Упражнение «Распознавание барьеров»
Упражнение «Распознавание барьеров»
Для упражнения используются специальные бланки по числу участников. При этом в левой колонке описаны реальные ситуации из жизни участников.
Инструкция: «В таблице в левой колонке дано описание ситуаций, в правой колонке — комментарии. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги, закройте правую колонку таблицы и попробуйте прокомментировать описанные реакции — а затем переформулировать их в терминах открытого выражения чувств и желаний. Когда работа будет закончена, вы сможете сравнить ваши предложения с моими комментариями. Я не думаю, что отличия будут кардинальными... »
Пример:
Ситуация:
| Оценка, при необходимости — новая формулировка:
|
Муж хмуро ест борщ, приготовленный женой, время от времени отпуская критические замечания. Это ее наконец выводит из себя, и она говорит: «Ты что, целый вечер так надо мной издеваться будешь? Специально все делаешь, чтобы мне настроение испортить! »
| Вопрос, затем — ложная интерпретация. «Ты знаешь, твои критические замечания меня очень задевают. Я понимаю, что ты очень раздражен, и проще, наверное, будет прямо рассказать мне о причинах».
|
Глава 4
После полугодовой разлуки молодой человек приглашает девушку в кафе для того, чтобы отдать книги, которые у него остались. В течение получаса он пьет кофе и рассказывает анекдоты. Книгу он забыл принести. Девушка ожидала, что прежние отношения возобновятся, но ничего не говорит и уходит из кафе очень расстроенной.
| Бегство. «Знаешь, я думала, что ты мне скажешь, как тебе было плохо без меня. Но теперь я вижу, что пригласил ты меня просто со скуки, и если это так, мне не хотелось бы больше с тобой встречаться. Книгу можешь оставить на вахте в общежитии».
|
Упражнение «Чья проблема больше? »
Используются бланки для записи ситуаций по числу участников.
Инструкция: «Вспомните, пожалуйста, ситуацию из ближайшего прошлого, когда у вас возникли разногласия с близким человеком. Запишите эту ситуацию на бланке.
Переверните листок и запишите на нем, в чем состояла ваша проблема, а в чем — проблема вашего партнера.
Пожалуйста, определите, чья проблема больше, и обоснуйте ваш выбор группе».
Обсуждение: Как вы считаете, могло ли быть соотношение проблем в этой ситуации иным, чем отметил участник? При каких условиях?
Упражнение «Поверх барьеров — пересказ объективного»
Инструкция: «Один из способов разрушения барьеров состоит в том, что, не отрицая явно слова партнера, мы соглашаемся с тем, с чем каждый может согласиться. Сейчас мы потренируемся в этом. Ваша задача будет состоять в том, чтобы ответить на стимульные фразы так, чтобы вся группа с этим согласилась. У каждого из вас есть список стимульных фраз, из него вы можете выбрать любую фразу или придумать свою собственную. Можете обращаться к любому члену группы. Он ответит на ваш «барьер», а затем произнесет свою собственную формулировку, обращаясь к новому члену группы».
Обсуждение: Что вы чувствовали, когда вашу формулировку пересказывали в такой манере? Чувствовали ли вы рост агрессии или она снижалась? Какого типа барьеры труднее всего пересказывать позитивно?
Схема «Пересказ очевидного в барьерах общения»
БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ
| ПЕРЕСКАЗ ОЧЕВИДНОГО
|
• Негативные оценки и ярлыки
(оскорбления)
Ты несешь абсолютную чушь!
Такого у нас еще не было!
Это неверно!
| Конечно, бывает, что некоторые слова кажутся чушью. Да, у нас с тобой бывало разное. Многие вещи на первый взгляд кажутся неверными
|
• Советы
Я бы тебе не советовал так со
мной обращаться.
Мой тебе совет — прекрати
сейчас же!
Не советую тебе меня злить.
| Многие твои советы помогали
мне в прошлом.
Трудно бывает прекратить уже
начатое дело.
Конечно, бывает, что некоторые
мои слова тебя очень злят.
|
• Вопросы (на которые не нужно или невозможно отвечать) У тебя мозги есть или нет? Из какого места у тебя руки растут?
| Мозги есть у всех людей, и у
меня тоже.
Обычно руки растут из туловища.
|
• Приказы Прекрати меня злить! Замолчи сейчас же! Иди в свою комнату! Сейчас же прекрати плакать!
| Да, некоторые мои слова могут
тебя разозлить.
Мне иногда бывает трудно
замолчать, потому что многое
хочется тебе сказать.
Мне иногда приятнее побыть
вместе с тобой.
Плакать бывает очень трудно
прекратить.
|
• Ложные аргументы
Вы никогда ни в чем не идете
мне навстречу!
С вами просто невозможно
разговаривать на серьезные темы!
Люди для вас ничего не значат!
Ты меня не сможешь убедить в
своей правоте, даже не пытайся!
| Бывает так, что у нас с вами
разные интересы.
Разные темы у людей вызывают
разный интерес.
К разным людям по-разному и
относятся.
Иногда убедить другого человека
в своей правоте очень сложно.
|
• Обобщения, глобальные выводы из единичных случаев Ты ни разу в жизни ничего для меня не сделал(а)! Уборкой в нашем доме занимаюсь только я!
| В иные дни я для тебя делаю больше, в иные — меньше. Действительно, ты много времени тратишь на уборку. Были периоды получше, были периоды похуже в твоей и моей жизни.
|
Глава 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: