Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Только единство творческих и морально-волевых качеств делает человека полноценной личностью.




Есть еще одно личностное качество, на которое указывают пси­хологи (А.В.Петровский и др.). Это способность влиять своими лич­ностными качествами на других людей, на их взгляды, убеждения, по­требности и в целом на их духовный мир. Эта способность, которую А.В.Петровский назвал персонализацией, сильно проявляется у вы­дающихся личностей, в их деятельности, общении и в созданных ими творческих произведениях. Так, сильное духовное воздействие оказы­вали на современников Конфуций, Махатма Ганди, Анри Вольтер, Людвиг ван Бетховен, Наполеон Бонапарт, Лев Толстой, Альберт Швейцер, Карл Маркс, В.И. Ленин и многие другие выдающиеся лич­ности.

На этом закончим краткую характеристику наиболее важных качеств личности. Теперь попытаемся ответить на поставленный уже выше вопрос: какими же личностными качествами должен обладать учитель? Вначале выясним, как отвечали на этот вопрос выдающиеся педагоги прошлого и нашей эпохи.

Выдающийся немецкий педагог XIX в. Адольф Дистервег предъявлял такие требования к личности учителя, как высокий уровень образованности, культуры, гражданственность, наличие прогревсивных убеждений, любовь к детям и к своей профессии, постоянное стремление к профессиональному усовершенствованию, сформированность волевых качеств.

К.Д.Ушинский также придавал большое значение образованно­сти, культуре, гражданственности и прогрессивности взглядов учите­ля. Незаменимыми для учителя качествами он считал любовь к своей профессии, чувство ответственности перед обществом за результаты обучения и воспитания детей, наличие педагогического такта.

Как видим, качества личности учителя, выделяемые А.Дистервегом и К.Д.Ушинским, близки друг к другу, почти одни и те же. Это подтверждает значимость данных качеств.

Несколько иначе представляет себе личностные качества учите­ля В.А.Сухомлинский. "Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью", - писал он1. В его книге "Сердце отдаю детям" есть строки: "Что самое глав­ное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям".

Однако любовь к детям Сухомлинский представлял и проявлял не умозрительно, не абстрактно. Он считал, что нельзя быть гуман­ным, не зная души ребенка. "Самое главное для учителя - это, прежде всего, видеть детское горе, печаль, страдания. Видеть и чувствовать детскую душу. В том, как относится учитель к горю ребенка, насколь­ко способен он понимать и чувствовать детскую душу - заключается основа педагогического мастерства"3.

Педагог всегда должен в какой-то мере оставаться ребенком, и в первую очередь уметь воспринимать окружающий мир так, как вос­принимают его дети, - утверждал Сухомлинский. "Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком"1.

Еще на одно личностное качество учителя обращал внима­ние Сухомлинский - это справедливость. "Подлинная гуманность, - пишет он, - означает прежде всего справедливость... Справедливость - это чуткость учителя к индивидуальному духовному миру каждого ребенка"2. Чтобы быть справедливым, подчеркивает Сухомлинский, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка. Эта важная мысль неоднократно повторяется им в его трудах, обращенных к учи­телю.

Еще на одно важное обстоятельство, связанное со справедливо­стью учителя, обращал внимание этот выдающийся педагог: "Спра­ведливость - это основа доверия ребенка к воспитателю"3. Полностью соглашаясь с Сухомлинским, добавим, что справедливость учителя является также основой его авторитета перед школьниками.

Охарактеризованные выше кратко взгляды В.А Сухомлинского на личностные качества учителя свидетельствуют о выраженном гу­манистическом характере этих взглядов, сближающих его с предста­вителями зарубежной гуманистической психологии и педагогики, в первую очередь с Карлом Роджерсом. Как и Роджерс, Сухомлинский важнейшими личностными качествами учителя считал его способ­ность к глубокому пониманию духовного мира и индивидуальности каждого ученика, способность к эмоциональному сопереживанию с учащимися их успехов и неудач, радостей и печалей, а также способ­ность завоевать доверие детей. Все эти способности объединяются в гуманистической психологии одним понятием - способность к эмпатийному общению, к проявлению эмпатии, являющейся глу­боким и доминирующим нравственным качеством гуманистиче­ской личности.

Среди студентов II и III курсов филологического факультета Ка­занского педуниверситета было проведено анкетирование с целью вы­явления оценки значимости для них отдельных личностных качеств учителя. Студентам было предложено проранжировать 15 личностных качеств с учетом мнения каждого студента о значимости для профес­сии учителя каждого отдельного качества.

