Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность педагога. Современные требования к ней и основные ее качества




План

1. Проблема личности учителя в психологии и педагогике.

2. Современные требования к личности учителя.

3. Понятие о личности. Личностные качества человека.

4. Выдающиеся педагоги о личностных качествах учителя.

5. Основные личностные качества учителя.

Проблема личности и деятельности учителя, однажды и уже достаточно давно поставленная в педагогике и психологии, никогда не переставала волновать умы многих выдающихся педагогов и пси­хологов разных эпох и стран. К данной проблеме обращались Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. В наше время эта проблема не только не потеряла своего значения, а стала ведущей проблемой, решению которой посвящены исследования целой плеяды отечест­венных ученых: педагогов О.А. Абдуллиной, В.И. Загвязинского, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова, психологов Ф.К.Гоноболина, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, В.А.Кан-Калика, А.К.Марковой, Р.Х.Шакурова и др.

Чем же можно объяснить эту исключительно возросшую акту­альность проблемы личности и деятельности учителя в современных условиях?

Ответ на этот вопрос можно найти в тех глубоких, сложных и ускоряющихся процессах преобразования и обновления всех сторон жизни человеческого общества, экономики, социальных отношений и культуры, которые проходят во всем мире, в том числе и в России. Эти процессы преобразования общества предъявляют возрастающие принципиально новые требования к образованию и воспитанию моло­дежи. Основной целью общеобразовательной школы должны стать формирование активной и социально адаптивной личности, способ­ной к самореализации, к развитию своих духовных и природных творческих потенций. Естественно, данная цель, превратившаяся в ведущую педагогическую идею современности, предъявляет новые, причем весьма жесткие, требования к личности, профессиональным качествам и деятельности учителей. К этим требованиям относятся:

1. Систематическая целенаправленная работа над собой по раз­витию индивидуальности и личностное самоусовершенствование в целях положительного влияния своими качествами на учащихся.

2. Устойчивая приверженность принципам гуманистической психологии и педагогики.

3. Умение творчески подходить к проблемам прогнозирования, проектирования и организации процессов обучения и воспитания, а также диагностирования и коррекции психического развития школь­ников.

4. Обязательная инновационная деятельность учителя, направ­ленная на творческое освоение новаторских педагогических идей и овладение эффективными современными педагогическими техноло­гиями.

Каждое из перечисленных требований будет рассмотрено конкретно в содержании данной и последующих лекций. Обратимся к первому требованию.

Классики отечественной и зарубежной педагогики и педагоги­ческой психологии много раз писали о решающей роли личности учи­теля в воспитании детей. Выдающийся русский педагог и психолог К.Д.Ушинский утверждал, что "в воспитании все должно основывать­ся на личности воспитателя, потому что воспитательная сила излива­ется только из живого источника человеческой личности"1. Каждый, кто читал "Педагогическую поэму" А.С.Макаренко, хорошо помнит, какой огромной силы воспитывающим влиянием на колонистов обла­дала личность Антона Семеновича.

В условиях личностно ориентированного обучения и воспита­ния возрастает роль общения и межличностного взаимодействия учи­теля и учащихся. В процессе межличностного взаимодействия при общении учащиеся, особенно старшеклассники, испытывают потреб­ность увидеть в своем учителе личность, реальное воплощение их че­ловеческого идеала, которому можно было бы следовать в жизни, подражать.

Однако, к сожалению, не в каждом учителе учащиеся обнару­живают то, что называется личностью, человеческой индивидуально­стью, духовностью. Чаще делают для себя "открытие", что их учителя - ординарные урокодатели и испытывают от этого глубокое разочаро­вание. На страницах журнала "Народное образование" приводились Данные массового анкетирования среди учащихся старших классов Школ России. Выявлялось мнение старшеклассников о своих учите­лях. Вот что написали десятиклассники одной из школ: "Мы просто научились за десять лет им (т.е. учителям) не верить". "Из 30 членов педсовета мы уважаем только одного. Куда это годится?"

Какими же личностными качествами должен обладать учитель, чтобы своей личностью положительно воздействовать на школьни­ков? Для ответа на этот вопрос вначале надо уточнить, что понимают психологи под личностью.

"Под личностью, - пишет психолог А.Г. Спиркин, - имеют в ви­ду кристаллизированные в духовном мире человека его социальные, нравственно-психологические и эстетические качества". "До уровня личности человек поднимается лишь тогда, когда он обретает способ­ность управлять самим собой и властвовать над своими влечениями и страстями. Вместе с тем личность может снизиться до безличностного индивида".

Как видим, А.Г.Спиркин выделяет в первую очередь как важ­нейшее качество личности способность управлять собой. Это же каче­ство личности выделяют в первую очередь отечественные психологи Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев и канадский психолог П.Вайнцвайнг. Бесспорно, способность к эмоционально-волевой саморегуляции яв­ляется важнейшим личностным качеством, формирующимся с дет­ских лет. Способность дошкольника затормаживать свои желания, эгоистические потребности и интересы А.Н.Леонтьев назвал "первым рождением личности".

Второе не менее важное качество личности - это наличие у че­ловека развитого сознания и самосознания. Человек становится лич­ностью, считал немецкий философ И.Кант, благодаря самосознанию. Последнее формируется в процессе и в результате познания человеком самого себя, рефлексии и имеет довольно сложную структуру. В начале у человека формируется более или менее целостная система представлений, понятий и оценочных суждений о самом себе (образ "Я"). Затем возникает противоречие между реальными качествами и субъективными идеализированными представлениями о себе самом. Это противоречие вызывает потребность согласования реальных ка­честв и образа идеального "Я" путем самоусовершенствования. В процессе самоусовершенствования в той или иной мере преодолевает­ся указанное противоречие между реальными качествами и идеаль­ным образом самого себя, т.е. образом "Я", и достигается внутренняя гармонизация индивида. По мнению Карла Роджерса, любая гумани­зация человека - это прежде всего гармонизация отношений человека со своим внутренним "Я". Такая внутренняя гармонизация является предпосылкой целостности личности и формирования всей ее направ­ленности.

Когда говорят о личности, то в первую очередь имеют в виду направленность ее, под которой понимают устойчивую доминирую­щую систему мотивов, ориентирующих деятельность человека. Эта система мотивов считается ядром личности, центральным структур­ным элементом личности, интегрирующим все другие элементы. На­правленность включает в себя взгляды, убеждения, интересы, уста­новки, ценностные ориентации, идеи и идеалы, цели, стремления, ду­ховные потребности личности. В зависимости от направленности (гу­манистической, индивидуалистической, творческой и т.д.) выделяют соответствующие типы личности.

Существует широко распространенное мнение, что подлинной личностью является человек, приобщившийся к творчеству, к искус­ству, к науке. При этом называют имена выдающихся ученых, хУдожников, композиторов, поэтов. Это верно, но отчасти. Дело в ников, композиторов, поэтов. Это верно, но отчасти. Дело в том, что включение в творческую деятельность развивает определенные ду­ховные качества, индивидуальность человека, однако еще не делает его личностью, тем более полноценной. Среди людей творческих профессий встречается немало с аморальными потребностями, низким уровнем морально-волевой саморегуляции и эгоцентрической направ­ленностью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...