Мероприятие 1.3. Профилактика ВИЧ, вирусных гепатитов В и С
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ–инфекции)» государством гарантируются: - регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ–инфекции; - эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ–инфекции на территории Российской Федерации; производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ–инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях; доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ–инфекции (далее – медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование; предоставление медицинской помощи ВИЧ–инфицированным – гражданам Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; развитие научных исследований по проблемам ВИЧ–инфекции; включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию; социально–бытовая помощь ВИЧ–инфицированным – гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство; подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ–инфекции;
развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ–инфекции; В результате проводимой системной работы по профилактике распространения ВИЧ–инфекции в течение последнего времени в Российской Федерации наблюдается умеренное развитие эпидемического процесса, которое характеризуется ежегодным приростом новых случаев, не превышающим 7 %. В рамках реализации мероприятий по профилактике ВИЧ–инфекции проводится работа среди ключевых групп населения, уязвимых к ВИЧ–инфекции, в 83 субъектах Российской Федерации. По итогам выполнения указанных мероприятий в 2011 году оказаны услуги по информированию, перенаправлению/сопровождению в учреждения здравоохранения свыше 130 тыс. человек. Осуществляется работа Интернет–портала в рамках информационной поддержки мероприятий по профилактике и предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (O–spide.ru) Проводилась реализация специального проекта для молодежной аудитории в рамках информационной поддержки в 2011 году мероприятий по профилактике и предупреждению распространения ВИЧ–инфекции. Эффективно функционирует «горячая линия» единой федеральной телефонной справочной службы в рамках коммуникационной кампании по профилактике и предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (тел. горячей линии 8–800–200–0–300). Проводится разработка, тиражирование и доставка полиграфической продукции в рамках информационной поддержки в 2011 году мероприятий по профилактике и предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека. Профилактические мероприятия позволяют оказывать непосредственное влияние на интенсивность распространения ВИЧ–инфекции и вирусных гепатитов В и С и их реализация должна быть продолжена в рамках Программы.
Мероприятие 1.4 Развитие первичной медико–санитарной помощи, в том числе сельским жителям. Развитие системы раннего выявления заболеваний и патологических состояний и факторов риска их развития, включая проведение медицинских осмотров и диспансеризации населения, в том числе у детей Общая заболеваемость в Российской Федерации с 2006 года демонстрирует устойчивую тенденцию к повышению, что объясняется не только состоянием здоровья нации, но и улучшением выявляемости заболеваний, связанной с проведением мероприятий по переоснащению диагностической аппаратурой учреждений здравоохранения Российской Федерации в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, федеральных целевых программ «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007–2012 годы)», «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. В структуре смертности населения Российской Федерации первые ранговые места занимает смертность от болезней системы кровообращения, смертность от внешних причин и смертность от новообразований. Вместе с тем, показатели смертности от болезней системы кровообращения начинают уменьшаться. Однако, темпы снижения показателей остаются недостаточно быстрыми. В России в 2011 году смертность от внешних причин составила 131,5 случая на 100 тыс. человек (2006 г. — 198,5 случая на 100 тыс. человек). При этом в структуре смертности от внешних причин максимальный процент приходится на самоубийства и транспортные травмы всех видов. В 2009 году смертность от злокачественных новообразований составила 206,9 на 100 тыс. человек (2006 г. — 200,9). В 2010 году впервые за последние годы отмечено снижение показателя смертности от злокачественных новообразований на 0,9% (205,1 на 100 тыс. населения). При этом остается высоким уровень смертности в течение первого года после установления диагноза, что свидетельствует о поздней выявляемости заболеваний. По данным федерального статистического наблюдения в 2010 году в Российской Федерации впервые признано инвалидами 886 тыс. человек, из них 350 тыс. человек – являются инвалидами по заболеваниям системы кровообращения, 187 тыс. человек – имеют диагноз заболевания злокачественными новообразованиями.
Приведенная статистика свидетельствует о существенном финансовом обременении государственной экономики вследствие упущенной выгоды в производстве внутреннего валового продукта из–за временного выбытия (временная нетрудоспособность) и из–за выбытия в связи с инвалидностью трудоспособного населения из сферы производства. В целях снижения экономических потерь от вышеназванных причин необходимы государственные инвестиции в развитие системы первичной медико–санитарной помощи населению Российской Федерации. Первичная медико–санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно–гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико–санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально–участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом возможности выбора гражданином врача и медицинской организации. Выделяют три вида первичной медико–санитарной помощи: а) первичная доврачебная медико–санитарная помощь (оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием). б) первичная врачебная медико–санитарная помощь (оказывается врачами–терапевтами, врачами–терапевтами участковыми, врачами–педиатрами, врачами–педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами). в) первичная специализированная медико–санитарная помощь (оказывается врачами–специалистами, включая врачей–специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь).
