Воспитательного процесса в школе
План 1.Представления о сущности воспитания в педагогике. 2.Недостатки и ошибки, допускаемые в воспитательной работе в школах. 3.Современная педагогическая психология о сущности воспитания и условиях совершенствования воспитательного процесса.В педагогической науке и практике воспитательной работы существовали и по сей день существуют самые противоположные взгляды на сущность воспитания. Раньше в педагогике XIX в., да и в первой половина XX в., воспитание понималось как процесс планомерного систематического воздействия педагога, родителей на личность ребенка в целях привития последнему качеств, желательных взрослым, обществу. При этом само воспитывающее воздействие связывалось преимущественно со словесными разъяснениями норм и правил поведения, а также со словесным убеждением. Считалось, что в процессе разъяснений и убеждения у воспитанника формируются необходимые нравственные качества, которые выразятся затем обязательно в его поступках, в поведении. Но на деле все обстояло не так, а по-другому, как в басне И.А.Крылова "Кот и повар": "А Васька слушает да ест". Дети могут слушать и воспринимать нравственные разъяснения взрослых, педагогов и родителей, а потом поступают вопреки нормам и правилам морали, сообразуясь лишь с собственными желаниями и интересами. Еще К.Д.Ушинский обращал внимание на отрицательные последствия одностороннего применения в воспитательной работе лишь словесных методов: "Что касается до моральных сентенций, то они едва ли даже не хуже наказаний... Приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров"1. Возникает разрыв между нравственными знаниями детей и их поступками.
Методика одностороннего словесного воздействия на детей была названа А.С.Макаренко "парной педагогикой", поскольку при такой методике в воспитательном процессе участвуют двое (пара): воспитатель (убеждающий) и воспитанник (убеждаемый). Макаренко подверг резкой критике "парную педагогику" и в противовес ей разработал так называемую педагогику "параллельного воздействия", согласно которой воспитывающее воздействие педагога на коллектив детей одновременно и параллельно приводит к воспитывающему воздействию коллектива детей на отдельную личность. Чтобы возник эффект параллельного воздействия, необходимы, по мнению Макаренко, два условия. Во-первых, организация детского коллектива и жизни этого коллектива. "Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в наших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи... и в организации жизни ребенка", - писал А.С.Макаренко1. Во-вторых, развитие в детском коллективе определенных отношений - взаимной требовательности и взаимной ответственности. Иных взглядов на воспитательные возможности детского коллектива и на сущность воспитания придерживался В.А.Сухомлинский. Он считал, что детский коллектив, построенный на сложных организационных зависимостях, принципе педагогической требовательности, а также на отношениях приказа и подчинения, как это было у А.С.Макаренко, ущемляет свободу личности, связывает ее волю, "представляет собой опасный источник лицемерия и двоедушия детей". Сущность воспитания В.А.Сухомлинский понимал так: "Я глубоко убежден, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний"2.
Как видим, понимание Сухомлинским сущности воспитания очень близко взглядам на воспитание представителей современной гуманистической психологии и педагогики. Согласно этим взглядам ребенок не только объект, но и активный субъект воспитания, реализующий свою активность в процессе общения, сотрудничества и самовоспитания. Только воспитательными воздействиями на ребенка со стороны педагогов, родителей сформировать из него полноценную личность, считают представители гуманистической психологии, невозможно. Нужно, чтобы человек, в том числе и школьник, на основе внутренних сильных побуждений стремился к самоусовершенствованию. В настоящее время в школах гуманистические взгляды В.А.Сухомлинского на воспитание почти не учитываются, как не учитываются и взгляды представителей гуманистической психологии. В воспитательной работе прочно утвердились серьезные недостатки и ошибки, которые сказываются на уровне воспитанности выпускников общеобразовательной школы: 1. Большинство проводимых мероприятий в школах носит развлекательный характер. Учащиеся на воспитательных мероприятиях поют, танцуют, декламируют, играют, участвуют в конкурсах. Все это развивает у учащихся художественные умения и навыки, однако задачи нравственного воспитания на таких мероприятиях фактически не решаются. Задачи нравственного воспитания - это формирование у школьников активной нравственной позиции, непримиримого отношения к злу, готовности к правильному моральному выбору в сложных жизненных ситуациях. Они требуют применения специальных активных методов их решения, например создания в воспитательном процессе проблемных ситуаций морального выбора, постановки перед учащимися морально-этических проблем, этических диспутов. 2. Воспитательные мероприятия, как правило, являются коллективными, массовыми по форме, рассчитанными на охват всех учащихся класса, школы. При коллективных формах работы отсутствует возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся и осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Индивидуальные формы воспитательной работы в школах применяются редко. В результате преобладания коллективных форм и недостатка индивидуальных форм воспитательной работы эффективность воспитательных мероприятий оказывается низкой, ибо не происходит перестройки личности ученика, его потребностей, отношений, норм поведения.
