Мероприятие 11.2 Информатизация здравоохранения, включая развитие телемедицины.
Существенным сдерживающим фактором в развитии здравоохранения является недостаточное применение современных информационных технологий. На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и предоставления в электронном виде на вышестоящий уровень агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении. Развитие отрасли сдерживают не в полной мере решенные проблемы информационной безопасности, связанные с соблюдением требований конфиденциальности личных данных пациентов и персональных данных о состоянии здоровья пациента. Кроме этого, в медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно – телекоммуникационные технологии телемедицины. Существующие отдельные аппаратно – программные решения для телемедицины не носят системного характера, отсутствует единое информационное пространство телемедицины. Широкое внедрение телемедицины на основе единой технологической и технической политики позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико–санитарной помощи, путем проведения удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов на уровне первичного звена, повышения качества диагностики социально–значимых заболеваний на уровне первичного звена, повышения эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, повышения доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций.
Разработаны опытные образцы оборудования и программных средств для анализа реализации и прогнозирования выполнения работ по приоритетным направлениям развития здравоохранения, мониторинга и оценки эффективности управления бюджетными ресурсами, информационно–поисковых систем хранения и обработки мультимедийной информации, в том числе телемедицинской информации. Созданы основы для создания электронной базы знаний в сфере здравоохранения. Имеются инновационные решения в области электронных образовательных курсов, систем поддержки принятия врачебных решений на основе базы знаний. Главной задачей в этой сфере в краткосрочной перспективе является масштабирование базы знаний и внедрение электронных образовательных курсов и систем поддержки принятия врачебных решений в повседневную деятельной медицинских работников. Одновременно планируется решать задачу по созданию и масштабированию аппаратно – программных решений для оказания медицинских услуг медицинским работником на основе современных информационно – телекоммуникационных технологий. В настоящее время по результатам реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в медицинских организациях проведено существенное обновление парка медицинского оборудования. Современное медицинское оборудование имеет возможность представления информации в цифровом виде, что позволяет создавать автоматизированные рабочие места для медицинских специалистов различных профилей. Создание автоматизированных рабочих мест позволяет повысить точность и объективность диагностических исследований, снизить количество рутинных операций в повседневной деятельности медицинского работника, повысить оперативность и достоверность передачи медицинской информации о состоянии здоровья пациента между медицинскими работниками, в том числе между медицинским работниками разных медицинских организаций.
Перечень мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранение сформирован в соответствии с инновационным сценарием социально–экономического развития Российской Федерации, определенным Концепцией долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662–р (далее соответственно – инновационный сценарий, Концепция). Инновационный сценарий в наибольшей степени соответствует идеологии общества, ориентированного на постиндустриальную экономику. При реализации инновационного сценария мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение решают задачи не только в сфере информационных технологий, но и становятся инструментом решения задач модернизации в здравоохранения, регионального развития и интеграции в мировое хозяйство, повышения качества человеческого капитала и стандартов жизни населения. На реализацию мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранение будут влиять следующие риски: невыполнение инновационного сценария; неактуальность планирования, запаздывание согласования мероприятий относительно развития технологий; недостаточная гибкость и слабая адаптируемость мероприятий к изменению мировых тенденций развития информационных технологий в здравоохранении, внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти; дублирование и несогласованность выполнения работ в рамках других государственных программ и мероприятий, предусматривающих внедрение современных информационных технологий в здравоохранение; пассивное сопротивление использованию современных информационных технологий со стороны медицинского сообщества; пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций, вызванное этическими, моральными, культурными и религиозными причинами, проведению мероприятий по созданию информационных баз, реестров, классификаторов и единого идентификатора гражданина.
