21. Принципы организации и деятельности органов государства.
21. Принципы организации и деятельности органов государства. Организация и деятельность государственного аппарата осуществляются на основе принципов, имеющих объективный характер. Эти принципы закрепляются в основном законе государства и выступают в качестве важнейших правовых критериев, которым должен соответствовать государственный аппарат. Принципы организации и деятельности государственного аппарата значительно различаются у государств в зависимости от их исторических типов, особенностей политического режима, государственного устройства и других признаков (рис. 7. 4). Принципы организации и деятельности государственного аппарата — это основополагающие идеи и положения, с учетом которых осуществляются формирование и функционирование государственных органов. Рис. 7. 4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата Стоит оговориться, что настоящий параграф посвящен принципам, актуальным для современного демократического государства, которое стремиться к реализации идеи правового государства. Принцип законности выражается в требовании неукоснительного соблюдения и исполнения норм права, содержащихся в нормативных правовых актах государства. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», говорится в ст. 15 Конституции РФ. Данный принцип можно назвать важнейшим из принципов организации и функционирования государственного аппарата правового государства, так как все остальные принципы, о которых речь идет ниже, будут закреплены в его законодательстве. В подобной ситуации соблюдение принципа законности неминуемо повлечет за собой реализацию всех принципов.
Принцип демократизма выражает идею о том, что народ является источником власти. В соответствии с данным принципом признается право народа на участие в управлении государством и принятие политических решений. Реализуется принцип демократизма посредством широкого участия граждан в формировании и деятельности государственного аппарата, голосовании на выборах, выражении волеизъявления на референдуме, участии в митингах, шествиях, подачи личных и коллективных обращений в государственные органы и т. д. Принцип демократизма позволяет учесть в процессе осуществления государственными органами своих функций разнообразные интересы граждан государства, их религиозные, национальные особенности. Принцип гласности закрепляет обязанность государственных органов и должностных лиц информировать общество о своей деятельности, ее положительных и отрицательных результатах. Эта обязанность соотносится с правом гражданина на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы. Построение по-настоящему демократического государства возможно только в случае открытости государственного аппарата для населения. При этом стоит учесть, что в деятельности государственного аппарата нельзя обойтись без тайны, в частности, государственной, частной, коммерческой, которая нс может быть разглашена, так как это может привести к негативным для личности, общества, государства последствиям. Принцип гуманизма отражен в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Содержание принципа гуманизма можно охарактеризовать следующим рядом тезисов:
22. Государство и гражданское общество.
Рассматривая заявленную тему, необходимо отметить, что с философской точки зрения соотношение общества и государства, гражданского общества и государства может быть рассмотрено в рамках категорий " целое — часть". Это позволяет изначально ориентироваться на результаты научных, в том числе и философских, исследований, которые свидетельствуют, что в случае сложноорганизованных объектов целое характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям. Однако и часть (элемент) целого способна приобретать качества, отличные от общих свойств последнего, хотя изначально, в рамках их существования, свойства части определяются свойством целого. Логические противоречия заключает в себе и постановка вопроса о том, что чему предшествует — целое частям или части целому. Это соотносимые феномены. Ни одна из сторон не может рассматриваться без другой. Между частью и целым существует сложная совокупность разнокачественных связей и взаимоотношений. Взаимозависимость здесь не причинно-следственная. Целое и часть развиваются вместе и по отдельности, т. е. каждый элемент связи является условием другого и обусловливается им. Раскрыть данную взаимообусловленность непросто, тем более применительно к взаимоотношениям общества и государства, которые являются социальными феноменами. Как познать целое раньше частей, если логика познания предполагает знание частей раньше целого? Мы осуществим данный процесс одновременно. Раскрывая целое, мы будем оценивать части, а анализируя часть — характеризовать целое. В результате синтеза целое будет выступать в качестве диалектически расчлененного, состоящего из частей. Таким образом, мы приобретем новое качественное знание и о части (государстве), и о целом (обществе).
Как уже отмечалось, государство является важнейшим социальным институтом, основным институтом политической системы общества. Посредством этого института осуществляется управление обществом, решаются задачи по обеспечению его целостности, функциональности, безопасности. С позиций диалектико-материалистического подхода к развитию общества мы можем утверждать, что государство существовало не всегда. Оно появилось на определенном этапе развития общественного производства и общественных отношений. Государство рассматривается как социальный институт управления на основе принуждения и использования насилия одних слоев общества над другими. При этом данные деяния осуществлялись и во многом осуществляются с опорой на общественное признание таких средств управления. Граждане признают за государством право на использование принуждения и насилия в своей деятельности, и это важно подчеркнуть, поскольку при взаимодействии государства с сообществами людей данный алгоритм его деятельности никуда не исчез. Что касается категории " гражданское общество", то первоначально оно стало употребляться Аристотелем в античной Греции, где существовал социальный слой граждан, обладающий правом на формирование государственной власти. По мнению Аристотеля, государство обязано было воспитывать граждан в нравственной добродетели, чтобы они стремились к счастливой и прекрасной жизни. При этом граждане должны были в молодости выполнять военную функцию, а в старости — собственно политическую. В этом подходе к возможностям граждан заключена до конца не осмысленная установка: мудрые в старости граждане способны и обязаны определять правомочия тем, кто как гражданин начинает " служить" обществу, ведь труд для греков того времени был уделом рабов, но не граждан. Суть данной мысли можно сформулировать следующим образом: власть в лице государства определяла права граждан.
