Спросаизменение величины спроса в процентах
Эластичность спроса относительно цены показывает относительноеизменение объема спроса под влиянием изменения цены па 1%. Принято различать три варианта ценовой эластичности спроса: 1)эластичный спрос, когда при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает; 2)единичная эластичность спроса, когда изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объема продаж; 3)неэластичный спрос, если вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж. Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши – драгоценностей, мехов, некоторых продуктов питания (например, черной икры) и т.п. и дорогих предметов потребления, таких, как автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры и др. Неэластичен спрос на товары первой необходимости с относительно низкими ценами — хлеб, картофель, повседневную одежду и обувь, белье, расходы на общественный транспорт и т.д. Различают точечную и дуговую эластичность. Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с горизонтальной осью (рис. 1).
EDp= | ΔQ/Q | /(ΔP/P) = - (ΔQ/ΔP)x(P/Q).
Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона. Дуговая эластичность — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2:
EDp = - (Δ Q /Δ P) x (P / Q) = - (Q 2 – Q 1)/(Р2 –Р1)× × [0,5 (Р2 +Р1) / 0,5(Q 2 + Q1) = = - (Q 2 – Q1))/(Р2 –Р1) × [(Р2 +Р1) / (Q 2 + Q1)]
Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 (в точке D1) до °° (в точке D2) (рис. 5.24).
Это обстоятельство легко объяснить чисто арифметически. Дело в том, что в левом верхнем углу графика процентное изменение количества продукции велико, каждый шаг означает значительное (в процентном отношении) изменение. Наоборот, процентное изменение цены представляет довольно скромную величину, так как база, с которой осуществляется сравнение, относительно высока. Давая графическую интерпретацию эластичности (рис. 2), обратим внимание на то, что чем больше коэффициент эластичности, тем более пологая кривая спроса1. А чем он меньше, тем более круто падает кривая. На рисунке 3 наглядно показано, как изменяется общая выручка при одинаковом изменении цены для товаров с различной эластичностью спроса: а)при эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, которое ведет к увеличению общей выручки (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, явно больше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене); б)при спросе единичной эластичности прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной (обе площади равны); в)при неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, меньше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене). Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов, к которым относятся такие, как: 1)незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, отсутствие таковых влияет противоположным образом; 2)значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным — на все другие группы товаров; 3)удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю потребительского бюджета — неэластичны;
4)временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|