Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития




Оказание медико–санитарной помощи работникам предприятий с особо опасными условиями труда, следуя принципам современного здравоохранения и, являясь одним из приоритетных направлений деятельности ФМБА России, требует постоянного совершенствования и дальнейшего развития.

Наделение Федерального медико–биологического агентства дополнительными полномочиями способствовало совершенствованию основных направлений деятельности в области медико–санитарного обеспечения работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения, проживающего в районах их расположения.

Необходимо отметить, что в 2009 году Агентство наделено еще одной важнейшей функцией – по медико–санитарному и медико–биологическому обеспечению спортсменов сборных команд Российской Федерации и их ближайшего резерва.

Особенность медицинской помощи, оказываемой Агентством, состоит в том, что оно осуществляет обслуживание:

контингента, работающего в стратегических отраслях промышленности (ракетно–космической, атомной, химического и биологического комплекса, водного транспорта),

населения, проживающего вблизи предприятий стратегических отраслей промышленности,

контингента, попадающего в экстремальные ситуации в результате аварий и инцидентов, происшествий, терактов и др.

спортсменов сборных команд Российской Федерации и их ближайшего резерва.

Федеральное медико–биологическое агентство обслуживает около 1000 предприятий с вредными и опасными производственными факторами.

Специфическим направлением деятельности, отличающим ФМБА России от общей системы здравоохранения, является промышленное здравоохранение – раздел государственного здравоохранения, представляющий комплекс социально–экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья работников предприятий.

Задачами промышленного здравоохранения, являются: оказание высококвалифицированной медико–санитарной помощи работающим с целью снижения заболеваемости, инвалидности и смертности, профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма, сохранения трудоспособности работающих и обеспечение постоянной готовности к оказанию медицинской помощи в условиях возникновения чрезвычайных и аварийных ситуаций на обслуживаемых предприятиях.

Ключевым звеном промышленного здравоохранения в системе ФМБА России является цеховая служба, сохраненная и полноценно работающая в комплексе с психофизиологической службой и службой санитарно–эпидемиологического надзора, врачами по гигиене труда, по радиационной гигиене, проводящие совместные мероприятия по профилактике профпатологии.

Важной составляющей промышленного здравоохранения ФМБА России являются центры профпатологии. Сегодня в системе ФМБА России функционирует 10 центров профпатологии по всем основным профилирующим факторам и 405 профпатологических коек.

Центры профпатологии ФМБА России обеспечивают выполнение основной задачи – проведение углубленного обследования, экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией у лиц, работающих в опасных условиях труда и условиях воздействия вредных производственных факторов.

Ежегодно в среднем на 50–60 предприятиях, работники которых подвергались воздействию вредных производственных факторов фиксируются профессиональные заболевания, в среднем до 300 новых случаев в год.

Наибольшее количество профессиональных заболеваний обусловлено воздействием таких факторов как: шум и вибрация, а так же химический фактор.

Медико–санитарное обеспечение персонала и населения при радиационной или химической аварии входит в состав неотложных мероприятий, проводимых в кратчайшие сроки: спасение людей и оказание специализированной медицинской помощи пострадавшим, предупреждение разноса радиактивных и химических загрязнений за пределы территорий особого режима, введение и организация соблюдения на этих территориях санитарно–гигиенических ограничений для предотвращения переоблучения или отравления, предупреждение возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Решение данной задачи направлено на повышение готовности медицинской службы системы ФМБА России к преодолению последствий аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Свою деятельность ФМБА России осуществляет непосредственно или через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

На обслуживаемых территориях и объектах учреждения и организации ФМБА России обеспечивают функционирование всех созданных Минздравом России функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В последнее десятилетие в Российской Федерации отмечается ухудшение медико–демографической ситуации, особенно среди лиц трудоспособного возраста. Отмечается резкий рост заболеваемости, инвалидности, смертности трудоспособного населения, ухудшение репродуктивного здоровья. Поэтому приоритетным направлением государственной социальной политики становится сохранение и укрепление важнейшей производительной силы общества – его трудовых ресурсов, которые определяют экономическое развитие и национальную безопасность страны.

