Личность педагога. Современные требования к ней и основные ее качества
План 1. Проблема личности учителя в психологии и педагогике. 2. Современные требования к личности учителя. 3. Понятие о личности. Личностные качества человека. 4. Выдающиеся педагоги о личностных качествах учителя. 5. Основные личностные качества учителя. Проблема личности и деятельности учителя, однажды и уже достаточно давно поставленная в педагогике и психологии, никогда не переставала волновать умы многих выдающихся педагогов и психологов разных эпох и стран. К данной проблеме обращались Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. В наше время эта проблема не только не потеряла своего значения, а стала ведущей проблемой, решению которой посвящены исследования целой плеяды отечественных ученых: педагогов О.А. Абдуллиной, В.И. Загвязинского, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова, психологов Ф.К.Гоноболина, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, В.А.Кан-Калика, А.К.Марковой, Р.Х.Шакурова и др. Чем же можно объяснить эту исключительно возросшую актуальность проблемы личности и деятельности учителя в современных условиях? Ответ на этот вопрос можно найти в тех глубоких, сложных и ускоряющихся процессах преобразования и обновления всех сторон жизни человеческого общества, экономики, социальных отношений и культуры, которые проходят во всем мире, в том числе и в России. Эти процессы преобразования общества предъявляют возрастающие принципиально новые требования к образованию и воспитанию молодежи. Основной целью общеобразовательной школы должны стать формирование активной и социально адаптивной личности, способной к самореализации, к развитию своих духовных и природных творческих потенций. Естественно, данная цель, превратившаяся в ведущую педагогическую идею современности, предъявляет новые, причем весьма жесткие, требования к личности, профессиональным качествам и деятельности учителей. К этим требованиям относятся:
1. Систематическая целенаправленная работа над собой по развитию индивидуальности и личностное самоусовершенствование в целях положительного влияния своими качествами на учащихся. 2. Устойчивая приверженность принципам гуманистической психологии и педагогики. 3. Умение творчески подходить к проблемам прогнозирования, проектирования и организации процессов обучения и воспитания, а также диагностирования и коррекции психического развития школьников. 4. Обязательная инновационная деятельность учителя, направленная на творческое освоение новаторских педагогических идей и овладение эффективными современными педагогическими технологиями. Каждое из перечисленных требований будет рассмотрено конкретно в содержании данной и последующих лекций. Обратимся к первому требованию. Классики отечественной и зарубежной педагогики и педагогической психологии много раз писали о решающей роли личности учителя в воспитании детей. Выдающийся русский педагог и психолог К.Д.Ушинский утверждал, что "в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности"1. Каждый, кто читал "Педагогическую поэму" А.С.Макаренко, хорошо помнит, какой огромной силы воспитывающим влиянием на колонистов обладала личность Антона Семеновича. В условиях личностно ориентированного обучения и воспитания возрастает роль общения и межличностного взаимодействия учителя и учащихся. В процессе межличностного взаимодействия при общении учащиеся, особенно старшеклассники, испытывают потребность увидеть в своем учителе личность, реальное воплощение их человеческого идеала, которому можно было бы следовать в жизни, подражать.
Однако, к сожалению, не в каждом учителе учащиеся обнаруживают то, что называется личностью, человеческой индивидуальностью, духовностью. Чаще делают для себя "открытие", что их учителя - ординарные урокодатели и испытывают от этого глубокое разочарование. На страницах журнала "Народное образование" приводились Данные массового анкетирования среди учащихся старших классов Школ России. Выявлялось мнение старшеклассников о своих учителях. Вот что написали десятиклассники одной из школ: "Мы просто научились за десять лет им (т.е. учителям) не верить". "Из 30 членов педсовета мы уважаем только одного. Куда это годится?" Какими же личностными качествами должен обладать учитель, чтобы своей личностью положительно воздействовать на школьников? Для ответа на этот вопрос вначале надо уточнить, что понимают психологи под личностью. "Под личностью, - пишет психолог А.Г. Спиркин, - имеют в виду кристаллизированные в духовном мире человека его социальные, нравственно-психологические и эстетические качества". "До уровня личности человек поднимается лишь тогда, когда он обретает способность управлять самим собой и властвовать над своими влечениями и страстями. Вместе с тем личность может снизиться до безличностного индивида". Как видим, А.Г.Спиркин выделяет в первую очередь как важнейшее качество личности способность управлять собой. Это же качество личности выделяют в первую очередь отечественные психологи Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев и канадский психолог П.Вайнцвайнг. Бесспорно, способность к эмоционально-волевой саморегуляции является важнейшим личностным качеством, формирующимся с детских лет. Способность дошкольника затормаживать свои желания, эгоистические потребности и интересы А.Н.Леонтьев назвал "первым рождением личности". Второе не менее важное качество личности - это наличие у человека развитого сознания и самосознания. Человек становится личностью, считал немецкий философ И.Кант, благодаря самосознанию. Последнее формируется в процессе и в результате познания человеком самого себя, рефлексии и имеет довольно сложную структуру. В начале у человека формируется более или менее целостная система представлений, понятий и оценочных суждений о самом себе (образ "Я"). Затем возникает противоречие между реальными качествами и субъективными идеализированными представлениями о себе самом. Это противоречие вызывает потребность согласования реальных качеств и образа идеального "Я" путем самоусовершенствования. В процессе самоусовершенствования в той или иной мере преодолевается указанное противоречие между реальными качествами и идеальным образом самого себя, т.е. образом "Я", и достигается внутренняя гармонизация индивида. По мнению Карла Роджерса, любая гуманизация человека - это прежде всего гармонизация отношений человека со своим внутренним "Я". Такая внутренняя гармонизация является предпосылкой целостности личности и формирования всей ее направленности.
Когда говорят о личности, то в первую очередь имеют в виду направленность ее, под которой понимают устойчивую доминирующую систему мотивов, ориентирующих деятельность человека. Эта система мотивов считается ядром личности, центральным структурным элементом личности, интегрирующим все другие элементы. Направленность включает в себя взгляды, убеждения, интересы, установки, ценностные ориентации, идеи и идеалы, цели, стремления, духовные потребности личности. В зависимости от направленности (гуманистической, индивидуалистической, творческой и т.д.) выделяют соответствующие типы личности. Существует широко распространенное мнение, что подлинной личностью является человек, приобщившийся к творчеству, к искусству, к науке. При этом называют имена выдающихся ученых, хУдожников, композиторов, поэтов. Это верно, но отчасти. Дело в ников, композиторов, поэтов. Это верно, но отчасти. Дело в том, что включение в творческую деятельность развивает определенные духовные качества, индивидуальность человека, однако еще не делает его личностью, тем более полноценной. Среди людей творческих профессий встречается немало с аморальными потребностями, низким уровнем морально-волевой саморегуляции и эгоцентрической направленностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|