Важный вклад в рассмотрение гражданского общества внес Г. Гегель, определивший, что данной категорией отражается феномен, который представляет сферу действия частного интереса. Гражданское общество возникает тогда, когда происходит разложение кровнородственных связей и люди объединяются на товарно-денежной основе, на базе связей, обусловленных индивидуальными интересами. Г. Гегель отмечал, что " в гражданском обществе каждый для себя — цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей" [1]. Государство, как считал Г. Гегель, представляет собой сферу всеобщих интересов. Именно поэтому оно является более высокой ступенью развития, нежели гражданское общество. Государство, объединяя индивидов, организации, сословия, поднимается над обществом, разрешает его противоречия, примиряет противоположные интересы. Получается следующее: поскольку гражданское общество достаточно эгоистично, ибо включает индивидов, объединяемых личными потребностями и интересами, где каждый из них преследует собственные цели, для достижения " формы всеобщности" необходима деятельность государства, чтобы исключить проявления разного вида случайностей. В гражданском обществе главными являются правомочия отдельного индивида. В дальнейшем Дж. Локк в своих работах изменяет позиции государства и гражданского общества. Его выводы базировались на утверждении, что основу гражданского общества составляет частная собственность, которая священна и неприкосновенна. Государство же необходимо для того, чтобы создавать законы для регулирования и сохранения частной собственности. Люди, объединяясь в государство, преследуют главную цель — сохранение их собственности, которая есть основа создания государства. Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества. Все должны подчиняться закону, который является правителем гражданского общества. Некоторую " промежуточную" позицию в отношениях между государством и обществом занимал Т. Гоббс, который считан, что наряду с частной собственностью имеется абсолютный ее властелин — государство. Последнее, если посчитает нужным, способно конфисковать любую частную собственность, чтобы обеспечить целостность общества. При этом Т. Гоббс допускал наличие одного или нескольких лиц, находящихся вне законов государства. К. Маркс трактовал категорию " гражданское общество", отражающую соответствующий социальный феномен, противоречиво. Так, в контексте материального производства он рассматривал людей, которые составляют гражданское общество, как объект эксплуатации со стороны государства, находящегося в руках класса буржуазии. С позиций содержания и структуры общества он видел в гражданском обществе социальные общности, в состав которых входят обособленные и отчужденные друг от друга буржуа — собственники. В таком сообществе, как считал К. Маркс, люди отчуждены друг от друга, и человек не может быть подлинно свободным. Такое сообщество несовершенно.
В современной научной и философской литературе необходимость существования гражданского общества предопределяется таким фактором, как разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина — правовым государством. Правда, употребляя категорию " право", многие ученые трактуют ее с позиций философского либерализма, что не отражает содержание культуры бытия людей, реально сформировавшейся в мире. Между тем данная культура полиаспектна, в том числе в отношении понимания и трактовки прав человека и гражданина. Так, если обратиться к содержанию таких существующих в мире правовых семей, как романо-германская, англосаксонская, мусульманская, иудейская и др., обнаружится, что как для человека, так и для гражданина в них наличествуют разные границы правомочий или поле возможных проявлений активности граждан. Если говорить о российской правовой семье, то на этот счет существуют две точки зрения. Большинство ученых, придерживающихся первой позиции, считают, что российское право вышло из лона романо-германской правовой семьи и сегодня постепенно возвращается в эту семью права. В соответствии со второй точкой зрения российская правовая семья есть центр славянской правовой семьи, которая может считаться самостоятельной и своеобразной. Правда, реальное положение дел в стране позволяет считать, что Россия все же вливается в континентальную семью права. Именно поэтому мы можем вести речь о формировании гражданского общества и у нас, а также рассматривать связь гражданского общества и государства в России. Продолжая размышлять о современном понимании гражданского общества, мы обязаны обратить внимание на то, что речь в данном случае идет о праве индивида, проявляемом в двух