Словарь ключевых терминов и понятий
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Авторитарность – социально-психологическая характеристика стиля руководства, проявляющаяся в сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, в устранении других людей от решения важнейших вопросов совместной деятельности, в подавлении их инициативы, в воздействии на них преимущественно мерами принуждения. Авторитет – признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях. Аграфия – нарушение письма, возникающее при различных расстройствах речи. Адаптация социальная – процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Барьер смысловой – несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа у партнёров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия. Барьер психологический – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду. Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Делинквент – субъект, чьё отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.
Дидактогения – вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя негативное психическое состояние учащегося, отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Задержка психического развития – особый тип аномалии психического развития ребёнка, отличающийся снижением работоспособности, затруднением усвоения навыков чтения, письма, счёта, лёгким нарушением памяти, внимания и речевой функции. Затруднение в общении – субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации планируемого общения вследствие неприятия партнёра общения, его действий, непонимания текста, непонимания партнёра, изменения коммуникативной ситуации. Зона ближайшего развития – расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого. Игра деловая – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики. Идеал нравственный – представление о достойном подражания, образцовом человеке, особенностях его личности, поведения и отношений с людьми. Младший школьный возраст – возраст 6-10-летних детей, обучающихся в 1-4-ом классах школы, в котором у ребёнка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Обучающий эксперимент – разновидность естественного эксперимента, отличительная особенность которого состоит в том, что психические явления, составляющие предмет изучения, не только вызываются, но и формируются в условиях опыта. Обучение – целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, Вуза, сообщества.
Обученность – совокупность всех характеристик психического развития, которые являются результатом предыдущего обучения. Одарённость – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Педагогическая деятельность – воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Педагогическая психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности. Педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Педагогические умения – совокупность самых различных действий учителя, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности, выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции. Педагогические способности – проявления особой чувствительности к объекту, процессу и результатам педагогической деятельности. Подростковый возраст – период развития детей от 11-12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту. Предмет педагогической психологии – факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития ребёнка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. Проблемное обучение – система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.
Программированное обучение – система теоретических представлений и организационных форм, обеспечивающих возможности самостоятельного приобретения знаний и навыков различными категориями учащихся. Психологическая готовность к школьному обучению – комплекс психических качеств, необходимых ребёнку для успешного начала обучения в школе. Психология обучения – область педагогической психологии, изучающая закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных психологических новообразований учащихся в ходе обучения. Сензитивность возрастная – присущий определённому возрастному периоду ребёнка оптимальный характер развития определённых психических свойств и процессов. Сотрудничество – гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. Социальная ситуация развития – система отношений ребёнка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Уровень актуального развития – наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемого с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно. Усвоение – процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных, общественно выработанных способностей, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности. Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщённых по форме теоретических знаний. Учение – процесс приобретения и закрепления способов деятельности индивида. Юношеский возраст – период жизни и развития человека от 15 до 18 лет, что соответствует возрасту учащихся 9-11 классов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|