Нравственное развитие и нравственное воспитание школьников
План 1. Психология о нравственном развитии и творческом характере усвоения морального опыта общества школьниками. 2. Структура моральных качеств личности, обусловливающих готовность к нравственному поступку. 3. Нравственное воспитание как формирование готовности к моральному выбору. 4. Противоречия, возникающие и разрешаемые в процессе нравственного развития и воспитания школьников. Психология нравственного развития личности разрабатывалась гораздо в большей мере за рубежом, чем в нашей стране. Значительное влияние на разработку проблем нравственного развития личности, в частности личности ребенка, оказали труды Жана Пиаже, посвященные формированию морального мышления у детей. Под влиянием взглядов Жана Пиаже в 60-е гг. складывалась так называемая "когнитивная теория морального развития", создателем которой был американский психолог Лоуренс Кольберг. Эта теория получила широкое признание. Во время бесед с детьми Л.Кольберг предлагал им решить моральные задачи, которые он называл моральными проблемами, и изучал рассуждения детей при анализе и оценке жизненных конфликтных ситуаций, представленных в содержании задач. Кольберг пришел к выводу, что моральное развитие неразрывно связано с развитием морального мышления, морального понимания, а усвоение общественной морали детьми становится по мере накопления ими опыта нравственных отношений творческим процессом. Творческое усвоение морального опыта общества детьми завершается в юношеском и более старшем возрасте формированием у человека своей, "автономной" морали, т.е. субъективных нравственных взглядов, убеждений, мотивов, оценок и т.п.
Л.Кольберг разработал также уровни нравственного развития личности: а) "доморальный уровень" (с периода раннего детства до 9-10 лет), для которого характерно послушание ребенка не из-за сознательного подчинения нормам морали и требованиям взрослых, а из-за страха бить наказанным; б) "уровень конвенциональной морали" (с 9-10 лет и приблизительно до 16), для которого характерна ориентация на мнения и оценки взрослых людей и происходит адаптация к общественной морали; в) "уровень автономной морали" (с периода ранней юности и старше), который характеризуется выработкой собственных нравственных взглядов, убеждений, идеалов и мотивов нравственного поведения1. Отечественный психолог А.В.Зосимовский2 также разработал периодизацию нравственного развития детей, выделив три этапа развития: I этап - охватывает младенчество и раннее детство. Это период доморального развития, период импульсивных неосознаваемых поступков ребенка. II этап - охватывает дошкольный и младший школьный возрасты. Этот этап характеризуется, по мнению А.В.Зосимовского, формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований совершать нравственные поступки, подчинять нравственным нормам свое поведение. У младших школьников быстро формируются нравственное сознание, нравственные чувства (чувства долга, ответственности), однако у них еще не хватает самостоятельности в выработке собственных нравственных взглядов и убеждений. Ш этап - охватывает подростковый и юношеский возрасты. Этот этап характеризуется творческим формированием собственных нравственных взглядов, убеждений, оценок и мотивов поступков - формированием автономной морали личности. Если сравнить изложенные выше кратко взгляды Л.Кольберга и А.В.Зосимовского на нравственное развитие детей, на уровни и этапы этого развития, то мы не увидим принципиального различия между данными взглядами и можем вполне ими руководствоваться.
