Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 23. Общественное производство. Натуральное и товарное хозяйство. Товар и его свойства. Деньги

Товарное (рыночное) хозяйство – это общественная форма организации экономики, при которой продукты создаются для их продажи на рынке, а взаимодействие между производством и потреблением осуществляется посредством рынка.

Товарное производство предполагает, что продукты производятся отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их товарно-денежный обмен. Такое понимание товарного производства определяет его сущность как производства продуктов на рынок для обмена, но одновременно указывает и на условие возникновения товарного производства.

Первое необходимое условие возникновения товарного производства связано с общественным разделением труда. Существуют два основных типа разделения труда: внутри общества и внутри предприятия.

В обществе разделение труда происходит по родам деятельности (промышленность, сельское хозяйство и т.д.), затем по группам отраслей (добывающая, обрабатывающая промышленность, растениеводство, животноводство и т.д.) и отдельным отраслям (угольная промышленность, машиностроение, птицеводство и т.п.). По этим же видам деятельности существует территориальное разделение труда по экономическим регионам страны.

В истории цивилизации известны три крупных общественных разделения труда: выделение скотоводческих племен, отделение ремесла от земледелия, обособление торговли. Они способствовали повышению производительности труда и создали материальные предпосылки для регулярного обмена.

Другой причиной возникновения товарного производства является хозяйственное обособление людей для изготовления какого-то продукта, т.е. человек не только выбирает какой-то вид работы, но и претворяет его в самостоятельную производственную деятельность. Это, конечно, усиливает его зависимость от других товаровладельцев и порождает необходимость обмениваться разнородной продукцией, устанавливать хозяйственные связи через рынок. Обособление товаропроизводителей становится наиболее полным и даже абсолютным, когда появляется и получает всеобщее развитие частная собственность.

В отличие от натурального, товарное хозяйство является открытой системой. Здесь хозяйственные субъекты создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям, т.е. товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле «производство – обмен – потребление», т.к. изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в производительное или личное потребление.

Ни одно общество, ни один человек не может существовать без удовлетворения потребностей. Средства, вещи, пригодные для удовлетворения потребностей, называются благами.

Благо – это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, а именно – предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Такое понимание блага характеризует расширительную его трактовку как воплощенной полезности, которой могут быть не только продукты труда, но и данные природой, не только предмет, но и явления, не только что-то материальное, но и духовное и т.д.

В экономической литературе имеется и более узкое понимание блага как всех желаемых нами вещей или вещи, удовлетворяющих человеческие потребности (А. Маршалл). Здесь понимание блага ограничивается вещами, предметами.

Для понимания сущности благ большое значение имеет их классификация.

Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ (см. рис. 5.1).

Так, наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.

Материальные блага включают: естественные дары природы (землю, воздух, климат); продукты производства (продукты, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Иногда к материальным благам относят (например, А. Маршалл) и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Тем самым в одну группу объединяют различные по своему характеру блага, одни из которых – суть полезности, другие – форма присвоения полезности.

Нематериальные блага – это блага, создаваемые в непроизводственной среде и воздействующие на развитие способностей человека: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музейные ценности и т.д.

Различают две подгруппы нематериальных благ:

внутренние – блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос – пение, декламация; музыкальный слух – занятие музыкой; способности к занятиям научной деятельностью и т.д.);

внешние – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).

Кроме отмеченных групп благ, рассматриваются также: настоящие блага и будущие; прямые и косвенные; долговременные и краткосрочные и т.д.

Особое значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические.

Термин «экономические блага» принадлежит объективистской школе экономической науки. К экономическим благам относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить.

н еэкономические (даровые) блага предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе «свободно», в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).

Таким образом, именно соотношение между потребностью и доступным для распоряжения количеством благ делает их экономическими или неэкономическими.

Специфической формой экономического блага является товар.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...