Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министерство культуры Российской Федерации




Министерство культуры Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ КИНОВИДЕОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

   

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине

ОГСЭ. 08

ОСНОВЫ ПРАВА

по специальности среднего профессионального образования

55. 02. 01 «ТЕАТРАЛЬНАЯ И АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ

ТЕХНИКА (ПО ВИДАМ)»

базовой и углубленной подготовки

вид «Киновидеотехника»

форма обучения: очная

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение в дисциплину - ……………………… 4

2. Раздел 1. Основы теории государства и права. …..

3. Тема 1. 1. Государство: понятие, признаки, теории происхождения, функции. ….

4. Тема 1. 2. Право: понятие, признаки, система, правовые системы мира, виды норм, структура правовой нормы.

5. Тема 1. 3. Виды социальной ответственности. Правоотношение. Правонарушение. Толкование норм права.

6. Раздел 2. Основы конституционного права.

7. Тема 2. 1. Из истории конституционализма в России. Конституционный строй РФ. Федеративное устройство РФ. Президент РФ.

8. Тема 2. 2. Законодательная власть РФ. Исполнительная власть РФ. Местное самоуправление в РФ.

9. Тема 2. 3. Судебная власть в РФ. Прокуратура РФ. Избирательная система в РФ.

10. Тема 2. 4. Правоохранительные органы: суды, прокуратура, полиция, адвокатура, нотариат, федеральная служба охраны, министерство чрезвычайных ситуации и т. д..

11. Тема 2. 5. Гражданство РФ.

12. Раздел 3. Основы административного и уголовного права и процесса в РФ.

13. Тема 3. 1. Административное право и процесс в РФ. ……… 109

14. Тема 3. 2. Уголовное право и процесс в РФ. ………………………. 122

15. Раздел 4. Основы гражданского права в РФ.

16. Тема4. 1. Гражданское право: источники, понятие, метод, предмет, структура гражданского правоотношения. ……………. 136

17. Тема 4. 2. Физические лица. ………….. 139

18. Тема 4. 3. Юридические лица………………… 142

19. Тема 4. 4. Объекты гражданского права: виды вещей, виды оказываемых услуг и выполняемых работ, результаты интеллектуальной деятельности, защита чести, достоинства, деловой репутации, изображения. …………….. 151

20. Тема 4. 5. Сделки: понятие, форма, виды, условия (не) действительности. Оспоримые и ничтожные недействительные сделки. ………………………. 170

21. Тема 4. 6. Представительство. Доверенность. …………… 175

22. Тема 4. 7. Сроки в гражданском праве. Исковая давность. …………… 178

23. Тема 4. 8. Право собственности и другие вещные права и их защита. …….. 180

24. Тема 4. 9. Обязательства. Способы обеспечения обязательств. ………. 187

25. Общие положения о договоре: понятие, форма, виды.  ………………………… 192

26. Тема 4. 10. Основы семейного права в РФ. ………………. 194

27. Тема 4. 11. Основы наследственного права в РФ.

28. Тема 4. 12. Основы защиты прав потребителей в РФ.

29. Раздел 5. Основы трудового права. Трудовой договор.

30. Раздел 6. Основы международного частного права РФ.

Литература. …..

Составитель: преподаватель КВТК Ляпунова Ольга Анатольевна.

                                       Введение.

Общество не может существовать без правового регулирования всех сфер жизни- брак, трудоустройство, выборы, покупка автомобиля, посещение музеев и театров и т. д.

 

 Так что же такое право, каково назначение законодательства, какова его действительная роль в том или другом обществе, как использовать правовой инструмент для достижения общественных и личных целей. В процессе изучения дисциплины Основы права студент должен получить ответы на все эти вопросы.

 

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

          В результате освоения учебной дисциплины «Основы права» у обучающегося формируются следующие компетенции:

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- ПК 4. 5. Владеть профессиональной терминологией, культурой устной и письменной речи

                           

Раздел 1. Основы теории государства и права.

 

Теория гос-ва и права - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

 

1. Понятие и признаки, типы, форма государства.