Для оценки демографической ситуации на отдельных территориях, медико–санитарное обеспечение которых осуществляет ФМБА России, проведен анализ демографических показателей в закрытых административно–территориальных образованиях и 10 городах-спутниках атомных электростанций. Демографическая ситуация на указанных территориях отражает общие тенденции в стране и характеризуется естественной убылью населения. В большинстве городов отмечается отрицательный естественный прирост населения.

Несмотря на увеличение численности населения в закрытых административно–территориальных образованиях и сокращение в городах-спутниках атомных электростанций, процентное соотношение детей, работающих и неработающих лиц остается стабильным.

Численность детей в закрытых административно–территориальных образованиях и городах-спутниках атомных электростанций за анализируемый период практически не изменилась и составила 16–17 % от численности всего населения закрытых административно–территориальных образованиях и городов-спутников атомных электростанций соответственно. По России в целом этот показатель равен 20%.

Основные проблемы государственной политики в области обеспечения медико–санитарного обеспечения отдельных категорий граждан определены Основами государственной политики в области ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года по решению актуальных задач в области усиления защиты персонала, населения и окружающей среды, Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период 2010 года и дальнейшую перспективу. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации» определены проблемы медико–санитарной защиты население и окружающей среды. Вопросы и проблемы космической медицины отражены в Федеральной комической программе на 2006 – 2015 годы.

Мероприятия 10.4 «Развитие и внедрение инновационных технологий в сфере защиты отдельных категорий граждан от воздействия особо опасных факторов физической, химической и биологической природы, а также обеспечение безопасности пилотируемых космических программ, водолазных и кессонных работ» в первую очередь направлены на решении проблемных вопросов определённых вышеуказанными документами.

Целевая программа ведомства «Медико–биологическое и медико–санитарное обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации на 2011–2013 годы» (далее – ведомственная программа) направлена на реализацию перечня практических мероприятий, обеспечивающих эффективную организацию оказания указанных государственных услуг, включая мероприятия по медико–биологическому и медико–санитарному обеспечению спортсменов сборных команд Российской Федерации – участников Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр.

Развитие инновационных медико–биологических технологий в спорте высших достижений за рубежом дает соперникам российских олимпийцев неоспоримые преимущества. Так, например, в Королевстве Нидерланды, одним из этапов развития спортивной медицины стала организация в учреждениях здравоохранения отделений спортивной медицины, которые включают физиолаборатории для диагностики и контроля за состоянием здоровья спортсменов. Контроль за состоянием здоровья профессиональных спортсменов осуществляют спортивно–медицинские консультационные центры, равномерно распределенные по всей стране и осуществляющие решение лечебно–профилактических задач, а также оснащенные всем необходимым для выполнения различных видов физической нагрузки спортсменов.

В Великобритании медицинское обеспечение спортсменов осуществляется медицинскими и научными институтами: Институты спорта Соединенного Королевства – сеть центров и экспертных групп, Английский институт спорта – национальная медицинская сеть по оказанию услуг и научным исследованиям, Национальный институт спортивной медицины – специализированная база данных о специалистах, оборудовании и оказываемых услугах, Британский олимпийский медицинский центр – всестороннее обслуживание спортсменов, тренеров и сотрудников органов управления олимпийским движением, Олимпийский медицинский институт – оказывает услуги преимущественно олимпийцам, спортсменам мирового класса и другим профессиональным спортсменам.

Имеющиеся отечественные медико–биологические разработки, положительно зарекомендовавшие себя в практике здравоохранения, в том числе, в центрах ФМБА России, при их адаптации под задачи спорта высших достижений, могут составить реальную конкуренцию зарубежным аналогам, а по некоторым направлениям – и превзойти.

Учитывая изложенное, решение указанных задач требует реализации комплекса мер организационно–нормативного, материально–технического, научного, кадрового и координационного характера с учетом имеющегося мирового опыта.

Таким образом, эффективное медико–биологическое и медико–санитарное обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации может быть обеспечено лишь при использовании программно–целевого метода.