3. Нет подлинной духовной общности воспитателей и воспитанников, на необходимость которой указывал В.А.Сухомлинский. Часто отсутствует взаимное доверие педагогов и детей, эмпатийное понимание педагогами своих воспитанников. Указанные выше недостатки приводят в конечном счете к формализму в воспитательной работе в школах, к отсутствию реальных результатов системы проводимых воспитательных мероприятий. Директор школы № 19 г.Днепропетровска пишет по этому поводу следующее: "Мы проводили мероприятие за мероприятием, искренне веря в их исцеляющие возможности. Но вот парадокс: чем больше мы внедряли различных форм и методов, тем меньше ученики были с нами, то есть они были рядом, но не с нами. Мы недоумевали: столько работаем, столько всего проводим (проводили действительно много), а результатов нет"1. Безусловно, низкая эффективность воспитательных мероприятий, как и всей воспитательной работы в школах, является следствием не только указанных выше недостатков. Крайне отрицательное влияние на воспитательный процесс в школе и его результаты оказывает социальная среда со всеми ее пороками и противоречиями. Именно негативные процессы и социальные противоречия, усилившиеся в нашем обществе в конце 70-х - начале 80-х гг., привели к невоспитуемости школьников подросткового возраста, отчуждению подростков от взрослых и появлению подростковых группировок. Московский социолог К.Мяло, изучавшая причины возникновения подростковых группировок в г.Казани, указывает на две основные причины: 1) социальная деградация общества и, как следствие этого, процесс деморализации; 2) проникновение мафии с ее организационной системой в среду молодежи. Группировки подростков - это кланы мафии среди несовершеннолетних1. С мнением К.Мяло нельзя не согласиться.
Еще в 70-е гг. в педагогической психологии, а затем и педагогике стало утверждаться новое понимание сущности воспитания. В основе этого нового понимания находились современные этические и психологические представления о нравственном самоусовершенствовании, о саморазвитии, о свободе морального выбора и творческом усвоении индивидом морального опыта общества. Представители ведущих зарубежных направлений в психологии: экзистенциалистской психологии (К.Ясперс), гуманистической психологии (К.Роджерс), антропологизма (О.Брльнов) сходятся в едином мнении о том, что воспитать ребенка только путем внешних воспитательных воздействий на него со стороны родителей, педагогов невозможно. Развитие ребенка происходит на основе непознаваемых законов, скачкообразно, через преодоление внутренних кризисов. В момент этих кризисов, возникающих в сложной ситуации, ребенок, подросток, юноша или взрослый должны принять решение о том, как поступить в данной ситуации, иначе говоря, должны осуществить нравственный выбор -выбор своего отношения к ситуации и поведения в ней. Благодаря выбору своего поведения в конфликтной ситуации человек проявляет моральную активность, свободу воли, познает и усовершенствует себя. С точки зрения психологов-экзистенциалистов и гуманистов, задача педагогов заключается в том, чтобы помочь воспитаннику осуществить правильный нравственный выбор в жизненной ситуации. Этим и ограничиваются функции педагога и возможности воспитания. Как видим, в зарубежной психологии на первый план выдвигается субъективная сторона воспитания, внутренняя нравственная активность ребенка, подростка или юноши. В нашей отечественной психологии, наоборот, преувеличивалась роль объективной стороны воспитания, роль внешних воспитательных воздействий на личность ребенка, регулирующих его поведение, но игнорирующих необходимость активности самого воспитанника в воспитательном процессе. Игнорирование активности ребенка в воспитательном процессе, естественно, снижает возможность творческого самовыражения личности ребенка, формирования у него внутренней потребности в самоусовершенствовании. Подобная пассивная роль ребенка в воспитательном процессе с выдвижением на первый план методов воспитания, формирующих лишь систему поведенческих реакций и подавляющих активность ребенка, проповедуется современными представителями бихевиористской психологии и педагогики за рубежом, в частности американским психологом Б.Скиннером.