Государство – это социально – политическая организация общества во главе с профессиональным аппаратом управления.

 

Общие признаки государства, отличающие его от родового общества и некоммерческих общественных организаций (партий):

1)наличие специальных органов госвласти, которые во взаимосвязи образуют гос. механизм управления- правительство, суды, полиция, армия и др. Они осуществляют управление обществом, а при необходимости госпринуждение.

2)распространение госвласти в пределах тер. границ гос-ва.

3)Наличие законодательства страны.

4) Только гос-во может устанавливать налоги и таможенные пошлины.      5) Гос. суверенитет.

6)+\- деление госвласти на три самостоятельных ветви- судебную, законодательную и исполнительную.

Другое определение - Гос-во- это особая, суверенная территориальная организация публичной власти, обладающая спец. аппаратом управления и регулирующая отношения в обществе с помощью общеобязательных правил поведения (нормы права).

Социальное назначение (роль) государства- оно представляет интересы населения в различных сферах- образование, медицина, защита личности и собственности.

В функциях гос-ва и проявляется его роль- это основные направления деятельности гос-ва: а) внутренние ф. - соц. обеспечение граждан, медицина, экономика, образование и наука, защита личности и собственности гр-н и организаций; б)внешние- все это на международном уровне, безопасность гос-ва.

Свои функции гос-во осуществляет через механизмы=гос. органы. У каждого госоргана своя компетенция- министерство здравоохранения- больницы, поликлиники; министерство образования- школы, пту, колледжы, институты…. .

Форма гос-ва- это организация и устройство госвласти, а также способы ее осуществления.              

К элементам формы гос-ва относят:

Форму правления (кому принадлежит верховная власть- республика или монархия-бессрочность, передача власти по наследству, неучастие народа),

Форму госустройства (как организована публичная власть на территории гос-ва, на какие части она делится, каковы отношения центра и тер. единиц- унитарная и федеративная).  

Политический режим (способы и средства, используемые властью и степень участия народа в управлении, положение личности в государстве- демократический, авторитарный и тоталитарный).

*Виды монархии и республики. А) Абсолютная (неограниченная) монархия- древний мир- египет, китай, римская империя, Катар сегодня- власть одного обожествляется и неравенства считается естественным и все остальные- подданные и должны ему подчиняться. Власть держится на жесткой дисциплине и подчинении. Б) Ограниченная монархия: 1) дуалистическая- монарх -исполнительная власть, а парламент- законодательная. (редкость- марокко и иордания). 2) парламентская монархия или парламентарная- т. е. ограничения исполнительной власти монарха закреплены в основном законе (конституции), (его ограниченные права), например, монарх назначает министров, а ответственность они несут перед парламентом (сейчас так в бельгии, великобритании, швеции, японии и др. ).    

Б)Республика: а)президентская- в сша- он избирается коллегией выборщиков или непосредственно народом на опред. срок. Он -не только глава гос-ва и верховный главнокомандующий, но и возглавляет исполнительную власть (не в РФ). Сам рас\формирует правительство, которое отвечает только перед ним. Законодательная власть у парламента, избираемого населением на опред. срок. Президент не вправе его распустить, но обладает правом отлагаемого вето на принимаемые законы (блокировка). Парламент может отстранить президента от должности (импичмент по сша) при его нарушении конституции. Б) парламентская- италия, германия- президента избирает не народ, а парламент на опред. срок. Он глава гос-ва, но не возглавляет исполнительную власть, во главе гос-ва стоит премьер- министр. Правительство формируется парламентом из представителей партий, занявших большее кол-во мест на выборах в парламенте. Правительство отвечает перед парламентом. Президент может распустить парламент досрочно и назначить новые выборы.

