Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.

Товар, как таковой, обладает двумя свойствами:

– способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

- способностью к обмену.

Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительную стоимость.

Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения.

Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества.

Потребительная стоимость имеет три формы потребления: 1) количество; 2) натуральную форму; 3) качество. Последнее характеризует степень полезности данной потребительной стоимости, степень ее соответствия требованиям, ее пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.

Следует отличать потребительную стоимость товара от потребительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве.

Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары.

Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.

Прежде чем раскрыть, что такое стоимость, следует отметить, что особое место среди благ, необходимых человеку и роль которых возрастает с развитием производства, занимают услуги. В рыночной экономике они могут являться предметом купли-продажи, т.е. товарами.

Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы. Потребительная стоимость услуги – это полезный эффект деятельности живого труда.

Услугу нельзя накопить, она может быть потреблена в момент производства.

Согласно трудовой теории стоимости (основоположниками которой являются В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс) обмен товаров происходит как обмен одинакового количества труда, затраченного на их производство. Таким образом, основой стоимости является общественный труд, который и составляет субстанцию, или внутреннее содержание стоимости. Стоимость и меновая стоимость тесно связаны между собой, но не тождественны. Их разница в том, что стоимость есть внутреннее свойство товара, его сущность, а меновая стоимость – это внешнее проявление сущности в процессе обмена.

Следует различать индивидуальную стоимость – стоимость отдельного товара, величина которой определяется затратами отдельного товаропроизводителя (предприятия), и общественную стоимость, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда, т.е. затратами на единицу потребительной стоимости при общественно нормальных условиях производства,среднем уровне умелости и интенсивности труда.

Величина стоимости, по А. Смиту, определяется то трудом, затраченным на его производство; то «стоимостью труда», покупаемого за данный товар, то суммой доходов рабочего и капиталиста. Теория трех факторов производства Ж.Б. Сэя исходит из того, что в создании стоимости участвует три фактора: труд, капитал и земля. По
К. Марксу, средства производства (капитал и земля) не могут быть источником стоимости, так как в них заключена определенная стоимость (прошлый общественный продукт), и лишь живым трудом наемного рабочего стоимость средств производства переносится на готовый продукт.

Стоимость – категория исключительно товарного (рыночного) хозяйства – представляет собой общественное отношение товаропроизводителей, которое возникает при обмене товаров, так как товаропроизводители вступают на рынке в экономические отношения друг с другом. Таким образом, за обменом товаров (вещами, благами) скрываются отношения между людьми.

Чтобы благо стало товаром, оно должно обладать и потребительной стоимостью, и стоимостью. Два свойства товара образуют единство. Как потребительные стоимости, товары разнородны и несопоставимы. Как стоимости – однородны и качественно соизмеримы. Один и тот же товар на рынке для продавца имеет значение как стоимость, а для покупателя – как потребительная стоимость. Прежде чем реализовать потребительную стоимость товара (т.е. потребить его), товар должен быть реализован как стоимость. В этом единство и противоречие товара.

Двуединая сущность товара как стоимости и потребительной стоимости является результатом двойственного характера труда, создающего товар, открытого К. Марксом. На основе этого открытия К. Маркс показал источник эксплуатации. Сущность двойственного характера труда, создающего товар, заключается в следующем:

– с одной стороны, это конкретный труд, создающий потребительную стоимость и определяемый конкретной целью, специфическим характером операций, предметами, орудиями и результатами труда;

– с другой, это абстрактный труд, создающий стоимость и представляющий собой затраты человеческой энергии вообще, расходование энергии, мускулов, нервов. Это материальное явление, т.е. реальная затрата реальной рабочей силы в физиологическом смысле.

Стоимость и ценность взаимосвязаны. Если стоимость – это затраты труда, то ценность отражает синтез затрат и результатов этих затрат, т.е. полезности. Ценность дает ответ на два вопроса:

- сколько затрачено труда на изготовление блага?;

- с какой пользой?

Сущность ценности, ее субстанция – это определенная экономическая деятельность, которая включает цель (результат) и средство (затраты). Экономическая ценность есть, в свою очередь, единство результата (полезности) и затрат.

Итак, экономическая ценность – это единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство.

Ценностью обладают лишь ограниченные блага. Поэтому редкость (ограниченность) блага является элементом ценности.

Мысль о том, что стоимость можно понять с учетом анализа теории полезности подтверждается и практикой функционирования рыночной экономики. В условиях рынка происходит сопоставление общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) и результатов общественной полезности – соответствия объема и структуры общественного производства общественным потребностям. Общественно необходимыми признаются затраты лишь в рамках общественной потребности, общественной полезности. Функцией общественной полезности в этом случае становится формирование экономических границ образования стоимости.

