Только единство творческих и морально-волевых качеств делает человека полноценной личностью.
Есть еще одно личностное качество, на которое указывают психологи (А.В.Петровский и др.). Это способность влиять своими личностными качествами на других людей, на их взгляды, убеждения, потребности и в целом на их духовный мир. Эта способность, которую А.В.Петровский назвал персонализацией, сильно проявляется у выдающихся личностей, в их деятельности, общении и в созданных ими творческих произведениях. Так, сильное духовное воздействие оказывали на современников Конфуций, Махатма Ганди, Анри Вольтер, Людвиг ван Бетховен, Наполеон Бонапарт, Лев Толстой, Альберт Швейцер, Карл Маркс, В.И. Ленин и многие другие выдающиеся личности. На этом закончим краткую характеристику наиболее важных качеств личности. Теперь попытаемся ответить на поставленный уже выше вопрос: какими же личностными качествами должен обладать учитель? Вначале выясним, как отвечали на этот вопрос выдающиеся педагоги прошлого и нашей эпохи. Выдающийся немецкий педагог XIX в. Адольф Дистервег предъявлял такие требования к личности учителя, как высокий уровень образованности, культуры, гражданственность, наличие прогревсивных убеждений, любовь к детям и к своей профессии, постоянное стремление к профессиональному усовершенствованию, сформированность волевых качеств. К.Д.Ушинский также придавал большое значение образованности, культуре, гражданственности и прогрессивности взглядов учителя. Незаменимыми для учителя качествами он считал любовь к своей профессии, чувство ответственности перед обществом за результаты обучения и воспитания детей, наличие педагогического такта. Как видим, качества личности учителя, выделяемые А.Дистервегом и К.Д.Ушинским, близки друг к другу, почти одни и те же. Это подтверждает значимость данных качеств.
Несколько иначе представляет себе личностные качества учителя В.А.Сухомлинский. "Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью", - писал он1. В его книге "Сердце отдаю детям" есть строки: "Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям". Однако любовь к детям Сухомлинский представлял и проявлял не умозрительно, не абстрактно. Он считал, что нельзя быть гуманным, не зная души ребенка. "Самое главное для учителя - это, прежде всего, видеть детское горе, печаль, страдания. Видеть и чувствовать детскую душу. В том, как относится учитель к горю ребенка, насколько способен он понимать и чувствовать детскую душу - заключается основа педагогического мастерства"3. Педагог всегда должен в какой-то мере оставаться ребенком, и в первую очередь уметь воспринимать окружающий мир так, как воспринимают его дети, - утверждал Сухомлинский. "Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком"1. Еще на одно личностное качество учителя обращал внимание Сухомлинский - это справедливость. "Подлинная гуманность, - пишет он, - означает прежде всего справедливость... Справедливость - это чуткость учителя к индивидуальному духовному миру каждого ребенка"2. Чтобы быть справедливым, подчеркивает Сухомлинский, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка. Эта важная мысль неоднократно повторяется им в его трудах, обращенных к учителю. Еще на одно важное обстоятельство, связанное со справедливостью учителя, обращал внимание этот выдающийся педагог: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю"3. Полностью соглашаясь с Сухомлинским, добавим, что справедливость учителя является также основой его авторитета перед школьниками.
Охарактеризованные выше кратко взгляды В.А Сухомлинского на личностные качества учителя свидетельствуют о выраженном гуманистическом характере этих взглядов, сближающих его с представителями зарубежной гуманистической психологии и педагогики, в первую очередь с Карлом Роджерсом. Как и Роджерс, Сухомлинский важнейшими личностными качествами учителя считал его способность к глубокому пониманию духовного мира и индивидуальности каждого ученика, способность к эмоциональному сопереживанию с учащимися их успехов и неудач, радостей и печалей, а также способность завоевать доверие детей. Все эти способности объединяются в гуманистической психологии одним понятием - способность к эмпатийному общению, к проявлению эмпатии, являющейся глубоким и доминирующим нравственным качеством гуманистической личности. Среди студентов II и III курсов филологического факультета Казанского педуниверситета было проведено анкетирование с целью выявления оценки значимости для них отдельных личностных качеств учителя. Студентам было предложено проранжировать 15 личностных качеств с учетом мнения каждого студента о значимости для профессии учителя каждого отдельного качества. 1. Вера в будущее ребенка. Педагогический оптимизм. 2. Доброта. 3. Интерес к детям. 4. Любовь к детям. Гуманизм. 5. Нравственная чистота. 6. Общительность. 7. Педагогический такт. 8. Понимание мира детей, особенностей их мировосприятия. 9. Справедливость. 10. Способность завоевать доверие детей. 11. Способность к сопереживанию - эмпатия. 12. Требовательность в сочетании с уважением к личности ребенка. 13. Увлеченность своей профессией. 14. Стремление к идеалу. 15. Чувство долга и ответственности за воспитание и обучение детей. Почти все студенты при ранжировании поставили на первое место такие личностные качества учителя, как любовь к детям и добро та. На втором месте оказались интерес к детям и увлеченность своей профессией. Затем следовали друг за другом нравственная чистота, справедливость, общительность и требовательность в сочетании с уважением к личности школьника. Лишь после этого студенты указали на такие личностные качества учителя, как вера в будущее ребенка, способность завоевать доверие детей и способность к сопереживанию - эмпатия. В конце списка оказались понимание особенностей мировосприятия детей, педагогический такт, чувство долга и ответственности за воспитание и обучение детей, стремление к идеалу.
Таким образом, при ранжировании студенты поставили на 1-5 места качества учителя достаточно общеизвестные, однако недооценили и поставили на последние места личностные качества, которые высоко оценивают опытные учителя. Это эмпатия, способность воспринимать окружающий мир, как воспринимают его дети, педагогический такт и др. В педагогической психологии личностные качества учителя рассматриваются не изолированно друг от друга, а как целостная система взаимообусловленных качеств. Притом есть общие личностные качества, интегрирующие другие качества, назовем их системообразующими, и есть частные качества. Системообразующим качеством является гуманистическая направленность личности учителя и воспитателя. Начнем рассмотрение качеств личности учителя с системообразующего качества. Большинство психологов и педагогов сходится на мысли о том, что наиболее важным для учителя личностным качеством является гуманистическая направленность. Это качество ярко и сильно проявлялось у многих выдающихся педагогов прошлого: Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Я.Корчака и др. Гуманистическая направленность характерна для личности многих педагогов-новаторов: грузинского педагога Ш.Амонашвили, директора специнтерната для детей-сирот в г. Сыктывкаре А.А.Католикова и мн. др. Гуманистическая направленность зависит от ряда факторов: а) усвоения личностью гуманистической идеи, б) наличия гуманистического идеала, в) сформированности потребности в гуманистической деятельности, в совершении гуманных поступков, г) воспитанности чувства гуманизма. Гуманистическая направленность интегрирует такие моральные качества педагога, как любовь к детям, уважение к личности ребенка, чувство долга и ответственности перед обществом и детьми за воспитание последних, вера в будущее ребенка, а также желание общаться и работать с детьми. Данные морально-личностные качества являются конкретным проявлением гуманистической направленности личности педагога в той или иной ситуации общения и работы с детьми. Однако формируются и проявляются эти качества у отдельных педагогов по-разному и в различной степени. У одних сильнее проявляются понимание и чувство долга и ответственности за воспитание детей, уважение к личности ребенка, у других - любовь и интерес к детям, потребность в общении с детьми, у третьих, например у А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского, одинаково сильно проявляются долг и ответственность перед детьми, уважение к каждому ребенку и вместе с тем любовь и интерес к детям.
Тесно связано с гуманистической направленностью личности педагога и такое важное профессионально-педагогическое качество, как вера в будущее каждого ребенка, оптимистический взгляд на возможности воспитания из каждого ребенка полноценной личности. Педагогическим оптимизмом называл это качество А.С.Макаренко, сильно проявлявшееся у него самого. В.А.Сухомлинский педагогический оптимизм оценивал так: "Если у человека нет веры в ребенка, если он ноет, разочаровывается при малейшей неудаче, если он убежден, что из ребенка "ничего не получится",- такому человеку нечего делать в школе"1. Следующим обязательным для учителя и воспитателя личностным качеством является моральная чистота, честность педагога перед детьми. На нравственной честности педагога основывается доверие детей к своему учителю, к его словам. Дети очень чувствительны к моральным качествам своих учителей и если учитель сам не следует тем моральным нормам, которые он разъясняет, т.е. говорит одно, а сам делает другое, то доверие к такому учителю теряется. "Идеальное юношеское верование в воспитателя, - писал Н.А. Добролюбов, - основано на нравственном доверии. Как только нравственное доверие потеряно, или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу". Способность учителя завоевать доверие детей - это важнейшее личностное качество, не обладая которым нельзя стать настоящим педагогом. Как сказано выше, доверие детей к учителю зависит от моральной честности последнего, его нравственной чистоты, но не только от этого. Детское доверие зависит также от справедливости учителя, от умения глубоко понимать ребенка, его мысли и переживания.
"Справедливость, - писал В.А. Сухомлинский, - это основа доверия ребенка к воспитателю... Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир ребенка". Каждый педагог, работающий в школе, хорошо знает, что особенно сильно реагируют на справедливость или несправедливость педагогов подростки. Справедливость, честность, верность своему слову являются качествами, входящими в так называемый "моральный кодекс" подростка, т.е. в число моральных качеств, наиболее ценимых подростком. Поэтому плохой учитель для подростка это тот, который несправедлив и нечестен. В школах нередко возникают конфликты между подростками и каким-либо учителем именно из-за того, что этот учитель допустил несправедливость по отношению к ученику-подростку. Воспитание не может быть гуманистическим, если учитель сосредоточивает свое внимание и мышление лишь на своих профессиональных целях, задачах, способах их достижения, а в учащихся видит лишь объект воспитательного воздействия. С точки зрения представителей гуманистической психологии и педагогики ребенок должен выступать в воспитательном процессе и активным субъектом, интересы и индивидуальные особенности которого должны постоянно изучаться и учитываться. Чем лучше понимает и чувствует учитель каждого своего ученика, его мысли, интересы и переживания, чем более способен поставить себя на место ученика, т.е. идентифицировать себя с учеником, и сопереживать с ним, тем скорее появится и укрепится взаимное доверие учителя и учащихся. Такое подлинно гуманистическое понимание одним человеком другого человека не только умом, но и чувствами получило название "эмпатийное понимание". Эмпатийное понимание, как указывается в психологических словарях, это "способность личности понимать переживания другой личности (в частности по мимике) и сопереживать их в процессе межличностных отношений"1. Эмпатийное понимание - это не просто понимание другого человека, но и стремление эмоционально откликнуться на его мысли, переживания, поведение. "Эмпатия есть аффективное "понимание", т.е. понимание в большей мере чувствами", пишет психолог Г.М.Андреева. Психологи выделяют такое важное личностное качество, как эмпатийная направленность, имея в виду стремление личности глубоко понять другую личность, разделить с ней ее взгляды, мысли, переживания и оказать содействие ей. Проведенными исследованиями (И.М.Юсупов) установлено, что эмпатийная направленность является одним из наиболее профессионально необходимых личностных качеств современного учителя и воспитателя. Эмпатийная направленность личности педагога на ребенка определяет меру его возможности проникновения во внутренний мир ребенка, познания детской индивидуальности и гуманистического общения с детьми. Однако эмпатия присуща далеко не каждому, кто работает педагогом или готовится им стать. Это личностное качество тесно связано с гуманистической направленностью личности педагога, зависит от типа его личности, типа характера, воспитанности нравственных потребностей и чувств, а также от наличия педагогического призвания. Специально исследуя развитие эмпатии у студентов педвуза и учителей, психолог И.М. Юсупов пришел к двум важным выводам: 1. Развитие эмпатии у человека происходит, начиная с элементарных ее проявлений, в виде обыкновенного сочувствия другому человеку и переходит к более высоким уровням ее проявления - эмпатийному пониманию, сопереживанию и затем к соучастию в решении другим человеком каких-либо жизненных проблем. 2. Студентам педвуза и молодым учителям можно добиться определенных успехов в развитии у себя эмпатии как профессионально-личностного качества путем участия в специальных групповых психологических тренингах. Гуманизация обучения и воспитания требует высокого уровня развития у современного учителя и воспитателя такого исключительно важного профессионально-личностного качества, как общительность, потребность в общении с детьми. Представители педагогической психологии (В.А.Кан-Калик, А.А.Леошъев и др.) рассматривают общение как основной способ педагогического воздействия на школьников в условиях современного, личностно - ориентированного обучения и воспитания. Однако не каждый педагог и не всегда умеет в полной мере и эффективно реализовать воспитательные и образовательные возможности общения, работая с детьми. Причин здесь две. Во-первых, есть такие студенты и учителя, которые в силу индивидуальных врожденных особенностей отличаются необщительностью, замкнутостью. Это те, кто от природы имеет меланхолический или флегматический тип темперамента. Им трудно овладеть педагогическим общением. Во-вторых, мастерству общения, в том числе и педагогического, надо учиться специально, ибо это сложный процесс. Как известно, общение людей состоит из трех взаимосвязанных сторон: 1. Коммуникативная сторона, предполагающая обмен информацией и переживаниями 2.Перцептивная сторона, связанная с восприятием людьми друг друга, т.е. с социальным восприятием, и взаимопониманием. 3.Интерактивная сторона, предполагающая взаимодействие людей в процессе совместной деятельности и исполнения тех или иных социальных ролей. Каждая из этих сторон имеет свои особые способы и формы общения, которые должен уметь применять каждый учитель и воспитатель. Например, коммуникативная сторона общения предполагает овладение как вербальными, так и невербальными способами общения педагога с учащимися. К числу невербальных способов относятся: а) эмоциональное общение, б) визуальное общение (визуальный контакт), в) общение с помощью мимики, г) общение с помощью пантомимики (иначе "язык жестов"). Большую роль в процессе общения играют вокализация голоса, паузы, темп речи, смех. Все указанные выше способы коммуникативного общения оказываются совершенно необходимыми в процессе передачи учителем различного рода информации школьникам. Скажем, чтобы эмоционально, образно и убедительно изложить материал по теме урока, учитель истории, литературы, географии или другого предмета должен использовать способы не только вербального, но и невербального общения: визуальный контакт, мимику, пантомимику ("язык жестов"). Описание какого-либо события на уроке, например исторического события, или характеристика литературного персонажа всегда окажутся более конкретными и убедительными, если учитель в ходе рассказа будет умело использовать различные жесты: коммуникативные, описательно-изобразительные и модальные, т.е. выражающие отношение учителя к описываемым событиям. Овладению способностью передавать учащимся свои мысли, чувства, требования с помощью выражения глаз, интонирования голоса, мимики, жестов всегда придавали большое значение талантливые педагоги. Вот что пишет о развитии этой способности путем специальной самотренировки А.С.Макаренко: "Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно"1. Перцептивная сторона общения связана с восприятием людьми друг друга и пониманием друг друга. Психологи обнаружили, что в процессе восприятия друг друга у людей нередко формируются ошибочные представления, обусловленные субъективными установками или стереотипными взглядами и оценками, распространенными в данном обществе, в частности у представителей тех или иных профессий. Такие ошибочные представления и мнения о своих учениках, возникающие под влиянием бытующих у педагогов стереотипных профессиональных установок, проявляются у учителей, особенно молодых и неопытных. В социальной психологии известно явление, получившее название "эффект ореола", которое в педагогической среде проявляется следующим образом. Вокруг какого-либо учителя создается с помощью средств массовой информации ореол новатора, изобретателя новой системы учебной или воспитательной работы, новых методов. Среди учителей начинается слепое подражание этому новатору, некритическое использование его методов и стиля работы, поскольку в сознании учителей формируется стереотипная установка, штем приобретающая форму громких педагогических призывов ко всем учителям: "Работать по Шаталову", "Работать по Лысенковой", "Работать по Амонашвили" и т.п. Такие стереотипные педагогические установки не столько помогают учителям, сколько мешают выявлять им свои индивидуальные особенности и формировать индивидуальный стиль деятельности, столь необходимый для приобщения к педагогическому творчеству. Подлинно творческий учитель - это учитель, увлеченный своей профессией, преподаваемой им наукой, это личность, стремящаяся к творческому претворению каких-либо общественно значимых целей и идей. Учитель, увлеченный преподаваемой им наукой, творчеством, передает эту увлеченность своим воспитанникам и влияет на развитие их способностей и личностных качеств. Такой учитель пользуется глубоким уважением своих учеников и воспринимается в первую очередь как неординарная личность, достойная быть примером. Так, в казанской школе № 2 многие годы преподавала математику в старших классах учительница Г.Ю.Гусарская. Все коллеги знали о ее большой увлеченности этой наукой и ее преподаванием. Эта увлеченность передавалась и учащимся. Многие ученики Г.Ю. Гусарской дополнительно индивидуально занимались под ее руководством математикой сверх обязательной программы, посещали математический кружок и участвовали в математических конкурсах и олимпиадах. В результате математически способные учащиеся уже в 9-м классе начинали изучать высшую математику, а после окончания школы сразу поступали на 2-й курс математического отделения Казанского университета. Закончив университет, они становились учеными и преподавателями этого вуза. Писатель А.Аграновский, приехавший в Казань, чтобы написать книгу об ученых Казанского университета, беседуя с ними, обнаружил удивительный факт: 19 талантливых ученых-математиков университета, профессоров и доцентов - все учились математике у Г.Ю.Гусарской и были ее воспитанниками. Вернувшись в Москву, Аграновский написал очерк, однако посвященный не ученым-математикам, а их учительнице - Г.Ю.Гусарской. Есть еще одно профессионально важное личностное качество учителя, высоко ценимое и учителями, и школьниками, но не так часто проявляющееся у современных педагогов. Это умение влиять своими личностными качествами на личность других людей. Влияние одной личности на личность других людей, получившее в психологии название "персонализации", расценивается психологами как важнейший показатель высокого уровня сформированности личности (А.В.Петровский). "Быть личностью, - пишет психолог А.В.Петровский, - означает осуществлять такие "вклады" в других людей, которые бы приводили к изменениям их жизни и судьбы"2. Если учитель влияет своей духовностью на духовное развитие учащихся, вносит вклад в это развитие, то учащиеся "принимают" его как личность, и в этом случае достигается та духовная общность педагога и его воспитанников, которой придавал решающее значение в воспитательном процессе В.А. Сухомлинский. Чем же должен обладать учитель, чтобы вносить вклад в духовное развитие школьников? Думается, что, во-первых, он должен хорошо представлять себе личностные особенности и духовные потребности своих воспитанников. Во-вторых, сам учитель должен быть высокоразвитой в духовном отношении личностью, имеющей собственные взгляды, убеждения, отношения к окружающему, устремленной к большим жизненным целям, идеалам и сумевшей развить свою индивидуальность. Учитель с выраженной индивидуальностью своей личности оказывает сильное влияние на своих воспитанников. Особенно большой силой духовного воздействия на воспитанников обладает личность педагога, если она устремлена к каким-то большим гражданским, нравственным и эстетическим идеалам, направлена на общественно значимые жизненные цели и увлечена творчеством. Примеров, подтверждающих это, немало. Вот один из них. Накануне французской буржуазной революции в Париж приехал учиться сын известного русского аристократа Строганова Павел Строганов. Воспитателем к нему был приглашен французский педагог Ром. Якобинец по политическим убеждениям, Ром сильно повлиял своими революционными взглядами на молодого графа. Влияние личности Рома на юношу было настолько сильным, что, когда началась революция, Павел вместе со своим наставником оказался в рядах революционеров и с оружием в руках штурмовал Бастилию. Вернувшись позднее в Россию, Павел Строганов не изменил своих политических взглядов и на всю жизнь остался якобинцем. Охарактеризованные выше личностные качества учителя не даются ему от природы в готовом виде. Некоторые из этих качеств вначале имеются у учителя лишь в виде природных задатков, которые затем под влиянием и в процессе профессиональной деятельности развиваются в личностные качества. Необходимо иметь в виду, что раннее проявление отдельных из указанных выше качеств свидетельствует о наличии у тех, у кого они проявляются, педагогического призвания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|