 **Формы госуправления: а)унитарное- вся территория гос-ва поделена на тер. единицы и управляются центром, а не самостоятельно (австрия, норвегия и франция- все централизованно). Б)Федеративное (рф, индия, сша) - наряду с федеральными органами власти и федеральным законодательством есть и свои- глава гос-ва/субъекта, парламент, суды, законы (устав=конституция субъекта) - республики, земли, штаты. …. Протекторат … но не конфедерация …

***Политические режимы- (анти) демократические.

 

Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства. Исторические подходы к типологии государств: Формационный и Цивилизационный;

В Формационном под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно–экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения. Подход к классификации государств был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Для определения типа государства при формационном подходе учитываются:

1. Соответствие государства определенной общественно –

экономической формации, типу производственных отношений; 2. Общественно ‑ экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

3. Класс, инструментом политической власти которого является государство; 4. Социальное назначение государства.

Типы государств по формационному подходу: Рабовладельческий; Феодальный; Буржуазный; Социалистический.

В Цивилизационном подходе каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства. Его предложили западные мыслители В. Гумбольдт, О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Хантингтон.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях современных и древних, западных, восточных, православных.

В цивилизационном подходе различают хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций.

В рамках цивилизационного подхода выделяют теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «менеджеризма», теорию «единого индустриального общества», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» (А. Д. Сахаров).

Достоинства цивилизационного подхода в выделение духовных, культурных факторов и наличии более четкой типологии государств.

Недостатки цивилизационного подхода в недооценке социально – экономических факторов и преобладании типологии общества, а не государства.

 

 

 

 

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Государство: понятие (определение).

2. Государство: признаки.

3. Типы государств.

4. Функции государства.

5. Форма государства.

 

Тема 2. 1. Понятие, признаки права. Система права.

Виды правовых систем.

 

Право – это совокупность правил поведения, установленных государством.

 

Признаки права:

1) общий характер права (право не персонифицировано, т. е. право адресовано не конкретному человеку, а множеству людей, организаций, предприятий);

2) общеобязательность, так как исходит от государства и им охраняется,

3) право — есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах.

4) по своей социальной сущности право есть мера, масштаб свободы и поведения человека.

5) право имеет конкретную форму (формальность), т. е. выражается в определенных, признаваемых в данном государстве источниках (законах, обычаях, судебных прецедентах, указах, распоряжениях, постановлениях и т. д. );

6) право представляет собой систему, т. е. единое, внутренне согласованное образование, где все нормы взаимозависимы и дополняют друг друга;

7) право рассчитано на урегулирование неопределенного количество жизненных случаев, т. е. мы можем говорить о многократности использования правовых норм.

Под принципами права подразумеваются основополагающие идеи, реализующиеся в содержании и форме позитивного права (главные руководящие идеи, основные свойства, требования, особенности, права). В принципах проявляется сущность права, его значение для общества.

                      ПРИНЦИПЫ ПРАВА:

1. Принцип справедливости (соответствие права существующим в обществе моральным нормам);

2. Принцип демократизма (народовластия) (право должно выражать интересы большинства);

3. Принцип равенства права.

4. Принцип гуманизма (человеколюбия).

5. Принцип свободы субъектов права.

6. Принцип законности.

7. Принцип ответственности за вину.

8. Принцип взаимной ответственности государства и личности.

9. Принцип единства норм права.

10. Принцип реальности норм права.

Функции права - это основные направления воздействия права на общество, посредством которых реализуются цели права. В функциях, как и в принципах, проявляется сущность права.

Общесоциальные функции права - это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1. Экономическая функция права – функция, направленная на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

2. Политическая функция права – функция, направленная на правовое регулирование между субъектами политической власти;

3. Культурно–историческая функция права – функция, направленная на собрание и развитие культурно–духовных ценностей;

4. Воспитательная функция права – функция, посредством которой формируются убежденность в справедливом и целесообразном порядке правового регулирования;

5. Функция социального контроля – функция, которая заключается в осуществлении воздействия права на поведение субъектов с помощью стимулирования, поощрения, удержания от неправомерных действий;

Специально – юридические функции права – определяют средства и приемы регулирования общественных отношений:

1. Регулятивная функция права- устанавливает опред. правила поведения.