Из того, что экономическая полезность благ зависит от степени ограниченности этих благ, от насыщения потребностей, следует, что рост производства благ не прямо пропорционален росту экономической полезности этих благ, так как эти блага по мере увеличения их наличного количества обесцениваются, становятся менее ограниченными, менее полезными.

Механизм взаимоограничения названных двух процессов основан на существующей функциональной связи между полезностью и затратами: одно и то же возрастание производства благ (и затрат ресурсов вместе с ними) одновременно вызывает и замедление роста экономической полезности благ, и ускорение роста экономических затрат.

Экономические затраты и экономическая полезность в единстве, образуя ценность, осуществляют принцип саморегулирования, присущий целесообразной деятельности вообще, экономической, в частности.

Экономический субъект (отдельный производитель) не будет осуществлять затраты, если они не оправданы результатами, т.е. полезностью создаваемых благ.

Отсюда следует, что предельные затраты, или затраты на последнее производимое благо, не должны превышать предельную полезность, или полезность этого последнего произвольного блага.

Двуединый характер экономической ценности и стоимости нашли свое теоретическое воплощение в противоборстве трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

Теория предельной полезности является кульминацией развития субъективистских теорий полезности, которые имеют давнюю историю и своими корнями восходят еще к Аристотелю.

Начало современному направлению в теории ценности и цен положено известным английским экономистом А. Маршаллом, который сделал попытку отойти от поисков единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства (затрат). Тем самым в экономической теории стоимости был осуществлен поворот от субстанционного анализа к функциональному, т.е. единовременному определению взаимовлияния полезности, спроса-предложения, издержек и цены.

Двойственная природа стоимости (ценности) находит свое проявление в категориях «общественная стоимость (ценность)» и «рыночная стоимость (ценность)».

Общественная стоимость – это особая качественная форма выражения стоимости как функции затрат общественно необходимого труда, ибо представляет собой характеристику условий производства товара и является категорией производства.

Общественная стоимость формируется и регулируется индивидуальными затратами, которые в ходе внутриотраслевой конкуренции выравниваются в индивидуальную стоимость. При формировании общественной стоимости значение имеет не только уровень индивидуальных затрат, но и объем производства товаров при тех или иных условиях. Чем больший объем товаров создан при данных условиях, тем большую роль данные условия играют в определении общественной стоимости. Каковы функции общественной стоимости? Во-первых, она является принудительным фактором (стимулом) повышения производительности живого труда. Во-вторых, общественная стоимость является фактором эффективного использования материальных ресурсов производства.

Наряду с категорией общественной стоимости следует различать рыночную стоимость, которая определяется не только условиями производства, но и условиями реализации товаров на данном рынке, что связано с субъективной оценкой полезности.

В рыночной стоимости общественные затраты дополняются новой характеристикой – общественно необходимой полезностью этих затрат. Если затраты труда соответствуют общественным потребностям, то произведенные продукты обладают общественно необходимой полезностью.

Рыночная стоимость выполняет двойственную функцию: во-первых, отражает общественно необходимые затраты труда (общественную стоимость, с акцентом на затраты) для массы произведенных товаров, что проявляется на рынке в качестве товарного предложения; во-вторых, выявляет соответствие затрат труда общественной потребности, которые на рынке выступают в качестве спроса.

Таким образом, рыночная стоимость функционально раздваивается, что можно наглядно представить с помощью схемы (см. рис. 5.2.)

Процесс образования рыночной стоимости осуществляется по законам рынка.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что экономический товар включает в себя одновременно и благо (поскольку он нужен потребителю), и затраты (поскольку для его производства необходимы ресурсы). Эти качества товаров проявляются как их полезность (поскольку удовлетворяют наши потребности), редкость (поскольку для их производства нужны ограниченные ресурсы) и ресурсоемкость. При приобретении экономического товара люди платят за него определенную сумму денег, которая называется ценой товара.

Согласно трудовой теории стоимости, цена есть денежное выражение стоимости.

Деньги были рождены торговлей и возникли как техническое средство, облегчающее обмен товарами. Самый простой ответ на вопрос, что такое деньги, будет таким: «Деньги – это все то, что обычно принимается в обмен на товары и услуги». Действительно, в прошлом многие вещи использовались в качестве денег: ракушки, слоновая кость, соль, мука и др. Но такой ответ не научен.

