Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виктимология адциктивного поведения




Виктимология адциктивного поведения

• Что именно волнует клиента в той или иной ситуации?

• Чем именно для него неудобна, неприятна или непереносима сложившаяся ситуация?

• Что для него самое плохое в сложившихся отношениях?

• Что было бы для него лучшим выходом?

• Что именно он предпринимал для решения проблемы? и т. д.

Возможно и еще одно из состояний клиента. «Гость» — это человек, которого привели на консультацию или заставили посетить психолога для решения проблемы, которую сам человек не считает своей или не собирается ее решать. Такой клиент — жертва давления окружающих, однако он может не пойти в своей жертве дальше посещения психолога. У него может быть своя осознанная позиция относительно проблемы, которую его заставляют решать, или относительно тех людей, которые желают его изменить. Особенно часто «гостями» становятся подростки или супруги. Работать с таким клиентом чрезвычайно тяжело, однако возможно. Для этого необходимо выразить сочувствие и принять нежелание клиента работать с психологом. А затем поинтересоваться, есть ли в сложившейся ситуации нечто, интересующее его самого.

Итак, задача консультанта, в первую очередь, состоит в том, чтобы определить, с кем он имеет дело — с «гостем», «заказчиком» или «клиентом». Эффективной может быть только работа с «клиентом»..

К сожалению, очень часто обратившиеся по поводу деструктивных отношений с близким, в том числе и в случаях со-зависимости, ограничиваются одной консультацией либо посещают психолога регулярно, иногда на протяжении длительного времени, но так и не приходят к каким-либо позитивным изменениям.

Обычно это тот, кто:

1) хочет получить информацию о том, можно ли «исправить» «проблемного близкого» и где это можно сделать;

2) собирается получить готовый рецепт по решению проблемы;

3) считает, будто психолог обладает неким «волшебным набором» средств, которые сами по себе все изменят;

4) хочет получить нравственную, социальную, моральную оценку происходящего;

5) имеет скрытую цель доказать, что, несмотря на все старания, его проблему просто невозможно решить;

 


Глава 5

6) имеет вторичную выгоду от существования проблемы и ищет внимания, а не решений.

Как уже было показано, созависимые клиенты, становясь на позицию «заказчика», то есть желая изменить другого человека, стремятся получить «готовый рецепт», а именно — способы манипуляции, с помощью которых они смогли бы изменить желания, вкусы, систему ценностей другого человека.

Консультант может прямо сказать клиенту, что его запрос невыполним. И это вполне приемлемый способ для того, чтобы исключить «зависание» и приостановить деструктивные попытки изменить другого. Но опыт показывает, что ничего, кроме разочарования и усилившегося отчаяния созависимого, такой ответ не дает. Поэтому конструктивнее предложить сначала исследовать ситуацию, чтобы затем сообща поискать возможности достижения целей. Тут консультант может применять следующий алгоритм работы.

1. Перевести «заказчика» в «клиенты». Необходимо выяснить, что хочет получить обратившийся в результате влияния на своего близкого. При ответе на этот вопрос полезно остановиться на том, уверен ли клиент, что ожидаемый результат действительно достижим именно с помощью его влияния на «проблемного» партнера или члена семьи (для краткости тут мы будем обозначать его аббревиатурой ПП). Лучше всего постараться убедить его в том, что никто не меняется по чужой воле. Но именно по той же причине у консультанта это может не получиться.

Тогда можно продолжить исследование, задавая вопросы:

• Кем является клиент по отношению к ПП, на которого собирается влиять для его «изменения»?

• В чем причина того, что за помощью обращается «благополучный» партнер (или член семьи), а не тот, у кого проблемы?

• Считает ли ПП, что у него есть проблемы?

• Каким образом и в какой степени проблемы ПП касаются обратившегося?

• Что составляет проблему ПП?

• Что больше всего волнует обратившегося в поведении, образе жизни ПП?

