Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 2. Развивающее обучение в отечественной психологии.




1. Соотношение обучения и учения.

2. Характеристика подходов к соотношению обучения и развития.

3. Движущие силы психического развития.

4. Развитие интеллекта как характеристика психического развития.

5. Развитие личности как характеристика психического развития.

6. Развитие видов деятельности как характеристика психического развития.

7. Развивающее обучение по системе Занкова.

8. Развивающее обучение по системе Давыдова.

 

Семинар 3. Характеристика субъектов педагогической

Деятельности.

1. Показания и противопоказания к выбору профессии педагога.

2. Структура субъектных свойств педагога.

3. Характеристика синдрома эмоционального сгорания.

4. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога.

5. Характеристика педагогических способностей.

6. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности.

7. Особые требования к учителю дошкольной и младшей школьной ступени образования.

8. Обучающийся как субъект учебной деятельности. Периодизация по Ананьеву.

9. Выделение возрастных периодов развития в теории Л.С. Выготского.

10. Критерии выделения возрастных периодов по Эльконину и Давыдову.

11. Характеристика понятий «обучаемость» и «обученность», показатели обучаемости.

12. Характеристика позитивного и негативного стиля учебной деятельности.

 

Семинар 4. Психологические особенности обучения младшего

Школьника.

1. Общая характеристика младшего школьного возраста.

2. Понятие и характеристика готовности к школе.

3. Особенности обучения сильного ученика.

4. Причины и виды неуспеваемости в младшем школьном возрасте.

5. Развитие произвольности в младшем школьном возрасте.

6. Восприятие в младшем школьном возрасте.

7. Внимание в младшем школьном возрасте.

8. Память в младшем школьном возрасте.

9. Воображение в младшем школьном возрасте.

10.Мышление в младшем школьном возрасте.

11.Развитие личности в младшем школьном возрасте.

12.Мотивация учения.

 

Семинар 5. Психологические особенности обучения подростка.

1. Психологические проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю.

2. Психологические новообразования личности младшего подростка.

3. Диагностика готовности к обучению в средней школе.

4. Адаптация к новым учителям.

5. Развитие мышления в подростковом возрасте.

6. Развитие восприятия и памяти в подростковом возрасте.

7. Развитие воображения в подростковом возрасте.

8. Развитие речи в подростковом возрасте.

9. Причины снижения успеваемости в подростковом возрасте.

Семинар 6. Психологические особенности старшего школьного

Возраста.

1. Общая характеристика возраста.

2. Задачи развития личности в старшем школьном возрасте.

3. Характеристика вариантов взросления.

4. Поиск смысла жизни.

5. Восприятие психологического времени.

6. Общение в старшем школьном возрасте.

7. Развитие мышления в старшем школьном возрасте.

8. Развитие творческих способностей в старшем школьном возрасте.

9. Развитие эмоций в старшем школьном возрасте.

10. Мотивы асоциального поведения в старшем школьном возрасте.

 

Семинар 7. Психологические особенности студенческого возраста.

1. Общая характеристика возраста ранней зрелости.

2. Студент как субъект учебной деятельности.

3. Особенности развития личности студента.

4. Требования к студентам разных специальностей.

5. Адаптация студентов к условиям Вуза.

6. Изменения в развитии студента при переходе с курса на курс.

7. Типология студентов В.Т. Лисовского.

8. Успешность обучения студентов.

9. Характеристика мотивов учебной деятельности студентов.

10.Индивидуально-психологические особенности личности студентов.

11.Стиль учебной деятельности.

 

Семинар 8. Характеристика педагогической деятельности и ее

Основные стили.

1. Возникновение и развитие педагогической деятельности в истории человеческого общества и ее основные формы.

2. Характеристика педагогической деятельности и уровней ее продуктивности.

3. Предметное содержание педагогической деятельности.

4. Виды мотивов педагогической деятельности и их характеристика.

5. Характеристика педагогической деятельности по Марковой.

6. Типологический анализ урока и его виды.

7. Определение стиля деятельности и его основные типы.

8. Понятие стиля педагогической деятельности и его основные виды.

9. Стили педагогического общения по Кан-Калику.

10.Стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера.

11.Типология профессиональных позиций учителей М. Талена.

12.Модели поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях.

13.Коммуникативные приемы, способствующие установлению оптимального педагогического общения.

 

Семинар 9. Учебно-педагогическое сотрудничество как способ

Решения задач обучения и воспитания обучающихся.

1. Понятие учебного сотрудничества и его влияние на деятельность.

2. Приемы учебного сотрудничества и его фазы.

3. Понятие и специфика педагогического общения.

4. Уровневая структура общения по Я. Яноушеку.

5. Общая характеристика затруднений в общении и способы их классификации.

6. Характеристика областей педагогических затруднений.

7. Понятие личностно-ориентированного обучения и постановка задач интеллектуального воспитания учащихся.

8. Изменение основных компонентов школьного образования.

9. Основные психологически ориентированные модели обучения.

10.Характеристика стратегий дифференциации детей по особенностям их интеллектуального развития.