ипостасях. В первом случае речь идет о правах отдельного человеческого существа на жизнь, свободное развитие самого себя и т. д. Во втором случае имеются в виду права индивида как гражданина на волеизъявление в плане формирования государственной власти, на возможность делегировать свои права выбираемым им самим представителям в органы государственной власти. Таким образом, достаточно четко обозначается важнейшее условие формирования и гражданского общества, и государства: отдельный индивид, обладающий правом на самореализацию своих возможностей в экономических, социальных, духовных и политических сферах своего бытия. По содержанию современные трактовки гражданского общества во многом отличаются друг от друга. Однако их можно сгруппировать в три относительно большие группы. К первой группе можно отнести концепции, которые рассматривают гражданское общество как своего рода социальную универсалию, как весь исторический комплекс общественных отношений, противопоставленных государству в любой его форме. Другими словами, в данных концепциях гражданское общество подразумевается как все, что составляет структуры общества, которые не входят в состав государственной власти или структур, представляющих эту власть. Ко второй группе можно отнести концепции, которые рассматривают гражданское общество как некий феномен, представленный в форме рыночного и одновременно демократического общества. Третью группу концепций представляют воззрения, которые отождествляют появление и существование гражданского общества с возникновением гражданина, т. е. человека, живущего в " граде", городе. Если проанализировать содержание имеющихся концепций гражданского общества, можно выделить следующие его основные свойства и черты. 1. Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов применительно к разным сферам их жизнедеятельности. Например, в плане экономической активности граждане реально обладают теми средствами, которые необходимы им для создания материальных благ. Более того, они свободны в выборе форм собственности, определении профессии и вида трудовой деятельности, а также в распоряжении результатами своего труда. Что касается социальной сферы, то граждане имеют возможность изменять свой социальный статус, страту, класс и т. д. Они вправе существовать самостоятельно, достаточно автономно от других граждан. В плане политической активности гражданин может придерживаться интересных ему и значимых для него установок и ценностей, критиковать существующий политический режим, участвовать и не участвовать в формировании государственной власти. Духовные интересы и устремления гражданина никем не могут быть ограничены. В целом ограничение активности гражданина возможно только через и посредством суда. 2. Гражданское общество — это открытое социальное образование, имеющее тенденцию для своего развития и совершенствования. Важная составляющая, обусловливающая данную тенденцию, заключается в том, что системообразующим фактором гражданского общества как социальной системы являются общегуманистические принципы. Гражданское общество, сформированное на данных принципах, способно и готово взаимодействовать с аналогичными образованиями в планетарном масштабе. Очевидно, что для сохранения своей целостности, функциональности и развития гражданское общество должно включать в себя подготовленных граждан, имеющих высокий уровень рациональной регуляции своего поведения и действия, высокий уровень социальной зрелости. Для новых поколений граждан, " включаемых" в гражданское общество, в последнем должны быть созданы структуры, обеспечивающие развитие у людей соответствующих черт и свойств. 3. Гражданское общество есть сложноструктурированное плюралистическое образование, способное воспроизводиться в разных направлениях, обеспечивающих полное и всестороннее проявление интересов граждан независимо от действий государства. Предполагается, что наличие многообразных общественных форм и институтов, таких как профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, потребителей, клубов по интересам и т. д., позволит раскрыть всю неповторимость человеческого существа. Например, в области экономики плюрализм проявляется в многообразии форм собственности. Применительно к социальной и политической сферам плюрализм означает наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя. Что касается духовной сферы, то здесь плюрализм предполагает разнообразие мировоззренческих воззрений у граждан, исключение идеологического единомыслия, терпимое отношение к различным религиозным и другим взглядам, если они не противоречат развитию самого гражданского общества и человека.