2. Охранительная - охрана положительных, правомерных и вытесняет негативные явления общественной жизни; предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав;

3. Восстановительная – направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

4. Компенсационная – функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред либо нанесенный ущерб;

5. Ограничительная - направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

6. Карательная - заключается в назначении наказания за совершенные правонарушения;

 Система права- это подразделение всей совокупности правовых норм на:

1)отрасли (гражданское), подотрасли (авторское, наследственное), институты (право собственности, наследование по завещанию); подинституты, норма.                                                                                                         

2) на материальное (конституционное, гражданское, уголовное, трудовое, …) и процессуальное (гражданский, уголовный, административный процесс, конституционный, арбитражный).                                                                                                                                            

3)публичное (защищает интересы всего общества и гос-ва- конституционное, финансовое, природоохранное, уголовное, административное, процессуальное…) и частное (земельное, часть гражданского- наследственное, семейное; трудовое).  

Отдельно выделяется международное право- публичное и частное. Публичное- право международных договоров, дипломатическое, морское, воздушное, атомное, космическое. Предмет мпп- права населения, военнопленных, в чрезвычайных условиях- межд. гуманитарное право. Основные международные организации- оон, обсе и др. РФ входит в совет европы. А в мчп регулируются отношения, осложненные иностранным элементом- семейные, наследственные, договорные- поставка, купля-продажа и др.

Норма – это определенное правило поведения в определенной сфере- в быту, в метро, на работе, в театре и т. д. И поэтому все нормы делятся на социальные (субъект-субъект- отношения граждан и их объединений) и технические (субъект- объект- правила, инструкции работы с техникой и дома на пк, и при строительстве зданий.

Технические нормы — это правила наиболее целесообразного обращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными техническими средствами- как правильно использовать силы природы, технику наиболее экономичным и экологически безвредным способом. Широкое внедрение в производство сложной и высокоточной техники значительно повышает производительность труда, уровень материального обеспечения людей. Использование достижений научно-технического прогресса в интересах общественного развития требует строгого соблюдения правил эксплуатации технических средств. Правовое государство вынуждено постоянно заботиться о внедрении в производство материальных благ научно обоснованных, прогрессивных норм эксплуатации технических средств.

К техническим нормам относятся правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы расхода сырья, топлива, электроэнергии. Есть и военно- технические нормы- это правила технической эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин, правила использования различных видов оружия, боевых установок, систем, правила полетов, кораблевождения и другие. В условиях нтп роль военно-технических норм в вооруженных силах неизмеримо возрастает. В свою очередь, постоянное совершенствование и развитие военной техники и оружия повышает требования к технической подготовке войск. Военно-технические нормы, как правило, закрепляются в актах военного законодательства: уставах, наставлениях, положениях, инструкциях (например, Наставление по стрелковому делу, Наставление по автомобильной службе).

К социальным нормам относят- обычаи (традиции, ритуалы, обряды и т. п. ); религиозные нормы; нормы общественных объединений = корпоративные; нормы морали; нормы права. Свойства всех социальных норм- они образцы, стандарты поведения; служат ориентиром при выборе поведения в сложившейся ситуации, одобряемого хотя б частью общества; выполняют организующую роль в поведении людей; служат инструментом социального контроля. К правовым нормам добавляются след. свойства: 1)обязательность их исполнения и обеспеченности этого госпринуждением (организационные меры, психическое и физическое понуждение)- т. е. ответственность за неисполнение юр. предписаний. 2)формальная определенность- т. е. указаны границы поведения лиц, мера их прав и обязанностей; 3)нормативность- правила закреплены в н. а. 4)системность- т. е. внутренне согласованная система норм прав- уголовные, административные или гражданско-пр. нормы.

Ценность права- это совокупность всех свойств и признаков- они позволяют праву быть регулятором всех п/о.

Структура нормы права:

1) гипотеза- условия, при которых норма действует.

2) диспозиция- правила поведения- права и обязанности причастных лиц (гос-ва и потерпевших).