Мероприятия по внедрению современных информационной систем в здравоохранение, включая развитие телемедицины реализуются путем создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – Система). Система позволит обеспечить решение комплекса задач по следующим направлениям: повышение эффективности управления в сфере здравоохранения на основе информационно–технологической поддержки решения задач прогнозирования и планирования расходов на оказание медицинской помощи, а также контроля за соблюдением государственных гарантий по объему и качеству ее предоставления; повышение качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационно–технологического обеспечения деятельности медицинских и фармацевтических организаций, их персонала, учащихся медицинских и фармацевтических учреждений. студентов медицинских и фармацевтических средних профессиональных и высших учебных заведений, научно–исследовательских организаций; повышение информированности населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, качества обслуживания в медицинских организациях, а также осуществления деятельности в сфере здравоохранения на основе обеспечения возможностей электронного взаимодействия с соответствующими уполномоченными органами. Общая архитектура Системы состоит из сегментов – централизованных общесистемных компонентов, единого информационного пространства в здравоохранении и прикладных компонентов. Сегмент централизованных общесистемных компонентов обеспечивает хранение больших объемов данных, их защиту от потери и несанкционированного доступа, информационное взаимодействие между прикладными компонентами Системы. С точки зрения автоматизируемых функций прикладные информационные системы подразделяются на транзакционные, управленческие и справочные.
Транзакционные системы обеспечивают формирование первичной информации о деятельности медицинских и фармацевтических организаций, а также автоматизацию информационного обмена как внутри медицинских и фармацевтических организаций, так и между ними. Управленческие системы обеспечивают информационную поддержку осуществления функций органов государственной власти, органов местного самоуправления, страховых медицинских организаций и территориальных фондов обязательного страхования и других организаций. Справочные системы обеспечивают информационную поддержку населения по вопросам здравоохранения, медицинского персонала организаций, студентов медицинских и фармацевтических средних профессиональных и высших учебных заведений. Центральным элементом инфраструктуры Системы является федеральный центр обработки данных (далее – Федеральный ЦОД). На инфраструктуре Федерального ЦОД размещаются: федеральные прикладные компоненты Системы; централизованные на федеральном уровне компоненты, обеспечивающие интеграцию региональных и учрежденческих прикладных систем в здравоохранении, а также интеграцию с инфраструктурой «Электронного Правительства»; централизованные общесистемные компоненты единого информационного пространства в здравоохранении. Доступ конечных пользователей к прикладным компонентам Системы осуществляется с учетом обеспечения информационной безопасности через «тонкий клиент». Федеральные и региональные компоненты в составе Системы взаимодействуют между собой через единое информационное пространство. Межведомственное информационное взаимодействие, а также предоставление государственных услуг в электронном виде осуществляется через инфраструктуру «Электронного Правительства». Создание Системы осуществляется в два этапа. На первом этапе «Базовая информатизация» в 2011–2012 годах введены в промышленную эксплуатацию следующие компоненты Системы: система ведения расписания приемов специалистов, проведения консультаций, в том числе телемедицинских, и загрузки мощностей медицинской организации, а также электронной записи на прием к врачу, с учетом возможности интеграции с внешними информационными системами с использованием облачных технологий; система, обеспечивающей управленческий учет административно–хозяйственной деятельности медицинских организаций, в том числе автоматизирующей функции взаимодействия со страховыми медицинскими организациями в части формирования и оплаты счетов за оказанную медицинскую помощь, и управленческий кадровый учет в медицинских организациях, на основе существующих федеральных управленческих систем с использованием облачных технологий информационно–аналитическая система в части поддержки принятия управленческих решений на основе данных мониторинга, регистровых данных и данных первичного учета в здравоохранении в связи с изменениями сроков работ;
единая система идентификации, аутентификации и авторизации пользователей, в целях обеспечения достоверности и непротиворечивости данных, а также сервиса защищенного обмена почтовыми сообщениями. система ведения электронной медицинской карты и сервисов доступа к ней с использованием сервисно–ориентированных и облачных технологий; система ведения реестра нормативно – справочной информации, словарей медицинских терминологий и регистра электронных документов; регистр паспортов медицинских организаций, медицинского оборудования и медицинской техники, врачей и медицинского персонала; система мониторинга региональных программ модернизации здравоохранения; Федеральная электронная медицинская библиотека система для проведения удаленного скрининга удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов и социально значимых заболеваний. К концу 2012 года в интересах 50% сотрудников профильных структурных подразделений органа управления здравоохранением каждого субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере здравоохранения, обеспечена возможность использования следующих подсистем, создаваемых на федеральном