Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 2.2. Применение различных типов исследований, проводимых путём наблюдения (по Р. Биглхол, Р. Бонита, Т. Кьельстем)




Таблица 2. 2

Применение различных типов исследований, проводимых путём наблюдения (по Р. Биглхол, Р. Бонита, Т. Кьельстем)

Задачи

Типы исследований

Описательные Поперечные «Случай-контроль» Когортные
Изучение редко встречающихся болезней ++++ +++++
Изучение редко встречающихся причин ++ +++++
Проверка множественных эффектов воздействия + ++ +++++
Изучение множественных экспозиций и детерминант ++ ++ ++++ +++
Количественная оценка временных связей ++ +а +++++
Прямая количественная оценка заболеваемости +б +++++
Исследования, касающиеся длительных латентных периодов +++

а – в случае проспективных исследований; б – в случае популяционных исследований

 

По этим причинам эпидемиологические исследования иногда связаны с чрезвычайно выраженными неопределённостями. Обычно необходимо иметь независимые подтверждающие доказательства, такие как согласованность с результатами повторного эпидемиологического исследования или наличие подтверждающих данных, полученных в эксперименте на животных. Из-за ограниченности эпидемиологических исследований, негативные наблюдения должны интерпретироваться с осторожностью.

При проведении эпидемиологических исследований и анализе полученных результатов чрезвычайно важное значение имеет тщательный контроль всех возможных неучтённых влияний и ошибок, способных исказить результаты проведенных исследований и конечные выводы. Наиболее сильное влияние на результаты оказывают случайные и систематические ошибки, а также смешивающие факторы.

Случайные ошибки возникают вследствие вариабельности любой популяции, например, индивидуальных, половых, возрастных различий в чувствительности к действию факторов окружающей среды. Снижение величины случайной ошибки достигается путём увеличения численности обследуемых групп и уменьшения различий между группами (по всем факторам, кроме исследуемых).

Систематические ошибки могут быть двух видов: ошибки отбора (сравниваемые группы явно не идентичны по ряду характеристик) и ошибки наблюдений (например, более углублённое изучение состояния здоровья или экспозиций в какой– то одной группе по сравнению с другими группами).

Сильное влияние на достоверность результатов исследований могут оказывать так называемые смешивающие факторы (имитаторы), вызывающие такой же эффект, что и изучаемый фактор. Появление смешивания наиболее вероятно при изучении полиэтиологических заболеваний, ассоциирующихся с воздействием целого ряда факторов. Например, при изучении роли потребления кофе в формировании риска развития приступов стенокардии смешивающим фактором является табакокурение, так как приём кофе у многих лиц сопровождается курением.

Убедительность причинных связей между воздействием и эффектами на здоровье человека должна быть подтверждена отсутствием явных ошибок в планировании и проведении исследований, исключением из анализа смешивающих факторов (имитаторов), отсутствием фактора случайности. В настоящее время общепризнанными критериями наличия причинно– следственной связи являются:

– достоверность (выводы опираются на правильную постановку исследования, учитывают смешивающие факторы и обладают достаточной достоверностью);

– специфичность (приводит ли данная причина к специфическому эффекту? );

– биологическое правдоподобие (воздействующий фактор и вызываемый им эффект должны быть связаны между собой с учётом предполагаемого биологического механизма, т. е. они должны иметь патофизиологическое обоснование);

– аналогия (наличие параллелей с другими хорошо изученными причинно– следственными взаимоотношениями, согласованность с результатами, полученными в эксперименте);

– постоянство (наблюдаемый эффект должен быть подтверждён в других исследованиях);

– зависимость «доза – ответ» (увеличение экспозиции должно приводить к увеличению вероятности развития исследуемого эффекта);

– временная зависимость (причина должна предшествовать следствию);

– обратимость (устранение причины должно вести к снижению риска заболевания)».

     При анализе имеющейся информации важно принимать во внимание достоинства и ограниченность тех или иных источников информации о вредных эффектах (табл. 2. 3).

Таблица 2. 3

Преимущества и недостатки различных источников информации

о вредных эффектах химических веществ

(Онищенко Г. Г., Новиков С. М., Рахманин Ю. А. и др., 2002)

Эпидемиологические исследования

Преимущества Недостатки
Реальные условия воздействия; появление интерактивного эффекта Высокая стоимость и длительность, ретроспективность; не имеют непосредственной профилактической направленности
Исследования на людях Трудность определения реальной экспозиции, проблема смешанного воздействия
Нередко возможен углубленный анализ всех вредных эффектов Необходимость обследования больших контингентов для обнаружения риска. Измеряемые эффекты зачастую грубы (патология, смертность)

Контролируемые клинические исследования

Условия хорошо определены и контролируемы Высокая стоимость
Прямые измерения реакций у человека Сравнительно низкие уровни и краткие сроки воздействия. Связи причины и эффекта не всегда ясны
Возможно исследование чувствительных субпопуляций (например, астматиков) Обследуемая группа, как правило, небольшая (обычно менее 50 чел. )
Возможность измерения сравнительно ранних изменений Краткосрочные, слабые и обратимые эффекты. Обычно наиболее восприимчивая группа не подходит для исследований

Токсикологические исследования на животных

Свободная манипуляция условиями воздействия Неопределённость сопоставимости реакций животного и человека
Возможность регистрации многих типов реакций Контролируемое питание и условия содержания. Релевантность по отношению к человеку проблематична
Возможность изучения зависимости эффекта от пола, возраста, генетических особенностей, а также других модификаторов, например, питания Уровни воздействия и временные факторы часто не соответствуют таковым у человека

 

Как правило, один источник информации не способен одновременно представить убедительные доказательства способности изучаемого химического соединения вызывать вредные эффекты у человека и охарактеризовать зависимость этих эффектов от уровней, частоты и продолжительности воздействия. Именно поэтому одним из основополагающих принципов гигиены является единство клинико-гигиенических и экспериментальных исследований.

 

Математические основы установления причинно-следственных связей между воздействием вредных факторов и здоровьем населения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...