Существуют различные концепции возникновения денег: рационалистическая и эволюционная. Представители рационалистической концепции считают происхождение денег результатом соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимости в обмене товаров необходимы специальные инструменты.

Согласно эволюционной концепции, история возникновения денег есть результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства. Деньги родила торговля, а поскольку торговля – одно из самых древних занятий человечества, то и корни денежной системы такие же древние, хотя устройство ее, как и вид самих денег, многократно и сильно изменялись на протяжении тысячелетий. По мере развития обмена некоторые товары постепенно становились наиболее употребительными эквивалентами всех других обмениваемых товаров. И в силу определенных специфических свойств появился всеобщий товар – эквивалент, и этим всеобщим эквивалентом стали благородные металлы – золото и серебро, которые имеют все достоинства, необходимые для выполнения роли денег:

1. Однородность. Два куска золота или серебра одинакового веса ничем друг от друга не отличаются.

2. Делимость. Благородные металлы можно бесконечно делить и дробить, при этом своей стоимости они не теряют. Можно слить малые их куски в один большой, и он будет выражать их суммарную стоимость.

3. Портативность. Мелкие количества золота и серебра заключают в себе большую стоимость, следовательно, на них можно покупать много товаров. Для обмена, торговли это свойство имеет огромное значение.

4. Сохраняемость. Благородные металлы могут храниться тысячелетиями. Особенно золото. Оно не ржавеет, не портится, а следовательно, не теряет своей стоимости.

Определений денег существует множество. одно из них приведено выше. Пол Самуэльсон определяет деньги как искусственную социальную условность. Американский экономист Дж. К. Гэлбрейт считает, что т.к. закрепление денежных функций за благородными металлами и другими предметами – продукт соглашения между людьми, то деньги – это продукт соглашения между людьми. Согласно же эволюционной концепции, деньги – это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Всеобщий эквивалент означает способность товара обмениваться на любой другой товар.

Для современной экономической науки характерен подход, согласно которому сущность денег выводится из их роли. Этот тезис сформулировал английский экономист Дж. Хикс: «Деньги – это то, что используется как деньги».

Сущность денег раскрывается в их функциях (см. рис. 5.3).

Теоретическое положение о том, что сущность денег раскрывается в их функциях как меры стоимости (масштаба цен), средств обращения (обмена) и платежа, а также средств накопления (хранения), признается всеми западными экономистами К. Маркс же выделял пять функций денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления и мировые деньги.

Особую роль среди этих функций выполняют две основные, фундаментальные функции:

- мера стоимости;

- средство обращения.

Из изложенного выше очевидно, что деньги возникли как мера стоимости. Эта функция (количественная) закреплена исторически в названиях денежных единиц и играет важнейшую роль в организации и деятельности всего общественного хозяйства, так как благодаря именно единой мере измерения мы получаем возможность количественно сравнить относительные стоимости различных товаров и услуг. Деньги в качестве меры стоимости выполняют общественную функцию – выражают стоимость товаров.

Между деньгами и ценами товаров существует обратная зависимость, а именно: когда покупательная способность денег падает, то цены растут, и наоборот, когда покупательная способность растет, то цены падают.

Р=1/D, где Р – цены, D – покупательная способность.

Деньги, хотя они и не являются товаром в строгом смысле этого слова, т.е. не обладают ни потребительской, ни меновой стоимостью, тем не менее символизируют стоимость, и эта стоимость подтверждается государством. Вот почему современные деньги называют декретными деньгами. Государство контролирует их эмиссию и тем самым может оказывать влияние на экономику, хотя не всегда такое влияние благотворно. Эмиссия денег – выпуск государством в обращение дополнительного количества денежных знаков.

Для выражения стоимости товаров нет необходимости иметь наличные деньги. Выражение стоимости в деньгах носит идеальный характер, т.е. функцию меры стоимости могут выполнять мысленно представляемые идеальные деньги.

Выражение стоимости товаров деньгами предполагает не только качественную, но и количественную определенность, т.е. подразумевается, что данное количество товара равно определенному количеству золота. С необходимостью количественного соизмерения стоимости товаров и золота связана техническая функция денег – масштаб цен.

Масштаб цен – это фиксированное законом весовое количество золота, принятое в качестве денежной единицы.

Нельзя смешивать функцию денег как меры стоимости с их технической функцией – масштабом цен. Деньги являются мерой стоимости как воплощение общественного труда. Масштаб цен – фиксированный вес металла. Деньги в качестве меры стоимости выполняют общественную функцию – выражают стоимость товаров; масштаб цен – функция техническая, служащая для измерения различных количеств золота.

Как мера стоимости деньги функционируют стихийно, масштаб цен – устанавливается государством. В связи с отрывом фиксированной государством цены золота от его стоимости официальный масштаб цен утратил экономический смысл. Официальная цена золота и золотые паритеты с 1976 года отменены.

Самая знакомая и привычная нам функция денег – оплата покупаемых товаров и услуг. Деньги выступают посредником обмена товаров (Т-Д-Т). В результате выполнения деньгами функции средства обращения деньги реализуют цену товара. Они переносят товар из рук продавца в руки покупателя, а сами переходят из рук покупателя в руки продавца с тем, чтобы повторить этот процесс с другими товарами.

С функцией денег как средства обращения связаны формы денег. К ним относятся монеты и бумажные деньги. Монета – это слиток металла особой формы, веса, пробы. Функцию средства обращения, в отличие от функции меры стоимости, могут выполнять и неполноценные деньги-символы, знаки полноценных денег. Это обусловлено природой денег как средства обращения. Деньги выполняют функцию средства обращения мимолетно, находятся в непрерывном движении. Металлические деньги стираются, теряют в весе. Реальное содержание монеты отличается от номинального. Деньги становятся неполноценными. К неполноценным деньгам относятся также серебряные и медные деньги.

Полноценные деньги – монеты, содержащие драгоценный металл в количестве, соответствующем их номинальной стоимости.

Неполноценные деньги – монеты, номинальная стоимость которых превышает стоимость содержащегося в них металла и расходов на их чеканку.

Бумажные деньги – представители золота, замещающие его в обращении. Бумажные деньги не имеют собственной стоимости, они являются знаками золота, вводятся государственной властью, которая придает им принудительный курс. Этот курс имеет силу только в пределах данного государства. Реальная стоимость, которую представляют бумажные деньги, не зависит от государственной власти и определяется объективными законами денежного обращения. Если выпуск бумажных денег превышает потребности товарооборота в золотых деньгах, они обесцениваются. Имеет место рост цен. Все это характеризует инфляцию.

Следовательно, большое значение имеет проблема количества денег, необходимого для обращения. Формула, предложенная американским экономистом И. Фишером, показывает зависимость уровня цен от денежной массы:

 

MV=PQ,

 

где, M – денежная масса,

V – скорость обращения денег (среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку готовых товаров и услуг),

P – уровень товарных цен,

Q – количество товаров, представленных на рынке.

Преобразуя указанную формулу, можно определить формулу товарных цен: P=MV/Q и количество денег, необходимых для обращения товаров: M=PQ/V.

На основании этой формулы Фишер делает вывод, что стоимость денег обратно пропорциональна их количеству. «Уравнение обмена» И. Фишера выражает количественные зависимости между суммой товарных цен и обращающейся денежной массой, что позволяет предварительно объяснить явление инфляции как обесценивание денег, сопровождаемое повышением цен товаров.

Из уравнения MV=PQ становится ясно: увеличение показателя М (при изменяемости V и Q) должно сопровождаться ростом Р.

С обесцениванием бумажных денег тесно связаны такие экономические явления, как девальвация и деноминация.

Девальвация означает понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, серебру или какой-либо другой валюте. В большинстве случаев это явление сопровождается появлением большого числа нулей на купюрах.

Деноминация – явление противоположное девальвации, это укрупнение денежной единицы страны.

Деноминация – чисто техническая процедура, в результате которой денежная масса, находящаяся в обращении, не увеличивается, количество выводимых из обращения старых купюр будет равно количеству новых вводимых в обращение денежных знаков. в большинстве случаев коэффициентом укрупнения является единица с одним или несколькими нулями (10, 100, 1000 и более). По этому коэффициенту ранее выпущенные денежные знаки обмениваются на новые. Одновременно по этому же коэффициенту пересчитываются товарные цены, тарифы за услуги, заработная плата и т.д.

Согласно марксистской теории, количество денег, необходимых для обращения, определяется по формуле:

 

,

 

где КД – количество денег в обращении,

СцТ – сумма цен товаров, подлежащих реализации,

К – сумма цен товаров, проданных в кредит,

П – сумма платежей по кредитам, срок оплаты которых наступил,

В – сумма взаимополагающих платежей,

СО – скорость оборота денежной единицы, выраженная средним числом ее оборотов.

