Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  Из истории конституций.




1. Дореволюционные конституции:

Нельзя забывать о декабристах … проекты Конституций Пестеля, Муравьева …

1) Документ «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», разработанный Витте и подписанный 17 октября 1905 г. после «кровавого воскресенья 9 января» и других бунтов и забастовок, сменил самодержавие на конституционную монархию. Он даровал: Разрешение на свободу совести, слова, союзов и собраний (возникли партии); к выборам допущены различные слои населения и это стало началом развития демократического общества. Теперь ГД должна утверждать законы. Император перестал быть единоличным управителем и законодателем России….. но и это не установило порядок в стране.

2) 23 апреля 1906 г. были приняты Основные Государственные законы, которые, хотя и не именовались официально Конституцией, но фактически таковыми были. Эти законы представляли собой внушительное нормативно-правовое образование, состоящее из 11 глав и 124 статей, включающих в себя основные государственно-правовые институты. Как и подобает конституции, законы наделялись особой юридической силой, они изменялись в особом порядке. Так, законодательная инициатива по внесению изменений в Основные законы принадлежала исключительно императору, однако самостоятельно изменить их он не мог.

Впервые в своей истории Основные законы провозгласили гражданские права и свободы: неприкосновенность личности, жилища, свободу передвижения, места жительства, свободу печати, слова, собраний, совести и т. п. С приобретением этих прав подданные России становились ее гражданами. Конституция России 1906 г. принадлежала к числу октроированных, т. е. дарованных монархом.

2. Постреволюционные советские конституции:

Они носят фиктивный характер, т. к. провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни- например, власть трудящимся не принадлежала, а было всевластие Советов, не было федеративного устройства России (унитарное гос-во), не было возможностей использования гражданами закрепленных в Конституциях прав и свобод. 1)1918 г. - это как первая Конституция, не опирающаяся на принцип преемственности конституционного развития; она определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами большевиков во главе с Лениным, и опиралась на первые декреты советской власти- о земле, о мире и включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и т. д. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт прежней России, не оставила камня на камне от государственных институтов и структур последней. Она более идеологизированна и носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Она утвердила диктатуру пролетариата, защищая интересы рабочего класса, она лишала бывших врачей, священников, жандармов и т. д. избирательных прав, прав на трудоустройство и т. д. (ст. 23). 2)При создании СССР сн ачала создана Конституция СССР 1924 г., а затем РСФСР -1925 г. - текст Декларации исключили, но ссылались на нее, открытая классовость оставалась, но формулировки норм о насилии, о подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества смягчены и исключены положения о мировой революции и интересах всего человечества. 3)1936- ссср и 1937- рсфср- за вершила в основном построение социализма. Были ликвидированы эксплуататорские классы и остались рабочий класс и колхозное крестьянство (так что классовость осталась), а также трудовая интеллигенция. Изменились формы собственности: государственная и колхозно-кооперативная. Введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Закреплены права и обязанности граждан, - на труд. Много политических прав и свобод, но пользоваться ими можно было только в интересах трудящихся и укрепления социалистического строя. Закреплялась руководящая роль партии, что превращало ее в государственную структуру. Впервые появилась норма о возможности выхода РСФСР из состава Союза. 4)1977 -ссср и 1978- рсфср – появи лось понятие «народ» и его новые права - на жилище, на охрану здоровья, право на вынесение важных вопросов на всенародное обсуждение и на всенародное голосование; есть норма о суверенитете РСФСР. Считалось, что социализм победил полностью и окончательно, но через 15 лет от него ничего не осталось. Законы РСФСР 1989 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР» начали «перестройку». Они изменили систему органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов- высшим органом государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет — постоянно действующий законодательный, исполнительный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Впервые Верховный Совет стал двухпалатным органом. Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов. Признан приоритет прав человека и гражданина и ЧС. В 1991 г. прекратила свое существование КПСС, руководящая роль которой закреплялась в Конституции РСФСР 1978 г., а в 1992 г. в России началась радикальная экономическая реформа, а старая Конституция закрепляла в экономике социалистический уклад и потому разработали нашу нынешнюю Конституцию.

