Список литературы по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»
Список литературы по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»
Публикации, использованные при составлении программы:
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых
проблем развития / Э. Дж. Айрес; (пер. с англ. Юлии Даре). – М.:
Теревинф, 2009. – 272 с.
2. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб. -метод. пособие / М.
Вентланд С. Е. Гайдукевич, Т. В. Горудко и др.; Науч. ред. С. Е.
Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с., ил.
3. Миненкова И. Н. Использование метода базальной стимуляции в
коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и (или)
множественными нарушениями психофизического развития / И. Н.
4. Миненкова // Обучение и воспитание детей в условиях центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб. -метод.
пособие / С. Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. – Мн: УО
«БГПУ им. М. Танка», 2007. – С. 69–74.
5. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-
развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и
родителей / С. Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др..; Науч. ред.
С. Е. Гайдукевич. 2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. - 144
с.: ил.
7. Рудакова Е. А. Содержание программно-методического материала
«Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями
развития» / «Образование детей с тяжелыми и множественными
нарушениями развития». Материалы международной научно-
практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и
множественными нарушениями развития» 27-29 ноября 2013 года /
Под научн. ред. Н. Н. Яковлевой – СПб., 2014. – 352 с.
8. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой
психического развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П.
Гаврилушкина и др.; Под ред. Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой. – СПб.:
ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с.
9. Программы для центров коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации. Сенсомоторное обучение: I – IV классы. – Минск, 2007.
10. Фишер Э. Планы и разделы учебной программы для детей с
особенностями в интеллектуальном развитии/ Э. Фишер. – Мн.:
Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви,
1999. – 256с.
11. Царёв А. М., Рудакова Е. А., Сухарева О. Ю. Дети с тяжелыми и
множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и
обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред.
Л. А. Головчиц: учебное пособие. - М., Логомаг, 2015. – 266 с.
12. Эллнеби И. Право детей на развитие / И. Эллнеби. – Мн. Н БелАПДИ –
«Открытые двери», 1997. – 131 с.
13. Эллнеби И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной
стимуляции для развития детей/ И. Эллнеби. – Мн.: Белорусский
Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999. –108 с.
Дополнительная литература:
1. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья / Под ред. Л. Б.
Баряевой, Ю. С. Галлямовой, В. Л. Жевнерова. – СПб.: ХОКА, 2007.
2. Учебные программы для центров коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации. - Минск, 2014.
Сенсорное развитие
1 класс
| Содержание
| I полугодие
| II полугодие
|
| I. Зрительное восприятие
Фиксация взгляда на лице человека.
|
|
|
| Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка:
- на уровне глаз;
- выше уровня глаз;
- ниже уровня глаз.
|
|
|
| Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа от ребенка:
- на уровне глаз;
- выше уровня глаз;
- ниже уровня глаз.
|
|
|
| Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном слева от ребенка:
- на уровне глаз;
- выше уровня глаз;
- ниже уровня глаз.
|
|
|
| Прослеживание взглядом за близко расположенным предметом:
- по горизонтали (вправо/влево);
- по вертикали (вправо/влево);
- по кругу (против часовой стрелки);
- вперед/назад.
|
|
|
| Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
|
|
|
| Узнавание цвета объектов:
- красный;
-синий;
-желтый;
-зеленый;
-черный.
|
|
|
| II. Слуховое восприятие
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:
-справа;
-слева.
|
|
|
| Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча:
-справа;
-слева.
|
|
|
| Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии:
-справа;
-слева.
|
|
|
| Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.
|
|
|
| Локализация неподвижного удаленного источника звука.
|
|
|
| Соотнесение звука с его источником.
|
|
|
| III. Кинестетическое восприятие
Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.
|
|
|
| Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:
-холодный;
-теплый.
|
|
|
| Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости:
-густой;
-жидкий;
-сыпучий.
|
|
|
| Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по состоянию:
-мокрый;
-сухой.
|
|
|
| Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре:
-гладкий;
-шероховатый.
|
|
|
| Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.
|
|
|
| Адекватная реакция на давление на поверхность тела.
|
|
|
| IV. Восприятие запаха.
Адекватная реакция на запахи.
|
|
|
| V. Восприятие вкуса.
Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам:
-горький, сладкий;
- кислый, соленый.
|
|
|
| Адекватная реакция на продукты, различные по консистенции:
-жидкий, твердый;
-вязкий, сыпучий.
|
|
|
Программно-методическое сопровождение:
Сенсорное развитие
| Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М: Просвещение, 2006.
Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. - М: Издательство «Книголюб», 2008 г.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М. Владос, 2004.
Краснощекова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты. – Ростов/нД: Феникс, 2007.
Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ. – М: АРКТИ, 2008.
Уфимцева Л. П., Шестова М. И. Использование Монтессори-материалов в работе со школьниками, имеющими нарушение интеллекта. Методические рекомендации. – Красноярск, 1999.
| Данное методическое пособие раскрывает основные подходы к сенсорному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих пониженные способности к обучению. Представлена авторская программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», предусмотренного Базисным учебным планом для учащихся 1—4 классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Представленные в пособии методические и практические разработки окажут помощь не только педагогам-психологам и дефектологам коррекционных учреждений, но и учителям начальных классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ для проведения индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности в учебе.
В пособии представлены игровые упражнения, задания, дидактические игры, подобранные по всем разделам сенсорного воспитания. Даны методические рекомендации по организации и содержанию работы, направленной на развитие психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников, имеющих отклонения интеллектуального развития. Адресовано психологам, учителям-дефектологам коррекционных учреждений, учителям начальных классов коррекционно-развивающего обучения.
В пособии представлена система дидактических игр и упражнений направленных на развитие и коррекцию познавательной деятельности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Адресовано учителям-дефектологам и воспитателям образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с проблемами в развитии.
В пособии подобраны игры и упражнения для тренировки процессов ощущения и восприятия у детей, начиная от младенчества и заканчивая младшим школьным возрастом. Основное внимание уделяется работе по развитию восприятия пространства, времени, величины и цвета. В книге подобраны методы диагностики процессов ощущения и восприятия. Рекомендовано психологам, педагогам.
В пособии представлены комплексы упражнений, практические рекомендации по использованию оборудования сенсорной комнаты. Подробное описание упражнений, направленных на стимулирование сенсорного развития детей. Адресовано психологам, дефектологам, воспитателям и педагогам дошкольных учреждений.
В предлагаемых рекомендациях обобщен опыт использования Монтессори-материалов при работе с младшими школьниками, имеющими нарушения интеллекта для стимуляции познавательной активности учащихся и коррекции нарушений сенсорно-перцептивной сферы. Рекомендовано для психологов, педагогов-дефектологов коррекционных школ.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: