Пояснительная записка
Стр 1 из 6Следующая ⇒
Пояснительная записка Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т. е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с умеренной степенью у/о, ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы. Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач: развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы: первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов; второе направление – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»: -фиксация взгляда на лице человека; -фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки); -фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка); - -прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад); -прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом; -узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др. ); -локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (на уровне плеча, талии); -прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука; - -локализация неподвижного удаленного источника звука; -соотнесение звука с его источником; -нахождение одинаковых по звучанию объектов; -адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека; -адекватная реакция на соприкосновение с материалами различными по температуре, фактуре, вязкости;
-адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов; -адекватная реакция на давление на поверхность тела; -адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела; -адекватная реакция на изменение положения тела; - адекватная реакция на положение частей тела; -адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей; -различение свойств материалов: холодный, горячий (гладкий, шероховатый; мокрый, сухой; жидкий, густой; адекватная реакция на запахи; - результат: узнавание/различение объектов по запаху; - адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий); -узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др. ); -узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|