1. Вера в будущее ребенка. Педагогический оптимизм.

2. Доброта.

3. Интерес к детям.

4. Любовь к детям. Гуманизм.

5. Нравственная чистота.

6. Общительность.

7. Педагогический такт.

8. Понимание мира детей, особенностей их мировосприятия.

9. Справедливость.

10. Способность завоевать доверие детей.

11. Способность к сопереживанию - эмпатия.

12. Требовательность в сочетании с уважением к личности ре­бенка.

13. Увлеченность своей профессией.

14. Стремление к идеалу.

15. Чувство долга и ответственности за воспитание и обучение детей.

Почти все студенты при ранжировании поставили на первое ме­сто такие личностные качества учителя, как любовь к детям и добро та. На втором месте оказались интерес к детям и увлеченность своей профессией. Затем следовали друг за другом нравственная чистота, справедливость, общительность и требовательность в сочетании с уважением к личности школьника. Лишь после этого студенты указа­ли на такие личностные качества учителя, как вера в будущее ребенка, способность завоевать доверие детей и способность к сопереживанию - эмпатия. В конце списка оказались понимание особенностей миро­восприятия детей, педагогический такт, чувство долга и ответствен­ности за воспитание и обучение детей, стремление к идеалу.

Таким образом, при ранжировании студенты поставили на 1-5 места качества учителя достаточно общеизвестные, однако недооце­нили и поставили на последние места личностные качества, которые высоко оценивают опытные учителя. Это эмпатия, способность вос­принимать окружающий мир, как воспринимают его дети, педагоги­ческий такт и др.

В педагогической психологии личностные качества учителя рассматриваются не изолированно друг от друга, а как целостная сис­тема взаимообусловленных качеств. Притом есть общие личностные качества, интегрирующие другие качества, назовем их системообразующими, и есть частные качества.

Системообразующим качеством является гуманистическая на­правленность личности учителя и воспитателя. Начнем рассмотрение качеств личности учителя с системообразующего качества.

Большинство психологов и педагогов сходится на мысли о том, что наиболее важным для учителя личностным качеством является гуманистическая направленность. Это качество ярко и сильно проявлялось у многих выдающихся педагогов прошлого: Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Я.Корчака и др.

Гуманистическая направленность характерна для личности мно­гих педагогов-новаторов: грузинского педагога Ш.Амонашвили, ди­ректора специнтерната для детей-сирот в г. Сыктывкаре А.А.Католикова и мн. др.

Гуманистическая направленность зависит от ряда факторов: а) усвоения личностью гуманистической идеи, б) наличия гуманистиче­ского идеала, в) сформированности потребности в гуманистической деятельности, в совершении гуманных поступков, г) воспитанности чувства гуманизма.

Гуманистическая направленность интегрирует такие моральные качества педагога, как любовь к детям, уважение к личности ребенка, чувство долга и ответственности перед обществом и детьми за воспи­тание последних, вера в будущее ребенка, а также желание общаться и работать с детьми. Данные морально-личностные качества являются конкретным проявлением гуманистической направленности личности педагога в той или иной ситуации общения и работы с детьми. Однако формируются и проявляются эти качества у отдельных педагогов по-разному и в различной степени. У одних сильнее проявляются пони­мание и чувство долга и ответственности за воспитание детей, уваже­ние к личности ребенка, у других - любовь и интерес к детям, потреб­ность в общении с детьми, у третьих, например у А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского, одинаково сильно проявляются долг и ответст­венность перед детьми, уважение к каждому ребенку и вместе с тем любовь и интерес к детям.

Тесно связано с гуманистической направленностью личности педагога и такое важное профессионально-педагогическое качество, как вера в будущее каждого ребенка, оптимистический взгляд на возможности воспитания из каждого ребенка полноценной личности. Пе­дагогическим оптимизмом называл это качество А.С.Макаренко, сильно проявлявшееся у него самого. В.А.Сухомлинский педагогиче­ский оптимизм оценивал так: "Если у человека нет веры в ребенка, ес­ли он ноет, разочаровывается при малейшей неудаче, если он убеж­ден, что из ребенка "ничего не получится",- такому человеку нечего делать в школе"1.

