Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список литературы по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»




Список литературы по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

 

Публикации, использованные при составлении программы:

1. Айрес  Э. Дж.  Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых

проблем развития / Э. Дж. Айрес; (пер. с англ. Юлии Даре). – М.:

Теревинф, 2009. – 272 с.

2. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб. -метод. пособие / М.

Вентланд  С. Е. Гайдукевич, Т. В. Горудко и др.; Науч. ред. С. Е.

Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с., ил.

3. Миненкова  И. Н. Использование метода базальной стимуляции в

коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и (или)

множественными нарушениями психофизического развития / И. Н.

4. Миненкова // Обучение и воспитание детей в условиях центра

коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб. -метод.

пособие / С. Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. – Мн: УО

«БГПУ им. М. Танка», 2007. – С. 69–74.

5. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-

 развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и

родителей / С. Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др..; Науч. ред.

С. Е. Гайдукевич. 2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. - 144

с.: ил.

7. Рудакова Е. А. Содержание программно-методического материала

«Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями

развития» / «Образование детей с тяжелыми и множественными

нарушениями развития». Материалы международной научно-

практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и

множественными нарушениями развития» 27-29 ноября 2013 года /

Под научн. ред. Н. Н. Яковлевой – СПб., 2014. – 352 с.

8. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой

психического развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П.

Гаврилушкина и др.; Под ред. Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой. – СПб.:

ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с.

 9. Программы для центров коррекционно-развивающего обучения и

реабилитации. Сенсомоторное обучение: I – IV классы. – Минск, 2007.

10. Фишер Э. Планы и разделы учебной программы для детей с

особенностями в интеллектуальном развитии/ Э. Фишер. – Мн.:

Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви,

1999. – 256с.

11. Царёв А. М., Рудакова Е. А., Сухарева О. Ю. Дети с тяжелыми и

множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и

обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред.

Л. А. Головчиц: учебное пособие. - М., Логомаг, 2015. – 266 с.

12. Эллнеби И. Право детей на развитие / И. Эллнеби. – Мн. Н БелАПДИ –

«Открытые двери», 1997. – 131 с.

13. Эллнеби И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной

стимуляции для развития детей/ И. Эллнеби. – Мн.: Белорусский

Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999. –108 с.

Дополнительная литература:

1. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья / Под ред. Л. Б.

Баряевой, Ю. С. Галлямовой, В. Л. Жевнерова. – СПб.: ХОКА, 2007.

2. Учебные программы для центров коррекционно-развивающего

обучения и реабилитации. - Минск, 2014.

              Сенсорное развитие

                              1 класс

  Содержание I полугодие II полугодие
    I. Зрительное восприятие Фиксация взгляда на лице человека.    
  Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка: - на уровне глаз; - выше уровня глаз; - ниже уровня глаз.    
  Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа от ребенка: - на уровне глаз; - выше уровня глаз; - ниже уровня глаз.    
  Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном слева от ребенка: - на уровне глаз; - выше уровня глаз; - ниже уровня глаз.    
  Прослеживание взглядом за близко расположенным предметом: - по горизонтали (вправо/влево); - по вертикали (вправо/влево); - по кругу (против часовой стрелки); - вперед/назад.    
  Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.    
  Узнавание цвета объектов: - красный; -синий; -желтый; -зеленый; -черный.    
   II. Слуховое восприятие Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха: -справа; -слева.    
  Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча: -справа; -слева.    
  Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии: -справа; -слева.    
  Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.    
  Локализация неподвижного удаленного источника звука.    
  Соотнесение звука с его источником.    
  III. Кинестетическое восприятие Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.    
  Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре: -холодный; -теплый.    
  Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости: -густой; -жидкий; -сыпучий.    
  Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по состоянию: -мокрый; -сухой.    
  Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре: -гладкий; -шероховатый.    
  Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.    
  Адекватная реакция на давление на поверхность тела.    
    IV. Восприятие запаха.   Адекватная реакция на запахи.    
  V. Восприятие вкуса.   Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам:  -горький, сладкий; - кислый, соленый.    
  Адекватная реакция на продукты, различные по консистенции: -жидкий, твердый; -вязкий, сыпучий.    

 


 Программно-методическое сопровождение:

Сенсорное развитие Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М: Просвещение, 2006.        Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. - М: Издательство «Книголюб», 2008 г.   Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М. Владос, 2004.     Краснощекова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты. – Ростов/нД: Феникс, 2007. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ. – М: АРКТИ, 2008.   Уфимцева Л. П., Шестова М. И. Использование Монтессори-материалов в работе со школьниками, имеющими нарушение интеллекта. Методические рекомендации. – Красноярск, 1999.   Данное методическое пособие раскрывает основные подходы к сенсорному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих пониженные способности к обучению. Представлена авторская программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», предусмотренного Базисным учебным планом для учащихся 1—4 классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Представленные в пособии методические и практические разработки окажут помощь не только педагогам-психологам и дефектологам коррекционных учреждений, но и учителям начальных классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ для проведения индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности в учебе. В пособии представлены игровые упражнения, задания, дидактические игры, подобранные по всем разделам сенсорного воспитания. Даны методические рекомендации по организации и содержанию работы, направленной на развитие психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников, имеющих отклонения интеллектуального развития. Адресовано психологам, учителям-дефектологам коррекционных учреждений, учителям начальных классов коррекционно-развивающего обучения. В пособии представлена система дидактических игр и упражнений направленных на развитие и коррекцию познавательной деятельности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Адресовано учителям-дефектологам и воспитателям образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с проблемами в развитии. В пособии подобраны игры и упражнения для тренировки процессов ощущения и восприятия у детей, начиная от младенчества и заканчивая младшим школьным возрастом. Основное внимание уделяется работе по развитию восприятия пространства, времени, величины и цвета. В книге подобраны методы диагностики процессов ощущения и восприятия. Рекомендовано психологам, педагогам. В пособии представлены комплексы упражнений, практические рекомендации по использованию оборудования сенсорной комнаты. Подробное описание упражнений, направленных на стимулирование сенсорного развития детей. Адресовано психологам, дефектологам, воспитателям и педагогам дошкольных учреждений. В предлагаемых рекомендациях обобщен опыт использования Монтессори-материалов при работе с младшими школьниками, имеющими нарушения интеллекта для стимуляции познавательной активности учащихся и коррекции нарушений сенсорно-перцептивной сферы. Рекомендовано для психологов, педагогов-дефектологов коррекционных школ.  

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...