Однако и преувеличение роли субъективной стороны воспитательного процесса, самопознания и самовоспитания, как это делают представители экзистенциализма и антропологизма в зарубежной психологии, также приводит к недостатку - уменьшению возможности управления развитием ребенка, а также возможности управления воспитательным процессом. Значит, необходимо соблюдать гибкое, диалектическое соотношение между объективной и субъективной сторонами воспитательного процесса. С конца 60-х - начала 70-х гг. в нашей стране в отечественной педагогической психологии и педагогике стало определяться единое общее направление в разработке теории воспитания и, в первую очередь, теории нравственного воспитания. Это направление, представленное в трудах психологов и педагогов Л.И.Рувинского, С.М.Ковалева, И.С.Марьенко, М.Г.Тайчинова и др., существенно отличалось от традиционных догматических установок на процесс воспитания. Во-первых, оно учитывало необходимость диалектического единства объективной и субъективной сторон воспитания, а ребенок рассматривался не только как объект воспитательных воздействий на него педагогов, родителей и других взрослых, но и как активный субъект воспитания. Во-вторых, субъективная сторона воспитания представлялась как процесс творческого и критического освоения детьми опыта старшего поколения, в частности морального опыта. В-третьих, воспитание должно максимально стимулировать самовоспитание детей, формировать внутреннюю потребность в самоусовершенствовании. Процесс воспитания при реализации указанных выше трех требований складывается из следующих этапов: 1-й этап. Накопление ребенком собственного нравственного опыта в процессе его жизнедеятельности и под воздействием этого опыта определенных изменений в нравственной структуре личности ребенка. 2-й этап. На основе ярких образных примеров, увлекательных перспектив, целей формирование у детей интереса к этим примерам, перспективам, желания и стремления следовать им и достигнуть их. 3-й этап. Заострение противоречия, с одной стороны, между вызвавшими интерес учащихся примерами, перспективами, целями, идеями и, с другой стороны, реальными качествами учащихся, реальным уровнем их нравственного развития и возможностей. 4-й этап. Заострив противоречие между тем, каковы реальные качества ученика, каков он есть на самом деле, и между тем, каким он может стать, если последует показанному примеру, достигнет новой цели, устремится к новой перспективе, надо добиться, чтобы ученик осознал это противоречие. Чем больше учителю или классному руководителю удастся заострить данное противоречие в сознании каждого ученика, тем скорее возникнет у ученика чувство неудовлетворенности собой и стремление измениться в лучшую сторону. Момент осознания учеником своего реального "Я" ("Что я есть на самом деле?"), критическая самооценка своих недостатков и неудовлетворенность собой становятся решающей предпосылкой возникновения у учащихся потребности в нравственном самоусовершенствовании, в самовоспитании. Возникшую у школьника потребность в самоусовершенствовании высоко оценивал В.А.Сухомлинский. Он писал: "Без внутренних духовных усилий ребенка, без его желания быть хорошим немыслима школа, немыслимо воспитание"1. Писатель Г.Медынский, автор популярных книг по проблеме нравственного воспитания молодежи, возникшую у подростка или юноши потребность в самоусовершенствовании назвал нравственным пробуждением личности. "На мой взгляд, - пишет он, - главная цель воспитания: пробудить и развить в человеке стремление и способность к самовоспитанию, к внутреннему совершенствованию... одним словом, в нравственном пробуждении личности и заключается главная! | задача воспитания, его критическая точка"2. 5-й этап. После того как удалось вызвать у ученика критическое; отношение к себе, к своему поведению и стремление измениться Bt лучшую сторону, необходимо включить его в деятельность. Деятельность (учебная, трудовая, творческая и т.д.) должна по содержанию, организации и направленности в наибольшей степени способствовать удовлетворению потребности ученика в изменении своего поведения, своего отношения к окружающему и в самовоспитании. В ходе деятельности учащихся надо создавать такие ситуации, которые требовали бы от учащихся принятия морального решения на основе морального выбора. Это могут быть конфликтные ситуации, вызванные возникшим противоречием между требованиями общественной морали и личными интересами, взглядами, желаниями учащихся, или конфликтные ситуации, обусловленные противоречием между нравственным сознанием и поступками учащихся. Осуществляя моральный выбор в подобных ситуациях и разрешая моральные противоречия, каждый ученик повышает уровень своей моральной культуры и учится принимать правильные решения. "Привычка принимать самостоятельные решения развивает внутреннюю потребность в нравственном поведении без принуждения извне"1. Такая внутренняя нравственная потребность "без принуждения извне" в значительной мере определяет готовность школьника к нравственному поступку. Как следует из охарактеризованных выше пяти этапов процесса воспитания, объективная и субъективная стороны воспитательного процесса взаимосвязаны, а учащиеся самостоятельно, "без принуждения извне" и творческим путем овладевают моральным опытом. В результате у них формируется внутренняя готовность к нравственным действиям, готовность последовательно руководствоваться нравственными принципами и мотивами в любой сложной жизненной ситуации. Эта готовность является критерием оценки уровня нравственной воспитанности школьников. Обобщая все вышеизложенное о воспитании, о его серьезных недостатках в школьной практике, о современном понимании его сущности и структуры, можно указать на ряд психолого-педагогических условий эффективности воспитательного процесса. 