 

Первая постсоветская конституция РФ 1993 г. - ее проект был вынесен Президентом на всенародное голосование, которое проводилось на основе «Положения о проведении всенародного голосования проекта Конституции РФ 12 декабря 1993 г. », утвержденного Указом Президента. Принята К. всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования — 25 декабря 1993 г. Теперь она с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года

 

                       Законодательная власть России.

Высшим представительным и законодательным органом многих государств является парламент. Слово «парламент» происходит от французского parle — говорить.

В парламенте работают люди, избранные народом и представляющие интересы народа, поэтому он и получил такое название — представительный орган.

Основная функция парламента — законотворчество. Там разрабатывают и принимают законы. Поэтому парламент является законодательным органом власти.

Оказывается: Первые представительные учреждения появляются в Древней Греции — ареопаг в Афинах и сенат в Древнем Риме. В XIII веке появился парламент в Англии. В России первым представительным учреждением был Земский собор, созданный в 1549 царём Иваном IV Грозным.
В разных странах парламенты имеют разные названия: Сейм в Польше, Конгресс в США, Бундестаг в ФРГ, Кнёссет в Израиле, Альтинг в Исландии, Федеральное Собрание в Российской Федерации.

Парламент — высший представительный и законодательный государственный орган.
Парламент России называется Федеральное Собрание (ФС) РФ (состоит из 2 палат- госдума и совет федерации).

Федеральное Собрание РФ принимает законы. Все принятые и подписанные Президентом РФ законы обязательно публикуются в «Российской газете». Неопубликованный закон не имеет юридической силы. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума.

                               По ст. 95 Конституции РФ В Совет Федерации входят:

а) по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора РФ;

в) не более 30 представителей РФ, назначаемых Президентом РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

 Сенатором РФ может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Сенаторам РФ в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.

 Представителями РФ в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов РФ пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

 Представители РФ в Совете Федерации, за исключением представителей РФ, осуществляющих полномочия сенаторов РФ пожизненно, назначаются сроком на шесть лет. (так же как и президент и представители РФ- на 6 лет).

 Государственная Дума избирается на 5 лет состоит из 450 депутатов. По ст. 97 К Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.

Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором РФ и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты ГД не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

 По ст. 98 К сенаторы СФ РФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Статус неприкосновенности (или конституционная ответственность) означает, что они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

По ст. 99 К Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

 

По ст. 101 К Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации (валентина ивановна матвиенко ) и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы (володин вячеслав викторович) и его заместителей.

Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Каждая из палат принимает свой регламент, заседают раздельно и обычно открыто, и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Это контрольный орган и не относится ни одной из ветвей власти.

 

По ст. 102 К - к ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

д) назначение выборов Президента РФ;

е) отрешение Президента РФ от должности; лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

ж) назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ и судей Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ и судей Верховного Суда РФ;

з) проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

и) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

к) проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

л) прекращение по представлению Президента РФ в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ и судей Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ и судей Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

м) заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в РФ.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ (а президент- указы).

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа сенаторов РФ, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

 

По ст. 103 К - К ведению Государственной Думы относятся:

а) утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;

а. 1) утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте " д. 1" статьи 83 Конституции РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

г. 1) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка РФ;

д) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин РФ, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

 

По ст. 103. 1 К Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.

 

По ст. 104 К - Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, сенаторам РФ, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в ГД только при наличии заключения Правительства РФ.

 

По ст. 105 К - Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

 

По ст. 106 К - Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров РФ;

д) статуса и защиты государственной границы РФ;

е) войны и мира.

 

По ст. 107 К - Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию. Если Президент РФ в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ. Если Конституционный Суд РФ подтвердит конституционность федерального закона, Президент РФ подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом РФ соответствующего решения. Если Конституционный Суд РФ не подтвердит конституционности федерального закона, то Президент РФ возвращает его в Государственную Думу без подписания.

 

По ст. 108 К - Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов РФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Если Президент РФ в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ. Если Конституционный Суд РФ подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент РФ подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом РФ соответствующего решения. Если Конституционный Суд РФ не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент РФ возвращает его в Государственную Думу без подписания (см. подробности в ст. 125 К РФ).