 

Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации Подпрограммы

Реализация Подпрограммы осуществляется в соответствии с целями и задачами определенными:

Концепцией долгосрочного экономического развития Российской Федерации задачами которой являются повышение эффективности системы организации медицинской помощи, в том числе обеспечение доступности для населения эффективных технологий оказания медицинской помощи на всех ее этапах, развитие системы оказания первичной медико–санитарной помощи и повышение роли профилактического лечения лиц, состоящих в группе риска по социально значимым заболеваниям, совершенствование службы скорой медицинской помощи и развитие санитарно–авиационной скорой медицинской помощи с оптимизацией сроков ее оказания и использованием эффективных методов лечения на догоспитальном этапе, оптимизация стационарной помощи, оказываемой населению на основе интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, разработку и реализацию мер по сокращению потерь трудоспособного населения путем снижения смертности от управляемых причин.

Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года направленной на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Цели, задачи, показатели, результаты, сроки и контрольные этапы реализации Подпрограммы отражены в паспорте Подпрограммы.

Целью ведомственной программы «Медико–биологическое и медико–санитарное обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации на 2011–2013 годы» является – поддержание высокой физической работоспособности кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, обеспечивающей достижение высших спортивных результатов, а также создание условий для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации спортсменов после заболеваний и травм.

Формирование инфраструктуры лечебно–профилактического назначения, территориально интегрированной с базами подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, позволяющей обеспечить 100%–й охват кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта всеми видами медицинской помощи в ходе тренировочно–соревновательной деятельности.

Обеспечение квалифицированными медицинскими кадрами спортивных сборных команд Российской Федерации.

Реализация медико–биологических технологий, обеспечивающих тренировочно–соревновательный уровень подготовки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта.

Поддержание физического состояния и здоровья спортсменов во время проведения спортивных мероприятий, повышение функциональных возможностей организма спортсменов.

В ходе реализации программы будут достигнуты следующие результаты:

Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности спортсменов вследствие заболеваний и травм в результате занятий профессиональным спортом.

Обеспечение кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта эффективными медико–биологическими технологиями достижения и поддержания спортивной формы на заданном уровне.

Увеличение продолжительности спортивной карьеры рекордсменов Мира и Европы, победителей и призеров международных соревнований на срок от 3–х до 5–ти лет.

 

Мероприятие 10.1 Совершенствование медицинской помощи населению закрытых административно–территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда

Основная цель деятельности медучреждений ФМБА России направлена на сохранение и укрепление здоровья персонала предприятий и обьектов, а также населения прилегающих территорий от воздействия особо опасных факторов физической, химической и биологической природы в условиях ракетно–ядерного и химического разоружения, конверсии и разработки новых технологий, снижение неблагоприятного влияния особо опасных производств на окружающую среду и сохранение профессиональной трудоспособности работающих.

Важным фактором в обеспечении радиационной, химической и биологической безопасности населения и территорий, обслуживаемых Федеральным медико–биологическим агентством, является система медико–санитарного обеспечения ФМБА России, одной из основных задач которой является проведение мероприятий по выявлению и устранению влияния особо опасных факторов физической, химической и биологической природы на здоровье работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий.

Система медицинского обеспечения таких предприятий и объектов включает проведение предварительных медицинских осмотров, пред– и после– сменных медицинских осмотров, периодических медицинских осмотров, проведение лечебно–профилактических и реабилитационно –восстановительных мероприятий, осуществление мониторинга здоровья персонала предприятий и населения.

В ходе реализации данного мероприятия планируется организация оказания специализированной медицинской помощи взрослому населению, подлежащему обслуживанию ФМБА России, путем внедрения современных методов диагностики и лечения различных заболеваний, в том числе социально–значимых.

По повышению доступности и качества специализированной медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и после родов, новорожденным, детям, в том числе первого года жизни, и подросткам, проживающим на обслуживаемых территориях, планируется:

участие в реализации мероприятий программы «Родовый сертификат» для прикрепленного контингента по оказанию в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, новорожденным, а также по наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет;

оснащение оборудованием (создание) современных учреждений родовспоможения, в том числе перинатальных центров, в которых будут концентрироваться наиболее сложные контингенты беременных женщин из числа обслуживаемого контингента с тяжелой акушерской и перинатальной патологией, и где в полном объеме на современном уровне будет оказываться специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.