3) санкция- это последствия: а) положительная- различные поощрения в трудовом, гражданском праве, б)отрицательная или негативная- наказания дисциплинарные, административные, гр. -правовые, уголовные, налоговые, таможенные и др.

Как же определить, какой способ изложения нормы права выбрал законодатель? – ответ:

1)Прямой (т. е. в этой статье мы узнаем, что для вступления в брак нам должно быть по 18 лет по общему правилу),

2)отсылочный (т. е. законодатель нас отправляет к другой статье этого же закона, например, мы знаем из одной статьи, что есть препятствия к заключению брака, а какие конкретно в этой статье не указаны и законодатель отправляет нас к другой статье этого же семейного кодекса РФ – в которой мы и узнаем при каких же обстоятельствах нельзя заключить брак (близкое родство, есть уже зарегистрированный брак и т. д. )

3)или бланкетный-тут нас законодатель отправляет к статье другого закона, например в уголовный кодекс- если мы хотим точно узнать, кто такой злостный неплательщик алиментов и какую ответственность он понесет в уголовном праве (не злостный- в административном праве). Пример будет после этой таблицы в другой таблице))

 

 

 

Пример отсылочного способа изложения нормы:

 

Пример бланкетного способа изложения нормы законодателем:

Пример бланкетного про нарушение правил вождения:

                 Виды правовых систем (семей).

Под правовой системой (семьей) понимается совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структу­ры и источников, ведущих отраслей и правовых институтов, пра­воприменения, понятийно-категориального аппарата юридичес­кой науки, методов и способов развития.

1. Романо-германская (континентальная, законодательная) правовая семья. Она объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Она возникла на основе рецепции (от лат. - принятие, адаптация) римского права Средневековой Европой благодаря деятельности итальянских и германских университетов.

Основной источник права – нормативно-правовой акт. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции и кодифицированных актов: кодексов, уставов, основ (например, Гражданский кодекс Франции, РФ, Германское гражданское уложение и т. д. ). Существует развитая система подзаконных актов, определенную роль играет правовая доктрина. Значение правовых обычаев и прецедентов относительно невелико.

В этой ПС есть четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частного и публичного права. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. Также существует деление на материальное и процессуальное право при исходящей роли первого.

В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Важнейшую роль законодательные органы, имеющие монополию на законотворчество. Возможны референдумы (всенародные голосования). Судьи не создают, а только применяют нормы права.

Эта ПС распространена в странах Европы, кроме Великобритании, во многих странах Латинской Америки, в Японии, Китае, части африканских стран и т. д.

2. Англосаксонская правовая семья (прецедентная, общая). Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т. д.

Прародительницей этой правовой семьи была Англия. Основой формирования данной системы стала деятельность английских королевских судов (общее право) и суда канцлера (право справедливости).

Характерна развитая правовая идеология и научная доктрина. Основным источником права здесь является судебный прецедент. Основные правовые принципы берутся из решений суда. Суд играет ведущую роль, по сути, он творит право, т. е. суд не применяет, а создает нормы права, опираясь на решения вышестоящих судов или равных судов (прецеденты). Даже вступление в адвокатуру возможно только по рекомендации судебных органов. Важную роль при формировании прецедентов играет правовой обычай. Определенное значение имеют законы и подзаконные акты, но их значение относительно не велико (например, в США во всех 50 штатах есть уголовные кодексы и в половине из них - гражданские процессуальные кодексы, но они остаются вспомогательными в отношении прецедентов).

В этой ПС отсутствует деление права на частное и публичное. Процессуальные нормы являются ведущими относительно материальных, что придает всему праву характер публичности. Отсутствует строгое деление права на отрасли.

Нормативные акты, разумеется, также присутствуют в этой семье, однако не играют ведущей роли.

3. Религиозные правовые семьи: м усульманская, индусская, иудейская и буддистская правовые системы. Там право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Это система вероучения. Источник права здесь правовая ДОКТРИНА!!!!