1-е условие. Поскольку деятельность и общение являются основными факторами, обусловливающими развитие психики и формирование личности ребенка, как и вообще человека, процесс воспитания надо организовывать как целенаправленную и мотивированную деятельность детей. Задача педагогов - так организовать деятельность детей, чтобы в ходе ее дети самостоятельно овладевали опытом отношений к другим людям, к природе, культуре, опытом общения и поведения в обществе. Это достижимо, если, во-первых, деятельность будет соответствовать возрастным потребностям и интересам детей, во-вторых, если в процессе деятельности будут разрешаться противоречия, возникающие в ходе развития и воспитания младшего школьника, подростка, старшеклассника, и, в-третьих, если коллективные формы деятельности учащихся сочетаются с индивидуальными формами. 2-е условие. Воспитание нельзя рассматривать лишь как процесс прямолинейного одностороннего воздействия учителей и воспитателей на ученика как на пассивный объект. Воспитание должно максимально вызывать активность каждого ученика как субъекта воспитания, содействовать самореализации личности, самоутверждению, способствовать раскрытию природных задатков ученика. Чтобы добиться такой активности ученика в воспитательном процессе, необходимо уметь оказывать сильное воздействие на внутренний мир ребенка, подростка или юноши, на их эмоции, чувства и сознание. В педагогике необходимость такого воздействия на внутренний мир школьника нашла отражение в сформулированной закономерности: чем значительней влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат. Воздействовать сильно на внутренний мир, эмоции, чувства, воображение учащихся можно с помощью ярких эмоциональных образов, увлекательных идей, убедительных жизненных примеров, средствами искусства и т.д. 3-е условие. Воспитательный процесс должен строиться как процесс общения педагога с учащимися, процесс межличностного их взаимодействия на основе принципов гуманистической психологии и педагогики. Карл Роджерс сформулировал 3 принципа межличностного гуманистического общения: а) безоценочное положительное принятие одним человеком, например педагогом, другого человека, например учителем ученика; б) активное эмпатийное слушание другого человека, например учителем ученика; в) адекватное и искреннее выражение себя, например педагогом, в общении с другими, например с учащимися. Как видим, в основе этих трех принципов гуманистического общения лежит такое личностное качество, как эмпатия. Эмпатия (в переводе с греческого - сопереживание) означает понимание эмоциональных состояний другого человека, сопереживание его состояний, соучастие в его настроениях, переживаемых чувствах. Как показали исследования казанского психолога И.М.Юсупова, эмпатия является интегративным и основным профессионально-личностным качеством педагога. Это качество, бесспорно, усиливает влияние личности учителя на внутренний мир учащихся, придавая общению педагога с учащимися эмпатийную направленность. Об этом свидетельствует опыт эмпатийного общения с детьми таких замечательных педагогов, как В.А.Сухомлинский, ША.Амонашвили, А.А. Католиков и др. Эмпатийное общение педагога с детьми, богатство эмоциональных отношений и взаимное доверие в процессе такого общения являются мощным психологическим средством воспитывающего воздействия на детей со стороны педагогов. Однако надо иметь в виду, что формирование эмпатийного понимания и доверительных отношений между педагогом и детьми должно постепенно перерастать в эмпатию и взаимное доверие между детьми. 4-е условие. Надо рассматривать воспитательное воздействие педагога на учащихся посредством организации деятельности учащихся и общения с ними как предпосылку перехода от объективной стороны воспитания к субъективной, т.е. к самовоспитанию. Важнейшая функция воспитания - побуждать школьника к самовоспитанию. "Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, - это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание", - справедливо отмечал В.А.Сухомлинский1. 5-е условие. Воспитание, как и обучение, должно быть лично-стно-ориентированным. Личностно-ориентированное воспитание, как и обучение, предполагает индивидуальный подход к каждому ученику и применение индивидуальных форм воспитательной работы. В этих целях необходимо изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в процессе воспитания. Это в первую очередь индивидуально-типологические особенности ВНД школьников, проявляющиеся в свойствах типа темперамента, в особенностях формирующегося характера и личности ученика, отклонения и патологии в развитии, природные задатки и склонности. Таковы некоторые основные условия совершенствования воспитательного процесса в школе. В лекции были изложены три точки зрения на сущность процесса воспитания: А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и Г.Медынского. Эти три точки зрения по существу не противоречат друг другу. Дело лишь в том, что А.С.Макаренко указывает на внешнюю, организационную сторону воспитательного процесса, В.А.Сухомлинский имеет в виду сторону общения педагога с детьми - педагогическое взаимодействие, а Г.Медынский обращает внимание на субъективную сторону - сторону самовоспитания. В целом эти три взгляда на воспитание отражают сущность воспитания в единстве его объективной и субъективной сторон. Лекция 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|