• Что он уже делал для того, чтобы ПП отказался от «проблемного» поведения?

• Насколько успешными были его попытки?


Виктимология аддиктивного поведения

• Как он объясняет неудачу этих попыток?

• Каковы его реальные возможности повлиять на ПП?

2. Обсудить цели и возможности влияния более подробно, рассмотрев при этом следующие вопросы:

• Насколько клиент отделяет свои цели от целей ПП?

• Что он знает об интересах, склонностях, способностях ПП?

• Что он знает об особенностях темперамента и характера ПП?

в Что он знает о круге общения ПП?

• Что он знает о прежних и настоящих жизненных целях ПП?

• Что он знает о личной жизни ПП: его взаимоотношения с противоположным полом, душевные привязанности, дружба, вражда?

• Что он знает о внутренних психологических проблемах, убеждениях, переживаниях ПП?

• Что он знает об особенностях взаимоотношений с окружающими и моделях поведения ПП?

Как правило, обратившиеся с трудом отвечают на эти вопросы. Таким образом, поднимается проблема об отсутствии понимания, подлинного внимания и эмпатии во взаимоотношениях обратившегося и ПП.

3. Изучить стиль отношений с «проблемным» партнером, затронув следующие вопросы:

• психологическая территория и суверенитет человека;

• разделение ответственности во взаимодействии с близкими (свобода и ответственность, права и ответственность, зависимость и подчинение и т. п. );

• партнерство, то есть равноправие в отношениях;

• самоценность и равнозначность ценности жизни каждого человека: не может быть жизни, более значимой и менее значимой (речь идет о том, что созависимые часто делают свою жизнь приложением к жизням других или, наоборот, считают жизни других людей приложением к своей);

• треугольник «спасательства» (спасатель — жертва — преследователь), закономерности «перетекания» ролей;

• установление близких взаимоотношений: что мешает установлению близких отношений? что помогает? что необходимо изменить? какие шаги необходимо предпринять?


Глава 5

Если удается изменить позицию клиента, вопрос о мани-пулятивном влиянии отпадает. Но клиенту и консультанту необходимо приготовиться к длительной работе, так как интеллектуальное понимание еще не решает все проблемы, да и ПП может систематически разрушать все благие порывы созави-симого, поскольку не собирается «перевоспитываться».

Созависимые клиенты часто проявляют следующие особенности мышления.

• Эгоцентризм в рассуждениях: все события в окружающем мире происходят вокруг ради клиента и по его поводу; все, что делает партнер или другие члены семьи, по его мнению, нацелено исключительно на то, чтобы досадить ему, противостоять ему, показать ему его ненужность, ничтожность и т. д.

• Мыслительные процессы не подвержены влиянию логики и логической аргументации.

• Разговор строится в режиме монолога как размышление вслух, ответы собеседника не влияют на стиль и содержание речи.

• Эмоции, поступки, мотивы другого человека не понимаются, не рассматриваются при принятии решений (отсутствие эмпатии).

• Собственное состояние понимается плохо, часто отсутствует реальное представление о его причинах.

• Ярко проявляется пессимистическая модель мышления: негативное воспринимается как постоянное, глобальное и закономерное, происходящее по вине (то есть по причине неумелости, бестолковости, бессилия и т. п. ) клиента или «проблемного» члена семьи; положительное воспринимается как временное, случайное, произошедшее по причине незаслуженного везения.

• Мысли и фразы структурируются с позиции жертвы, ответственность за свое состояние передается окружающей среде и социуму. Фразы строятся с пассивной Я-функцией: «меня это угнетает», «он со мной не считается», «они меня не замечают», «она часто ссорится со мной».

• Обилие иррациональных установок, то есть инкорпорированных убеждений, носящих нереалистичный и нелогичный характер.

• Отсутствует четкое представление о собственных желаниях и целях.

• Часто ставятся нереалистичные цели, в том числе и как


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...