11.Критерии интеллектуальной воспитанности, проблемы их диагностики и развития.

 

 


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

Пояснительная записка

 

На дневных и заочных отделениях значительная часть учебной работы по всем предметам планируется на межсессионный период. Осуществляется она студентом самостоятельно в соответствии с указаниями кафедр. Выполнение ее студентами является важным этапом их подготовки к психологической деятельности.

На самостоятельное изучение выносятся те темы и разделы курса, которые не вошли в основную программу или рассматривались на лекциях и семинарских занятиях недостаточно подробно.

Студенты получают перечень тем для самостоятельного изучения и в соответствии с предложенным списком основной и дополнительной литературы осуществляют подготовку.

 

№ п/п Темы и разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку Кол-во часов Форма контроля

       
  Понятие образования как многоаспектный феномен. 1/2 Зачет
  Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса. 1/2
  Теории учения и их роль в организации современного образования. 1/2
  Основные дидактические концепции. 1/2
  Виды, методы и особенности традиционного обучения. 1/2
  Научение детей в младенческом и раннем возрасте. 1/2
  Психологические основы обучения дошкольников. 1/2
  Учебная деятельность как специфический вид деятельности. 1/2
  Проблемы учебной мотивации. 1/2
  Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности. 1/2
  Стратегии формирования новых знаний и способностей. 2/3
  Психологические факторы, влияющие на процесс обучения. 2/3
  Методы обучения как способы конструирования учебной информации. 2/3
  Технические средства обучения. 2/4
  Групповые формы активных методов обучения. 4/6
  Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности. 1/2
  Психологические особенности разрешения педагогических ситуаций. 1/2 Зачет
  Профессиональное самосознание учителя как фактор эффективности педагогической деятельности. 2/4
  Пути перестройки, коррекции и совершенствования педагогической деятельности. 2/3
  Педагогическое руководство детскими группами и коллективами. 1/2
  Стиль и методы руководства педагогическим коллективом. 1/2
  Пути повышения эффективности деятельности педагогического коллектива. 2/4
  Психологические теории воспитания. 2/4
  Цели, средства и методы воспитания. 2/4
  Общение и воспитание. 1/2
  Семья и воспитание. 1/2
  Коллектив и развитие личности. 1/2
  Изменение задач и методов воспитания с ростом и развитием личности ребенка. 4/6
  Средства стимулирования обучения и воспитания детей. 1/2
  Условия эффективности педагогической оценки. 1/2
  Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка. 1/2
  Всего: 46/

 


РЕФЕРАТЫ ПО КУРСУ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Пояснительная записка

Реферат является одной из форм самостоятельной работы студентов по изучению содержания курса «Педагогическая психология».

Целью их выполнения является более глубокое знакомство студентов с некоторыми вопросами, отражающими современные представления в области рассматриваемой дисциплины, а также закрепление навыков работы с психологической литературой.

Все это должно способствовать расширению научного кругозора студента, повышению его теоретической подготовки, формированию самостоятельности мышления.

 

Указания к написанию реферата:

Реферат должен отражать проблематику выбранной темы.

Структура реферата предполагает наличие следующих частей: оглавление, введение, обоснование актуальности темы, анализ ее разработанности, изложение материалов теоретических исследований по выбранной теме, анализ перспективности дальнейших исследований, заключение и выводы.

Желательным при написании реферата является выражение студентом собственного отношения к идеям, изложенным в реферате.

 

Темы рефератов

1. Основные проблемы современной педагогической психологии.

2. История психолого-педагогических учений и исследований.

3. Психолого-педагогический эксперимент как метод педагогической психологии.

4. Отличие обучения от воспитания.

5. Виды и механизмы научения.

6. Связь психического развития и созревания организма.

7. Психологическая теория проблемного обучения.

8. Формы организации учебной деятельности.

9. Теория поэтапного формирования знаний, умений, умственных действий.

10. Теория формирования научных понятий у школьников.

11. Психологические проблемы развивающего обучения.

12. Психологические проблемы обучения одаренных детей.

13. Развивающее значение детских игр.

14. Проблемы диагностики готовности детей к обучению в школе.

15. Характеристика компонентов психологической готовности детей к обучению в школе.

16. Психологические требования к методике организации урока в начальных классах школы.

17. Адаптационные трудности первоклассников.

18. Значение домашней учебной работы для развития детей.

19. Психологический анализ причин неуспеваемости детей младшего школьного возраста.

20. Мотивация профессионально ориентированного учения старшеклассников.

21. Психолого-педагогические основы организации труда подростков.

22. Проблема адекватной учебной загруженности старших школьников.

23. Психологические средства воспитательного воздействия.

24. Институты воспитания, их функции и возможности.

25. Психологическая подготовка старших школьников к семейной жизни.

26. Самовоспитание подростков и юношей.

27. Роль подростковых и юношеских групп в самовоспитании.

28. Пути формирования самостоятельности учащихся в старших классах школы.

29. Задачи и структура психологической службы в системе образования.

30. Основные положения этического кодекса практического психолога в системе образования.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Пояснительная записка

Контрольная работа является формой самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине. Тематика контрольных работ соответствует рабочей программе курса. Структура работы предусматривает ответы на три теоретических вопроса.

Для выполнения работы студенты должны проработать и законспектировать рекомендованную литературу так, чтобы конспект являлся логически выстроенным и достаточно полным ответом на поставленные вопросы.

Выполняя теоретическую работу, можно изменять план и структуру работы, можно пользоваться дополнительной литературой.

Работы выполняются в межсессионный период. Контрольная работа должна быть сдана для проверки не позже, чем за неделю до начала учебного семестра.

 

Варианты контрольных работ для студентов

Заочной формы обучения

 

Вариант 1

1. Характеристика педагога как субъекта педагогической деятельности.

2. Особенности учебной деятельности и умственное развитие подростка.

3. Психологические основы индивидуального подхода в воспитании.

 

Вариант 2

1. Структура педагогических способностей.

2. Характеристика стратегии экстериоризации как стратегии формирования психики.

3. Психологические особенности проблемного обучения.

 

Вариант 3

1. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова.

2. Характеристика стратегии интериоризации как стратегии формирования психики.

3. Проблема дифференцированного обучения в массовой школе.

Вариант 4

1. Принцип «опережающего обучения» по Л.С. Выготскому.

2. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

3. Характеристика стилей педагогического общения.

 

Вариант 5

1. Взаимосвязь обучения и развития в образовательном процессе.

2. Развитие личности в старшем школьном возрасте.

3. Психологические основы методов и форм воспитательной работы.

 

Вариант 6

1. Развивающее обучение по системе В.В. Давыдова.

2. Учебная деятельность и умственное развитие в старшем школьном возрасте.

3. Индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности студентов.

 

Вариант 7

1. Понятие обучаемости и ее показатели.

2. Характеристика основных дидактических концепций.

3. Психология учения студентов.

 

Вариант 8

1. Характеристика методов обучения.

2. Программированное обучение.

3. Психологическая служба в системе образования.

 

Вариант 9

1. Психологические основы обучения дошкольников.

2. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения.

3. Инновационное обучение.

 

Вариант 10

1. Развитие познавательных процессов младшего школьника в процессе обучения.

2. Педагогическая оценка и условия ее эффективности.

3. Развитие личности в подростковом возрасте.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

1. Место педагогической психологии в системе наук.

2. Этапы становления педагогической психологии.

3. Объект и предмет педагогической психологии.

4. Методы исследования в педагогической психологии.

5. Задачи и структура педагогической психологии.

6. Сравнительная характеристика понятий «обучение», «учение» и «развитие».

7. Движущие силы психического развития и его уровни.

8. Основные линии психического развития.

9. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова.

10. Развивающее обучение по системе В.В. Давыдова.

11. Психологическая характеристика педагога как субъекта педагогической деятельности.

12. Характеристика педагогических способностей.

13. Соответствие человека педагогической деятельности.

14. Требования к учителю дошкольной и младшей школьной ступени образования.

15. Характеристика подходов к возрастной периодизации субъектов учебной деятельности.

16. Выделение возрастных периодов развития в теории Л.С. Выготского.

17. Характеристика понятий обучаемости и обученности.

18. Показатели обучаемости.

19. Характеристика стилей учебной деятельности.

20. Общая характеристика младшего школьного возраста.

21. Понятие и характеристика готовности ребенка к школе.

22. Особенности обучения детей с разным уровнем развития способностей в начальной школе.

23. Развитие познавательных процессов младшего школьника под влиянием обучения.

24. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

25. Психологические проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю.

26. Развитие личности в подростковом возрасте.

27. Развитие познавательных процессов подростка.

28. Причины снижения успеваемости в подростковом возрасте.

29. Общая характеристика старшего школьного возраста.

30. Задачи развития личности в старшем школьном возрасте.

31. Развитие познавательных процессов в старшем школьном возрасте.

32. Мотивы асоциального поведения в старшем школьном возрасте.

33. Общая характеристика возраста ранней зрелости.

34. Особенности развития личности студента.

35. Проблемы успешности обучения студентов.

36. Мотивы учебной деятельности студентов.

37. Характеристика педагогической деятельности и уровней ее продуктивности.

38. Понятие педагогических умений и их характеристика.

39. Понятие и характеристика основных стилей педагогической деятельности.

40. Стили педагогического общения по В.А. Кан-Калику.

41. Понятие учебного сотрудничества и его влияние на деятельность.

42. Приемы учебного сотрудничества.

43. Понятие и специфика педагогического общения.

44. Характеристика затруднений в общении.

45. Понятие личностно-ориентированного обучения.

46. Изменение основных компонентов школьного образования.

47. Проблемы интеллектуального воспитания в современной школе.

48. Основные психологически ориентированные модели обучения.

49. Способы осуществления дифференцированного подхода к обучению детей в современной школе.

50. Характеристика критериев интеллектуальной воспитанности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...