Темы 8 – 9. Учебная деятельность подростка
Изменения в психике ребенка в подростковом периоде: перестройка познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления, возникновение рефлексии, произвольность, способность к саморегуляции. Проблемы, связанные с переходом детей из начальной школы в среднюю. Потеря ведущего значения учебной деятельности в жизни подростка. Снижение интереса к учебе на рубеже четвертых-пятых классов и связь этих негативных проявлений с особенностями работы конкретных педагогов. «Мотивационный вакуум» как показатель перемен в мотивационной сфере личности младших подростков. Формирование статуса ученика в системе межличностных отношений класса. Тенденция к сохранению неблагополучного статуса. Формирование «стихийных детских норм», связанных с качествами «настоящего товарища». Кризис самооценки в младшем подростковом возрасте. Методики диагностики готовности к обучению в средней школе. Адаптация пятиклассников к новым учителям. Проблема совпадения стилей руководства учащимися у классного руководителя начальной школы и средней школы. Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте. Развитие теоретического мышления, умения абстрагироваться, рассуждать в чисто словесном плане. Появление способности оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи. Появление интереса к философским проблемам, становление мировоззрения. Зависимость развития процессов восприятия и памяти от обучения, возрастание его сложности. Качественная перестройка в организации мнемических процессов – отказ от дословного заучивания и рост произвольного запоминания. Освоение мнемических приемов, развитие логической памяти. Возникновение проблем с запоминанием, связанных с увеличением количества информации и жалобы на плохую память.
Смена доминирующего значения памяти в структуре познавательных процессов и передача этой функции мышлению. Развитие воображения в подростковом возрасте в виде стремления к творчеству. Выполнение фантазией регуляторной функции – перевод неудовлетворенных потребностей и желаний подростка в мир фантазий. Развитие навыков чтения в подростковом возрасте, а также монологической и диалогической речи под воздействием обучения. Влияние на развитие речи подростков их особенностей мышления. Причины снижения успеваемости в подростковом возрасте. Приоритет личностных проблем над проблемами успеваемости в подростковом возрасте. Отсутствие адекватной мотивации учения как одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости. Сочетание «обвиняющей» позиции учителей и «самообвиняющей» позиции детей как препятствие для развития личности подростка. Две группы психологических причин, лежащих в основе неуспеваемости. К первой группе относятся: а) несформированность приемов учебной деятельности, б) недостатки развития психических процессов, особенно мышления, в) неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности. Ко второй группе причин неуспеваемости относятся недостатки в развитии мотивационной сферы, которые могут проявляться в чувстве неуверенности в себе, в доминирующем влиянии мотивов «избегания неприятностей». Пути повышения мотивированности – формирование учебных интересов, правильный выбор характера и формы порицаний и поощрений отстающего ученика.
Темы 10 – 11. Психологические особенности обучения Старшего школьника
Общая характеристика юношеского возраста. Усложнение внутриклеточного строения мозга и аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Формирование «психологической готовности» к вступлению во взрослую жизнь как основная задача развития личности в старшем школьном возрасте. Самоопределение школьников как центральное новообразование юношеского возраста. Главный признак этого явления – потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека. Неравномерность развития как характерный момент развития старшеклассников. Переживание «кризиса идентичности» в юношеском возрасте. Варианты формирования идентичности по Д. Марше. Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте. Позитивный и негативный потенциал таких исканий. Два варианта поиска смысла жизни: умозрительный и «лихорадочная, некоординированная» активность. Формирование реалистичного представления о мире и о самом себе к концу старшего школьного возраста. Проблема восприятия психологического времени. Оптимальный вариант личностного развития, предполагающий относительную преемственность прошлого, настоящего и будущего «Я» в сочетании с продуктивным поступательным изменением. Кризисные формы взросления, при которых нарушается преемственность психологического времени и переоценивается какой-либо временной период. Две противоположные тенденции развития юношеского общения: расширение его сферы, с одной стороны, и растущая индивидуализация – с другой. Эгоистичность юношеской общительности как источник создания взаимной напряженности в отношениях. Исследования В.Э. Пахальяном отношений старшеклассников с взрослыми. Доминирующая роль сверстников перед взрослыми в общении старшеклассников. Качественно новое содержание учебной деятельности старшеклассников. Изменение учебной мотивации, превращение учебной деятельности в средство реализации жизненных планов. Формирование особой формы учебной деятельности, включающей элементы анализа профессиональной направленности, личностного самоопределения. Основное психологическое новообразование – умение школьника составлять жизненные планы и искать средства их реализации. Развитие мышления в юношеском возрасте. Прогрессирующее развитие теоретического мышления, способность размышлять на отвлеченные темы. Тенденция интеллектуализации всех познавательных процессов.
Исследование И. Коном половых различий в развитии познавательной сферы юношей и девушек. Превалирование у девочек художественно-гуманитарных интересов над естественнонаучными, меньшая определенность и дифференцированность познавательных интересов девочек по сравнению с мальчиками. Развитие творческих способностей в юношеском возрасте. Развитие дивергентного мышления как показатель индивидуальных различий между юношами. Исследование личностных свойств творческих людей – взрослых и юношей, которое провели М. Парлоф и Л. Датта. Различие личностных свойств творчески одаренных юношей в зависимости от основной сферы их деятельности. Отсутствие статистически достоверной связи творческих достижений с учебной успеваемостью в школе. Связь индивидуального стиля умственной деятельности старшеклассников с типом нервной системы. Необходимость дифференцированного подхода учителей к обучению школьников с разным уровнем интеллектуального развития. Развитие эмоций в юношеском возрасте. Юность как возраст специфической эмоциональной сензитивности. Развитие не только предметных чувств, но и обобщенных, например, чувство прекрасного, чувство трагического, чувство юмора и т.д. Формирование чувства взрослости. Идеализация друзей и самой дружбы. Потребность в любви и интимной человеческой близости. Анализ мотивов первого сексуального сближения. Связь между сексуальным поведением и успехами или неудачами в учебе. Мотивы асоциального поведения в юношеском возрасте. Понятия девиантного поведения, делинквентного поведения, аддиктивного поведения. Анализ мотивов делинквентного поведения. Исследования В.В. Лунеевым и Г.Б. Русиновым особенностей криминальной мотивации. Фрустрированность потребности в уважении как одна из причин противоправного поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|