О любви к врагам. О следовании за Христом. О самоукорении и смирении
О любви к врагам Любить своих врагов человек не может. Неестественно сказать: -Я люблю того, кого я ненавижу. Мы должны любить наших врагов, но что значит - наши враги? На самом деле, как говорят святые отцы, есть только один враг для христиан - враг Божий, противник, клеветник, сатана, диавол. Если мы враждуем с людьми, ненавидим их, мы находимся во власти диавола, и нам не вырваться из этого ада, пока мы не научимся любить друг друга. Любовь к врагам - это дар Христовой молитвы за всех, распинающих Его на кресте. Потому блаженный Августин говорит, что любить врагов - значит молиться за них. И все святые отцы учат нас прежде всякой молитвы возносить молитву о наших врагах. Если мы хотим быть услышанными Богом, мы должны начинать нашу молитву с молитвы о ненавидящих нас. Ибо и грешники - те, кто не знает Христа, - любящих их любят, свидетельствуя, что свет в человеке, каков бы он ни был, не совсем погас. Бог сияет солнцем и проливает дождь на праведных и на неправедных, - и христианин должен быть добрым по отношению к тем, кто приносит ему радость, и точно так же и к тем, кто огорчает его. Бог обнимает на Кресте святых и грешников, и наше отношение к другим людям не должно колебаться в зависимости от того, что они делают нам. Пусть они оскорбляют нас и причиняют нам зло, мы должны стараться от всего сердца желать им, как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, истинного высшего блага. В этом и заключается любовь к врагам. Святые отцы часто дают нам такой совет, когда мы находимся с кем-то во вражде, когда душа наша пребывает в унынии, когда нет у нас благодати, и мы не можем никак пробиться из этого состояния тусклости нашей жизни. -Научимся, - говорят они, - тому, чтобы прежде всех наших молитв молиться о наших личных обидчиках, о врагах наших. Если ты с кем-то в ссоре находишься, то включи в свое каждодневное правило такую молитву:
-Молитвами вот этого человека, который ненавидит меня, или к которому я испытываю неприязнь, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». И так повторять эту молитву, пока молитвой, даром Христовой любви ко всем и к тебе, и к этой Анне, и ко всем людям ты не узнаешь перемену в своем сердце. Сам ты никогда, никакими усилиями этого не достигнешь. Как не победишь ты никогда смерть, которую Христос победил для каждого из нас и дает это нам. Итак, будем всеми усилиями нашими, исполнением всего, что естественно нам соблюдать по тому остаточному свету, который есть в нас, стараться достигать благодатного света Христовой любви, чтобы были мы христианами. Христос - первый на земле, кто провозгласил эту заповедь о любви к врагам. Ты должен врага твоего, когда он злословит тебя, защитить от всякой клеветы. Ты должен, когда он голоден, накормить его. И когда он замерзает, одеть его. Ты должен относиться к нему как к самому лучшему другу или брату. Все в тебе протестует против этого. Невозможно с этим никак согласиться, но Господь говорит на Кресте: любите врагов ваших. И дает крестную, пасхальную силу новой жизни, чтобы мы жили именно так и так поступали по отношению к врагам нашим, как Он поступил по отношению к Своим. О следовании за Христом Господь говорит, что если кто хочет быть Его учеником, тот пусть возьмет свой крест и следует за Ним. И мы понимаем, что Господь хочет подготовить нас к мученичеству. Призывать к поклонению Кресту Христову - значит призывать к мученичеству. Самое главное - быть всегда верным Ему. Сорок мучеников Севастийских и сорок миллионов новых мучеников Российских нам говорят: -Многие из вас боятся мученичества. И это естественно. Господь никогда не дает испытаний, которые мы не сможем перенести. Сила благодати и сила Духа в кресте, посылаемом Господом, всегда больше, чем сила страданий. Надо исполниться доверия к Господу, только бы крест наш был глубоко укоренен в Кресте Его.
Эту тайну должен услышать даже глухой: смелыми бывают, когда любят. В одно мгновение может наше сердце уязвиться Христовой любовью, но мы не смеем на это безрассудно рассчитывать. Надо заранее, до времени гонений, до того как придут огненные испытания, так жить и молиться, чтобы обрести хоть каплю этой любви. Хоть каплю любви ко Господу. И постом, и молитвою, и принятием многих скорбей, верностью заповедям Господним Церковь учит укреплять наши души. Да, надо не поверхностно и не лицемерно молиться в ожидании грядущих событий, потому что совсем нелегко их будет пережить.
О самоукорении и смирении Все человечество можно разделить на две части: фарисеи и мытари. Первые погибают, вторые спасаются. Берегите это сознание своей греховности. Это - самое драгоценное пред Богом. Что спасло мытаря? Конечно, сознание своей греховности: Боже, милостив буди мне, грешнику. Вот эта молитва, которая прошла уже почти два тысячелетия. Но смотрите: мытарь сознает себя грешным, но в то же время надеется на милость Божию. Без надежды нельзя спастись... Господь сказал: Я пришел спасти не праведных, а грешных. Кто здесь разумеется под праведными? Это, конечно, относится и к человекам, не сознающим своей греховности, но все-таки грешным. Но это было также сказано и про бесов. Ту гордыню, в которой они стоят пред Богом, мы себе даже представить не можем. Мы не можем понять, с какой ненавистью относятся они к Богу.. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано - именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится как бы сродни бесу.. Если что-то не выполнили или не тем сделали, то нужно укорить себя. Так учили великие старцы. Авва Дорофей, Иоанн Лествичиик говорят, что самоукорение есть невидимое восхождение. Подобно тому как человек не замечает, как он растет, как из маленького мальчика становится взрослым, - так и духовный рост человека идет совершенно незаметно для него. И этот невидимый духовный рост человека и есть самоукорение...
Укоряйте себя. Укорить себя нетрудно, а некоторые и этого не хотят. Перенести укор от брата труднее, а самому укорить себя нетрудно. Кроме того, если мы и будем укорять себя, а не будем бороться со страстями - будем есть сколько хочется, будем спать сколько хочется, то такое самоукорение незаконное, оно не принесет пользы. Если мы укоряем себя, впадая невольно в согрешения, борясь со страстями, но побеждаясь немощью, то такое самоукорение законно. В борьбе со страстями, если и побеждаемся ими, но укоряем себя, каемся, смиряемся и продолжаем бороться, мы непрестанно идем вперед. Нам осталось одно: смирение. Время суровых подвигов прошло, должно быть, невозвратно. -Как укорять? Очень просто: совесть сразу заговорит, сразу будет обличать, а Вам остается только согласиться, что плохо сделали, смиренно обратиться к Богу с молитвой о прощении. -Хоть минуту, хоть полминуты, а надо обязательно укорять себя так. Наше дело укорить себя, хотя бы и на очень короткое время, а остальное предоставим Богу. Хорошо, если мы себя и недолго укоряем. У одного это состояние продолжается более долго, у другого менее. А были святые отцы, у которых вся жизнь была сплошное самоукорение, прямая черта без всяких перерывов... Но нам до этого далеко. Когда мы себя укоряем, мы исполняемся силы, становимся сильнее духовно. Конечно, почему так, мы не знаем. Это закон духовной жизни. Одна женщина, еще молодая, как-то попала на необитаемый остров. Во время ли кораблекрушения, или еще как, только она там провела одна, никого не видя, лет 40. Конечно, одно утешение - в молитве; и она начала подвизаться в посте, бдении и молитве, налагала на себя различные подвиги. Потом как-то к острову пристал корабль, ее взяли и посадили на него. Когда ее привезли на твердую землю, она для проверки своих подвигов отправилась к одному великому святому подвижнику и говорит: -Пробыла 40 лет одна, и так, и так подвизалась, скажи, отче, много ли преуспела и что приобрела? Старец ее спрашивает: -А что, принимаешь ли хуления, яко благословения? -Ни, отче. Иди, ничтоже имаши! Вот видите, чем испытывается преуспеяние. Поэтому и говорится: есть смирение - все есть, а нет смирения - ничего нет. Можно даже, говорят некоторые, спастись одним смирением «без всяких трудов». Преподобному Макарию Египетскому диавол сказал: -Ты мало спишь, а я вовсе не сплю; ты много постишься, а я вовсе ничего не ем. Одним ты меня побеждаешь... -Чем? - спрашивает святой. -Смирением, - отвечает диавол. Если смирение необходимо для всех христиан вообще, то для иноков в особенности. Смиренный высок перед Богом, хотя бы он был и совершенно неграмотный и всеми небрегомый.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|