Существует также два различных понимания нравственного воспитания и нравственной воспитанности: 1. Нравственное воспитание как формирование готовности личности к нравственному поступку, к активному утверждению в жизни своих нравственных принципов. 2. Нравственное воспитание как предупреждение безнравственных поступков, антиобщественного поведения с помощью предъявления требований, правил, запретов и т.п. В первом случае нравственное воспитание основывается на нравственной активности, более того - на нравственном творчестве, поиске собственных нравственных ценностей. Формируется так называемая автономная мораль. Готовность к нравственному поступку -это итог сложного внутреннего нравственного саморазвития личности. Такая готовность - основной критерий нравственной воспитанности. Во втором случае нравственное воспитание основывается на полном подчинении поведения личности требованиям общества и общественной морали, отражающим правила общественного поведения. В этом случае, т.е. когда все построено на необходимости подчиняться общественным требованиям, все стороны, все "этажи" общественной морали (категории, принципы, нормы, идеалы, чувства и т.д.) оказываются сведенными в одну плоскость - плоскость безоговорочных требований и подчинения этим требованиям. Такая мораль, основанная на неосознанном, субъективно не принятом подчинении нормам общественного поведения, называется конвенциональной моралью. Подобная нравственная "дисциплина торможения" (по терминологии А.С.Макаренко) приводит к противоречию между общественной моралью и нравственностью личности, т.е. индивидуальной моралью. Данное противоречие должно быть своевременно разрешено путем умелого воздействия на личность, иначе оно разрешается личностью стихийно, притом по крайней мере одним из двух путей: 1. Личность внешне подчиняется общественной морали, но совершает поступки, руководствуясь своей нравственностью. Это нравственное раздвоение, характерное для конвенциональной морали, присуще многим. Оно приводит к разрыву между нравственным сознанием и поведением, между словами и поступками людей. Еще древнегреческий философ Демокрит обращал внимание на этот нравственный порок людей: "Многие из совершающих постыдные поступки произносят прекраснейшие речи".
2. Личность не принимает общественную мораль, открыто противопоставляет себя этой морали. Причины такого противопоставления могут быть разные. Противопоставляют себя общественной морали представители преступных группировок, ибо у них своя "мораль" -это жестокие законы преступного мира. Мораль современного общества далека от совершенства, в ней много противоречий, которые начинают видеть уже школьники-подростки. В результате возникает субъективное непринятие подростками норм общественной морали, отчуждение от нравственных ценностей старшего поколения, которое и само нередко изменяет этим ценностям. Таким образом, из двух различных пониманий нравственного воспитания, о которых сказано выше, надо придерживаться понимания нравственного воспитания как творческого процесса усвоения индивидом общественной морали и формирования у него индивидуальной морали - нравственности личности. В формировании нравственности личности главная роль принадлежит не словесным убеждениям, не требованиям и наказаниям. Главное - пробудить у человека, начиная уже с детского возраста, внутренние силы нравственного самоусовершенствования: стимулы, потребности, мотивы, цели и т.д. Для того чтобы пробудить и привести в действие внутренние силы нравственного самоусовершенствования, надо иметь представление о том, что из себя представляет структура нравственных качеств личности. Совокупность нравственных качеств личности входит в структуру качеств личности. Ядром структуры качеств личности является направленность личности1. Направленность личности, как известно, -это система доминирующих устойчивых мотивов; определяющих поведение и деятельность личности. В направленность личности входят потребности, интересы, стремления, взгляды, убеждения, установки, цели, идеалы и т.д. Несомненно, направленность личности оказывает сильное воздействие на формирование системы нравственных качеств. В первую очередь на формирование нравственных качеств, особенно моральных взглядов, убеждений, потребностей, идеалов, моральной активности, оказывают сильное влияние идейно-мировоззренческие позиции личности, социальные ориентации, общественные цели и идеалы. Если личность, например юноши, устремлена к каким-либо общественно и личностно значимым идеям и целям, увлечена какой-либо идеей или идеалом, то такая личность способна к выработке в себе моральных и волевых качеств, необходимых для достижения поставленной цели или осуществления идеи. Примеров тому, взятых из жизни людей, посвятивших себя служению большим идеалам и целям, немало. Так, академик С.П.Королев, в 13 лет увлекшийся идеями аэронавтики и космонавтики, будучи еще подростком, стал воспитывать в себе морально-волевые качества, необходимые для осуществления этих идей: целеустремленность, настойчивость, готовность к преодолению трудностей, решительность и т.д.
Непреклонные нравственные требования предъявлял к себе великий немецкий гуманист Альберт Швейцер, который в школьные годы увлекся идеей гуманистического долга каждого человека перед другими людьми и посвятивший всю свою жизнь служению этой идее. Окончив медицинский факультет университета в Германии, он уехал в Африку, где до конца жизни лечил больных и оказывал милосердие1. Второй элемент структуры личности - социальный опыт, накапливаемый человеком в процессе его деятельности: учебной, трудовой, игровой, творческой и т.д. Социальный опыт личности включает знания и умения, приобретаемые в различных видах деятельности, опыт творческой деятельности, опыт общения. Социальный опыт включает и моральный опыт: знания о морали, нравственные отношения к окружающему миру и нравственные умения и навыки. Знания о морали - это моральные принципы, этические категории и понятия, а также моральные нормы и правила. На основе знаний о морали, иначе говоря, этических знаний, у человека формируется собственное индивидуальное моральное сознание: нравственные представления, понятия, взгляды, убеждения, критические оценки и идеи. Чтобы у человека с детских лет формировались собственные нравственные представления, понятия, взгляды и убеждения, знания о морали общества, т.е. этические знания, они должны усваиваться с ранних дет творческим путем. Для этого надо ставить перед учащимися несложные моральные проблемы, предлагать им высказывать моральные суждения, давать моральную оценку поступкам людей, объяснять явления морали. Выполняя подобные познавательные задания; учащиеся постепенно научатся самостоятельно применять этические категории и понятия для объяснения и оценки поступков и взаимоотношений людей в различных жизненных ситуациях. Одновременно у них будут вырабатываться свои моральные представления, понятия и взгляды. Будут формироваться и эмоционально-нравственные отношения к поступкам и взаимоотношениям людей. Так, после прочтения учащимися-подростками рассказа В.Г.Короленко "Дети подземелья" можно перед учащимися класса поставить моральную проблему: "Ребята, как вы оцениваете поступок Васи - сына судьи, который, не сказав никому, унес из дома куклу своей сестры и отдал ее больной девочке Марусе, чтобы обрадовать ее?" В этом проблемном вопросе отражено моральное противоречие, которое должны суметь разрешить учащиеся: между добрым поступком и нечестным поступком. Обсуждение данного противоречия поможет вызвать у учащихся активное эмоционально-нравственное отношение к моральной стороне поступков Васи и чувство сопричастности к судьбе бездомных детей - Владика и Маруси.
Нравственный опыт, являвшийся частью социального опыта личности, включает и нравственные чувства. Основой формирования нравственных чувств являются эмоциональные переживания, возникающие у человека при столкновении с жизненными драматическими ситуациями, моральными конфликтами и при различных других сложных случаях жизни, сильно воздействующих на воображение, эмоции и сознание. Из-за чрезвычайной пластичности нервной системы детей, их эмоциональности и силы воображения воздействие на их психику различных драматических ситуаций и моральных конфликтов оказывается более сильным, чем на психику взрослых. Поэтому в детском возрасте быстрее развиваются и нравственные чувства, особенно такие, как чувство жалости, чувство сострадания, доброта, совесть, стыдливость, справедливость. Выдающиеся педагоги и психологи обращали внимание на то, что детский возраст является наиболее благоприятным для воспитания основных нравственных чувств: доброты, жалости, сострадания, совести и т.д. "Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, - писал В.А. Сухомлинский. - Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь... В детстве человек должен пройти эмоциональную школу -школу воспитания добрых чувств"1. Нравственные чувства включают так называемые высшие нравственные чувства, к которым относятся, в частности, чувство долга и ответственности, чувство гуманизма. Высшие чувства формируются под сильным влиянием качеств, относящихся к направленности личности, и под влиянием нравственного сознания. Например, чувство долга и ответственности формируется под влиянием моральных потребностей, принципов и убеждений личности. Нравственные потребности, принципы и убеждения личности являются основным наиболее сильным фактором мотивации нравственной активности и нравственных поступков и взрослого человека и школьника. Эти факторы мотивации приводят к осознанию человеком необходимости совершить нравственный поступок в ситуации морального выбора и вместе с чувством долга и ответственности определяют психологическую готовность человека к нравственному поступку. Внутреннюю сильную мотивацию необходимости выполнения человеком своего нравственного долга в ситуации морального выбора немецкий философ И.