Следующим обязательным для учителя и воспитателя лич­ностным качеством является моральная чистота, честность педа­гога перед детьми. На нравственной честности педагога основывает­ся доверие детей к своему учителю, к его словам. Дети очень чувстви­тельны к моральным качествам своих учителей и если учитель сам не следует тем моральным нормам, которые он разъясняет, т.е. говорит одно, а сам делает другое, то доверие к такому учителю теряется. "Идеальное юношеское верование в воспитателя, - писал Н.А. Добро­любов, - основано на нравственном доверии. Как только нравственное доверие потеряно, или поколебалось хоть несколько, тотчас же и сло­во учителя теряет свою силу".

Способность учителя завоевать доверие детей - это важ­нейшее личностное качество, не обладая которым нельзя стать настоящим педагогом. Как сказано выше, доверие детей к учителю зависит от моральной честности последнего, его нравственной чисто­ты, но не только от этого. Детское доверие зависит также от справед­ливости учителя, от умения глубоко понимать ребенка, его мысли и переживания.

"Справедливость, - писал В.А. Сухомлинский, - это основа доверия ребенка к воспитателю... Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир ребенка". Каждый педагог, работаю­щий в школе, хорошо знает, что особенно сильно реагируют на спра­ведливость или несправедливость педагогов подростки. Справедли­вость, честность, верность своему слову являются качествами, входя­щими в так называемый "моральный кодекс" подростка, т.е. в число моральных качеств, наиболее ценимых подростком. Поэтому плохой учитель для подростка это тот, который несправедлив и нечестен. В школах нередко возникают конфликты между подростками и каким-либо учителем именно из-за того, что этот учитель допустил неспра­ведливость по отношению к ученику-подростку.

Воспитание не может быть гуманистическим, если учитель со­средоточивает свое внимание и мышление лишь на своих профессио­нальных целях, задачах, способах их достижения, а в учащихся видит лишь объект воспитательного воздействия. С точки зрения представи­телей гуманистической психологии и педагогики ребенок должен вы­ступать в воспитательном процессе и активным субъектом, интересы и индивидуальные особенности которого должны постоянно изучать­ся и учитываться. Чем лучше понимает и чувствует учитель каждого своего ученика, его мысли, интересы и переживания, чем более спо­собен поставить себя на место ученика, т.е. идентифицировать себя с учеником, и сопереживать с ним, тем скорее появится и укрепится взаимное доверие учителя и учащихся. Такое подлинно гуманистиче­ское понимание одним человеком другого человека не только умом, но и чувствами получило название "эмпатийное понимание". Эмпатийное понимание, как указывается в психологических словарях, это "способность личности понимать переживания другой личности (в частности по мимике) и сопереживать их в процессе меж­личностных отношений"1.

Эмпатийное понимание - это не просто понимание другого че­ловека, но и стремление эмоционально откликнуться на его мысли, переживания, поведение. "Эмпатия есть аффективное "понимание", т.е. понимание в большей мере чувствами", пишет психолог Г.М.Андреева.

Психологи выделяют такое важное личностное качество, как эмпатийная направленность, имея в виду стремление личности глубо­ко понять другую личность, разделить с ней ее взгляды, мысли, пере­живания и оказать содействие ей. Проведенными исследованиями (И.М.Юсупов) установлено, что эмпатийная направленность является одним из наиболее профессионально необходимых личностных ка­честв современного учителя и воспитателя. Эмпатийная направлен­ность личности педагога на ребенка определяет меру его возможности проникновения во внутренний мир ребенка, познания детской инди­видуальности и гуманистического общения с детьми. Однако эмпатия присуща далеко не каждому, кто работает педагогом или готовится им стать. Это личностное качество тесно связано с гуманистической на­правленностью личности педагога, зависит от типа его личности, типа характера, воспитанности нравственных потребностей и чувств, а также от наличия педагогического призвания.

Специально исследуя развитие эмпатии у студентов педвуза и учителей, психолог И.М. Юсупов пришел к двум важным выводам:

1. Развитие эмпатии у человека происходит, начиная с элемен­тарных ее проявлений, в виде обыкновенного сочувствия другому человеку и переходит к более высоким уровням ее проявления - эмпатийному пониманию, сопереживанию и затем к соучастию в решении другим человеком каких-либо жизненных проблем.

2. Студентам педвуза и молодым учителям можно добиться оп­ределенных успехов в развитии у себя эмпатии как профессионально-личностного качества путем участия в специальных групповых пси­хологических тренингах.

