Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мероприятие 9.4. Развитие государственной судебно–экспертной деятельности.




Государственная судебно–медицинская экспертная служба представляет на сегодняшний день обширную структурную сеть, включающую федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр судебно–медицинской экспертизы» Минздравсоцразвития России и 86 региональных бюро судебно–медицинской экспертизы, которые имеют в своем составе более тысячи (1179) территориально обособленных подразделений (районных и межрайонных отделений). Региональные бюро судебно–медицинской экспертизы находятся в подчинении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и финансируются из субъектовых бюджетов. В настоящее время состояние системы государственных судебно–медицинских экспертных учреждений, находящихся в субъектах Российской Федерации, характеризуется недостаточным уровнем аппаратно–технического оснащения и возрастающими требованиями правоохранительных органов к сокращению сроков проведения судебно–медицинских экспертиз и повышению их качества.

Основным требованием для объективности и полноты проведения экспертных исследований является материально и технически обеспеченная возможность их выполнения различными экспертами всех государственных судебно–медицинских экспертных учреждений, но работающих по единым методикам.

Учитывая изложенное, необходимо повысить качество проводимых в государственных судебно–медицинских экспертных учреждений экспертиз, что возможно только при внедрении единого порядка организации и производства судебно–медицинских экспертиз в государственных судебно–медицинских экспертных учреждений Российской Федерации в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития Росси от 12 мая 2011 г. № 346н, которым утверждены не только общие принципы и особенности производства отдельных видов судебно–медицинских экспертиз, но и рекомендуемые штатные нормативы и стандарт оснащения государственных судебно–медицинских экспертных учреждений медицинскими приборами и оборудованием для проведения основных видов экспертиз.

В целях обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 19 ноября 2008 г. № 242–ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации, необходимо обеспечить создание в структуре государственных судебно–медицинских экспертных учреждений генетических лабораторий с оснащением специализированных рабочих мест и укомплектование персоналом, обладающим соответствующими знаниями и практическими навыками.

Во многих государственных судебно–медицинских экспертных учреждений Российской Федерации лаборатории молекулярно–генетического профиля отсутствуют. Для развития в указанных учреждениях данного вида экспертной деятельности необходимо первоначально провести организационно–штатные мероприятия с развертыванием указанных лабораторий, подготовку (переподготовку) сотрудников, а в последующем обеспечить необходимым оборудованием и расходными материалами.

Учитывая, что единственным учреждением, проводящим все виды экспертных исследований, является ФГБУ «Российский центр судебно–медицинской экспертизы» Минздравсоцразвития России (РЦСМЭ), на него планируется возложить координирующую роль по вопросам подготовки кадров, разработки и внедрения современных технологичных методов экспертных исследований. Такой подход обусловлен тем, что в структуре научно–практической деятельности центра приоритетно развиваются отрасли, которые принято называть «высокотехнологичными».

В первую очередь речь идет о применении приемов и методов молекулярной генетики в решении вопросов идентификации, установлении кровного родства, а в ближайшей перспективе и геномной регистрации. Особенно это важно в условиях массового одномоментного появления неопознанных погибших, при объективной невозможности проведения начальных этапов их исследований в условиях стационарного государственных судебно–медицинских экспертных учреждений, в частности, в случаях выполнения профессиональных функций в условиях чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф.

Адекватного развития требует другое, не менее важное направление деятельности государственных судебно–медицинских экспертных учреждений – судебно–химические и химико–токсикологические исследования, которые все чаще решают вопросы, связанные как с фармакокинетикой и фармакодинамикой, так и с синергизмом воздействия групп веществ (отравляющих, токсических, наркотических и др.) на организм человека.

Пожары на промышленных производствах, аварии на воздушном и железнодорожном транспорте, кораблекрушения речных и морских судов, выход из строя технических сооружений (прорывы плотин, взрывы шахт, зданий и туннелей), взрывы и радиоактивные выбросы на атомных электростанциях, выход токсических веществ в атмосферу, аварии на предприятиях, относятся к техногенным катастрофам. Техногенные аварии и катастрофы, локальные вооруженные конфликты, террористические акты – эти новые термины конца XX столетия прочно вошли в нашу жизнь, и требуют принципиально нового решения в подготовленности к работе в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций судебно–медицинских экспертов.

Каждая авария, либо техногенная катастрофа имеет свои отличительные черты по виду, масштабу разрушений; комплексу действующих повреждающих факторов, длительности их воздействия, которые в совокупности определяют количество человеческих жертв и характер разрушений объектов. Указанные факторы: определяют потребность в различных силах и средствах, обусловливают необходимость проведения определенного объема работы.

Особенности участия специалистов судебно–медицинских экспертных учреждений Минздрава России при проведении судебно–медицинской экспертизы погибших в результате ЧС техногенного характера, а также в обеспечении следственных действий, осуществляемыми правоохранительными органами в настоящее время сопровождаются объективными трудностями, связанными прежде всего с отсутствием необходимого оборудования.

Для повышения результативности работы специалистов судебно–медицинских экспертов требуется закупка и широкое внедрение в практику специальной техники, позволяющей решать судебно–медицинские задачи по сопровождению органов следствия на месте обнаружения трупа и при чрезвычайных ситуациях.

