Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пояснительная записка




 

                             

Пояснительная записка

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т. е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с умеренной степенью у/о, ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач: развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы: первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов;

второе направление – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

              Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса

                                  «Сенсорное развитие»:  

-фиксация взгляда на лице человека;

-фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки);  

-фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка); -

-прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся  по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад);  

-прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом;  

-узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др. );

-локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (на уровне плеча, талии);  

-прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука; -

-локализация неподвижного удаленного источника звука;

-соотнесение звука с его источником;

-нахождение одинаковых по звучанию объектов;

-адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;

-адекватная реакция на соприкосновение с материалами различными по температуре, фактуре, вязкости;  

-адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;

-адекватная реакция на давление на поверхность тела;

-адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела;

-адекватная реакция на изменение положения тела;

- адекватная реакция на положение частей тела;

-адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей;  

-различение свойств материалов: холодный, горячий (гладкий, шероховатый; мокрый, сухой; жидкий, густой; адекватная реакция на запахи;

- результат: узнавание/различение объектов по запаху;

- адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий);  

-узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др. );

-узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...