 

По ст. 109 К - Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания.

Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

 

По ст. 129 К - Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры РФ, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом «О прокуратуре РФ».

Прокурорами могут быть граждане РФ, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Прокурорам запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.

Генеральный прокурор РФ и его замы назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Прокуроры субъектов РФ, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов РФ, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ.

Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом РФ, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.

 Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

По ст. 129 Конституции и по ФЗ РФ «О ПРОКУРАТУРЕ» от 1992 г. с послед. измен. на 2021 г., -

ПРОКУРАТУРА - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет (ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРАТУРЫ):

1. надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4. надзор за исполнением законов судебными приставами;

5. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

6. уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

7. координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

8. возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и др. н. а.

9. Пр-ры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

10. Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.

12. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания (СМИ).

13. Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ. Например, - см. Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека (Астана, 3 декабря 2009 г. ); Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры Республик Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и РФ от 8 октября 1992 г.

Прокурор вправе: 1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых органов и ю. л., иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

2. требовать от руководителей и других должностных лиц органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

3. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

4. пр-р или его зам. возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

5. пр-р или его зам. освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

6. опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в сою или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона. http: //base. garant. ru/10164358/1/#friends

 

                                              Государственный совет.

 

ФЗ от 8 декабря 2020 года №394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» вступил в силу 19 декабря 2020 года.

Госсовет - это конституционный государственный орган, формируемый главой государства в целях обеспечения согласованной работы органов власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития страны.

Членами Государственного Совета являются по должности Председатель Правительства Российской Федерации, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

По решению Президента в состав Государственного Совета могут быть включены представители политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе, представители местного самоуправления. По решению Президента в состав Государственного Совета также могут быть включены иные лица.

Для решения текущих вопросов деятельности Государственного Совета формируется Президиум Государственного Совета.

Комиссии, рабочие группы и иные рабочие органы Государственного Совета

В целях выполнения задач и осуществления функций Государственного Совета создаются комиссии Государственного Совета, а также могут создаваться рабочие группы и иные рабочие органы Государственного Совета.

Указом Президента от 21 декабря 2020 года №800 «Вопросы Государственного Совета Российской Федерации» созданы 18 комиссий Государственного Совета по направлениям социально-экономического развития Российской Федерации: «Государственное и муниципальное управление», «Здравоохранение», «Инвестиции», «Коммуникации, связь, цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство», «Молодёжная политика», «Наука», «Образование», «Промышленность», «Сельское хозяйство», «Социальная политика», «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда», «Транспорт», «Туризм, физическая культура и спорт», «Экология и природные ресурсы», «Экономика и финансы», «Энергетика».

Этим же Указом утверждено Положение о рабочих органах и Секретаре Государственного Совета.

Всего в этот государственный орган вошли 104 человека, в том числе сам президент, который является председателем Госсовета. В состав этой структуры включены также премьер-министр Михаил Мишустин, спикеры Госдумы и Совета Федерации Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко, лидеры думских фракций, главы регионов и полпреды президента в федеральных округах. Кроме того, в Госсовет вошли руководитель администрации главы государства Антон Вайно, его первый заместитель Сергей Кириенко и помощник президента Игорь Левитин (как и прежде, он будет также секретарем Госсовета).

На основании закона о Госсовете президент выпустил указы, где персонально ввел в состав Госсовета Олесю Харитоненко, главу муниципального образования - председателя Евпаторийского городского совета Республики Крым, Александра Глазкова, главу Саткинского муниципального района Челябинской области. https: //tass. ru/politika/10313191

 

                           Вопросы для самоконтроля:

1. Из истории- дореволюционные и постреволюционные конституции.

2. Законодательная власть:

2. 1. Федеральное собрание или Сенат России.

2. 2. Государственная Дума России.

3. Прокуратура РФ- ни в одну ветвь власти не входит, а явл. органом контроля.

4. Государственный Совет РФ.

 

Тема 2. 3. Исполнительная власть РФ. Судебная власть РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...