Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мероприятие 2.3. Совершенствование системы оказания медицинской помощи наркологическим больным




Алкоголизм и наркомания являются самыми распространенными социально–значимыми заболеваниями. Ущерб от алкоголя и наркотиков связан с медицинскими расходами, снижением производительности труда, духовной деградацией населения, преждевременным уходом из жизни.

Одной из негативных тенденций в динамике состояния здоровья населения Российской Федерации является высокая распространенность наркологических заболеваний

В 2011 году специализированными учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации зарегистрировано 3 020 838 больных наркологическими расстройствами, т.е. 2114,5 больных расчете на 100 тыс. населения, или 2,1% общей численности населения. По сравнению с 2010 годом показатель снизился на 4,5%.

Как и в предыдущие годы, большинство зарегистрированных – это больные алкоголизмом, алкогольными психозами и лица, употребляющие алкоголь с вредными последствиями, – 81,3% от общего числа зарегистрированных больных. На больных наркоманией и лиц, злоупотребляющих наркотиками, пришлось 17,7%, токсикоманией и лиц, злоупотребляющих ненаркотическими психоактивными веществами – 1,0%.

Уровень общей заболеваемости алкогольными расстройствами по–прежнему остается высоким. Число больных алкоголизмом, зарегистрированных наркологической службой в 2011 году, составило 2 003 021 человек, или 1402,0 в расчете на 100 тыс. населения, что составляет почти 1,4% общей численности населения. Это число включает больных алкоголизмом и алкогольными психозами.

Социальный и демографический ущерб от злоупотребления алкоголем значителен. В 2011 году в стране число пострадавших из–за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств в состоянии опьянения погибло – 27 956 человек, ранено – 251 848 человек. По данным Росстата в 2011 году от отравления спиртными напитками скончалось 11 700 человек.

Остается острой ситуация с употреблением наркотиков. В 2011 году специализированными наркологическими учреждениями страны зарегистрировано 339 320 больных наркоманией, или 237,5 в расчете на 100 тыс. населения. По сравнению с 2010 году этот показатель снизился почти на 4%. Кроме того, 194 084 человек в 2011 году были зарегистрированы с диагнозом «употребление наркотиков с вредными последствиями». Общее число зарегистрированных потребителей наркотиков в 2011 году составило 533 404 человек, или 373,4 на 100 тыс. населения.

Из общего числа потребителей наркотиков в 2011 году 378 581 человек употребляли наркотики инъекционным способом, или 71% от общего числа потребителей наркотиков. Показатель учтенной распространенности употребления наркотиков инъекционным способом по стране в целом составил 265,0 в расчете на 100 тыс. населения, что ниже уровня 2010 на 4%.

Из общего числа зарегистрированных потребителей наркотиков инъекционным способом инфицированы ВИЧ почти 57 125 человек, или 15% (в 2010г. – 14,4%).

Подавляющее большинство составили больные с опийной зависимостью (85,6%); второе ранговое место заняли больные с зависимостью от каннабиса (6,8%); третье – больные, употребляющие другие наркотики и сочетания различных наркотиков (6,2%). Удельный вес больных с синдромом зависимости от психостимуляторов невелик – 1,4%.

За последние 5 лет произошли изменения в наркологической службе. Уменьшилось количество диспансеров, число врачей психиатров–наркологов, увеличился коэффициент совместительства этих специалистов, продолжилось уменьшение коечного фонда наркологических учреждений. В то же время медико–социальная реабилитация больных наркологического профиля развивается крайне медленно, что негативно отражается на качестве оказания помощи больным наркологическими расстройствами.

Факторами, определяющими степени влияния на заболеваемость и смертность населения, связанную со злоупотреблением психоактивных веществ являются:

1) раннее выявление лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами и мотивирование их на обращение за наркологической помощью;

2) совершенствование медицинской помощи наркологическим больным; увеличение уровня первичной обращаемости пациентов; увеличение длительности ремиссий;

3) внедрение федеральных стандартов и порядка оказания наркологической помощи на всей территории Российской Федерации;

4) создание мощной системы медико–социальной реабилитации потребителей психоактивных веществ с привлечением общественных организаций;

5) укрепление кадрового состава наркологической службы, особенно специалистов реабилитационного звена.

С 2011 года в мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, реализуемые в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», включено направление по совершенствованию медицинской помощи наркологическим больным, включая профилактику, диагностику и медицинскую реабилитацию наркологических больных. За 2011–2012 годы в реализацию данного направления включено 38 субъектов Российской Федерации, в том числе 22 субъекта Российской Федерации – в 2012 году.

При высоких показателях заболеваемости наркоманией, хроническим алкоголизмом и алкогольными психозами во многих регионах Российской Федерации, совершенствование оказание наркологической медицинской помощи было включено в число приоритетных направлений реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации на 2011 – 2012 годы. С целью приближения наркологической медицинской помощи населению, в т.ч. сельскому, в рамках реализации региональных программ модернизации открываются наркологические кабинеты и отделения медико–социальной реабилитации наркологических больных. Также активно реализуются мероприятия по укреплению материально–технической базы учреждений наркологической службы.