Первичная медико–санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. В целях оказания гражданам первичной медико–санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций создаются подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме. Анализ статистических данных позволяет выделить ряд наиболее серьезных проблем, при организации первичной медико–санитарной помощи, требующих решения программными методами: – недостаточно развитая инфраструктура учреждений, особенно на селе, – недостаточное количество учреждений и подразделений медицинской профилактики, –недостаточная материально–техническая база учреждений, в том числе в части оснащения санитарным транспортом и передвижными медицинскими комплексами. – кадровый дефицит, особенно врачей – специалистов, врачей общей практики, необходимость повышения их квалификации, –недостаточное взаимодействие учреждений амбулаторного звена и стационарных учреждений, При реформировании системы первичной медико–санитарной помощи населению на первый план выходят мероприятия по: – изменению системы оказания помощи сельскому населению, – модернизации существующих учреждений и их подразделений, – выстраивании потоков пациентов с формированием единых принципов маршрутизации, – развитию новых форм оказания медицинской помощи – стационарзамещающих и выездных методов работы, – развитию неотложной помощи на базе поликлинических подразделений, – совершенствованию принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи. Выстраивание современной системы оказания первичной медико–санитарной помощи населению в рамках программы будет обеспечивать доступность медицинской помощи, как в самых малочисленных населенных пунктах, так и в крупных городах. В малых сельских населенных пунктах запланировано развитие сети домовых хозяйств, оснащенных необходимым оборудованием и инструментарием для оказания первой помощи и обеспеченных средствами связи с ответственным медицинским работником. Будет продолжено развитие сети фельдшерских, фельдшерско – акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, с постом скорой помощи и дневным стационаром, а так же офисов врача общей практики. При этом важная роль отведена обеспечению медицинского персонала, работающего на селе, санитарным транспортом для выездной работы.
Особое место развитию сети офисов врача общей практики будет уделено в субъектах Российской Федерации с низкой транспортной доступностью (Дальний Восток, Байкальский край), где медицинский работник зачастую изолирован от других медицинских учреждений. Немаловажным фактором эффективной работы системы раннего выявления заболеваний и состояний является обеспечение возможностей для осуществления лечебно–профилактическими учреждениями первичного звена здравоохранения всех видов профилактических, скрининговых осмотров и диспансеризации населения, в том числе, укрепление материально–технической базы этих учреждений, подготовку и переподготовку медицинских кадров. Наряду с развитием сети учреждений первичного звена планируется значительно увеличить применение передвижных медицинских технологий (передвижные врачебные амбулатории, передвижные Центры здоровья, передвижные флюорографы, передвижные маммографы и др.) В результате формируется законченное звено сельского здравоохранения. В ходе реализации мероприятий Подпрограммы будет выстроена единая модель организации выездных бригад центральных городских или районных больниц, а также городских поликлиник. Выездные бригады должны быть оснащены портативным диагностическим оборудованием: УЗИ, электрокардиографами, анализаторами и т.д. Таким образом, решается главная проблема сельского здравоохранения – проведение профилактических, периодических осмотров и диспансеризация сельского населения. Для поэтапного оснащения передвижными медицинскими амбулаториями требуется ежегодное выделение из федерального бюджета 415 млн. рублей. Основными структурными элементами в процессе выявления факторов риска неинфекционных заболеваний в рамках системы оказания первичной медико–санитарной помощи должны быть кабинеты/отделения медицинской профилактики, и кабинеты доврачебного приема функционирующие в каждой поликлинике. В этих структурах всем лицам, обратившимся в поликлинику должно осуществляться определение факторов риска неинфекционных заболеваний, рассчитываться суммарный сердечно–сосудистый риск, а также выполняться его факторная коррекция. Направление граждан в кабинеты/отделения медицинской профилактики и кабинеты доврачебного приема осуществляется специалистами поликлиники, сотрудниками регистратуры при первичном обращении в календарном году, а также путем самостоятельного обращения граждан. В связи с необходимостью раннего выявления болезней системы кровообращения, являющихся одними из основных факторов, влияющих на смертность населения, необходимо внедрить повсеместно в практику фельдшеров первичного звена и скорой медицинской помощи комплексы передачи электрокардиограммы на расстоянии и создать в центральных районных больницах кардио – диагностические консультативные центры, что позволит увеличить выявляемость больных инфарктом миокарда и долю госпитализированных в первые шесть часов на 20 %. Возможностью передачи электрокардиограммы