Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусственные монополии выступают в виде картеля, синдиката, треста и концерна.

Мы уяснили, что свободная конкуренция и полная монополизация рынка – прямо противоположные рыночные отношения. Теперь важно увидеть взаимосвязь этих противоположностей.

Уже тот факт, что производство и сбыт какого-то продукта захвачены монополистической группой, получающей от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других предпринимателей получать тот же выигрыш. С другой стороны, само рыночное состязание ведет к монополии. Если какой-то предприниматель стремится победить всех своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

Первая форма такого синтеза получила в экономической литературе название «монополистическая конкуренция». Она основывается на так называемой дифференциации продукта – его разделении на виды, производством (и сбытом) которых занимаются разные фирмы. Известно, например, множество разновидностей телевизоров, пылесосов, стиральных машин.

В монополистической конкуренции органически представлены две стороны. Одна из них состоит в том, то фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует придание товарам таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны), имеется много разных конкурентов, которые в целях привлечения покупателей вынуждены прибегать к дифференциации товаров и услуг.

Вторая фирма синтеза конкуренции монополии – олигополия, которая означает господство на рынке небольшого числа крупнейших компаний. Олигополии нередко различными путями (посредством «лидерства в ценах», тайного «джентльменского соглашения») стараются обходить антимонопольный законы и добиваться повышения рыночных цен или поддерживают, по крайней мере, выгодные им цены. Поэтому им не подходит метод ценовой конкуренции. В ход пускается новый способ борьбы за спрос покупателей - неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.

 

Таблица 1 Характерные черты основных типов рыночных структур

Параметры состояния рынка Совершенная конкуренция Абсолютная монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Число продавцов Много Один Мало Много
Дифференциация продукта Нет Уникальный Возможна Есть
Барьеры входа на рынок и выхода из него Нет Есть (нет вхождения) Есть Практически нет
Участие товаровладельцев в контроле над ценами Нет Полный контроль Нелегальный контроль Цена индивидуализированного продукта контролируется

 

Совершенная конкуренция

 

Кривая рыночного отраслевого спроса является нисходящей кривой, что указывает на зависимость объемов производства от цены, устанавливаемой в результате конкуренции всех предприятий, связанных с рынком данного виде продукции.

Сотрасл выражает зависимость изменения величины общего спроса от динамики цен на отдельном отраслевом рынке, другая кривая Спредпр представляет совершенную эластичность спроса на данный вид продукции для отдельно взятого предприятия. Горизонтальное положение данной кривой указывает на отсутствие возможности у отдельного предприятия влиять на изменение рыночной цены. Данное обстоятельство вызвано тем, что сколько бы ни расширяло предприятие выпуск продукции, его доля на рынке остается недостаточной для того, чтоб повлиять на цену, вызвать ее изменение. Поэтому и кривая спроса, располагаясь горизонтально, свидетельствует о том, что цена спроса для предприятия является постоянной и заданной рынком величиной.

Взаимосвязь между спросом и поведением продавца проявляется в том, что кривая спроса на продукцию отдельного предприятия одновременно является кривой дохода продавца от реализации единицы продукции. Валовой доход равен произведению количества произведенной (проданной) продукции на цену:

Двал = Q * Ц,

где Двал - валовой доход; Q – количество товара; Ц – средняя цена товара или цена единицы товара.

Цена единиц продукции выступает в качестве среднего дохода продавца. В связи с тем, что в условиях чистой конкуренции для отдельного продавца цена товара остается неизменной, то и каждая дополнительная единица продукции продается по одной и той же цене. Поэтому средняя цена и предельная цена для отдельного предприятия совпадают между собой. И, следовательно, предельный доход равен среднему доходу.

Максимизация прибыли заключается в получении большей величины экономической прибыли:

 

Пэк = Двал – Иобщ,

 

где Пэк – экономическая прибыль, Двал – валовой доход, Иобщ – полные общие издержки.

