Одна эта мысль может дать ему силу тогда, когда он в опасности, на краю самой смерти. Если бы мы всегда помнили об этом присутствии Божием, то могли бы, спасаясь одной этой мыслью, хранить себя от греха. Евангелие рассказывает нам о том, как Господь, ходя по земле, словно в раскрытой книге, читает знамения истории. Кто-то, может быть, слеп к приближающейся катастрофе, но он видит грозный обвал, которым завершается все. Только тогда, когда мы учимся видеть жизнь глазами Бога, можем мы ясно видеть и то, что ожидает нас. Господь заранее говорит, что будет с нами, потому что любит нас и верит в нас. И Он обещает, что никогда ученики Его не встретят бедствия одни. Очевидные факты истории Церкви говорят о том, что когда христиане были гонимы, среди мучений и в ожидании смерти они узнавали пасхальную, ни с чем не сравнимую радость присутствия с ними Господа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|