Особого внимания требует работа по посмертному выявлению у трупов прижизненных инфекционных заболеваний (ВИЧ, гепатитов В, С, туберкулеза) у тех умерших, которые при жизни не стояли на учете как инфицированные. Внедрение экспресс–тестирования до момента проведения судебно–медицинского исследования трупа позволит более эффективно проводить противоэпидемические мероприятия, направленные на выявление инфицированных лиц, контактировавших с умершим и снизить профессиональную заболеваемость судебно–медицинских экспертов. Учитывая актуальность и постоянно возрастающую значимость данной проблемы, необходимо проведение работ по испытанию тест–систем для выявления гепатитов В, С, ВИЧ, туберкулеза в трупной крови, адаптировав их методику и организацию под исследование трупной крови, а также внедрение обязательной первичной лабораторной диагностики трупной крови на ВИЧ, ВГ В, ВГ С и туберкулез с помощью аппаратных методов (иммуноферментного анализа, иммуноблоттинг, иммуногистохимия) в государственных судебно–медицинских экспертных учреждениях.

Необходимость совершенствования государственной судебно–медицинской экспертной деятельности обусловлена также решением руководства Российской Федерации о переподчинении государственных судебно–медицинских экспертных учреждений.

Министерство здравоохранения Российской Федерации во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № ВП–П4–1006 по вопросу обеспечения выполнения подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. № Пр–267 по передаче государственных судебно–медицинских экспертных учреждений из ведения субъектов Российской Федерации в ведение Министерства здравоохранения Российской Федерации разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной судебно–экспертной деятельности в Российской Федерации» и передаче государственных судебно–экспертных учреждений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их подразделений в ведение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно–правовому регулированию в сфере здравоохранения».

В ходе реализации мероприятия планируется реализация комплекса мер по совершенствованию правовых, организационных и финансовых механизмов обеспечения деятельности государственных судебно–медицинских экспертных учреждений, включая:

- внедрение единого порядка организации и производства судебно–медицинских экспертиз в государственных судебно–медицинских экспертных учреждений Российской Федерации в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития Росси от 12.05.2011 № 346н, которым утверждены общие принципы и особенности производства отдельных видов судебно–медицинских экспертиз, рекомендуемые штатные нормативы и стандарт оснащения государственных судебно–медицинских экспертных учреждений медицинскими приборами и оборудованием для проведения основных видов экспертиз;

обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 19 ноября 2008 г. № 242–ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», обеспечить создание в структуре государственных судебно–медицинских экспертных учреждений генетических лабораторий с оснащением специализированных рабочих мест и укомплектование персоналом, обладающим соответствующими знаниями и практическими навыками;

- совершенствование деятельности судебно–медицинских экспертов на месте обнаружения трупа и при чрезвычайных ситуациях;

- внедрение обязательной первичной лабораторной диагностики трупной крови на ВИЧ, ВГ В, ВГ С и туберкулез в государственных судебно–медицинских экспертных учреждений.

Осуществление судебно–психиатрической экспертной деятельности в Российской Федерации регулируется: Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области здравоохранения, Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3184–1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73–ФЗ «О государственной судебно–экспертной деятельности в Российской Федерации», Гражданским Кодексом Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51–ФЗ; Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63–ФЗ, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138–ФЗ; Уголовно–процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174–ФЗ, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Инструкцией об организации производства судебно–психиатрических экспертиз в отделениях судебно–психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений), а также Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103–ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
(с изменениями и дополнениями).

В настоящее время в Российской Федерации система государственной судебно–психиатрической экспертной службы представлена единственным судебно–психиатрическим экспертным учреждением федерального подчинения ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» и специализированными судебно–психиатрическими экспертными отделениями в структуре психиатрической службы субъектов Российской Федерации. Для осуществления диагностических процедур при производстве экспертной деятельности используется материально–техническая база психиатрических учреждений субъектов Российской Федерации.

Особую сложность составляет производство судебно–психиатрических экспертиз лицам, содержащимся под стражей, т.к. не решен вопрос охраны отделений для лиц, содержащихся под стражей, регламентируемый действующим законодательством. В связи с этим из 693 экспертных коек, развернутых в субъектах Российской Федерации, 166 (24%) находятся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания.

Судебно–психиатрическая экспертная служба в субъектах Российской Федерации на сегодняшний день не располагает достаточным кадровым потенциалом, как в отношении численности экспертов, так и уровнем их профессиональной подготовки.

Министерство здравоохранения Российской Федерации во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № ВП–П4–1006 по вопросу обеспечения выполнения подпункта «б» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. № Пр–267 по принятию мер, обеспечивающих производство судебно–психиатрических экспертиз исключительно в медицинских учреждениях и подразделениях, относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной судебно–экспертной деятельности в Российской Федерации» и передаче государственных судебно–экспертных учреждений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их подразделений в ведение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно–правовому регулированию в сфере здравоохранения».

Ожидаемые результаты:

увеличение количества ежегодно проводимых судебно–психиатрических экспертиз государственными судебно–психиатрическими экспертными учреждениями на 15 % к 2020 году;

обеспечение производства судебно–психиатрических экспертиз исключительно в медицинских учреждениях и подразделениях, относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения;

возможность осуществления комплексной судебно–психиатрической экспертизы в каждом федеральном округе.

Сроки реализации мероприятий 2013–2015 гг.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...