Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 16. Взаимодействие субъектов образовательного процесса




 

Понятие взаимодействия как одна из базисных философских категорий. Активность как основная характеристика любого взаимодействия. Осознанность и целеположенность во взаимодействии людей.

Понятие взаимодействия в образовательной системе. Характеристика различных организационных форм учебно-педагогического взаимодействия. Субъектно-субъектная форма учебного взаимодействия. Понятие психологического контакта во взаимодействии. Механизм «заражения» как основа эмоционального сопереживания. Механизм интеллектуального содействия как основа контакта взаимодействующих сторон.

Сотрудничество как современная тенденция. Основные линии сотрудничества в учебном процессе. Специфика учебного сотрудничества с разными людьми.

Сравнительная характеристика индивидуальной работы и специально организованного учебного процесса в форме сотрудничества. Продуктивность триады по сравнению с диадой.

Влияние сотрудничества на учебную деятельность. Исследования Г.А. Цукермана и его анализ преимуществ сотрудничества.

Требования к совместному учебному действию. Развитие рефлексии как результат положительного влияния группового сотрудничества. Приемы учебного сотрудничества. Фазы сотрудничества.

 

Тема 17. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса

 

Понятие педагогического общения как форма учебного сотрудничества между учителем и учеником. Специфика педагогического общения: полиобъектная направленность, наличие, кроме обучающей функции, воспитывающей фасилитативной функции.

Понятие и виды педагогических ситуаций. Проблема выделения структурной единицы педагогического общения.

Уровневая структура педагогического общения по Я. Яноушеку.

Коммуникативная задача как функциональная единица общения. Характеристика коммуникативных задач с позиции говорящего и с позиции слушающего.

Понятие затруднений или «барьеров» педагогического общения. Характеристика позитивных и негативных функций затруднений в общении по А.К. Марковой. Классификация затруднений в рамках общепсихологической интерпретации на смысловые, эмоциональные, когнитивные, тактические. Разделение затруднений с точки зрения деятельностного подхода на мотивационные и операциональные.

Характеристика следующих затруднений в педагогическом общении: этно-социокультурных, статусно-позиционно-ролевых, возрастных, индивидуально-психологических, деятельностных, межличностных отношений.

Взаимооценка затруднений учителями и учащимися. Влияние педагогических затруднений на педагога.

 

Тема 18. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования

Тенденции изменения современной школы и задачи интеллектуального воспитания учащихся. Идея «личностно-ориентированного обучения». Перерастание задач обучения в задачи воспитания в антропоцентричной школе. Права и интересы ребенка как отправная точка в выстраивании антропоцентричной школы. Необходимость пересмотра основных компонентов школьного образования. Изменение назначения образования, содержания образования, критериев эффективности форм и методов обучения, роли школьного учебника, функций учителя в современной школе.

Характеристика основных психологически ориентированных моделей школьного обучения: свободная модель, диалогическая модель, личностная модель, обогащающая модель, развивающая модель, активизирующая модель, формирующая модель.

Изменение задач интеллектуального воспитания детей в современной школе. Характеристика стратегий работы по дифференциации детей – внешняя дифференциация в форме отсева и внешняя дифференциация в форме селекции.

Внутренняя дифференциация обучения на основе индивидуализации учебной деятельности как альтернатива внешней дифференциации. Система обучения Ю.Д. Бабаевой и результаты ее применения в начальной школе. Интеллектуальное воспитание подростков в исследованиях Р. Фейерштейна.

Критерии интеллектуальной воспитанности. Проблемы формирования базовых интеллектуальных качеств личности, таких, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность склада ума. Готовность учителя к решению задач интеллектуального воспитания учащихся.

 

Информационно-методическое обеспечение курса

 

Основная литература:

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

5. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М., 1975.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002.

7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

8. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1972.

9. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1979.

10. Психология / Под ред. Р.С. Немова, книга 2 «Психология образования». – М., 1994.

11. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – М., 1999.

12. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. – М., 1994.

13. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 1998.

 

Дополнительная литература:

1. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. – М., 1959.

2. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка / Вопросы психологии. – 1969. – № 1.

3. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.

4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1996.

5. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. – М., 1983.

7. Лисовский В.Т. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов. – М., 1978.

8. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 1977.

9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983.

10. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1998.

11. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – Питер, 2000.

12. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.

13. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М., 1995.

14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

 

 


ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинар 1. Педагогическая психология как наука.

1. Место педагогической психологии в системе человековедческих наук.

2. Исторические предпосылки возникновения педагогической психологии.

3. Этапы становления педагогической психологии.

4. Объект и предмет педагогической психологии.

5. Задачи педагогической психологии.

6. Структура педагогической психологии.

7. Методы исследования в педагогической психологии.

8. Методологические принципы педагогической психологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...