Выполнение деньгами функций меры стоимости и средства обращения свидетельствует о том, что они являются абсолютным выражением богатства и наиболее ликвидны (быстро реализуемы). Отсюда – наиболее распространенное в мировой экономической литературе определение денег как абсолютно ликвидного средства обмена. Это свойство денег постепенно, по мере развития товарно-денежных отношений, порождает функцию средства накопления.

Еще одна функция денег – средство платежа.

С развитием товарного производства и обращения возникают отношения, при которых происходит продажа товаров в кредит. Из функции денег как средства платежа возникают кредитные деньги – векселя, банкноты, чеки. Вексель – ценная бумага, содержащая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сумму владельцу векселя. По существу, это долговая расписка, закладная. Вексель обращается в товарном обороте и выполняет роль денег.

Банкнота появляется в результате замены частных векселей векселями банка. Банкнота – банковский билет, денежный знак, выпускаемый в обращение центральными эмиссионными банками, то есть не что иное, как вексель на банкира, по которому предъявитель во всякое время может получить деньги и которым банкир защищает частные векселя.

Отличия бумажных денег от банкнот:

1. Бумажные деньги выполняют функцию средства обращения, банкнота – функцию средства платежа.

2. Бумажные деньги выпускаются государством и для нужд государства, банкнота – Центральным эмиссионным банком для нужд товарного обращения.

3. Бумажные деньги не обеспечены золотом, банкнота имеет обеспечение золотом и другими ценностями, частными векселями, инвалютой, находящимися в распоряжении банка.

Чек – специальный документ, содержащий письменное распоряжение банку выдать или перечислить определенную сумму с текущего счета лица, подписавшего его.

Деньги обслуживают и международную торговлю, вообще международные экономические отношения, поэтому выполняют функцию мировых денег.

Таким образом, пять функций денег, которые полностью раскрывают их содержание, все формы и виды денег можно представить в виде следующей схемы (рис. 5.4).

Таким образом, в обращении могут использоваться денежные эквиваленты различного рода, а также биллонные деньги, металлические деньги, номинальная стоимость которых превышает стоимость содержащегося в них металла.

Удельный вес расчетов с наличными деньгами значительно ниже безналичных, с помощью кредитных денег.

Современная эволюция денег характеризуется демонетизацией золота, которая означает полную утрату золотом позиций товара-эквивалента, прекращение выполнения им всех денежных функций.

Сегодня нигде стоимость товаров не измеряется в золоте; ни в одной стране мира золото не находится в сфере обращения в качестве средства обращения; золото перестало выполнять функцию накопления, поскольку ни в одной стране нет свободного обмена банкнот на золото; золото не выполняет функции средства платежа и мировых денег, ибо расчеты в международных экономических отношениях осуществляются в национальных валютах – долларах, марках, йенах и т.д.

Процесс демонетизации – не единовременный, а постепенный и длительный по времени процесс. Он сопровождается:

- изъятием золотых монет из обращения;

- отменой всех форм платежей в золоте на внутренних рынках;

- отрывом денег от золотой основы, что проявляется в росте цен, причем изменение товарных цен не соответствует изменению цены золота, которая формируется под влиянием спекулятивного спроса и превышает цену производства. По образному выражению П. Самуэльсона, «это настоящий рынок сумасшедших»;

- разрывом непосредственной связи между объемом золотых резервов банка и размером денежной эмиссии (выпуском денег в обращение);

- использованием резервных валют и международных валютных единиц (экю), постепенно вытесняющих золото из международного оборота;

- появлением двойной цены: рыночной и официальной;

- отказом от размена бумажной денежной единицы на золото (в 1971 году – крах последней формы золотого стандарта, связанного с отменой размена доллара на золото);

- отменой фиксированных золотых паритетов, т.е. ликвидацией официальной цены золота и узакониванием системы свободно плавающих валют.

Для понимания современной эволюции денег следует различать понятия «деньги» и «денежный товар». Последнее есть лишь отдельное проявление общего понятия «деньги». Различия между двумя этими понятиями проявляются в демонетизации, когда товар – деньги и денежные функции – разделяются. Золото становится обычным товаром и выполняет обычные функции товара: удовлетворение общественной потребности в украшениях и возмещение затрат на их производство. Денежные же функции в их чистом, а не в «позолоченном», виде продолжают выполняться денежным товаром – кредитно-бумажными деньгами (или ценными бумагами).

Это обусловлено нерациональностью, ненужностью излишних затрат на средства обращения, которые осуществляют лишь смену форм стоимости и обусловливают замену денежных единиц в виде золота кредитно-бумажными деньгами, что повышает эффективность средств обращения и скорость обращения денег.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...