уровне Системы, в том числе: паспорт медицинской организации; регистр медицинского оборудования и медицинской техники, регистра медицинского и фармацевтического персонала; мониторинга реализации программ в здравоохранении; обеспечения персонифицированного учета медицинской помощи и лекарственного обеспечения; ведения специализированных регистров по отдельным нозологиям и категориям граждан. Кроме этого, к концу 2012 года в интересах не менее чем 50% сотрудников профильных структурных подразделений органа управления здравоохранением, территориального фонда обязательного медицинского страхования каждого субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере здравоохранения, обеспечена возможность использования компонентов регионального уровня Системы, в том числе: система управления кадрами органа управления здравоохранением, территориального фонда обязательного медицинского страхования; система управления материально–техническим обеспечением и основными средствами органа управления здравоохранением, территориального фонда обязательного медицинского страхования; система управления финансами органа управления здравоохранением; система организации закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг органа управления здравоохранением, территориального фонда обязательного медицинского страхования; система электронного документооборота органа управления здравоохранением, территориального фонда обязательного медицинского страхования. Одновременно, к концу 2012 года в рамках каждого субъекта Российской Федерации обеспечена возможность осуществления в электронном виде следующих функций в следующих минимальных объемах: В каждом медицинском учреждении: ведение персонифицированного учета оказанной медицинской помощи; управление взаиморасчетами за оказанную медицинскую помощь (для учреждений, участвующих в ОМС); анализ деятельности и формирование отчетности; учет административно–хозяйственной деятельности; электронная регистратура, запись на прием к врачу, выдача направлений. Весь санитарный транспорт к концу 2012 года будет оснащен бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на базе многофункциональных приемных устройств, начато оборудование станций (отделений) скорой медицинской помощи навигационно–информационным оборудованием для мониторинга и управления санитарным транспортом, функционирующим с использованием систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также приобретение аппаратно–программных комплексов, функционирующих с использованием спутниковых навигационных технологий, для обеспечения функций диспетчеризации санитарного транспорта В учреждениях здравоохранения, не обеспеченных информационными системами поддержки их деятельности, к концу 2012 года будет обеспечен удаленный доступ не менее 80% сотрудников профильных структурных подразделений к созданным информационным системам федерального уровня. В рамках Государственно программы в 2013–2020 годах планируется реализация следующих мероприятий: завершение работ по стандартизации в сфере медицинской информатики; завершение мероприятий по созданию Федерального ЦОД, перенос на него основных централизованных общесистемных компонентов Системы, а также федеральных прикладных компонентов; продолжение работ по защищенному подключению медицинских организаций к сети общего пользования Интернет; продолжение реализация программ стимулирования внедрения современных информационных систем в деятельность медицинских организаций; продолжение реализации мероприятий по популяризации использования информационных технологий в здравоохранении; масштабирование аппаратно –программных решений для оказания медицинских услуг медицинским работником на основе современных информационно – телекоммуникационных технологий масштабирование базы знаний и внедрение электронных образовательных курсов и систем поддержки принятия врачебных решений в повседневную деятельной медицинских работников; создание специализированных медицинских экспертных систем и включение их в медицинские информационные системы в качестве инструментов формально–логического контроля; внедрение телемедицины на основе единой технологической и технической политики; внедрение систем удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов; совершенствования системы обеспечения вызовов скорой медицинской помощи по единому номеру «103, с использованием технологии ГЛОНАСС, обеспечение работоспособности унифицированного программного решения для обеспечения функции диспетчеризации санитарного автотранспорта во всех субъектах Российской Федерации, с использованием технологии ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, интеграция с системой обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; разработка и внедрение решений для оперативного круглосуточного сбора сведений о состоянии здоровья человека на основе применения информационных технологий, компьютерного оборудования и датчиков; Повышение оперативности оказания медицинской помощи высокорисковым группам пациентов, за счет использования технологий дистанционного скрининга. создание специализированных информационных ресурсов для медицинских работников и граждан по вопросам здравоохранения создание системы поддержки принятия врачебных решений при постановке диагноза, выборе методики лечения и назначении лекарственных препаратов Обеспечение работоспособности и бесперебойной работы прикладных компонентов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения с целью перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, использования телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде; Создание телемедицинской инфраструктуры на федеральном уровне, на уровне субъекта Российской Федерации и на уровне межрайонных центров