Гуманизация обучения и воспитания требует высокого уровня развития у современного учителя и воспитателя такого исключительно важного профессионально-личностного качества, как общительность, потребность в общении с детьми. Представи­тели педагогической психологии (В.А.Кан-Калик, А.А.Леошъев и др.) рассматривают общение как основной способ педагогического воз­действия на школьников в условиях современного, личностно - ориентированного обучения и воспитания. Однако не каждый педагог и не всегда умеет в полной мере и эффективно реализовать воспитатель­ные и образовательные возможности общения, работая с детьми. При­чин здесь две. Во-первых, есть такие студенты и учителя, которые в силу индивидуальных врожденных особенностей отличаются необ­щительностью, замкнутостью. Это те, кто от природы имеет меланхо­лический или флегматический тип темперамента. Им трудно овладеть педагогическим общением. Во-вторых, мастерству общения, в том числе и педагогического, надо учиться специально, ибо это сложный процесс.

Как известно, общение людей состоит из трех взаимосвязанных сторон:

1. Коммуникативная сторона, предполагающая обмен информа­цией и переживаниями

2.Перцептивная сторона, связанная с восприятием людьми друг друга, т.е. с социальным восприятием, и взаимопониманием.

3.Интерактивная сторона, предполагающая взаимодействие людей в процессе совместной деятельности и исполнения тех или иных социальных ролей.

Каждая из этих сторон имеет свои особые способы и формы общения, которые должен уметь применять каждый учитель и воспи­татель. Например, коммуникативная сторона общения предполагает овладение как вербальными, так и невербальными способами обще­ния педагога с учащимися. К числу невербальных способов относятся: а) эмоциональное общение, б) визуальное общение (визуальный кон­такт), в) общение с помощью мимики, г) общение с помощью панто­мимики (иначе "язык жестов"). Большую роль в процессе общения иг­рают вокализация голоса, паузы, темп речи, смех.

Все указанные выше способы коммуникативного общения ока­зываются совершенно необходимыми в процессе передачи учителем различного рода информации школьникам. Скажем, чтобы эмоцио­нально, образно и убедительно изложить материал по теме урока, учитель истории, литературы, географии или другого предмета дол­жен использовать способы не только вербального, но и невербального общения: визуальный контакт, мимику, пантомимику ("язык жестов"). Описание какого-либо события на уроке, например исторического со­бытия, или характеристика литературного персонажа всегда окажутся более конкретными и убедительными, если учитель в ходе рассказа будет умело использовать различные жесты: коммуникативные, опи­сательно-изобразительные и модальные, т.е. выражающие отношение учителя к описываемым событиям.

Овладению способностью передавать учащимся свои мысли,

чувства, требования с помощью выражения глаз, интонирования голо­са, мимики, жестов всегда придавали большое значение талантливые педагоги. Вот что пишет о развитии этой способности путем специ­альной самотренировки А.С.Макаренко: "Я сделался настоящим мас­тером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 от­тенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигу­ры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно"1.

Перцептивная сторона общения связана с восприятием людьми друг друга и пониманием друг друга. Психологи обнаружили, что в процессе восприятия друг друга у людей нередко формируются оши­бочные представления, обусловленные субъективными установками или стереотипными взглядами и оценками, распространенными в данном обществе, в частности у представителей тех или иных профес­сий. Такие ошибочные представления и мнения о своих учениках, возникающие под влиянием бытующих у педагогов стереотипных профессиональных установок, проявляются у учителей, особенно мо­лодых и неопытных. В социальной психологии известно явление, по­лучившее название "эффект ореола", которое в педагогической среде проявляется следующим образом. Вокруг какого-либо учителя созда­ется с помощью средств массовой информации ореол новатора, изо­бретателя новой системы учебной или воспитательной работы, новых методов. Среди учителей начинается слепое подражание этому нова­тору, некритическое использование его методов и стиля работы, по­скольку в сознании учителей формируется стереотипная установка, штем приобретающая форму громких педагогических призывов ко всем учителям: "Работать по Шаталову", "Работать по Лысенковой",

"Работать по Амонашвили" и т.п. Такие стереотипные педагогические установки не столько помогают учителям, сколько мешают выявлять им свои индивидуальные особенности и формировать индивидуаль­ный стиль деятельности, столь необходимый для приобщения к педа­гогическому творчеству.