Кант назвал внутренним нравственным законом -"категорическим императивом". Третий элемент структуры личности - познавательные психологические механизмы и их индивидуально-личностные особенности. В этой подструктуре личности основным качеством, относящимся к моральным качествам, является морально-этическое мышление. Морально-этическое мышление выражается в способности и умении человека решать возникающие в его жизни практические моральные проблемы, опираясь на этические знания и собственный нравственный опыт. Необходимость морально-этического мышления особенно чувствуется тогда, когда надо разобраться в сложных нравственных взаимоотношениях людей, в моральных конфликтах или разобраться в себе, в своем поведении и отношении к другим людям, например к членам семьи, друзьям и коллегам. Морально-этическое мышление обладает рядом существенных особенностей, которые будут рассмотрены далее. Четвертый элемент структуры личности - биологические предпосылки формирования личности, куда относятся биологические потребности, инстинкты, задатки к развитию определенных способностей, темперамент. Эти биологические предпосылки как внутренние условия психического развития весьма влияют на формирование личности и характера. Например, в зависимости от степени проявления биологических потребностей и инстинктов, а также от задатков и особенностей типа темперамента у каждого индивида будет по-своему развиваться способность к саморегуляции, а именно к морально-волевой саморегуляции. Способность к морально-волевой саморегуляции - это важнейшее нравственное качество, без которого человек не может осуществить ни одно моральное намерение, связанное с преодолением объективных препятствий или собственного эгоизма и § страха Морально-волевая саморегуляция является психологическим механизмом, участвующим и в принятии морального решения и в его исполнении. Таким образом, принятие морального решения и волевую готовность к его исполнению надо считать завершающим звеном в последовательности охарактеризованных выше качеств, входящих в нравственную структуру личности. Морально-волевая саморегуляция у детей начинает развиваться одновременно с развитием способности к саморегуляции вообще. Особенно она проявляет себя в сложных жизненных ситуациях, сопряженных с преодолением трудностей, опасности, страха. Ярким и убедительным примером способности ребенка к морально-волевой саморегуляции является эпизод из повести писателя Н.Г.Гарина-Михайловского "Детство Темы" (М., 1981). Мальчик Тема решил спасти своего четвероногого друга Жучку, которую кто-то бросил на дно глубокого колодца. Тема спускается в колодец, берет Жучку и начинает подниматься вверх, однако скоро силы покидают его. Страх охватывает его. Он растерянно останавливается, 170 не зная, что делать: кричать, плакать, звать маму? Чувство одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу... - Не надо бояться, не надо бояться1. - говорит он дрожащим от ужаса голосом. - Стыдно бояться! Трусы только боятся. Кто делает дурное - боится, а я дурного не делаю: я Жучку вытаскиваю, меня и папа и мама за это похвалят. Папа на войне был, там страшно, а здесь разве страшно? Здесь ни капельки не страшно. Вот отдохну и полезу дальше, потом опять отдохну и опять полезу, так и вылезу, потом и Жучку вытащу. Жучка рада будет, все будут удивляться, как я ее вытащил. Тема говорит громко, у него голос крепнет, звучит энергичнее, тверже, и, наконец успокоенный, он продолжает взбираться дальше. Когда он снова чувствует, что начинает уставать, он опять громко говорит себе: - Теперь опять отдохну и потом опять полезу. А когда я вылезу и расскажу, как я смешно кричал сам на себя, все будут смеяться, и я тоже. Тема улыбается и снова спокойно ждет прилива сил. Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. Он делает последнее усилие, вылезает сам и вытаскивает Жучку. Как видно из приведенного отрывка, Тема совершил смелый нравственный поступок, руководствуясь внутренним нравственным побуждением - спасти четвероногого друга - и оказавшись способным преодолеть недостаток сил и страх благодаря волевой саморегуляции. Значит, три условия необходимы для того, чтобы ребенок, подросток или взрослый совершил нравственный поступок в сложной жизненной ситуации: 1. Возникновение перед человеком сложной жизненной ситуации, требующей морального выбора (между добром и злом, альтруизмом и эгоизмом, правдой и обманом и т.д.) и решения. 2. Возникшая ситуация - будем ее называть ситуацией морального выбора - должна быть личностно значимой для данного человека, соответствовать его потребностям, интересам, убеждениям и отношениям. 3. Человек, например школьник, оказавшийся в ситуации морального выбора и принятия решения, должен быть способен к морально-волевой саморегуляции, необходимой для совершения нравственного поступка. Однако далеко не все школьники склонны проявлять нравственную активность и способны принимать самостоятельные правильные решения в ситуациях морального выбора. Как пишет психолог А.Г.Асмолов, современная школьная педагогика "вовсе исключает такие условия, в которых ученик может проявить гражданское мужество, сделать свой нравственный выбор"1. Поэтому в воспитательной работе в школах надо особое внимание уделить разработке и применению системы воспитывающих ситуаций, которые формировали бы у учащихся готовность к моральному выбору и способность к принятию и осуществлению морально-волевого решения. По мнению немецких педагогов Х.Штольца, и Р.Рудольфа, каждый воспитатель должен "суметь увидеть особую воспитательную значимость таких ситуаций, умело использовать момент интенсивного проявления нравственных побуждений учащихся, дать им возможность самостоятельно решить конфликт"1. Данные ситуации психологи называют ситуациями морального выбора потому, что человек в подобных ситуациях должен принять альтернативное решение о своем отношении к моральным или аморальным фактам и о своем поведении ("Как мне поступить?"). Принять альтернативное решение - это значит выбрать между добром или злом, сочувствием и безразличием, смелостью и трусостью, честностью и обманом, верностью и предательством, альтруизмом и эгоизмом и т.д. Готовность личности подростка, юноши или взрослого человека осуществить подлинно нравственный выбор, преодолев эгоизм, равнодушие, трусость и страх, зависит не только от сформированности морально-волевых качеств, но и от гармонизации интеллектуальной, эмоционально-волевой и поведенческой сторон личности. Подобная гармонизация личности понимается в том смысле, что нет раздвоения самой личности из-за возникающих сложных противоречий внутри личности между ее нравственными взглядами, убеждениями, идеалами и общественной моралью, между нравственным сознанием и эгоистическими желаниями, влечениями и биологическими потребностями. Преодоление личностью этих противоречий внутри себя предопределяет целостность личности, от чего зависят нравственная активность человека, готовность к совершению нравственных поступков. В психолого-педагогической литературе противоречия как движущие силы развития и воспитания рассматривались неоднократно (Г.С.Костюк, Г.С.Батищев, Л.И.Божович, Б.ТЛихачев и др.), однако целостная система противоречий пока не определена. В данной системе есть противоречия, без регулирования и "снятия" которых не может быть внутренней гармонии, целостности, а значит, и высокого уровня социальной активности. Это, например, противоречия между биологической и социальной природой человека, между индивидуальным сознанием и общественным сознанием, между сознанием и поведением, между непомерно возросшими потребностями и притязаниями личности, с рдной стороны, и уровнем ее реальных возможностей - с другой. На необходимость учета в воспитательной работе противоречий между требованиями общественной морали и автономной моралью личности, между сознанием и поведением (словами и делами), гипертрофированными потребностями и реальными возможностями личности, которые могут стать источником антиобщественной активности или нравственной пассивности, указывают и психологи, и педагоги (Л.И.Божович, В.М.Никитин, Л.И.