Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Кинестетическое восприятие.




- Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

Методические рекомендации: для предупреждения появления у ребенка нежелательных влечений рекомендуем использовать в работе прикосновения в виде касания, поглаживания, похлопывания, сжимания, растирания и др. к голове и конечностям ребенка. Педагог должен выявить, какие прикосновения приятны ребенку, а что вызывает у него отрицательную реакцию. Когда ребенку неприятны прикосновения – он избегает воздействия раздражителя (отдергивает руку, вздрагивает, отодвигается, капризничает и т. д. ). Если у ребенка стойкая отрицательная реакция на данный вид воздействия, то нельзя его продолжать. Если ребенку нравятся ощущения, он стремится к их продолжению (подставляет руку, вокализирует в случае прекращения тактильного воздействия и т. д. ). Начинать работу следует с более легких прикосновений, которые учитель сопровождает спокойной, негромкой речью. При этом важно помнить, что доминировать должны возникающие у ребенка тактильные ощущения, а не слуховые. Эмоционально окрашенная речь (даже если ребенок не понимает обращенную речь) помогает ему принимать и положительно реагировать на ощущения, которые у него возникают. Постепенно прикосновения становятся разнообразнее и интенсивнее. Если ребенок возбужден, то прикосновения должны быть нежными, успокаивающими. Если же ребенок вялый, пассивный, то энергичные действия взрослого (похлопывание, растирание и т. д. ) должны стимулировать его активность.  

-Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

Методические рекомендации: педагог погружает руки ребенка в материал и помогает ему ощупать его. Рекомендуем установить у ребенка факт наличия  или отсутствия порога чувствительности при соприкосновении с теми или иными материалами. Воздействие должно быть щадящим, не резким, чтобы не напугать ребенка, не вызвать у него негативную реакцию.  

-Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов.

Методические рекомендации: рекомендуем начинать работу с использования вибрирующих игрушек, массажеров без звука. В дальнейшем можно применять бытовые приборы, камертон, музыкальное кресло, область гортани человека и др. Воздействие должно быть щадящим, непродолжительным по времени, не вызывающим у ребенка негативную реакцию. Нельзя прикладывать вибрирующие предметы в область живота.  

-Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.  

Методические рекомендации: рекомендуем начинать работу с кратковременных воздействий на разные участки тела ребенка (руки, ноги, спина, голова), делая между ними паузы для того, чтобы у ребенка была возможность прислушаться к своим ощущениям. Воздействие на поверхность тела должно быть щадящим, не резким, чтобы не вызвать у ребенка негативную реакцию. Интенсивность воздействия постепенно увеличивается и чередуется: сначала более легкие, затем сильные надавливания и наоборот. В работе используются различные предметы, например, мячи с разными поверхностями, массажеры и др.  

-Формирование адекватной реакции на положение тела.

  Методические рекомендации: ребенок принимает заданную позу либо в вертикальном (стоит, сидит), либо в горизонтальном положении (лежит на спине, на боку) самостоятельно или с помощью взрослого. Данное положение тела он удерживает в течение нескольких минут для того, чтобы у него была возможность «прислушаться» к своим ощущениям. –

-Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.   

Методические рекомендации: чтобы вызвать у ребенка реакцию на изменение положения своего тела в пространстве, его поворачивают, переворачивают его, кружат, наклоняют в стороны, поднимают, опускают, качают, катают в разном темпе. Для этого используют гамак, качели, вращающееся кресло и т. п. Не рекомендуется выполнять данные упражнения продолжительное время, а также с детьми с эпилепсией.  

-Формирование адекватной реакции на положение частей тела.

  Методические рекомендации: учитель берет руку (ногу) ребенка и выполняет сгибание, разгибание, отведение конечностей в стороны в разном темпе, с разной амплитудой, фиксируя на некоторое время это положение. Важно поочередно задействовать все суставы (лучезапястный, локтевой, плечевой, голеностопный, коленный, тазобедренный). При выполнении наклонов, поворотов головы ребенка необходимо быть предельно осторожными, выполнять упражнения в медленном темпе.

- Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

Методические рекомендации: с учетом психоэмоционального состояния ребенка на момент проведения занятия выбирается задача: либо успокоить ребенка, либо активизировать его. В качестве поверхностей используются: мягкий матрац, твердая кушетка, шариковый бассейн, водный бассейн и т. д. На начальном этапе следует ограничить время соприкосновения тела с поверхностью несколькими минутами. За это время ребенок должен успеть прислушаться к ощущениям своего тела. Для большей сосредоточенности на ощущениях рекомендуем выполнять упражнение в отдельной комнате, в тишине, желательно с закрытыми глазами. Положение тела может быть разным: сначала ребенок ложится на живот, затем на спину, на бок. Одежда у ребенка должна быть удобной, эластичной, не сковывающей движения частей тела.  

-Формирование умения различать свойства материалов.

  Методические рекомендации: работа с ребенком проводится в игровой форме с использованием различных материалов, например: жидкий/густой клейстер, холодная/горячая вода и т. д. Ребенок знакомится со свойствами материалов в процессе соприкосновения с ними (погружает руки в материал,  зачерпывает, переливает, гладит по поверхности и др. ). Ребенок учится играть в такие дидактические игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай, что это? » и т. п. Сначала ребенок рассматривает, называет и ощупывает один предмет (материал) с открытыми, а затем закрытыми глазами. Он запоминает ощущения, возникающие от соприкосновения с этим предметом (материалом). На другом занятии ему сразу предлагают ощупать предмет (материал) с закрытыми глазами и назвать его или выбрать такой же из нескольких предложенных. На следующих занятиях подобная работа проводится с другими предметами (материалами). Упражнения на определение свойств различных материалов могут проводиться как в естественных ситуациях, так и на специально организованных занятиях. Ребенку предлагают потрогать материалы (объекты) и определить их свойства. Для определения отдельного свойства материала необходимо использовать один и тот же материал, например, для определения температуры используют холодную и горячую воду, для определения фактуры материала, например, гладкую и шероховатую деревянные доски. IV. Восприятие запаха.  

-Формирование адекватной реакции на запахи.

  Методические рекомендации: источник запаха должен находиться в непосредственной близости от носа, при этом педагог удерживает источник запаха на расстоянии 10-15 см. Важно помнить, что длительное воздействие на обонятельный анализатор может вызвать пресыщение. Предлагаемые ребенку запахи должны быть не резкими. Рекомендуется использовать фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную пасту, мягкое арома-масло и др.  

-Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.

Методические рекомендации: ребенку предъявляют объект и дают его понюхать. Запахи пищевых продуктов желательно подкреплять вкусовыми ощущениями. Начинать работу следует со знакомых ребенку запахов: фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную пасту и др. Сначала ребенок рассматривает, называет и нюхает один объект и запоминает его запах. На другом занятии ему предлагают понюхать объект с  закрытыми глазами и назвать его или выбрать из нескольких предложенных. На следующих занятиях подобная работа проводится с другими объектами.

V. Восприятие вкуса.  

-Формирование адекватной реакции на продукты.

Методические рекомендации: начинать работу нужно со знакомых продуктов, предпочитаемых ребенком в еде. Ребенку дают один и тот же продукт (небольшими кусочками), но разный по вкусовым качествам, например, сладкое яблоко, кислое яблоко. В дальнейшем необходимо использовать продукты, редко употребляемые ребенком, предлагая их сначала малыми дозами.  

-Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу.

Методические рекомендации: сначала ребенка учат соотносить один продукт с его вкусом. Затем ребенку показывают и дают попробовать два продукта, вкус которых ему знаком (например, яблоко и колбаса). После этого ему дают попробовать кусочек одного из продуктов (не показывая его). Ребенок должен узнать по вкусу продукт.  

-Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества  продуктов.   

Методические рекомендации: ребенку малыми дозами предлагают попробовать продукты с различными вкусовыми качествами, при этом учитель называет их. Затем ребенок пробует и сам называет вкусовое качество продукта. Если ребенку доступно освоение более сложного учебного материала, его учат различать дополнительные вкусовые качества продуктов: острый, фруктовый и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...