Подлинно творческий учитель - это учитель, увлеченный своей профессией, преподаваемой им наукой, это личность, стре­мящаяся к творческому претворению каких-либо общественно значимых целей и идей. Учитель, увлеченный преподаваемой им наукой, творчеством, передает эту увлеченность своим воспитанни­кам и влияет на развитие их способностей и личностных качеств. Та­кой учитель пользуется глубоким уважением своих учеников и вос­принимается в первую очередь как неординарная личность, достойная быть примером.

Так, в казанской школе № 2 многие годы преподавала матема­тику в старших классах учительница Г.Ю.Гусарская. Все коллеги зна­ли о ее большой увлеченности этой наукой и ее преподаванием. Эта увлеченность передавалась и учащимся. Многие ученики Г.Ю. Гусар­ской дополнительно индивидуально занимались под ее руководством математикой сверх обязательной программы, посещали математиче­ский кружок и участвовали в математических конкурсах и олимпиа­дах. В результате математически способные учащиеся уже в 9-м клас­се начинали изучать высшую математику, а после окончания школы сразу поступали на 2-й курс математического отделения Казанского университета. Закончив университет, они становились учеными и пре­подавателями этого вуза. Писатель А.Аграновский, приехавший в Казань, чтобы написать книгу об ученых Казанского университета, беседуя с ними, обнаружил удивительный факт: 19 талантливых ученых-математиков университета, профессоров и доцентов - все учи­лись математике у Г.Ю.Гусарской и были ее воспитанниками. Вер­нувшись в Москву, Аграновский написал очерк, однако посвященный не ученым-математикам, а их учительнице - Г.Ю.Гусарской.

Есть еще одно профессионально важное личностное качество учителя, высоко ценимое и учителями, и школьниками, но не так часто проявляющееся у современных педагогов. Это умение влиять своими личностными качествами на личность других людей.

Влияние одной личности на личность других людей, получив­шее в психологии название "персонализации", расценивается психо­логами как важнейший показатель высокого уровня сформированности личности (А.В.Петровский). "Быть личностью, - пишет психолог А.В.Петровский, - означает осуществлять такие "вклады" в других людей, которые бы приводили к изменениям их жизни и судьбы"2.

Если учитель влияет своей духовностью на духовное развитие учащихся, вносит вклад в это развитие, то учащиеся "принимают" его как личность, и в этом случае достигается та духовная общность педа­гога и его воспитанников, которой придавал решающее значение в воспитательном процессе В.А. Сухомлинский.

Чем же должен обладать учитель, чтобы вносить вклад в духов­ное развитие школьников? Думается, что, во-первых, он должен хо­рошо представлять себе личностные особенности и духовные потреб­ности своих воспитанников. Во-вторых, сам учитель должен быть вы­сокоразвитой в духовном отношении личностью, имеющей собствен­ные взгляды, убеждения, отношения к окружающему, устремленной к большим жизненным целям, идеалам и сумевшей развить свою индивидуальность. Учитель с выраженной индивидуальностью своей лич­ности оказывает сильное влияние на своих воспитанников.

Особенно большой силой духовного воздействия на воспитан­ников обладает личность педагога, если она устремлена к каким-то большим гражданским, нравственным и эстетическим идеалам, на­правлена на общественно значимые жизненные цели и увлечена твор­чеством. Примеров, подтверждающих это, немало. Вот один из них.

Накануне французской буржуазной революции в Париж прие­хал учиться сын известного русского аристократа Строганова Павел Строганов. Воспитателем к нему был приглашен французский педагог Ром. Якобинец по политическим убеждениям, Ром сильно повлиял своими революционными взглядами на молодого графа. Влияние лич­ности Рома на юношу было настолько сильным, что, когда началась революция, Павел вместе со своим наставником оказался в рядах ре­волюционеров и с оружием в руках штурмовал Бастилию. Вернув­шись позднее в Россию, Павел Строганов не изменил своих политиче­ских взглядов и на всю жизнь остался якобинцем.

Охарактеризованные выше личностные качества учителя не да­ются ему от природы в готовом виде. Некоторые из этих качеств вна­чале имеются у учителя лишь в виде природных задатков, которые за­тем под влиянием и в процессе профессиональной деятельности раз­виваются в личностные качества. Необходимо иметь в виду, что ран­нее проявление отдельных из указанных выше качеств свидетельству­ет о наличии у тех, у кого они проявляются, педагогического призва­ния.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...