Рувинский и др.). В воспитательной работе в школе и в вузе надо ставить и решать задачу своевременного предупреждения развития и обострения указанных выше противоречий в сознании и поведении школьников и студентов. Другая группа противоречий - не приводящая к острым конфликтным состояниям между личностью и обществом и не затормаживающая формирование нравственной активности. Это противоречие между положительным нравственным примером, идеалом, перспективой, творческой идеей или общественно полезной целью, приобретшей смысл для личности, с одной стороны, и уровнем ее возможностей - с другой; противоречие между необходимостью овладеть каким-либо новым знанием, способом учения, образцом поведения и отсутствием умения это сделать, преодолев при этом трудность. Подобные противоречия успешно разрешаются при хорошо организованном воспитании и самовоспитании и становятся движущей силой развития и социальной активности личности. Для этого необходимо, чтобы эти противоречия осознавались личностью школьника и таким образом возникал мотив самоусовершенствования, перестройки, преодоления трудности. Говоря о внутренней гармонии личности, надо понимать ее не просто как пропорциональное соотношение частей целого, то есть компонентов структуры личности. Это была бы абстрактная личность, не способная к саморазвитию. Внутреннюю гармонию личности надо понимать как приведение в динамическое равновесие духовных сил личности и подчинение их определенной идее, идеалу или цели (общественной, нравственной и т.д.). При этом происходит в той или иной мере перестройка личности в сфере ценностных ориентации, взглядов, отношений, стремлений и поведения. Для того чтобы личность увлеклась идеей или идеалом, необходимо формировать в ней интерес к научным, общественным, этическим и другим идеям и потребность в идеале, учитывая ее духовные потребности и коллизии в данный момент развития. Для реального процесса воспитания это означает следующее: 1. Под воспитанием гармонической личности нельзя понимать лишь пропорциональность в развитии ее духовной и физической сторон и снятие всех противоречий психического развития. Наоборот, надо заострять такие противоречия, осознание которых и стремление выхода из них стимулировало бы возникновение в сознании молодого человека мировоззренческих, этических, научных проблем, потребность в их решении и поиск идей решения. 2. "Открытие" для себя учеником или студентом общественной или нравственной идеи, отвечающей его духовным потребностям и поискам, и является тем ответственным моментом нравственного прозрения личности молодого человека, который писатель Г.Медынский назвал "критической точкой воспитания". Доминирующий фактор - сильно проявляющаяся направленность личности на идею - приводит к согласованию интеллектуальную, нравственную, эмоционально-волевую и деятельностную стороны личности и к снятию ряда противоречий в структуре личности. Эта согласованность всех сторон духовной и практической деятельности, всех уровней структуры личности, обусловленная стремлением личности к осуществлению идеи, достижению цели, и есть внутренняя гармония. Подобная внутренняя гармония в свою очередь является непременной предпосылкой целостности личности как единства ее сознания, духовных ориентации и позиций, с одной стороны, и практической деятельности - с другой. Воспитание целостной личности в таком понимании является одной из главных задач в их комплексе, ибо только целостность личности обеспечивает ее активную жизненную позицию, общественную и нравственную активность. Какие же основные выводы вытекают из содержания данной лекции? Во-первых, нравственное развитие личности происходит как процесс творческого и критического освоения общественной морали и формирования индивидуальной морали - нравственности личности. Главной движущей силой нравственного развития личности является внутренняя потребность в самоусовершенствовании и формировании нравственного самосознания. Во-вторых, нравственное развитие личности связано с формированием сложной целостной структуры нравственных качеств, включающих мотивационно-целевой, когнитивный, аксиологический, эмоциональный, морально-волевой и исполнительский компоненты данной структуры. Все эти компоненты предопределяют способность человека к моральному выбору и готовность к нравственному поступку. В-третьих, применение в процессе нравственного воспитания 176 ситуаций морального выбора, требующих от учащихся разрешения моральных конфликтов и принятия альтернативных морально-волевых решений, является эффективным средством формирования у учащихся готовности к нравственному поступку. В-четвертых, умение школьников правильно разрешать моральные конфликты и осуществлять моральный выбор зависит от сформированное™ у них морально-этического мышления путем включения их в деятельность по решению морально-этических проблем.
ГЛАВА СРЕДСТВА САМОВОСПИТАНИЯ О СИСТЕМЕ СРЕДСТВ САМОВОСПИТАНИЯ В качестве средств самовоспитания в психологической и педагогической литературе указывается довольно значительное число названий: самопринуждение, само-преодолевание, самоподчинение, самоприказ, самоуговаривание, самовнушение, самонаказание, самопоощрение, самоубеждение, самоутешение, самоинструктирование, самонапоминание и др. Уже сам перечень показывает, что средства самовоспитания создаются путем переделки средств воспитания. При этом авторы исходят из мысли, что если воспитание эволюционирует в процесс самовоспитания, то такое же явление должно наблюдаться и относительно средств этих процессов. «Любое средство воспитания, — утверждает А. Я. Арет,— становится средством самовоспитания, если человек его применяет по отношению к себе»'. На первый взгляд такая логика кажется убедительной: применяя средства воспитания по отношению к себе, человек делает себя объектом собственного воздействия, а поэтому эти средства становятся средствами самовоспитания. Однако необходимо учесть, что человек может воздействовать на себя, руководствуясь целями, ничего и бщего не имеющими со стремлением изменить свою личность, воспитать себя. Поэтому средства воспитания, переносясь личностью во внутренний план, становятся средствами самовоздействия, но далеко не всегда — самовоспитания. Отождествление средств самовоздействия и самовоспитания приводит не только к неправильной трактовке этих средств, но и к ошибочным педагогическим выводам. Проанализируем это положение на примере отождествления средства самовоздействия — самовнушения — с аналогичным средством самовоспитания. Такое отождествление имеет место в работах А. Я. Арета, который рекомендует самовнушение как средство самовоспитания, не раскрывая важного вопроса: всегда ли, и если не всегда, то при каком условии оно является средством самовоспитания. Прежде всего ответим именно на этот вопрос. Приведем из книги К. И. Платонова «Слово как физиологический и лечебный фактор» лишь один из многочисленных примеров, характеризующих самовнушение. «Больной К.., 37 лет, обратился с жалобой на навязчивый страх умереть от паралича сердца, возникший у него 5 месяцев назад при следующих обстоятельствах. Однажды он прочел сообщение о внезапной смерти от паралича сердца артиста Щукина. Он лично знал Щукина, и это известие произвело па него очень сильное впечатление. Однако оп заснул и спал, как всегда, спокойно. Но утром... возникла острая мысль: «И я умру так же внезапно, r.iiK 'Щукин!» С тех пор эта мысль приняла навязчивый характер, причем навязчивость была настолько сильна, что лишала его покоя и стала мешать работать. Боясь:ia свое сердце, о котором раньше никогда не думал, так как был совершенно здоров, К. пошел в больницу. При рентгенологическом исследовании никаких изменений не было найдено. Но диагноз «невроз сердца» его еще больше встревожил. Другой врач диагностировал «миокардит». Прочитав статью о миокардите в Большой советской энциклопедии, К. решил, что у него «быстро протекающий миокардит». На наше успокоительное разъяснение ответил: «Понимаю абсурдность навязчивости, но не могу я себя побороть» 1. Ясно, что самовнушение у этого человека никак не определялось стремлением изменить свою личность, воспитать себя. Поэтому нет оснований отождествлять его со средством самовоспитания. При анализе самовнушения важно опереться на исследование И. П. Павловым физиологических механизмов этого явления. И. П. Павлов отмечал, что в основе самовнушения лежит «концентрированное раздражение определенного пункта или района больших полушарий... получившее преобладающее, незаконное и неодолимое значение. Оно существует и действует, т. е. переходит в движение, в тот или другой двигательный акт, не потому, что оно поддерживается всяческими ассоциациями, т. е. связями со многими настоящими и давними раздражениями, ощущениями и представлениями, — тогда это твердый и разумный акт, как полагается в нормальной и сильной коре, — а потому, что при слабой коре, при слабом, низком тонусе оно, как концентрированное, сопровождается сильной отрицательной индукцией, оторвавшей его, изолировавшей его от всех посторонних необходимых влияний» 1. Как видим, самовнушение характерно для людей со слабой или ослабленной нервной системой и имеет место при нарушении нормальной мыслительной деятельности. Об этом же свидетельствуют исследования К. И. Платонова, который на основе анализа обширного фактического материала пришел к выводу, что самовнушение связано с патологическими процессами. Все это говорит 0 том, что некритическое отношение к самовнушению, отождествление его со средством самовоспитания могут привести к отрицательным результатам в развитии личности. Сказанное выше не означает, что самовнушение не может быть использовано людьми с расшатанной нервной системой, для которых характерно «стихийное» самовнушение. Для них, видимо, самовнушение как средство самовоспитания с преднамеренной целью совершенствования своей личности может заменить стихийное самовнушение, ведущее часто к патологическим изменениям. Учитывая целенаправленный характер работы над собой и проведенный анализ самовнушения, необходимо разделять в определенной мере средства самовоспитания и самовоздействия, понимая под первыми средства самовоздействия, используемые с целью воспитания своей личности. Кроме того, следует учитывать, что попытка путем переделки терминов в области воспитания и по прямой аналогии с последними образовать понятия в области самовоспитания и охарактеризовать соответствующие средства приводит к формальному словотворчеству и необоснованным утверждениям, ибо при этом не учитывается специфика воздействия на самого себя. Эта специфика определяется двойственностью позиции личности в процессе самовоспитания, которая одновременно сознает себя как объект и как субъект самоуправления, т. е. оказывается как бы в двух лицах по отношению к себе — 8 лице воспитуемого и в лице воспитателя. Так, например, по аналогии с поощрением А. Я. Арет, а за ним А. И. Высоцкий трактуют возможности «самопоощрения», не учитывая, что почва для последнего во внутреннем мире личности значительно уже. Если важная задача поощрения — способствовать принятию детьми педагогической программы деятельности, испытать радость от выполнения этой программы, то в самовоспитании сам школьник устанавливает программу деятельности, и уже само сознание, что он осуществил эту программу или продвинулся в ее осуществлении, служит для него значительной наградой. Поэтому необходимость в специальных поощрениях в процессе самовоспитания значительно меньше, чем в процессе воспитания. Они обычно требуются лишь в тех случаях, когда мотивы самовоспитания оказываются недостаточно актуальными для стимулирования работы личности. Тогда посещение театра, интересная игровая деятельность и другие виды самопоощрения могут использоваться с целью стимулирования самовоспитания, активизации усилий по совершенствованию качеств личности. Другое предлагаемое А. Я- Аретом средство самовоспитания—«самоуговаривание» не имеет адекватной основы, собственной специфики в процессе самоуправления. Под самоуговариванием обычно понимается или самовнушение, т. е. некритическое принятие тех или иных мыслей, или же самоубеждение, приведение новых доводов в пользу Желаемой деятельности, или то и другое, вместе взятое. Помимо этих двух процессов, нет ничего иного, что бы характеризовало «самоуговаривание» как специфическое явление, имеющее собственную природу. Отсутствие общей логики, системы в разработке средств самовоспитания отрицательно сказывается на их экспериментальном изучении. Так, А. И. Высоцкий, исследуя возможности самоубеждения и самоприказа и не учитывая, что они звенья общей цепи — самоуправления, что самоприказ наиболее эффективен, когда он дается на основе убежденности, а самоубеждение в волевых актах должно завершаться самоприказом, пришел к недооценке возможностей самоприказа и самоубеждения. Как видим, формальное образование средств самовоспитания, излишнее их дробление не способствуют разработке теории и практики самовоспитания. Только обосновывая общую научную систему средств самовоспитания, можно раскрыть сущность каждого из них. Нельзя не
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|