Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Педагогическая психология как наука




ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА

 

Г.С. Помаз

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

ДИСЦИПЛИНЫ

 

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

Ростов-на-Дону

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогическая психология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология.

Учебно-методический комплекс включает учебно-тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, содержание самостоятельной работы студентов, список основной и дополнительной литературы по дисциплине, перечень контрольных вопросов по дисциплине, контрольные задания для студентов заочного отделения, перечень тем рефератов.

 

 

Составитель: ст. преподаватель Помаз Г.С.

 

 

Рецензент: канд. псих. н., доц. Габдулина Л.И.,

канд. псих. н., доц. Масликова Ж.В.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.................................................................................................. 4

1. Учебно-тематический план дисциплины....................................... 5

2. Учебная программа дисциплины.................................................... 6

2.1 Содержание программы.............................................................. 6

2.2 Информационно-методическое обеспечение курса............... 21

3. Планы проведения семинарских занятий...................................... 23

4. Самостоятельная работа студентов............................................... 27

4.1 Пояснительная записка................................................................ 27

4.2 Темы и разделы, вынесенные на самостоятельную

подготовку..................................................................................... 27

5. Рефераты по курсу «Педагогическая психология».................... 29

5.1 Пояснительная записка................................................................ 29

5.2 Темы рефератов............................................................................ 29

6. Контрольные работы........................................................................ 31

6.1 Пояснительная записка................................................................ 31

6.2 Варианты контрольных работ для студентов

заочной формы обучения........................................................... 31

7. Контрольные вопросы по курсу

«Педагогическая психология»....................................................... 33

8. Словарь ключевых терминов и понятий....................................... 35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной подготовке специалистов психологов все более значимое место занимают смежные науки, в частности, педагогическая психология. Педагогическая психология, являясь пограничной дисциплиной между психологией и педагогикой, позволяет решить многие проблемы, связанные с деятельностью психологов в образовательных учреждениях. Педагогическая психология позволяет приблизить академическую науку психологию к педагогической практике, способствует становлению специалиста и созданию возможностей для работы в детском саду, школе, ПТУ, вузе и других образовательных учреждениях.

Учебная дисциплина преследует цель систематически изложить основные проблемы педагогической психологии как специфической отрасли психологического знания, находящегося на стыке двух наук – психологии и педагогики.

Основные задачи курса:

1. Познакомить студентов с современными отечественными и зарубежными теориями в области педагогической психологии.

2. Раскрыть специфику учебной деятельности субъектов учения.

3. Описать оптимальные условия осуществления педагогической деятельности.

4. Раскрыть проблемы осуществления взаимодействия между участниками образовательного процесса.

5. Дать сравнительный анализ традиционной и инновационной стратегии организации образования.

Курс для студентов специальности 020400 «Психология» рассчитан на 100 часов. Для очной формы обучения: 54 аудиторных часа (36 – лекции; 18 – семинарские занятия), 46 – самостоятельная работа.

Занятия завершаются сдачей зачета.

Для заочной формы обучения: 16 аудиторных часов (10 – лекции, 6 – семинарские занятия), 84 – самостоятельная работа. В межсессионный период выполняется контрольная работа.

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Наименование тем Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Семинары
1. История становления и специфика педагогической психологии. 2. Педагогическая психология как наука. 3. Единство и взаимосвязь обучения и развития в образовательном процессе. 4. Характеристика педагога как субъекта педагогической деятельности. 5. Обучающийся субъект учебной деятельности. 6-7.Особенности обучения младшего школьника. 8-9.Учебная деятельность подростка. 10-11.Психологические особенности обучения старшего школьника. 12-13.Психология учения студентов. 14.Общая характеристика педагогической деятельности. 15.Стиль педагогической деятельности. 16.Взаимодействие субъектов образовательного процесса. 17.Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. 18.Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования.   2/1   2/1   2/2   2/2     2/2     2/2   2/2   2/2     2/2       2/2   /     2/2 2/4   3/6   3/6   2/4 3/6 4/7 4/7   4/7 4/7   3/6 3/6   3/6   4/6   4/6
Итого:   36/ 18/6 46/
           

 

Примечание:

-числитель – очная форма обучения,

-знаменатель – заочная форма обучения.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Содержание программы

 

Тема 1. История становления и специфика

Педагогической психологии

 

Место педагогической психологии среди других человековедческих наук. Педагогическая психология как отрасль общепсихологического знания, выделенная по основанию «конкретная деятельность». Связь педагогической психологии с другими науками.

Исторические предпосылки формирования педагогической психологии как науки. Изучение особенностей памяти и научения в ассоциативной психологии. Эмпирические данные экспериментов Г. Эббингауза по исследованию процесса забывания. Теория проб и ошибок Э. Торндайка. Разработка целостной концепции научения в бихевиоризме Д. Уотсона. Изучение З. Фрейдом категории бессознательного и стадиальности развития «Я». Теория поля К. Левина. Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже. Акцент на знании и информированности в когнитивной психологии Г. Найссера, Д. Брунера. Гуманистический подход к обучению в теории А. Маслоу. Теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. Отечественные теории трактовки учения.

Этапы становления педагогической психологии как науки. Первый этап (сер. 17 – конец 19 вв.) – общедидактический, который характеризуется доминированием механистических представлений и умозрительным характером теоретических представлений.

Второй этап (конец 19 – сер. 20 вв.) характеризуется появлением педологии, объективных методов измерения, распространением школьных лабораторий и экспериментально-педагогических систем и программ.

Третий этап (50-е гг. 20 в. – наст. время). Характеризуется созданием собственно психологических теорий обучения в работах Б. Скиннера, Д. Дьюи, П. Дункера, П. Гальперина, Н. Талызиной, Д. Эльконина, В. Давыдова и других.

Тема 2. Педагогическая психология как наука

 

Объект и предмет педагогической психологии. Отличие предмета педагогической психологии от предмета возрастной психологии. Связь педагогики и психологии. Расширение предмета педагогической психологии на современном этапе.

Характеристика задач педагогической психологии.

Структура педагогической психологии, включающая:

- психологию образовательной деятельности, как единство учебной и педагогической деятельности;

- психологию учебной деятельности и ее субъекта;

- психологию педагогической деятельности;

- психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Характеристика методов исследования в педагогической психологии: наблюдение, самонаблюдение, беседа, интервью, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование.

Методологические принципы педагогической психологии:

1 принцип – понимание психики как деятельности,

2 принцип – социальной природы законов психического развития человека,

3 принцип – единства внешней материальной деятельности и внутренней психической.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...