необходимо обеспечить все фельдшерско–акушерские пункты и фельдшерские бригады скорой медицинской помощи. Кардио – диагностические консультативные центры планируется организовать в первичных сосудистых отделениях, созданных в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и в рамках региональных программ модернизации здравоохранения. Одновременное обеспечение возможности применения фельдшерами скорой медицинской помощи догоспитального тромболизиса при остром коронарном синдроме позволит снизить смертность от инфаркта миокарда в 2,5 раза, а пятилетнюю выживаемость данной категории пациентов в 1,5 раза. Кроме сети фельдшерско–акушерских пунктов, офисов врачей общей практики и врачебных амбулаторий система оказания первичной медико–санитарной помощи должна быть представлена: – городскими поликлиниками, с участковой терапевтической службой, врачами специалистами, кабинетом (отделением) профилактики, Центром здоровья, дневным стационары, отделением неотложной помощи. – межтерриториальными поликлиническими центрами, оказывающими первичную специализированную медико – санитарную помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи (широкий спектр диагностических процедур, специальные рентгенологические исследования, включая компьютерную томографию, и ядерный магнитно-резонансный томография); – областными консультативно–диагностическими центрами (организационно–методическая функция). Поликлинические подразделения должны наращивать объемы стационарзамещающей помощи, создавая дневные стационары и стационары на дому. В результате этого будут снижаться объемы помощи в стационарах, что потребует в дальнейшем оптимизации их коечного фонда, сокращения числа коек и повышения интенсивности работы имеющихся. Также поликлинические подразделения должны принимать на себя и часть объемов медицинской помощи, ранее приходящиеся на скорую медицинскую помощь, развивая у себя отделения неотложной медицинской помощи. В результате службой скорой медицинской помощи должны совершаться выезды по вызовам на экстренные состояния, что позволит не только разгрузить скорую медицинскую помощь, но и повысит эффективность работы самой службы скорой медицинской помощи. В амбулаторном звене необходимо стимулировать развитие государственно–частного партнерства, активно привлекать малый и средний бизнес в систему оказания гражданами бесплатной медицинской помощи. Это возможно только при наличии адекватно сформированного тарифа на оплату медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. Для повышения качества и эффективности деятельности кабинетов/отделений медицинской профилактики, центров здоровья будут осуществляться подготовка и переподготовка медицинских кадров по специальностям, утвержденным нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, мероприятия по укреплению материально–технической базы кабинетов/отделений медицинской профилактики, центров здоровья, совершенствованию нормативной правовой и методической базы, информационного и программного обеспечения деятельности кабинетов/отделений медицинской профилактики, центров здоровья. Разработка и утверждение единых стандартов (протоколов) наблюдения лиц с выявленными факторами риска развития заболеваний, а также создание единой системы мониторинга факторов риска у населения позволят качественно оценивать эффективность деятельности кабинетов/отделений медицинской профилактики, Центров здоровья, а также выявлять наиболее значимые на том или ином этапе развития системы профилактики факторы с целью своевременного принятия мер по предотвращению их распространения среди населения. Одним из приоритетных направлений в развитии профилактической медицины в стране является концентрация усилий общества на раннем выявлении заболеваний у детей и женщин. Развитие системы раннего выявления у детей заболеваний, патологических состояний и факторов риска их развития является одной из важнейших и наименее затратных технологий, имеющих большое влияние на здоровье будущих поколений. Профилактическим медицинским осмотрам отводится ведущая роль. Так, ежегодная диспансеризация (профилактические медицинские осмотры) детей в настоящее время проводится в возрасте до одного года, в 1 год, 3–х лет, 5–6 лет, 6–7 лет, 10 лет, 11–12 лет, 14–15 лет, 16–17 лет. В разные возрастные периоды набор специалистов осуществляющих осмотр и методов диагностики определен с учетом возрастных физиологических особенностей детей. По официальным статистическим данным в 2010 году охвачено профилактическими медицинскими осмотрами 83,7% детей от всех детей до 17 лет включительно (в 2009 году – 83,9% детей, в 2008 году – 84,7% детей). Однако, названная диспансеризация детей проводилась только в декретированные сроки, рекомендации по ее проведению носили необязательный характер, мониторинг ее проведения был недостаточным. С 2007 года в рамках программы родовой сертификат осуществляется диспансеризация детей первого года жизни, разработан новый стандарт диспансерного наблюдения первого года жизни который расширил перечень специалистов и диагностических исследований. Привлечение к обследованию детей узких специалистов способствует раннему выявлению врожденных аномалий (пороков развития), болезней нервной