Целями реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи наркологическим больным, являются:

- осуществление мероприятий по раннему выявлению лиц, склонных к злоупотреблению психоактивных веществ на 2% ежегодно;

- увеличение уровня первичной обращаемости пациентов на 5% ежегодно при стабильном уровне общей заболеваемости пациентов;

- увеличение длительности ремиссий на 2% ежегодно;

- увеличение доли реабилитационных коек для осуществления медико–социальной реабилитации на 10% ежегодно;

- уменьшение потребление чистого алкоголя на душу населения до 11,3 литров в год (к 2016 году), уменьшение потребления чистого алкоголя на душу населения до 10 литров в год (к 2020 году).

Для обеспечения выполнения поставленных целей необходимо выполнение следующих задач:

- внедрение федеральных стандартов и порядка оказания наркологической помощи на всей территории Российской Федерации;

- укрепление кадрового состава наркологической службы, особенного специалистов реабилитационного звена;

- разработка мотивационной системы для удержания оттока врачей–психиатров, иных специалистов из наркологической службы;

- планирование переоснащения наркологических учреждений с учетом единой технологии комплексного лечебно–реабилитационного процесса;

- создание мощной системы медико–социальной реабилитации потребителей наркотиков;

- оказание государственной поддержки волонтерского движения, общественных организаций, занимающихся профилактикой наркомании.

- внедрение методов ранней диагностики наркологических расстройств среди населения субъектов Российской федерации, в том числе среди детско–подросткового контингента;

- развитие сети наркологических кабинетов в медицинских организациях;

- организация в субъектах Российской Федерации отделений медико–социальной реабилитации, обеспечивающих реализацию таких принципов медико–социальной реабилитации наркологических больных, как постоянная занятость, активное участие в лечебно–трудовых процессах, выработка способностей к регулярному труду и повышение уровня социального функционирования;

- оснащение наркологических подразделений (центры, диспансеры, отделения, кабинеты) различными видами медицинского оборудования для оказания профилактической, консультативной, диагностической и реабилитационной помощи в соответствии с действующей нормативной правовой базой;

- обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров, в том числе по специальностям «психиатрия», «наркология» и «медицинская психология», для учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации;

- разработать обязательный профилактический антиалкогольный и антинаркотический учебно–просветительский курс для участников дорожного движения, которые управляли автотранспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

- осуществить информатизацию деятельности наркологических учреждений в полном объеме;

- усовершенствовать систему мониторинга оценки ситуации, связанной с употреблением психоактивных веществ среди дифференцированных групп населения. Для этого необходимо проведение эпидемиологических исследований среди различных групп населения 1 раз в 4 года с объемом финансирования не менее 10 миллионов рублей;

- разработать и внедрить методики выявления несовершеннолетних, относящихся к группе риска немедицинского потребления психоактивных веществ;

- разработать порядок проведения периодических медицинских осмотров лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, на предмет немедицинского потребления алкоголя и наркотиков;

- внести изменения в законодательство Российской Федерации в части совершенствования учета наркологических больных;

- разработать порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров несовершеннолетних при поступлении и прохождении обучения в образовательном учреждении;

- разработать порядок медицинского наблюдения за наркологическими больными;

- создать в рамках наркологической службы сети химико–токсикологических лабораторий с учетом потребностей субъекта Российской Федерации;

- разработать комплекс мер, направленных на формирование у лиц, потребляющих психоактивные вещества, мотивации к лечению, медико–социальной реабилитации и ресоциализации;

- подготовить рекомендации для образовательных учреждений высшего и дополнительного образования, находящихся в ведении Минздрава России и Минобрнауки России и принять дополнительные мер, направленных на повышение качества изучения вопросов наркологии в рамках образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;

- организовать проведение всероссийских и международных научно–практических конференций, семинаров, выставок, круглых столов по вопросам лечения, медико–социальной реабилитации и ресоциализации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями;

- разработать программы развития медико–социальной реабилитации, включающей внедрение современных методов медико–социальной реабилитации и ресоциализации наркологических больных, малозатратных технологий и стационарзамещающих форм оказания реаблитационной помощи;

- включить мероприятия реабилитационной направленности в разрабатываемые стандарты медицинской помощи наркологическим больным;

- разработать и внедрить методических рекомендаций по оказанию негосударственными организациями социальных услуг гражданам с наркологическими заболеваниями.

Учитывая межведомственный характер поставленных задач федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять мероприятия совместно с Минздравом России, такое взаимодействие определено Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 (далее – Стратегия), и планом мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией (на 2012 – 2020 годы), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 202–р.

Социальный эффект от реализации мероприятий Программы будет выражен в снижении числа отравлений, смертности больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями, сохранении трудового потенциала больных, снижении социальной и психологической напряженности в обществе вследствие сокращения распространения болезней зависимости и инфекционных заболеваний (гепатиты, ВИЧ–инфекция, туберкулез и др.); в сохранении и развитии трудовых ресурсов; совершенствовании знаний населения по вопросам профилактики зависимого поведения; формировании позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к потреблению наркотических средств без назначения врача, а также других психоактивных веществ;

Осуществлению поставленных целей и задач в полном объеме могут препятствовать:

- отсутствие финансирования или финансирование в неполном объеме;

- появление на рынке новых (дизайнерских) наркотиков и быстрое их распространение, а также трудно предсказуемое увеличение производства контрафактного алкоголя и алкоголя домашнего приготовления;

- недостаточная укомплектованность специалистами, работающих в системе оказания наркологической помощи в связи с недостаточным притоком молодых специалистов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...