Совершенствование специализированной медицинской помощи женщинам и детям предусматривает обеспечение доступности и качества медицинской помощи, оказываемой службами репродуктивного здоровья, перинатальной и педиатрической помощи; укрепление материально–технической базы лечебно–профилактических учреждений родовспоможения и детства; обеспечение профилактики заболеваемости, инвалидности и смертности в детском и подростковом возрасте.

В целях повышения доступности и качества высокотехнологичной медицинской помощи для обслуживаемого населения планируется обеспечить федеральные специализированные медицинские учреждения и государственные образовательные учреждения высшего профессионального и послевузовского образования современным медицинским оборудованием для развития новых высоких медицинских технологий и внедрения их в медицинскую практику.

Предполагается дальнейшее участие в реализации мероприятий по повышению эффективности и усилению первичного звена здравоохранения, сохранению и оптимальному использованию кадрового потенциала медицинских работников за счет поддержки и развития инфраструктуры амбулаторно–поликлинической помощи, усиления мотивации персонала (осуществление денежных выплат врачам–терапевтам участковым, врачам–педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам, работающим с названными врачами за оказание дополнительной медицинской помощи, а также медицинскому персоналу фельдшерско–акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи) работающим в учреждениях ФМБА России и оказывающим медицинскую помощь прикрепленному контингенту

С целью реализации мероприятий по выявлению социально значимых заболеваний на ранних стадиях необходимо разработать и обеспечить реализацию профилактических программ скрининговых обследований работающего населения из обслуживаемого контингента, активной диспансеризации с целью раннего выявления, эффективного лечения и профилактики заболеваний, в том числе социально значимых, являющихся основной причиной смертности и инвалидности трудоспособного населения Российской Федерации.

В целях усиления контроля за здоровьем работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и для сохранения и укрепления здоровья работающих граждан и продления их профессионального долголетия в перечень профилактических мероприятий дополнительно будут включены: развитие цеховой службы, материально–техническое переоснащение здравпунктов, дополнительно к участковому принципу оказания медицинской помощи работающим гражданам планируется внедрение в практику работы цеховой службы «скрининг–программ», разработка и внедрение автоматизированного рабочего места цехового врача.

Планируется создание и обеспечение действия системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте, что потребует создания необходимой нормативно–правовой и информационно–технической базы с последующим проведением комплекса организационно–правовых, финансово–экономических, производственно–технологических, социальных, медицинских и санитарно–гигиенических мероприятий, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников.

Снижение риска воздействия опасных химических, биологических и радиационных факторов на человека и окружающую среду будет решаться путем систематического мониторинга опасных химических, биологических и радиационных факторов и контроля исполнения законодательства Российской Федерации в области химической и биологической безопасности.

Особое внимание уделяется вопросам обеспечения готовности лечебно–профилактических учреждений ФМБА России к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций и оказанию медицинской помощи пострадавшим.

Профиль, количество, сроки готовности нештатных формирований функциональной подсистемы, а также лечебно–профилактические и санитарно–эпидемиологические учреждения, на базе которых они создаются, определяются руководителями органов управления здравоохранением исходя из медико–санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях.

В составе лечебно–профилактических учреждениях ФМБА России, обслуживающих объекты промышленности, другие опасные объекты (в том числе объекты по хранению и уничтожению химического оружия) созданы специализированные аварийные формирования. В системе ФМБА России действуют специализированные центры, в том числе токсикологический и профпатологии. На базе специализированных центров созданы специализированные профильные бригады, оснащенные современным оборудованием и медикаментами.

В рамках реализации настоящей подпрограммы предусмотрено:

дальнейшая модернизация и развитие лечебно–профилактических учреждений, задействованных в подсистеме медико–санитарной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в организациях (на объектах), находящихся в ведении ФМБА России;

разработка и внедрение современных медицинских технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации населения при воздействии факторов физической, химической и биологической природы;

обеспечение прикрепленного контингента средствами индивидуальной защиты, приборами радиационного, химического и биологического контроля, лекарственными средствами, медицинскими препаратами, вакцинами, антидотами и другими средствами медицинской защиты.

Проводимые мероприятия позволят улучшить профессиональный отбор работников на участки производств с особо опасными условиями труда, увеличить интенсивность труда и снизить риск аварийных ситуаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...