Виктимология адциктивного поведения
Виктимология адциктивного поведения • Что именно волнует клиента в той или иной ситуации? • Чем именно для него неудобна, неприятна или непереносима сложившаяся ситуация? • Что для него самое плохое в сложившихся отношениях? • Что было бы для него лучшим выходом? • Что именно он предпринимал для решения проблемы? и т. д. Возможно и еще одно из состояний клиента. «Гость» — это человек, которого привели на консультацию или заставили посетить психолога для решения проблемы, которую сам человек не считает своей или не собирается ее решать. Такой клиент — жертва давления окружающих, однако он может не пойти в своей жертве дальше посещения психолога. У него может быть своя осознанная позиция относительно проблемы, которую его заставляют решать, или относительно тех людей, которые желают его изменить. Особенно часто «гостями» становятся подростки или супруги. Работать с таким клиентом чрезвычайно тяжело, однако возможно. Для этого необходимо выразить сочувствие и принять нежелание клиента работать с психологом. А затем поинтересоваться, есть ли в сложившейся ситуации нечто, интересующее его самого. Итак, задача консультанта, в первую очередь, состоит в том, чтобы определить, с кем он имеет дело — с «гостем», «заказчиком» или «клиентом». Эффективной может быть только работа с «клиентом».. К сожалению, очень часто обратившиеся по поводу деструктивных отношений с близким, в том числе и в случаях со-зависимости, ограничиваются одной консультацией либо посещают психолога регулярно, иногда на протяжении длительного времени, но так и не приходят к каким-либо позитивным изменениям. Обычно это тот, кто: 1) хочет получить информацию о том, можно ли «исправить» «проблемного близкого» и где это можно сделать;
2) собирается получить готовый рецепт по решению проблемы; 3) считает, будто психолог обладает неким «волшебным набором» средств, которые сами по себе все изменят; 4) хочет получить нравственную, социальную, моральную оценку происходящего; 5) имеет скрытую цель доказать, что, несмотря на все старания, его проблему просто невозможно решить;
Глава 5 6) имеет вторичную выгоду от существования проблемы и ищет внимания, а не решений. Как уже было показано, созависимые клиенты, становясь на позицию «заказчика», то есть желая изменить другого человека, стремятся получить «готовый рецепт», а именно — способы манипуляции, с помощью которых они смогли бы изменить желания, вкусы, систему ценностей другого человека. Консультант может прямо сказать клиенту, что его запрос невыполним. И это вполне приемлемый способ для того, чтобы исключить «зависание» и приостановить деструктивные попытки изменить другого. Но опыт показывает, что ничего, кроме разочарования и усилившегося отчаяния созависимого, такой ответ не дает. Поэтому конструктивнее предложить сначала исследовать ситуацию, чтобы затем сообща поискать возможности достижения целей. Тут консультант может применять следующий алгоритм работы. 1. Перевести «заказчика» в «клиенты». Необходимо выяснить, что хочет получить обратившийся в результате влияния на своего близкого. При ответе на этот вопрос полезно остановиться на том, уверен ли клиент, что ожидаемый результат действительно достижим именно с помощью его влияния на «проблемного» партнера или члена семьи (для краткости тут мы будем обозначать его аббревиатурой ПП). Лучше всего постараться убедить его в том, что никто не меняется по чужой воле. Но именно по той же причине у консультанта это может не получиться.
Тогда можно продолжить исследование, задавая вопросы: • Кем является клиент по отношению к ПП, на которого собирается влиять для его «изменения»? • В чем причина того, что за помощью обращается «благополучный» партнер (или член семьи), а не тот, у кого проблемы? • Считает ли ПП, что у него есть проблемы? • Каким образом и в какой степени проблемы ПП касаются обратившегося? • Что составляет проблему ПП? • Что больше всего волнует обратившегося в поведении, образе жизни ПП? • Что он уже делал для того, чтобы ПП отказался от «проблемного» поведения? • Насколько успешными были его попытки? Виктимология аддиктивного поведения • Как он объясняет неудачу этих попыток? • Каковы его реальные возможности повлиять на ПП? 2. Обсудить цели и возможности влияния более подробно, рассмотрев при этом следующие вопросы: • Насколько клиент отделяет свои цели от целей ПП? • Что он знает об интересах, склонностях, способностях ПП? • Что он знает об особенностях темперамента и характера ПП? в Что он знает о круге общения ПП? • Что он знает о прежних и настоящих жизненных целях ПП? • Что он знает о личной жизни ПП: его взаимоотношения с противоположным полом, душевные привязанности, дружба, вражда? • Что он знает о внутренних психологических проблемах, убеждениях, переживаниях ПП? • Что он знает об особенностях взаимоотношений с окружающими и моделях поведения ПП? Как правило, обратившиеся с трудом отвечают на эти вопросы. Таким образом, поднимается проблема об отсутствии понимания, подлинного внимания и эмпатии во взаимоотношениях обратившегося и ПП. 3. Изучить стиль отношений с «проблемным» партнером, затронув следующие вопросы: • психологическая территория и суверенитет человека; • разделение ответственности во взаимодействии с близкими (свобода и ответственность, права и ответственность, зависимость и подчинение и т. п. ); • партнерство, то есть равноправие в отношениях; • самоценность и равнозначность ценности жизни каждого человека: не может быть жизни, более значимой и менее значимой (речь идет о том, что созависимые часто делают свою жизнь приложением к жизням других или, наоборот, считают жизни других людей приложением к своей);
• треугольник «спасательства» (спасатель — жертва — преследователь), закономерности «перетекания» ролей; • установление близких взаимоотношений: что мешает установлению близких отношений? что помогает? что необходимо изменить? какие шаги необходимо предпринять? Глава 5 Если удается изменить позицию клиента, вопрос о мани-пулятивном влиянии отпадает. Но клиенту и консультанту необходимо приготовиться к длительной работе, так как интеллектуальное понимание еще не решает все проблемы, да и ПП может систематически разрушать все благие порывы созави-симого, поскольку не собирается «перевоспитываться». Созависимые клиенты часто проявляют следующие особенности мышления. • Эгоцентризм в рассуждениях: все события в окружающем мире происходят вокруг ради клиента и по его поводу; все, что делает партнер или другие члены семьи, по его мнению, нацелено исключительно на то, чтобы досадить ему, противостоять ему, показать ему его ненужность, ничтожность и т. д. • Мыслительные процессы не подвержены влиянию логики и логической аргументации. • Разговор строится в режиме монолога как размышление вслух, ответы собеседника не влияют на стиль и содержание речи. • Эмоции, поступки, мотивы другого человека не понимаются, не рассматриваются при принятии решений (отсутствие эмпатии). • Собственное состояние понимается плохо, часто отсутствует реальное представление о его причинах. • Ярко проявляется пессимистическая модель мышления: негативное воспринимается как постоянное, глобальное и закономерное, происходящее по вине (то есть по причине неумелости, бестолковости, бессилия и т. п. ) клиента или «проблемного» члена семьи; положительное воспринимается как временное, случайное, произошедшее по причине незаслуженного везения. • Мысли и фразы структурируются с позиции жертвы, ответственность за свое состояние передается окружающей среде и социуму. Фразы строятся с пассивной Я-функцией: «меня это угнетает», «он со мной не считается», «они меня не замечают», «она часто ссорится со мной». • Обилие иррациональных установок, то есть инкорпорированных убеждений, носящих нереалистичный и нелогичный характер. • Отсутствует четкое представление о собственных желаниях и целях. • Часто ставятся нереалистичные цели, в том числе и как
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|