Таким образом, в гражданском обществе выделяются и закрепляются правомочия граждан и создаются " механизмы" их признания и обеспечения. Такими действиями гражданское общество демонстрирует государству способы совершенствования по пути к правовому государству. Более того, осуществляться данный процесс может совместно, т. е. правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство не может противостоять гражданскому обществу, оно создает условия для позитивного функционирования и развития последнего. В таком взаимодействии содержится гарантия разрешения возникающих противоречий между гражданским обществом и государством, гарантия исключения социальных катаклизмов. 6. Гражданское общество — это совокупность сообществ, ориентированных на конкретного человека, создающих атмосферу уважения к обычаям, традициям, гуманистическим идеалам, обеспечивающих свободу творческой и предпринимательской деятельности, обеспечивающих возможность достижения благополучия и реализации правомочий гражданина, вырабатывающих механизмы контроля за деятельностью государства. Обобщая выделенные нами черты и свойства гражданского общества, которые зафиксированы в имеющихся концепциях, сформулируем определение этого феномена. Гражданское общество — это совокупность индивидов, семейных, экономических, социальных, образовательных, духовных, религиозных и иных структур, функционирующих в конкретном обществе вне государственного вмешательства и формирующих в активном взаимодействии с государством развитые правовые отношения, " правила игры" для всех субъектов. Что касается нашей страны, то в настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся еще в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к таким рыночным отношениям, которые реально регламентируются законом, отсутствием широкого социального слоя собственников, а также не совсем эффективным механизмом защиты прав граждан. Противоречивость данной ситуации обусловлена и тем, что в Конституции РФ формально закреплены основополагающие положения гражданского общества. Так, в ст. 2 Конституции РФ зафиксирована следующая мысль: " Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Также в Конституции РФ провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуправления. Однако в реальности процесс становления гражданского общества в нашей стране только приобретает некие позитивные очертания. Во взаимоотношениях гражданского общества и государства, если эту связь рассматривать с философской точки зрения, много взаимообусловленного, взаимоограничивающего и взаимодетерминирующего. Исторически и содержательно взаимоотношения гражданского общества и государства можно представить в следующей логике: " гражданское общество — государство — правовое гражданское общество — правовое государство — развитое гражданское общество — общественное самоуправление". Изначально, как отмечал еще Аристотель, граждане формируют государственную власть, для чего, конечно, необходим определенный уровень обеспеченности людей, достаточно развитая экономика, соответствующий образовательный и культурный потенциал граждан. Так было в античной Греции. Другими словами, граждане в Древней Греции, составляющие тогдашнее гражданское общество, обладали достаточно высокой степенью правомочной или " свободной" активности. В рамках выражения своих интересов они формировали государственную власть, которая по отношению к гражданам, преследовавшим частные цели и интересы, выступала как сфера публично-властных отношений. При этом носители властных полномочий, составляющие аппарат государства, обязаны были руководствоваться интересами всех. Естественно, что в самом гражданском обществе от действий государственной власти, т. е. в результате деятельности таким образом сформированного государства, происходило совершенствование механизма утверждения и реализации правомочий самих граждан, гражданское общество становилось правовым. В нем начинали формироваться и утверждаться определенные мировоззренческие положения, которые основывались на равенстве всех друг перед другом. Была сформулирована и воплощалась в реальность диалектика справедливости и закона как материи и формы. Все это воспринималось гражданами и проявлялось в выводах о правовом государстве. Конечно, в то время сформировать правовое государство не представлялось возможным, ведь для его становления необходимо было не только создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры граждан, но и достичь такого уровня экономического развития, где действовала бы свобода экономической деятельности. В XX в. в ряде стран мира сложились социально-экономические обстоятельства такого уровня, что гражданские общества стали обладать практически всеми основами для формирования правового государства. Этот потенциал появился в ряде гражданских обществ Европы. Например, в Швеции в середине XX в. достаточно полно сформировались такие условия. В результате в стране было создано правовое государство. Словосочетание " правовое государство" обозначало, что в деятельности государственных органов на первом месте стоит право, а на втором — государственная власть. В социально-политической жизни это означало верховенство права в гражданском обществе и обществе вообще, во всех его сферах. Данный основополагающий принцип правового государства был закреплен в основном законе страны, что обусловило его нерушимость. Бесспорно, правовое государство представляет собой более многогранный феномен, который в процессе своего развития приобретает новые черты и свойства. Однако в любом варианте правовое государство организует и осуществляет свою деятельность во взаимоотношениях с гражданами и их различными объединениями только на основе учета правомочий граждан, причем таких, которые являются мерой свободы всех и каждого, реально служат интересам сообществ граждан, обществу в целом и государству, а их реализация не противоречит высшим моральным ценностям. В качестве такого регулятива выступает " золотое правило нравственности". В общем, реальная практика жизнедеятельности таких стран позволяет выделить перечисленные ниже черты и свойства взаимосвязи гражданского общества и государства.
Деятельность правового государства детерминирует формирование развитого гражданского общества. В плане философского анализа можно утверждать, что правовое государство является выражением сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность. Например, в современной Швейцарии многие вопросы общественного развития решаются самим гражданским обществом посредством референдумов, которые проходят регулярно, и граждане активно в них участвуют. Все это свидетельствует о том, что в данной стране присутствуют достаточно значимые компоненты развитого гражданского общества и проявляются тенденции общественного самоуправления. Подводя итог раскрытию поставленной темы, следует отметить, что такой феномен, как гражданское общество, пережил длительную эволюцию. Процесс этот продолжается и предоставляет ученым, мыслителям, политикам, юристам достаточно значимый материал, позволяющий увидеть перспективы развития и государства, и общества. Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга, они могут и обязаны существовать в единстве, обеспечивая позитивное развитие человечества. Что касается нашей страны, то у нас гражданское общество, как уже говорилось, находится на стадии формирования, но имеет тенденцию позитивного изменения в отношении развития как правового государства, так и всех составляющих общества в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|