Общие издержки складываются из суммы постоянных и переменных издержек независимо от того, относятся они к внешним или внутренним издержкам предприятия.

При анализе поведения фирмы используется важное теорет ческое допущение, что производитель ведет себя рационально. ПрцИ цип рациональности поведения производителя аналогичен прцН ципу, используемому потребителем. Полезный результат (в данно случае это прибыль производителя) достигается, когда предел,М ный выигрыш от производства еще одной единицы продукта пре вышает предельные затраты на производство этой дополнительной единицы. Положительная разница между предельным доходом и предельными издержками составит предельную прибыль фирмы

Другими словами, производитель будет наращивать объем про. изводства до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с предельными издержками. В случае когда MR — МС, производитель уже не может ничего более прибавить к своей прибыли и размер последней достигает своего максимума. Если продолжать производство далее, то предельный доход окажется меньше предельных издержек, а прибыль начнет падать.

Следовательно, МР = МС является условием максимизации прибыли, а точка пересечения кривых МР и МС является точкой равновесия фирмы (точка £"на рис. 13.6). Поскольку при совершенной конкуренции Р = MR, можно записать, что фирма максимизирует прибыль при Р = МС, это обеспечивает аллокативную эффективность (ресурсы распределяются соответственно общественным потребностям).

Равновесие фирмы характеризуется равновесной ценой РЕи равновесным объемом производства QE, при которых прибыль фирмы достигает максимума.

3. Условия максимизации прибыли фирмы

Доминирующая концепция поведения фирмы исходит из посылки, что основной целью фирмы является прибыль. Стремление максимизировать прибыль пронизывает все помыслы и действия предпринимателя. В каких же условиях при совершенной конкуренции эта цель может быть реализована?

Существуют два подхода к изучению проблемы. Первый основан на совокупных показателях, второй — на предельных и средних.

Метод совокупных показателей. Совокупная прибыль фирмы представляет собой разницу между совокупным доходом (выручкой) и совокупными издержками 777 = TR — ТС.

Очевидно, что прибыль будет максимальной в том случае, когда разность между совокупной выручкой и совокупными издержкам11 достигает наибольшей величины. Графически это проиллюстрировано на рис 13.7, где интервал АВ — наибольшее вертикальное расхождение между кривыми TR и ТС — означает величину прибыли.

Данный график позволяет наглядно показать, что фирма заинтересована сокращать свои издержки и наращивать выпуск продукции, т.е. совокупную выручку.

Метод средних и предельных показателей. Итак, прибыль максимизируется при равенстве предельной выручки и предельных издержек. Можем ли мы определить, какова величина этой прибыли?

Теоретический анализ позволяет нам не только определить объем производства, при котором прибыль максимизируется, но и установить величину этой прибыли. Для этого найдем величину средней прибыли, получаемой на единицу продукции: АП = AR — АС. В Условиях совершенной конкуренции средняя прибыль равна разности между ценой и средними издержками: АП = Р — АС. В таком случае совокупная прибыль определяется умножением средней прибыли на количество выпущенной продукции: ТП = АП х Q.

Проиллюстрируем это графически. На рис. 13.8 изображены кривые предельных издержек (характеризуют предложение фирмы), сРедних общих издержек и средних переменных издержек. Рыночная Цена продукта Р показывает, на каком уровне проходит горизонтальная линия спроса на продукцию фирмы, она же — кривая предельного и среднего дохода фирмы. Точка пересечения этой горизонтальной линии с кривой предельных издержек — это точк равновесия фирмы (£), а соответствующий этой точке выпуск пр0' дукции QE максимизирует прибыль. Точка равновесия Е на рцс 13.8 расположена по вертикали выше кривой средних издержек что означает, что AR, или Р, выше средних издержек. Следовательно, вертикальный отрезок ЕК между кривой АТС и точкой равновесия и будет соответствовать величине средней прибыли. Что же касается величины совокупной прибыли, то ее нетрудно определить умножив среднюю прибыль на выпуск продукции: это площадь прямоугольника PEKN.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...