системы, болезней глаза и его придаточного аппарата и др. Диагностика заболеваний у детей в возрасте до года обусловила своевременное оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи данному контингенту детей. С 2007 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» проводится углубленная диспансеризация детей–сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Среди детей–сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты заболеваемость по различным классам болезней в 3–5 раз выше, чем у детей, воспитывающихся в семьях. Это обусловлено отягощенной наследственностью, биологическим и социальным анамнезом. Серьезной проблемой остается состояние детородной функции подрастающего поколения – около 1/3 подростков имеют изменения репродуктивного здоровья. Более 40% мальчиков страдают болезнями, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции. В стране значительно выросло число бесплодных браков. С целью раннего выявления заболеваний, в том числе приводящих к ограничению репродуктивной функции, с 2011 года начато проведение углубленной диспансеризации подростков с последующим выполнением программ лечения и реабилитации, что позволит уменьшить патологию репродуктивной функции подрастающего поколения на 30%, и соответственно увеличить рождаемость в последующие годы. Проведение углубленной диспансеризации подростков, так же требует совершенствования материально–технической базы учреждений, уменьшения дефицита кадров врачей «узких» специалистов, внедрения организационных моделей раннего выявления и профилактики заболеваний у детей всех возрастных групп. Раннее выявление – залог профилактики заболеваний и излечения. В рамках развития помощи детям, начиная с 2013 года, ежегодно будет проводиться диспансеризация детей всех возрастов и углубленная диспансеризация, с привлечением дополнительных врачей-специалистов и методов исследования, в девять возрастных периодов (1 год, 3 года, 6 и 7 лет, 10 лет, 14, 15, 16 и 17 лет). В рамках реализации Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и с целью закрепления структуры системы медицинской профилактики предусмотрены мероприятия по разработке и утверждению нормативных правовых актов, регулирующих проведение мероприятий по раннему выявлению заболеваний, патологических состояний и факторов риска их развития, в том числе медицинских осмотров всех видов и диспансеризации, а также по разработке стандартов оказания услуг по медицинской профилактике в системе первичной медико–санитарной помощи с целью их финансового обеспечения в рамках обязательного медицинского страхования. Аналогичные нормативные правовые акты будут разработаны и приняты во всех субъектах Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации сохраняется рост частоты онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин, в том числе рака молочной железы (на 4,1% в 2010 году к уровню 2009 года), тела матки (на 3,7%), яичников (на 3,6%), шейки матки (на 0,9%). В 2010 году впервые установлен диагноз рака молочной железы 54 872 больным, рака тела матки – 18 731, шейки матки – 14 311, яичника – 12 228. Вместе с тем, крайне низкой остается выявляемость на ранних стадиях рака яичников (9,2% в 2009 году, 10,2% в 2010 году) и тела матки (12,1% в 2009 году, 12,2% в 2010 году). Таким образом, проблема предупреждения и раннего выявления онкологических заболеваний органов репродуктивной системы у женщин является чрезвычайно актуальной. Учитывая высокую распространенность в Российской Федерации злокачественных новообразований молочной железы, яичников, шейки и тела матки, позднее выявление онкологических заболеваний органов репродуктивной системы, с целью осуществления мероприятий, направленных на своевременную диагностику и снижение смертности от рака молочной железы, яичников, шейки и тела матки, необходимо принять меры по внедрению организованного скрининга женщин для раннего выявления онкологических заболеваний органов репродуктивной системы. Одним из факторов риска, способных нарушать нормальное физиологическое функционирование органов и систем организма, является депрессивное состояние, нередко приводящее к суициду. Для профилактики депрессивных состояний и суицидального поведения во всех регионах Российской Федерации будет завершено формирование трехуровневой системы профилактики кризисных состояний и медицинской помощи лицам с суицидальным поведением, включающей в себя: – кабинеты (отделения) «Телефон Доверия» с круглосуточным режимом работы, – кабинеты социально–психологической помощи; – отделения кризисных состояний. Телефон доверия является структурным подразделением психоневрологического диспансера (диспансерного отделения) и предназначен для профилактической консультативной помощи по телефону обращающимся лицам с целью предотвращения у них суицидальных и иных опасных действий. Кабинет социально – психологической помощи является структурным подразделением психоневрологического диспансера (диспансерного отделения), оказывает консультативно – лечебную и профилактическую помощь лицам, добровольно обращающимся в связи с кризисным, суицидоопасным состоянием. Отделения кризисных состояний создаются органами управления здравоохранением по предложению главного психиатра