А)Мусульманское право наиболее распространено (более 1 млрд. верующих). Страны мусульманского права образуют одну из закрытых правовых систем. Она сложилась с возникновением и распространением ислама. Регулирует отношения только между мусульманами, а невыполнение его норм является одновременно грехом и преступлением.

Источниками мусульманского права являются Коран, Сунна и Иджма, кияс. Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета. Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка; это сборник нормтрадиций, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма - это комментарии ислама, созданные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в Иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Кияс своеобразный сборник прецедентов мусульманского права. Государство должно охранять нормы исламского права от нарушения.

Вместе с тем мусульманское право не отрицает адат, т. е. обычное право. В настоящее время все большую роль играют нормативные правовые акты, особенно в Турции, Египте, Сирии, Тунисе и т. п. Это стало следствием западного влияния.

Существует два вида судов: одни судят на основе шариата (судопроизводство осуществляют выборные лица – кади), другие – законов и обычаев. При рассмотрении дела судья никогда не обращается прямо к Корану и сунне, а ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.

Внутренняя структура права только формируется, и в настоящее время отсутствует деление права на частное и публичное, только намечается выделение отдельных отраслей права. При этом нельзя смешивать два понятия – мусульманское право и право мусульманских стран.

В чистом виде мусульманское право существует в немногих государствах (прежде всего, Иран) и проявляется преимущественно в семейном и наследственном праве.

Источники права:

1)обычай; (в межд. перевозке грузов морским путем между РФ и иногос-вом)

2)правовая доктрина- научные мнения, офиц. статьи, комментарии юристов-ученых; (у нас в межд. частном праве с ин. элементом))

3)судебный прецедент; (обобщение суд. практики ВС РФ).

4)общепринятые принципы и нормы международного права (ст. 15 конституции РФ);

5)нормативно- правовой договор (например, коллективный договор)- создает новые права и обязанности для его сторон- новые поощрения, например, для работников;

6)!!!! +++++ нормативно- правовой акт:

А)основные -конституция, ФКЗ (федеральные конституционные законы).

Б)обыкновенные: ФЗ, в т. ч. кодексы- ГК РФ, УК РФ, ФЗ «Об АО», ФЗ РФ «О защите прав потребителей», …;

2)подзаконные акты-

 а)указы и распоряжения Президента РФ;

б)постановления Правительства РФ;

 в)распоряжения министерств и ведомств.

3)локальные н. а. - на конкретном предприятии – правила работы (ПВТР).

4)нпа субъектов РФ в той же иерархии.

Все нпа действуют: а) ВО ВРЕМЕНИ - т. е. - с момента вступления в юр. силу и до прекращения юр. силы. Публикуются законы через 7 дней со дня принятия (в т. ч. и акты Правительства о правах человека), если в законе не установлена др. дата. Постановления и распоряжения Правительства- в день их принятия вступают в силу и публикуются. ФЗ РФ вступают в силу через 10 дней после опубликования в росгазете. В РФ закон обратной силы не имеет-, т. е. положения ухудшающие положения субъектов не распространяются назад. А положения, улучшающие положения субъектов- применяются и назад. Но законодатель вправе установить исключения. По ст. 57 Конституции- новые налоги обратной силы не имеют.

Б) В ПРОСТРАНСТВЕ – т. е. в пределах госграниц на земле, воде и в воздухе, в недрах земли, на территории посольств, на кораблях в открытом море и самолетах. Межд. договорами регулируются экстерриториальное действие пр. актов- т. е. когда наши гр-не находятся на тер. ин. корабля, гос-ва.

В) ДЕЙСТВИЕ ПО КРУГУ ЛИЦ- т. е. по общему правилу требования нпа распространяется на всех причастных к п\о субъектов. Но есть три исключения: 1)иммунитет дипломатов, депутатов и т. д. снимается в опред. процедуре; 2)не во все п\о могут вступать иностранцы и апатриды; 3)некоторые нпа, например, предусматривающие уг. отв-ть, распространяются независимо от того, понесли ли гр-не наказание по ин. зак-ву или нет.

Право – это совокупность правил поведения, установленных государством.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...