экстренной специализированной медицинской помощи; Организация персонализированной работы медицинских организаций с высокорисковыми группами пациентов, в том числе с использованием мобильной связи, SMS, сети Интернет; поддержка инновационных проектов по внедрению современных информационных систем в здравоохранение. В области информатизации здравоохранения предусматривается реализация Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере. Основной целью создания Системы является обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи. Ожидаемый социально–экономический эффект от создания и внедрения Системы включает: снижение смертности, инвалидности и осложнений, связанных с медицинскими ошибками, низким уровнем оперативности, полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациентов и имеющихся ресурсах в системе здравоохранения; снижение дополнительных затрат на лечение несвоевременно диагностированных заболеваний, затрат, связанных с низким уровнем оперативности предоставления медицинской помощи по причине отсутствия необходимой информации, исправлением последствий медицинских ошибок, выплат по инвалидности, а также затрат, связанных с компенсационными выплатами в результате медицинских ошибок; повышение трудового потенциала нации за счет снижения временной и постоянной потери трудоспособности населения в результате заболеваний; снижение стоимости медицинской помощи за счет сокращения количества излишних лабораторных исследований и их дублирования, перехода на использование цифровых технологий при проведении радиологических исследований, снижения затрат времени медицинского персонала на поиск и доступ к необходимой информации о пациенте, работу с трудночитаемыми бумажными медицинскими документами, подготовку учетных и отчетных документов, за счет повышения эффективности медико–экономической экспертизы и иных механизмов финансового контроля; снижение затрат на лекарственное обеспечение за счет повышения точности планирования потребности в дорогостоящих и скоропортящихся лекарственных средствах, повышение качества и доступности медицинского обслуживания, лекарственного обеспечения и обеспечения населения изделиями медицинского назначения за счет внедрения лучших практик, стандартизации и повышения точности планирования и распределения необходимых объемов медицинской помощи и ресурсов в системе здравоохранения, а также перехода на преимущественно одноканальное финансирование медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования; снижение затрат за счет внедрения лучших практик, стандартизации, централизации и сокращения дублирования компонентов вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры в рамках единого информационного пространства в сфере здравоохранения. Также в рамках мероприятия решается задача обеспечения системы эпидемиологической, популяционной, медико–генетической информации, необходимой для моделирования и прогнозирования. К концу 2012 года Министерство здравоохранения Российской Федерации будет иметь около 40 информационных систем в сфере здравоохранения и федеральный центр обработки данных, которые будут использоваться всеми медицинскими организациями системы обязательного медицинского страхования (8 300 юридических лиц в 83 субъектах Российской Федерации). Для успешной реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» необходимо обеспечения работоспособности единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ) и дальнейшего развития ЕГИСЗ и выполнение работ: обеспечение работоспособности федерального центра обработки данных (в том числе обеспечение информационной безопасности, разработки и размещения на временной площадке федерального центра обработки данных основных централизованных общесистемных компонентов); обеспечение услуг единой защищенной вычислительной сети (IP VPN), с использованием технологии многопротокольной коммутации меток (VPN L3), с совокупной пропускной мощностью организуемой сети 127,2 Гбит/сек основных каналов и 63,5 Гбит/сек резервных каналов; обеспечение работоспособности и внедрение прикладных компонентов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (переход на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде), общее количество информационных систем – 41; подключение новых пользователей прикладных компонентов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения с учетом масштабирования региональных компонентов в субъектах Российской Федерации, общее количество пользователей к концу 2013 года составит 1 500 тыс. человек, к концу 2014 года – 3 000 тыс. человек; обеспечение работоспособности унифицированного программного решения для обеспечения функции диспетчеризации санитарного автотранспорта во всех субъектах Российской Федерации, с использованием технологии ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Реализация данных мероприятий обеспечит успешное функционирование единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения до 2020 года. Успешное внедрение и применение информационно–коммуникационных технологий в сфере здравоохранения с учетом зарубежного опыта должно способствовать системной модернизации отрасли, достижению основных целей государственной политики в сфере здравоохранения, включая повышение доступности и качества медицинской помощи, предоставление возможности на новом качественном уровне проводить как планирование, так и контроль за использованием бюджетных средств, удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи, получение общей статистической картины по заболеваемости населения по всей стране, совершенствование квалификации медицинского персонала, повышение информированности граждан в вопросах здравоохранения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|