и главного психотерапевта органа управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в республиканских, окружных, краевых, областных административных центрах, а также в городах с населением не менее 300 тысяч. С целью раннего выявления и предотвращения суицидоопасных состояний будет организовано информирование населения о работе отделений и кабинетов, оказывающих помощь при кризисных состояниях, внедрение современных форм профилактики суицидов и кризисных состояний. Для увеличения охвата населения мероприятиями по профилактике суицидоопасных состояний будет организовано участие специалистов кабинетов социально–психологической помощи и отделений кризисных состояний в выездной работе. Создание единой базы данных (персонифицирование) лиц, склонных к суицидальным действиям позволит осуществлять непрерывную профилактику повторных попыток к суициду. Эффективная работа системы оказания помощи населению при кризисных состояниях возможна только при условии подготовки достаточного числа специалистов (врачей – психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников) для работы в кабинетах (отделениях) «Телефон Доверия», кабинетах социально–психологической помощи и отделениях кризисных состояний. Основными задачами таких специалистов будут являться своевременное распознавание и купирование кризисных состояний, проведение профилактической работы с населением, лечение и реабилитация пациентов в постсуицидальном периоде, организационно–методическая и консультативная помощь лечебно–профилактическим учреждениям по профилактике, раннему распознаванию и купированию кризисных состояний. Обучение работников первичного звена здравоохранения (в том числе – в образовательных учреждениях), педагогов, родителей по вопросам профилактики, раннего распознавания и купирования кризисных состояний будет способствовать своевременному выявлению суицидоопасных состояний, особенно среди детей и молодежи, и, следовательно, сокращению числа самоубийств. С целью обеспечения методического обеспечения профилактических мероприятий будет осуществлена подготовка и издание информационно–просветительских материалов по вопросам профилактики, раннего распознавания и купирования кризисных состояний для различных целевых групп. Для эффективной реализации вышеуказанного комплекса мероприятий будет проведено совершенствование нормативного правового регулирования деятельности и взаимодействия отдельных элементов вертикали оказания помощи людям с кризисными состояниями как на федеральном, так и на региональном уровне, прописана маршрутизация таких лиц в рамках сети лечебно–профилактических учреждений, а также организовано межведомственное взаимодействие с органами социального развития, образования, правоохранительными структурами по вопросам профилактики суицидоопасных состояний. Отдельное внимание должно быть уделено профилактике развития депрессивных состояний и суицидального поведения у детей. В структуре смертности детей от 0 до 17 лет от внешних причин в 2009 году самоубийства занимают 2 место (3,8 на 100 тыс. детей от 0 до 17 лет). В последние годы растет число детей и подростков с девиантным поведением, склонных к суициду. Дети не полностью защищены от воздействия информации, оказывающей вредное влияние на состояние здоровья и развития. Актуальна проблема совершенствования помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (число неблагополучных семей увеличивается, что приводит к ухудшению положения, прежде всего детей). Кроме того, риск депрессивных состояний и суицидов высок у подростков, употребляющих алкоголь, наркотики и токсические препараты. Одним из направлений по профилактике суицидов является комплексная профилактическая работа с семьей и детьми по предупреждению насилия и жестокого обращения. В реализации этой работы к важными элементам относятся: организация первичной профилактики по предупреждению насилия и жестокого обращения в семье; раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми и семейного неблагополучия. Реабилитационная и коррекционная работа с детьми, в случаях выявления насилия и жестокого обращения с ними. Начиная с 2010 года проводится общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми. Создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который с 2010 года осуществляет софинансирование региональных программ «Защитим детей от насилия». Программа поддерживает развитие практических мер по оказанию помощи детям и семьям, пострадавшим от насилия или жестокости. В рамках реализации программ созданы мобильные бригады экстренного реагирования; социальные гостиницы временного пребывания для детей и женщин с детьми, подвергшихся насилию, в т.ч. в семье; оказывается психолого–педагогическая помощь детям, пострадавшим от насилия в семье и преступных посягательств и др. Снижению распространенности жестокого обращения с детьми способствует развернутая Фондом работа по семейному устройству детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной поддержке семей с детьми–инвалидами, социальной реабилитации и интеграции в общество детей и подростков, находящихся в конфликте с законом. Одним из наиболее важных мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям в кризисных ситуациях стало введение с 1 сентября 2010 года единого общероссийского номера детского телефона доверия 8–800–2000–122, к которому подключены более 200 региональных консультативных служб в 82 субъектах Российской Федерации. Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Цель такой помощи – профилактика семейного неблагополучия, предотвращение стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защита прав детей. С 2010 года принимаются меры по совершенствованию законодательства в сфере защиты детей, принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статьи 331 и 351.1 Трудового Кодекса Российской Федерации». Так же совместным приказом Минздравсоцразвития России, МЧС России, Минобрнауки России, Минкомсвязь России от 29 сентября 2011 г. № 1086/550/2415/241 утверждена Концепция создания интернет–службы психологической помощи населению и комплексного плана мероприятий по ее реализации. Целью Концепции является выработка единых подходов к созданию на официальных сайтах учреждений специальных разделов для размещения информации о психологической помощи населению, а также единых требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения функционирования указанных разделов сайтов. Реализация настоящей Концепции позволит: обеспечить доступность населению страны информации о возможностях и условиях предоставления экстренной и плановой психологической и психотерапевтической помощи; оказывать психологическую помощь лицам с различными психическими расстройствами обусловленными воздействием разнообразных стрессогенных факторов; создать условия для повышения уровня психологической культуры и психологической компетентности населения. Перечисленные меры позволят организовать эффективную работу по профилактике суицидов и оказанию психиатрической помощи населению, в том числе несовершеннолетним с суицидальным поведением, сократить случаи суицида. С целью закрепления структуры системы медицинской профилактики предусмотрены мероприятия по разработке и утверждению нормативных правовых актов, регулирующих проведение мероприятий по раннему выявлению заболеваний, патологических состояний и факторов риска их развития, в том числе медицинских осмотров всех видов и диспансеризации, а также по разработке стандартов оказания услуг по медицинской профилактике в системе первичной медико–санитарной помощи с целью их финансового обеспечения в рамках обязательного медицинского страхования. Аналогичные нормативные правовые акты будут разработаны и приняты во всех субъектах Российской Федерации. Для решения этих задач будет сформирована система тесно взаимодействующих и взаимодополняющих (по вертикали и горизонтали) учреждений и подразделений медицинской профилактики, относящаяся к первичной медико–санитарной помощи и включающая: - 81 республиканский (краевой, областной) центр медицинской профилактики с типовым штатом в 54 человека (в 23–х субъектах Российской Федерации центры медицинских профилактики должны быть созданы; в 42–х – центры медицинской профилактики должны быть расширены и дооснащены в соответствии с требованиями нормативных документов); - городских (районные, межрайонные) центры медицинской профилактики в городах и районах с населением более 250 тыс. с типовым штатом в 26 человек (в 8 городах центры медицинской профилактики должны быть созданы; в 3–х городах центры медицинской профилактики должны быть расширены и дооснащены в соответствии с требованиями нормативных документов); в городах с меньшей численностью населения функции городского центра медицинской профилактики возлагаются на один из центров здоровья или отделение медицинской профилактики; - центры здоровья для взрослых, в том числе студентов; во все центры здоровья должны быть введены отделения/кабинеты медицинской профилактики, кабинет медицинской помощи по отказу от курения, кабинет психологической помощи по коррекции факторов риска; - кабинеты (отделения) медицинской профилактики в составе центров (отделений) врачей общей практики и поликлиник для обслуживания городского населения - кабинеты (отделения) медицинской профилактики в составе амбулаторий, центров (отделений) врачей общей практики, поликлиник для обслуживания сельского населения; - кабинеты (отделения) медицинской профилактики в составе стационарных лечебных учреждений); - кабинеты (отделения) медицинской профилактики в составе санаторно–курортных организаций; - кабинеты медицинской помощи по отказу от курения в составе отделений медицинской профилактики поликлиник; - кабинеты медицинской помощи по отказу от курения в составе стационарных лечебных учреждений; - кабинеты медицинской помощи по отказу от курения в составе профилакториев и санаторно–курортных организаций; - кабинеты психологической помощи по коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в составе отделений медицинской профилактики поликлиник; - кабинеты психологической помощи по коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в составе стационарных лечебных учреждений; - кабинеты психологической помощи по коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в составе профилакториев и санаторно–курортных организаций. Сохраняется высокая потребност<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|